Правописание сочетаний -ча,-ща,-чу,-щу УМК "XXI век"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Захарова Дарья Петровна

Урок был представлен в рамках открытого урока. В игровой форме дети осваивают новый материал, двигаясь на поезде по выданному каждому маршруту. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_1_3.docx475.51 КБ
Файл Презентация475.68 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Захарова Дарья Петровна

Тема: Правописание сочетаний ча-, ща-, чу-, щу-

Тип урока: изучение новых знаний

Цель: Формирование представления детей о согласных звуках [ч'] и [щ'] как о глухих, мягких, шипящих; познакомить с орфограммой  ча-, ща-, чу-, щу-; упражнение в написании сочетаний ча-,ща-,чу-,щу- ; развитие внимания, наблюдательности, речи; воспитание дружеского отношения в коллективе класса

Формы и методы, применяемые на уроке:

Формы: фронтальная, индивидуальная, парная

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Используемые приемы оценивания: самооценка

Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающая

Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, учебник, карточки

Планируемые результаты

Предметные результаты:

знакомство с орфограммой ча-,ща-, чу-, щу-; формирование навыка написания в словах орфограммы ча-,ща,чу-,щу- и нахождения ее в предложенном тексте

подбирать примеры слов с этими сочетаниями; писать слова с сочетаниями    ча- , ща-, чу-, щу-, а также списывать текст без ошибок

Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану; учится работать совместно с учителем и одноклассниками; осмысливать текстовый материал с целью его анализа; высказывать свое предположение; оценивать свои достижения; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем

Познавательные УУД:  

Применять полученную информацию, самостоятельно и в паре выполнять задания, делать простейшие выводы; добывать новые знания; умение отвечать на вопросы; умение делать выводы совместно с классом; умение использовать алгоритм списывания

Коммуникативные УУД:

Участвовать в диалоге; умение работать в паре, слушать собеседника; строить краткое устное высказывание по теме

Личностные:

Ученик получит возможность формирования:

Внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика); положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения; учебно-познавательного интереса к новому материалу; осознание себя частью коллектива; способность к самооценке учебной деятельности  на основе критериев успешности

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

  1. Организационный момент

Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на позитивную и продуктивную работу на уроке.

Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место проверяют наличие учебных принадлежностей

  1. Актуализация необходимых знаний

Знакомит обучающихся с маршрутным листом. Приложение 1

Предлагает отправится на первую станцию “По следам памяти” и задает вопрос:

- Вот и приехали мы с вами на первую станцию. Какие согласные шипящие звуки вы знаете?

- Дайте характеристику звукам ж, ш

- Вспомните, какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке?

- Приведите примеры с этой орфограммой (на доске свои варианты)

Учитель предлагает обратить внимание на то, что в поезд садятся еще два согласных звука ч,щ и просит дать их характеристику

Учитель предлагает оценить себя каждому самостоятельно в маршрутном листе.

Учитель предлагает отправится на следующую станцию “Пиши красиво”; просит учеников открыть тетради и совместно с ними прописывает дату и “классная работа”, проговаривая и контролируя качество исполнения.

Задает вопрос:

- Когда поезд едет, какой он издает звук?

- Какой мы слышим первый звук, назовите его?

- Какой буквой мы обозначаем звук ч’ на письме?

Учитель предлагает прописать в тетрадях букву ч заглавную и строчную, соблюдая закономерность, сначала прописывая и проговаривая каждый элемент буквы на доске. Затем контролирует качество исполнения в тетрадях у учеников.

- Какой еще шипящий мягкий согласный звук едет с нами в поезде?

- Какой буквой мы обозначаем звук щ’ на письме?

Учитель предлагает прописать в тетрадях букву щ заглавную и строчную, соблюдая закономерность, сначала прописывая и проговаривая каждый элемент буквы на доске. Затем контролирует качество исполнения в тетрадях у учеников.

Учитель предлагает оценить себя каждому самостоятельно в маршрутном листе.

Изучают маршрутный лист

Ответы учеников

Обучающиеся дают характеристику звукам

Ответы учеников

Обучающиеся приводят примеры

Ученики дают характеристику звукам ч,щ

Открывают тетради, записывают дату и “классная работа”

Ответы учеников

Ответы учеников

Ответы учеников

Учащиеся прописывают заглавную и строчную букву Чч

Учащиеся прописывают заглавную и строчную букву Щщ

  1. Мотивационная познавательная деятельность

Учитель предлагает отправиться на следующую станцию «Найди пару»

- Посмотрите, к нам на станцию пришли гласные буквы А,У. Что мы знаем про эти гласные буквы? Что они делают с предшествующим согласным звуком?

-Посмотрите, кто еще пришел к нам на станцию: звери. Это мамы, которые потеряли в чаще леса своих детенышей. Давайте поможем им!

Учитель предлагает выполнить задание в парах. Объясняет суть задания ученикам, обращает внимание на лежащие на партах карточки с животными: звери (мамы) и их детеныши. Задача - составить правильную пару.

Учитель также напоминает о правилах поведения при работе в парах: уважать мнение собеседника, вести обсуждения шепотом, не ругаться, а когда задание выполнено дружно поднять руки.

Далее учитель демонстрирует правильные ответы на интерактивной доске и проверяет вместе с учениками.

Задает вопрос:

- В словах бельчата, зайчата, волчата дайте характеристику звуку ч’.

- А в слове щурята дайте характеристику звуку щ’.

- Но как же так? Мы же с вами знаем: раз согласный звук мягкий после него должны стоять гласные я, е, и, ё или ю! Почему же во всех этих словах мы пишем после мягких согласных ч,щ гласные буквы а,у? Давайте исследуем этот вопрос.

Сначала учитель просит оценить себя в маршрутном листе, а затем предлагает отправится на станцию «Страничка истории».

Ответы детей

Ученики выполняют задание

Проверяют вместе с учителем правильность выполнения задания

Ответы детей

Ответы детей

  1. Организация познавательной деятельности

Учитель просит открыть учебник на с. 69 и прочитать текст читающего ребенка.

Учитель рассказывают историю возникновения орфограммы ча,ща пиши с буквой а, чу,щу пиши с буквой у.

Просит учеников повторить орфограмму и оценить себя в маршрутном листе.

Далее учитель предлагает исследовать орфограмму ча, ща пиши с буквой а, чу,щу пиши с буквой у и отправится на следующую станцию «Составь слова».

Учитель предлагает выполнить следующее задание, объясняет суть задания и просит перевернуть карточки, которые лежат на парте.

Задает вопрос:

 - Какие слова у вас получились?

Учитель предлагает записать в тетрадь некоторые из получившихся слов в строчку, через запятую, подчеркнув правило.

Учитель пишет на доске слова вместе с учениками.

Учитель просит оценить свою работу в маршрутном листе, а также отправится на следующую станцию «Изографы».

Открывают учебник, следят за текстом

Ученики повторяют орфограмму

Ученики выполняют задание в паре

Ответы учеников: чудо, ворчать, роща, хочу, угощу, свеча, кричу

Обучающиеся записывают слова в тетрадь.

ФИЗМИНУТКА

  1. Организация познавательной деятельности

Учитель включает изографы на электронной доске и предлагает их отгадать.

Задает вопросы:

- Какую букву мы пишем в слове «часы» после мягкого согласного звука ч?

- Какую букву мы пишем после мягкого согласного звука щ в слове щука?

Учитель совместно с обучающимися делает вывод о том, что орфограмма ча , ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у используется на письме.

Учитель предлагает оценить себя в маршрутном листе.

Учитель предлагает отправится в путешествие дальше на станцию “Найди ошибки”.

Дает задание на карточках, задает вопрос:

- Что с этим текстом не так?

Далее учитель объясняет суть задания. (в карточке исправить текст: обозначив границы предложений, исправить строчную букву на заглавную, а также исправить ошибки в написании слов, применяя правило, которое мы изучили в результате исследования).

 Учитель включает правильный текст на интерактивной доске. (совместная проверка)

Затем просит переписать первое предложение, напоминая правила списывания текста (если время позволяет, списывают второе предложение)

Учитель предлагает оценить себя в маршрутном листе. А также отправится на следующую станцию «Сундук знаний».

Обучающиеся отгадывают изографы

Ответы детей

Ответы детей

Делают вывод совместно с учителем

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

Проверяют выполненное задание.

Выполняют задание

  1. Подведение итогов

Учитель просит посмотреть на маршрутные листы и задает вопросы:

- Все станции мы проехали?

- На всех станциях вы оценили свою работу?

- Посчитайте, каких кружков у вас больше красных, зеленых или желтых?

 Отвечают на вопросы учителя.

  1. Рефлексия

-  Какую интересную орфограмму мы сегодня исследовали?

- Где вам может пригодится орфограмма ча, ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у?

-Придумайте по одному примеру на это правило.

- Вам понравился сегодняшний урок?

- Что вам захотелось рассказать сегодня дома родителям?

У нас было интересное путешествие, вы отлично поработали, а сейчас оставьте, пожалуйста, ваши маршрутные листы на партах и выходите на переменку

Отвечают на вопросы учителя

Приложение 1

1

По следам памяти

2

Пиши красиво

3

Найди пару

4

Страничка истории

5

Составь слова

6

Найди ошибки

7

Сундук знаний

                                     

Маршрутный лист

Приложение 2

               

 

Приложение 3

РО    ЩА        МЕЧ   ТА        ЗАДА   ЧА

ЧА   ЩА        ЧАШ   КА       РЫ      ЧАТ

 

Приложение 4

        

Приложение 5

мы чясто ходим в лес как чюдесна природа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание сочетаний -ча,-ща,-чу,-щу УМК "XXI век" Учитель начальных классов Захарова Дарья Петровна ГБОУ СОШ №385 Санкт-Петербург

Слайд 3

Тема урока: Правописание сочетаний - ча , -ща, -чу, - щу

Слайд 4

Отправляемся в путешествие!

Слайд 5

1 станция По следам памяти

Слайд 6

2 станция Пиши красиво

Слайд 7

3 станция Найди пару

Слайд 8

4 станция Страничка истории

Слайд 9

5 станция Составь слова

Слайд 10

6 станция Найди ошибки

Слайд 11

7 станция Сундук знаний

Слайд 12

Наше путешествие окончено!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».

Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...

Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс

Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять  сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....

Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс

Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"

Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...