Правописание сочетаний -ча,-ща,-чу,-щу УМК "XXI век"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)
Урок был представлен в рамках открытого урока. В игровой форме дети осваивают новый материал, двигаясь на поезде по выданному каждому маршруту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_1_3.docx | 475.51 КБ |
Презентация | 475.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель: Захарова Дарья Петровна | |||
Тема: Правописание сочетаний ча-, ща-, чу-, щу- | Тип урока: изучение новых знаний | ||
Цель: Формирование представления детей о согласных звуках [ч'] и [щ'] как о глухих, мягких, шипящих; познакомить с орфограммой ча-, ща-, чу-, щу-; упражнение в написании сочетаний ча-,ща-,чу-,щу- ; развитие внимания, наблюдательности, речи; воспитание дружеского отношения в коллективе класса | |||
Формы и методы, применяемые на уроке: Формы: фронтальная, индивидуальная, парная Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый Используемые приемы оценивания: самооценка | |||
Технологии: ИКТ технологии, здоровьесберегающая | |||
Ресурсы урока: компьютер, интерактивная доска, меловая доска, учебник, карточки | |||
Планируемые результаты | |||
Предметные результаты: знакомство с орфограммой ча-,ща-, чу-, щу-; формирование навыка написания в словах орфограммы ча-,ща,чу-,щу- и нахождения ее в предложенном тексте подбирать примеры слов с этими сочетаниями; писать слова с сочетаниями ча- , ща-, чу-, щу-, а также списывать текст без ошибок | Регулятивные УУД: учиться работать по предложенному учителем плану; учится работать совместно с учителем и одноклассниками; осмысливать текстовый материал с целью его анализа; высказывать свое предположение; оценивать свои достижения; соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем Познавательные УУД: Применять полученную информацию, самостоятельно и в паре выполнять задания, делать простейшие выводы; добывать новые знания; умение отвечать на вопросы; умение делать выводы совместно с классом; умение использовать алгоритм списывания Коммуникативные УУД: Участвовать в диалоге; умение работать в паре, слушать собеседника; строить краткое устное высказывание по теме | Личностные: Ученик получит возможность формирования: Внутренней позиции на уровне положительного отношения к школе (принятие и осознание роли ученика); положительное отношение к русскому языку как к предмету изучения; учебно-познавательного интереса к новому материалу; осознание себя частью коллектива; способность к самооценке учебной деятельности на основе критериев успешности | |
Ход урока | |||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | ||
| |||
Приветствует обучающихся, проверяет готовность к уроку, настраивает на позитивную и продуктивную работу на уроке. | Приветствуют учителя, организуют своё рабочее место проверяют наличие учебных принадлежностей | ||
| |||
Знакомит обучающихся с маршрутным листом. Приложение 1 Предлагает отправится на первую станцию “По следам памяти” и задает вопрос: - Вот и приехали мы с вами на первую станцию. Какие согласные шипящие звуки вы знаете? - Дайте характеристику звукам ж, ш - Вспомните, какую орфограмму мы изучали на прошлом уроке? - Приведите примеры с этой орфограммой (на доске свои варианты) Учитель предлагает обратить внимание на то, что в поезд садятся еще два согласных звука ч,щ и просит дать их характеристику Учитель предлагает оценить себя каждому самостоятельно в маршрутном листе. Учитель предлагает отправится на следующую станцию “Пиши красиво”; просит учеников открыть тетради и совместно с ними прописывает дату и “классная работа”, проговаривая и контролируя качество исполнения. Задает вопрос: - Когда поезд едет, какой он издает звук? - Какой мы слышим первый звук, назовите его? - Какой буквой мы обозначаем звук ч’ на письме? Учитель предлагает прописать в тетрадях букву ч заглавную и строчную, соблюдая закономерность, сначала прописывая и проговаривая каждый элемент буквы на доске. Затем контролирует качество исполнения в тетрадях у учеников. - Какой еще шипящий мягкий согласный звук едет с нами в поезде? - Какой буквой мы обозначаем звук щ’ на письме? Учитель предлагает прописать в тетрадях букву щ заглавную и строчную, соблюдая закономерность, сначала прописывая и проговаривая каждый элемент буквы на доске. Затем контролирует качество исполнения в тетрадях у учеников. Учитель предлагает оценить себя каждому самостоятельно в маршрутном листе. | Изучают маршрутный лист Ответы учеников Обучающиеся дают характеристику звукам Ответы учеников Обучающиеся приводят примеры Ученики дают характеристику звукам ч,щ Открывают тетради, записывают дату и “классная работа” Ответы учеников Ответы учеников Ответы учеников Учащиеся прописывают заглавную и строчную букву Чч Учащиеся прописывают заглавную и строчную букву Щщ | ||
| |||
Учитель предлагает отправиться на следующую станцию «Найди пару» - Посмотрите, к нам на станцию пришли гласные буквы А,У. Что мы знаем про эти гласные буквы? Что они делают с предшествующим согласным звуком? -Посмотрите, кто еще пришел к нам на станцию: звери. Это мамы, которые потеряли в чаще леса своих детенышей. Давайте поможем им! Учитель предлагает выполнить задание в парах. Объясняет суть задания ученикам, обращает внимание на лежащие на партах карточки с животными: звери (мамы) и их детеныши. Задача - составить правильную пару. Учитель также напоминает о правилах поведения при работе в парах: уважать мнение собеседника, вести обсуждения шепотом, не ругаться, а когда задание выполнено дружно поднять руки. Далее учитель демонстрирует правильные ответы на интерактивной доске и проверяет вместе с учениками. Задает вопрос: - В словах бельчата, зайчата, волчата дайте характеристику звуку ч’. - А в слове щурята дайте характеристику звуку щ’. - Но как же так? Мы же с вами знаем: раз согласный звук мягкий после него должны стоять гласные я, е, и, ё или ю! Почему же во всех этих словах мы пишем после мягких согласных ч,щ гласные буквы а,у? Давайте исследуем этот вопрос. Сначала учитель просит оценить себя в маршрутном листе, а затем предлагает отправится на станцию «Страничка истории». | Ответы детей Ученики выполняют задание Проверяют вместе с учителем правильность выполнения задания Ответы детей Ответы детей | ||
| |||
Учитель просит открыть учебник на с. 69 и прочитать текст читающего ребенка. Учитель рассказывают историю возникновения орфограммы ча,ща пиши с буквой а, чу,щу пиши с буквой у. Просит учеников повторить орфограмму и оценить себя в маршрутном листе. Далее учитель предлагает исследовать орфограмму ча, ща пиши с буквой а, чу,щу пиши с буквой у и отправится на следующую станцию «Составь слова». Учитель предлагает выполнить следующее задание, объясняет суть задания и просит перевернуть карточки, которые лежат на парте. Задает вопрос: - Какие слова у вас получились? Учитель предлагает записать в тетрадь некоторые из получившихся слов в строчку, через запятую, подчеркнув правило. Учитель пишет на доске слова вместе с учениками. Учитель просит оценить свою работу в маршрутном листе, а также отправится на следующую станцию «Изографы». | Открывают учебник, следят за текстом Ученики повторяют орфограмму Ученики выполняют задание в паре Ответы учеников: чудо, ворчать, роща, хочу, угощу, свеча, кричу Обучающиеся записывают слова в тетрадь. | ||
ФИЗМИНУТКА | |||
| |||
Учитель включает изографы на электронной доске и предлагает их отгадать. Задает вопросы: - Какую букву мы пишем в слове «часы» после мягкого согласного звука ч? - Какую букву мы пишем после мягкого согласного звука щ в слове щука? Учитель совместно с обучающимися делает вывод о том, что орфограмма ча , ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у используется на письме. Учитель предлагает оценить себя в маршрутном листе. Учитель предлагает отправится в путешествие дальше на станцию “Найди ошибки”. Дает задание на карточках, задает вопрос: - Что с этим текстом не так? Далее учитель объясняет суть задания. (в карточке исправить текст: обозначив границы предложений, исправить строчную букву на заглавную, а также исправить ошибки в написании слов, применяя правило, которое мы изучили в результате исследования). Учитель включает правильный текст на интерактивной доске. (совместная проверка) Затем просит переписать первое предложение, напоминая правила списывания текста (если время позволяет, списывают второе предложение) Учитель предлагает оценить себя в маршрутном листе. А также отправится на следующую станцию «Сундук знаний». | Обучающиеся отгадывают изографы Ответы детей Ответы детей Делают вывод совместно с учителем Учащиеся выполняют задание самостоятельно. Проверяют выполненное задание. Выполняют задание | ||
| |||
Учитель просит посмотреть на маршрутные листы и задает вопросы: - Все станции мы проехали? - На всех станциях вы оценили свою работу? - Посчитайте, каких кружков у вас больше красных, зеленых или желтых? | Отвечают на вопросы учителя. | ||
| |||
- Какую интересную орфограмму мы сегодня исследовали? - Где вам может пригодится орфограмма ча, ща пиши с буквой а, чу, щу пиши с буквой у? -Придумайте по одному примеру на это правило. - Вам понравился сегодняшний урок? - Что вам захотелось рассказать сегодня дома родителям? У нас было интересное путешествие, вы отлично поработали, а сейчас оставьте, пожалуйста, ваши маршрутные листы на партах и выходите на переменку | Отвечают на вопросы учителя |
Приложение 1
1 | По следам памяти | |
2 | Пиши красиво | |
3 | Найди пару | |
4 | Страничка истории | |
5 | Составь слова | |
6 | Найди ошибки | |
7 | Сундук знаний |
Маршрутный лист
Приложение 2
Приложение 3
РО ЩА МЕЧ ТА ЗАДА ЧА
ЧА ЩА ЧАШ КА РЫ ЧАТ
Приложение 4
Приложение 5
мы чясто ходим в лес как чюдесна природа
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тема урока: Правописание сочетаний - ча , -ща, -чу, - щу
Отправляемся в путешествие!
1 станция По следам памяти
2 станция Пиши красиво
3 станция Найди пару
4 станция Страничка истории
5 станция Составь слова
6 станция Найди ошибки
7 станция Сундук знаний
Наше путешествие окончено!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Согласный звук (ч*). Строчная буква ч. Правописание сочетаний ЧА, ЧУ».
Урок по программе "Школа 2100", интегрированный, с применением деятельностного метода, коллективной и групповой формы работы. ...
Правописание сочетаний чк, чн, щн.2 класс
Обобщить знания о способах обозначения мягкости согласных. Развивать умения правильно писать слова с буквосочетаниями чк, чн, нщ. Учить заменять сочетание слов одним словом близким по смыслу.Про...
Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"
Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....
Конспект урока русского языка по теме: " Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Урок проведён во 2 классе по программе "Начальная школа 21 века" Тип урока- повторение и закрепление знаний....
Урок русского языка «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.» 2-й класс
Тема: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Правописание сочетаний ча-ща.».Цели: 1) уточнить представление учащихся о звуках ч, щ как всегда мягких, формировать умение использовать правило сочетаний ча-щ...
Конспект урока по русскому языку 2 класс "Правописание сочетаний ЧК, ЧН"
Данный конспект подходит для уроков русского языка во 2 классе...