Законы улиц и дорог. Простые и сложные предложения с однородными членами.
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

Конспект комбинированного урока  русского языка и занятия по ПДД для учащихся 4 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vtyurina_konspekt.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:


                                                             

  Конспект комбинированного урока

русского языка и занятия по ПДД

для учащихся 4 класса

 выполнила

                                                        учитель начальных классов

                                                           Втюрина Елена Анатольевна

МБОУСОШ №141 г. Уфа

                                

Тема: Законы улиц и дорог. Простые и сложные предложения с однородными членами.

Цели деятельности педагога: создать условия для закрепления правил дорожного движения, правил поведения пешеходов; способствовать развитию монологической речи. Повторить знания о простых и сложных предложениях с однородными членами.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся соблюдать правила дорожного движения, поведения пешеходов, нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города; осознавать ответственность за свои поступки; научатся правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях с однородными членами.

Метапредметные 

Регулятивные: 

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками

-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

- использовать общие приёмы решения учебных задач, осуществлять рефлексию способов и условий действий;

- использовать знаково-символические средства (модели) для решения познавательной задачи

- строить речевое высказывание.

Коммуникативные: 

- осуществлять взаимный контроль

- строить монологическое высказывание

- задавать вопросы

Личностные: 

- демонстрируют самостоятельную и личную ответственность за свои поступки

-   установку на здоровый образ жизни

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Оборудование урока: презентация по ПДД (с фонограммами и фильмом), рисунки дорожных знаков, карточки с заданиями.

Ход урока

Орг момент

фонограмма “Автомобили, автомобили, буквально всё заполонили…»

Баба Яга. Безобразие!

Девочка: Что с тобой Яга?

Б.Я. Оштрафовали! Не там видите ли улицу перехожу. На метле полетела, опять свистят! «Не положено, говорят,  в городе на таком виде транспорта передвигаться».

Эти, …как их…слово-то такое мудрёное...

Мальчик: Инспектора что ли? (карточка )

Баба Яга: Вот-вот, они самые. Знаки на дорогах понавешали, указателей натыкали. Уважающей себя Бабе Яге и пролететь негде!

300 лет я прожила в избушке на курьих ножках, а под старость лет решила с удобствами пожить, приобрела квартирку в столице Башкортостана, в прекрасном цветущем городе Уфа.

Мальчик: Так это же хорошо. Подкрепишься медком, кумысом…

Девочка: А какие в нашем городе парки, театры, музеи…

Баба Яга: Да я рада бы оздоравливаться, окультуриваться, да кругом джипы, мотоциклы и даже автобусы. Не образованная я, в лесу то школы не было…

Ребята! Вы мне помогите!

И если можно, расскажите…

Дорогу как переходить,

Чтоб под трамвай не угодить! Ой беда, беда…(Баба Яга плачет)

Девочка: Не плач, бабулечка. Оставайся с нами.  Мы как раз начинаем урок.

Баба Яга: Ой спасибо милые, спасибо родимые, от верной гибели бабушку спасаете.

- Ребята , перед вами двойная ответственность: не только проверить свои знания, но и помочь бабушке. Справимся?

Орфографическая минутка

Баба Яга: А что это за дырочки в словах? (орфограммы)

Баба Яга: А что такое орфограммы? (ошибкоопасные места)

- Объясните пропущенные орфограммы:

воспитатель семья подъезд вертолёт ванна обошёл легковые молодёжь собака шина

- Запишите транскрипцию первых трёх слов, выполните устный звуко-буквенный анализ одного из этих слов.

Далее все слова на карточках

Из первых слогов данных слов составьте новое слово: ракета, дудочка, газета- радуга

Теперь составьте слово из вторых слогов: Пуговица, молоток, лава- голова

(назовите второй корень в слове «вертолёт», образуйте однокоренное слово с помощью приставки, с помощью суффикса, и с помощью приставки, и с помощью суффикса)

Викторина по ПДД:

Самое опасное место в городе, пресечение дорог (перекрёсток)

Место, где пассажиры входят  в общественный транспорт и выходят из него (остановка)

Колёсное транспортное средство, приводимое в движение мускульной силой человека (велосипед)

Что должен иметь пешеход, чтобы быть заметней для водителя (светоотражатели)

Человек, едущий на транспорте (пассажир)

Работа с простыми предложениями

На доске схемы предложений.

 Баба Яга: А что это за фигуры такие нарисованы

- Ребята, объясните бабушке. (схемы предложений)

- Что такое предложение? (слова, связанные по смыслу)

- Какими бывают предложения по цели высказывания? (повествовательные, вопросительные, побудительные.

Какая цель этих предложений? (с примерами используя слова с доски)

- Какими бывают предложения по интонации? (воскл. и невоскл.) Какой знак препинания стоит в конце восклицательных предложений? (восклицательный)

- Каким по наличию второстепенных членов является предложение «Девочка идёт.» (нераспр.)

- Распространите его прилагательным, наречием, существительным. А теперь одновременно и прил, и нар, и сущ.

-  Какие схемы вы здесь видите? (простых предложений с однородными членами)

- Какие предложения мы называем простыми? (у которых одна грам. основа)

- А что такое однородные члены предложения? (члены предложения, которые относятся к одному и тому же слову и отвечают не один и тот же вопрос)

- Всё ли в порядке в этих схемах? (не хватает знаков препинания), кто попытается расставить.

-Почему перед союзом и в некоторых случаях стоит запятая, а в некоторых нет? (перед одиночным союзом и при однородных членах запятая не ставится, а при повторяющихся ставится)

- Какими членами предложения могут быть однородные? (подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами) Приведите примеры, используя любые слова на доске (можно добавлять свои).

Словесная игра «Разрешается-запрещается»

- Ехать зайцем, как известно…

- Уступать старушке место …

- Переход при красном свете…

- При зелёном, даже детям…

- По проезжей части бегать…

- А ходить по тротуарам …

Баба Яга: А что за чудище- трёхглазое вдоль дорог у вас стоит?

- Да это не чудище бабушка, а светофор. Ребята, объясните для чего он нужен….

Научная группа подготовила сообщение из истории светофора:

Оказывается, регулировать движение с помощью механического прибора начали уже 140 лет назад, в Лондоне. Управлял первым светофором специально приставленный человек, ремнями он поднимал и опускал стрелку прибора. Потом стрелку заменил фонарь с зелёными и красными стёклами.

У нас в стране первый светофор появился в 1929 году в Москве. Он был похож на круглые часы с тремя секторами — красным, жёлтым и зелёным. А регулировщик вручную поворачивал стрелку, устанавливая её на нужный цвет.

Первый трёхцветный светофор появился в США. Он уже имел электрическое управление.

Интересно, что в первых светофорах зелёный сигнал находился наверху. А теперь во всех странах мира сигналы светофора располагаются по единому правилу: вверху—красный, посередине — жёлтый, внизу — зелёный.

Физминутка 

 буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание! 

Баба Яга: Вот уморили старушку…

Коллективная игра «да-нет»

Можно ездить на велосипеде, не держась за руль? (Нет).

Разговаривать во время движения с водителем можно? (Нет!)

Обязательно ли в машине пристёгиваться ремнями безопасности? (Да)

Можно высовываться из окна транспорта? (Нет)

Можно ли ходить по автобусу во время движения? (Нет.)

Можно ли в автобусе громко разговаривать? (Нет)

Нужны ли права, категории М для управления скутером? (да)

- Ребята, как называются знаки  в красном круге? (запрещающие)

- Что запрещают эти знаки?

- Как называются знаки в синем круге? (предписывающие)

- Что они советуют делать?

- Как называются знаки в красном треугольнике? (предупреждающие)

- О каких опасностях они предупреждают?

- Как называются знаки в синем прямоугольнике? (информационные)

- О чём они информируют?

Шуточный тест « Выбери правильный ответ»

  1. Как называют человека, который плохо водит машину: чайник, самовар, кофейник?
  2. Как водитель называет руль: бублик, баранка, сушка?
  3. Как называется пешеходный переход: лошадь, корова, зебра?
  4. Как называют водителя управляющего такси: таксофон, развозщик, таксист?
  5. Каких колес не бывает: лысых, шипованных, волосатых?
  6. Чем регулирует движение регулировщик дубинкой, тростью, жезлом?
  7. Кто ездит без билета в автобусе: волк, лиса, заяц?

Работа над сложными предложениями

- Какие предложения мы называем сложными? (несколько грамматических основ)

- Как в устной речи соединяются простые предложения в составе сложного? (интонацией или союзом)

- Когда ставится запятая между простыми предложениями в составе сложного? (всегда)

- Расставьте запятые в сложных предложениях, назовите их грамматические основы, нарисуйте их схемы, дайте характеристику предложениям.

Игра «Доскажи словечко»

И проспекты, и бульвары,

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой… (стороны)

Если едешь ты в трамвае

И вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая,

Проходи скорей…( вперед)

Где улицу надо тебе перейти

О правиле помни простом:

С вниманием налево сперва погляди,

Направо взгляни…(потом).

        

Напомни ротозею строго:

Здесь проезжая дорога!

Кто на улице резвиться,

Потом окажется… ( в больнице).

        

Когда транспорт на дороге

У обочины стоит

Он обычно закрывает

пешеходам общий вид.

Грузовик или автобус

Обходить опасно.

Это каждый пешеход

Должен знать…(прекрасно).        

 Тише едешь- дальше (будешь)

Жизнь хороша, когда едешь (неспеша)

- Баба Яга, творческая группа наших ребят приготовили для тебя необычный проект.

Баба Яга: Я люблю сюрпризы.

Видеоролик с участием ребят

Баба Яга: ой спасибо, уважили старушку.

 (частушка)

Очень важная наука-

Правила движения.

И должны их соблюдать

Все без исключения.

- Но я вижу бабуля, что урок для вас не прошёл даром.

Баба Яга: Да, теперь дорогу переходить я умею, ещё 300 лет проживу, Ferrari 

мне Кощей купит, и на водительские права пойду учиться.

- Да ты у нас продвинутая бабушка, способная, у тебя обязательно получится.

Домашнее задание:

1 уровень: решить кроссворд (по карточкам)

2 уровень: Выписать из художественных произведений 3 простых предложения с однородными членами и 3 сложных предложения.

3 уровень: Составить памятку пешехода

4 уровень: Придумать текст, в котором все предложения будут с запятыми.

Рефлексия

- Ребята, я предлагаю проверить, все ли в нашем классе усвоили сегодняшний урок? Если вы всегда будете соблюдать ПДД, то приклейте на доску зелёную карточку, если хоть иногда нарушите, то жёлтую, а если ПДД не для вас- тогда красную. (Если будет жёлтая или красная карточка: Жёлтой карточки бы не было, если бы я сказала, что в России за 2014 год погибли 26963 человека)

- Берегите себя!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

"Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

Карточки по русскому языку "Простые и сложные предложения с однородными членами"

Карточки для самостоятельной работы по русскому языку для 4 класса по теме "Простые и сложные предложения с однородными членами"...