Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Урок русского языка в 4 классе по теме "Изменение глаголов по временам" Школа России

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «Изменение глаголов по временам»

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: учить образовывать разные временные формы глаголов.

Задачи:

- повторить временные формы глагола;

- научиться определять время глаголов

(способствовать развитию умения различать временные формы глагола);

- правильно употреблять временные формы глаголов;

- воспитывать  у  учащихся познавательный интерес, коммуникативные навыки в процессе работы в группах.

Формируемые УУД:  

регулятивные: контролировать и оценивать свои действия, формирование умения высказывать свои предположения на основе работы с материалом учебника, умение ориентироваться в учебнике, умение извлекать информацию из таблицы;

коммуникативные: умение работать в группе,  высказывать свои суждения, слушать и понимать других;

личностные: умение высказывать свое мнение, выражать свои эмоции. формирование мотивации  к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.  

Ход урока:

  1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
  2. Словарная работа

Что мы знаем о глаголе?

Что означает это слово? Как называются такие слова?

Что можем рассказать о глаголе ГОРЕТЬ, СГОРЕТЬ? Неопределенная форма. Чем отличаются? Совершенный и несовершенный вид

2.Работа в группе (распределить глаголы на 2 группы)  Ребята, объединитесь в группы. Перед вами лежат карточки, на которых написаны глаголы и дана таблица. Вы должны быстро обсудить в группах, по какому признаку распределить глаголы на 2 группы.

- Обсудили- записываем в карточке.

- По какому признаку вы распределили глаголы  на 2 группы?

Это глаголы неопределённой формы. Разделили их по вопросам что делать? что сделать?

1 группа: Кушать, сидеть, сломать, беречь, прибежать, продать, листать, умыть.

2 группа: Покупать, вырезать, посадить, осмотреть, вышивать, идти, поднимать, поднять, отодвинуть, пилить

2.Определение темы, цели, задач урока.

Оно и бежит,

Оно и лечит,

Оно и быстротечно,

Оно и бесконечно.

- О чем я говорю? (это время)

Время – что это такое? Как вы понимаете? (Часы, дни, сутки, года.)

- Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и выясним, что же такое время.

Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками».

В словаре Сергея Ивановича Ожегова сказано, что время – это продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами.

- Знаете ли вы пословицы со словом время?

(Делу время, потехе – час.

Время – не птица, за хвост не поймаешь.

Не время сидеть сложа руки. Аппетит приходит во время едыВремя — как воробей : упустишь — не поймаешь.

Всему своё время.)

- А как вы думаете, что может связывать два понятия ГЛАГОЛ и ВРЕМЯ?

(у глаголов есть время)

- Кто же догадался, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какова тема урока(Время глагола)

- Сегодня вспомним, какие времена бывают у глаголов. Но сначала…

3. Работа с учебником. Откройте учебники на с.76, рассмотрите таблицу: «Изменение глаголов по временам»

 - Чему мы должны научиться?

Цель: Научиться …изменять глаголы по временам

- Что надо сделать, чтобы достичь цели?

Задачи: - Повторить… знания о глаголе, времена глагола

4. Работа с таблицей.

- От каких глаголов неопределенной формы можно образовать все три формы времени глагола? (От тех, которые отвечают на вопрос: что делать?).

- А от каких только  две: прошедшее и будущее?(От тех, которые отвечают на вопрос что сделать? )

Упр. 158.

 Вывод: у глаголов, которые  в начальной форме отвечают на вопрос «что сделать?» нет настоящего времени.  

 Учитель. Что ещё заметили?

Ученик. У глаголов несовершенного вида второе слово вопроса начинается с буквы д, совершенного вида с буквы с. Вопрос будущего времени несовершенного вида состоит из трёх слов, а совершенного – из двух.

Учитель. Как можно назвать такие глаголы будущего времени?

Ученик. Может быть, сложные и простые глаголы.

5. Физминутка.

6. Распределить в 2 столбика под диктовку

 Покупать, вырезать, посадить, осмотреть, вышивать, идти, поднимать, поднять, отодвинуть, пилить

7. Первичная проверка понимания.

Работа по учебнику.

С.76 Упр. 159 устно. Разбор у доски

8. Вывод: - Чему научились? (научились правильно изменять глаголы по временам).

- Можем мы теперь ответить на наш вопрос: все ли глаголы изменяются по временам? (ВСЕ! Но глаголы, которые отвечают на вопрос что  сделать, форму настоящего времени не имеют)

9. Оценивание.

- Урок окончен. Всем спасибо за активную работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....