урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку

Фаздуллина Зиля Муслимовна

урок русского языка по теме «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_22.11._na_seminar.docx21.53 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык, 3 класс

Тема урока   «Правописание слов с непроизносимыми согласными»

Цель  урока:        

Создать ситуацию успеха, познакомить учащихся с непроизносимыми согласными;

формировать умения проверять написание слов с непроизносимой согласной; различать место непроизносимого согласного.

Задачи:

Обучающие :

• учить делать самостоятельные выводы по теме;

• обогащать письменную речь учащихся;

• учить применять полученные знания грамотного письма;

• уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения в парах, группе.

Развивающие:

• Способствовать развитию умения определять и формулировать тему и цель на уроке, проговаривать последовательность действий, работать по коллективно составленному плану, оценивать правильность выполнения действия, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

• формировать самоконтроль и самооценку;

• способствовать развитию оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные:

• воспитывать интерес к предмету; доброжелательное отношение к учителю, сверстникам;

 • формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе.  

Ожидаемый учебный результат        

Предметные результаты         

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в  на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности, на проверку непроизносимых согласных в корнях слов

Универсальные учебные действия (личностные и метапредметные результаты)

Личностные:

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе; интерес к предметно-исследовательской деятельности,   предложенной в учебнике и учебных пособиях.

Метапредметные

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной форме; находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; воспринимать смысл предъявляемого текста; анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Оборудование и материалы        

Для педагога         

Учебник, доска, приложение к уроку (презентация), карточки

Для учащихся

Учебник, карточки, бумажные солнышки.

Ход урока

Этап, цель урока

Содержание этапа

Примечания

Мотивация

(эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности)

Формировать положительную мотивацию учения и благоприятную эмоциональную среду в классе

-Давайте улыбнемся друг другу. Думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удач!
– Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи на урок  

Сегодня на уроке мы совершим воображаемое путешествие на сказочном корабле к острову, где живут звуки, которые любят играть в прятки. По пути мы будем исследовать, возможно встретим трудности, и чтобы их преодолеть, вам нужно быть внимательными и активными.

(слайд 1)

- Отправляемся в путь.

Внезапно начался шторм

Вот первое испытание.

Чтобы успокоить море необходимо найти «лишнее» слово в каждом столбце.

(слайд 2)

АРБУЗ     ШУБКА

ХЛЕБ       ТРАВКА

ВЕТЕР     ВЬЮГА

- Какое слово «лишнее» в первом столбце?

- Во втором столбце?

- Как проверить парную согласную?

- С этим заданием вы справились. Вы настоящие путешественники, сообразительные и находчивые! Море успокоилось и виден наш остров, а пока мы плывем, запишем сегодняшнее число.

Открытие нового (знания, способа действия) 

Подведение детей к самостоятельному выводу

Море успокоилось, и на горизонте показался остров.

- Давайте поприветствуем остров. Слайд3

- Каким словом приветствуют при встрече?

- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним…(солнце). Как радостно бьётся у каждого из вас… (сердце)

- Посмотрите на слова. Что необычного в них?

- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите за их написанием.

- Что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?

- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»?

- Как бы вы назвали эти согласные, которые пишутся, но не произносятся?

-О чем мы будем говорить на уроке?

- Что мы должны узнать?

- Вот на этом прекрасном острове мы продолжим выполнять различные задания и упражнения.

- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок?

Что надо для этого сделать, как вы думаете?

- А вот как на этот вопрос ответили герои сказки, послушайте внимательно.

Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться!

Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина.

Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти.

Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах.

-Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?

- Как будем проверять слова с непроизносимыми согласными?

(учитель крепит карточку с представленным словом на доску)

(на экране появляется тема «Непроизносимые согласные в корне слова»)

1 ученик читает

Учебник «Русский язык»,1 часть, с.117

Проверка понимания способа действия

Прочитаем правило

Поработаем в группе.
(Каждой группе даются свои слова.)

- Ваша задача подобрать к ним синонимы с непроизносимыми согласными.
- Запишите эти слова.
- Каждая группа оценит свой ответ и ответ другой группы.
- Сделайте вывод, как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Правильно записанные слова на другой карточке

Пальчиковая гимнастика

Наши пальчики сцепились,

И тянулись, и крутились,

Каждый хочет победить,

И награду получить.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным

Учебник, с. 118, упр.226

- Прочитайте задание к упражнению. Выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом напишите проверочные слова.

- Что необходимо сделать, чтобы обозначить непроизносимый согласный звук?

- Прочитайте правило на стр.118, верно мы подвели итог?

-Молодцы, все правильно

Словарная работа

Непроизносимые согласные любят загадывать загадки. Они приготовили для вас:

  • Как называется ряд ступенек, идущих вверх или вниз?

- Есть ли в этом слове непроизносимая согласная? Как мы проверим? Если слово нельзя проверить, а написать надо правильно, что надо сделать?

  • Скоро Новый год. Это весёлый …
  • Любовь, дружба, радость, горе, счастье-  все эти слова обозначают что?

- Как проверить непроизносимую согласную?

- Составьте устно с этими словами предложения.

Лестница праздник чувство

Физминутка

Самостоятельная работа

- А теперь проверим ваши знания и проведем небольшой тест. Вопросы теста на экране, вам необходимо выбрать букву правильного ответа и записать на листочке. Оценки за выполнение теста такие: без ошибок- «5», 1 ошибка «4», 2 ошибки «3». После завершения теста проведем взаимопроверку.

I. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ПРАВИЛЬНО ПОДОБРАНЫ ПРОВЕРОЧНЫЕ СЛОВА?

1. ЧУДЕСНЫЙ - ЧУДО

2.ОКРЕСТНОСТЬ - ОКРЕСТНЫЙ

3.ПРЕЛЕСТНЫЙ - ПРЕЛЕСТИ

4.ПРЕКРАСНЫЙ – ПРЕКРАСНО

II. В КАКОЙ СТРОЧКЕ ВСЕ СЛОВА С ОШИБКАМИ?

1.ЗДРАВСТВУЙТЕ МЕСТНЫЙ ЯСНЫЙ

2.МЕС . НЫЙ ОКРЕС . НОСТЬ ЧУС . ТВА

3.КАПУСНЫЙ СОНЦЕ СЧАСТЛИВЫЙ

4.ПОЗДНИЙ КРАСНЫЙ ЛЕСНИЦА

III. КАКИЕ НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ НУЖНО ПРОВЕРЯТЬ В СЛОВАХ?

1. [Л Д]

2.[Л Д Т]

3.[Л Д Т Ф]

4.[Л П Д Т]

IV. ВЫБЕРИ ПРОВЕРОЧНОЕ СЛОВО К ПРИЛАГАТЕЛЬНОМУ ПОЗДНИЙ

1.ПОЗДНЯЯ

2.ПОЕЗДА

3.ПОЗДНО

4.ОПОЗДАЛ

V. В КАКОМ СЛОВЕ ДОПУЩЕНА ОШИБКА?

1.КАПУСТНЫЙ

2.ВКУСНЫЙ

3.ПРАЗДНИЧНЫЙ

4.ЧУСТВЕННЫЙ

VI. НАЙДИТЕ СЛОВО С НЕПРОИЗНОСИМОЙ СОГЛАСНОЙ                                                      

1.ЛЕС...НИЦА

2.ЗАПАС...ЛИВЫЙ

3.НАПРАС...НЫЙ

4.ИНТЕРЕС...НЫЙ

-Молодцы, справились с тестом

Подведение итогов

Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей

С какими согласными мы познакомились?

- Почему их так назвали?

- Как проверить слово с непроизносимой согласной?

Домашнее задание

         Стр.119, упр 228

Итоговая рефлексия

- У каждого на парте – бумажное солнышко. Чего не хватает у него?

- Если вы поняли, как проверить непроизносимые согласные и у вас радостное настроение, нарисуйте улыбку солнышку. А если что-то не поняли, нарисуйте просто ротик.

- А теперь покажите ваши солнышки.

Итоговое закрепление

-Необходимо дописать пропущенные слова, слова для справок даны после текста.

В некоторых словах звуки не произносятся, но______. Такие звуки называются _______ согласными. Написание ____________ согласных звуков необходимо проверять. Буква, обозначающая непроизносимый согласный звук-это ______.

Слова для справок: пишутся, орфограмма, непроизносимыми, непроизносимых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....