Конспект урока "Построение предложений с однородными членами. Различение простых и сложных предложений"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Степанова Анна Юрьевна

Программа "Планета знаний " Русский язык 4 класс . Материал включает в себя технологическую карту урока, презентацию, раздаточные карточки для детей с заданиями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon технологическая карта урока 174.27 КБ
Файл презентация815.48 КБ
Файл задание14.33 КБ
Файл задание14.02 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Степанова Анна Юрьевна,  

учитель начальных классов МОУ СОШ №70

Предмет: русский язык

Класс: 4 «А»

Тип урока: Изучение нового  материала , закрепление изученного ранее.

Технологическая карта изучения темы

Тема

Построение предложений с однородными членами.

Различение простых и сложных предложений.

Цели

Образовательные:

Сформировать умение отличать простое предложение с однородными членами от сложного; совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях; способствовать самостоятельному добыванию знаний и применению их  в практической деятельности.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

 

Планируемый результат

Предметные: развивать умения отличать сложные предложения от простых с однородными членами, устанавливать последовательность действий для постановки или непостановки запятых в предложениях, а также правильно оформлять их пунктуационно.

Личностные: Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану;  ; высказывать своё предположение  (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

Основные понятия

Простое предложение, сложное предложение

Межпредметные связи

Русский язык, изобразительное искусство.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

-Русский язык. Учебник. 4 класс. Часть 1.Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина, Астрель – 2014 г.

 

- презентация к уроку

- раздаточный материал (задания, рефлексия)

Организация пространства

 Фронтальная работа, индивидуальная работа.

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

                              УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

(1мин)

Цели: 

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Включаются в учебную деятельность.

Получают эмоциональный настрой.

Организует

Уточняет тематические рамки.

Ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Этим вы пожелаете друг другу хорошего дня и успешной работы на уроке.

 Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам хорошо, дружно работать и научиться новому.

Личностные: самоопределение;

Регулятивные: целеполагание;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

II. Минутка чистописания.

(2 мин)

Цели:

- расписка руки;

- предупреждение уподоблений элементов букв при ускорении письма;

-повторение произносительных норм.

Записывают сочетания букв, соблюдая правильное начертание элементов;

Записывают слово, содержащее  данные элементы; повторяют правильность произношения(постановку ударения в слове)

Мотивирует к упражнениям по технике письма.

 Запишите в тетради дату, слова «Классная работа»

Часто при скором письме некоторые ребята допускают ошибки при записи элементов букв, искажая их. Пропишите сочетание ее и строчную букву и правильно, не искажая начертание.

красивее

-на какой слог падает ударение? (на 2 слог, гласную и) 

Пропишите слово 3 раза на строке, поставьте ударение.

Осознание практической значимости упражнений по чистописанию

III. Актуализация знаний (5 мин)

Цели:

Обеспечить мотивацию и принятие учащимися цели учебно-познавательной деятельности

Подтверждают или опровергают формулировки правил, данные на слайдах.

Организует устную работу, актуализирует учебное содержание  необходимое и достаточное для восприятия нового материала.  

Прежде чем мы начнем работать, вспомним материал прошлых уроков. Определите, верно или неверно утверждение.

СЛАЙД №2-3

- Верно ли утверждение?

1. Однородные члены предложения отвечают на разные вопросы. (НЕТ, они должны отвечать на один и тот же вопрос и относиться к одному слову)

2. Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими. (ДА)

3.  Однородными могут быть только главные члены предложения. (НЕТ, второстепенные члены тоже могут быть однородными)

 4. В устной речи однородные члены соединяются интонацией перечисления. (ДА)

5. Если в предложении однородные члены связаны одиночным союзом И, то между ними ставится запятая.

(НЕТ, запятая не ставится при одиночном союзе И, ДА )

6. В предложениях с однородными членами перед союзами «А», «НО» всегда ставится запятая. (ДА)

Повторить изученный материала, необходимый «для открытия нового знания».

Умение оценивать достоверность высказывания и  обосновывать свое мнение. (Познавательные УУД). 

Уметь оформлять свои мысли в устной форме. Уметь слушать ответы одноклассников.

(Коммуникативные УУД).

III Повторение пройденного (5 мин)

Цели:

Закрепить знания, полученные на прошлых уроках.

Анализируют предложение, используя памятку. Определяют знак препинания в конце предложения.

Обратимся к учебнику (стр 114 упр 261)

Перед тем, как приступить к записи предложения, что мы должны сделать?

Проанализировать предложение, используя памятку.

Памятка №10 стр 140

СЛАЙД №4

Запишите первое предложение.

Нам встретилось словарное слово. Какое?

СЛАЙД №5-6

(работа над словарным словом, объяснение написания удвоенной согласной СС , запись словарных слов в тетрадь)

Умение работать с алгоритмом (памяткой)

IV «Открытие» нового знания

(10 мин)

Цели:

Сформировать представление о сложном предложении.

 

Формулируют выводы на основе анализа предложений.

Находят информацию в учебнике .

Создаёт проблемную ситуацию;

Подводит к понятиям простое предложение и сложное предложение

СЛАЙД №7

Давайте сравним 2 предложения. Можете ли вы объяснить, почему в первом предложении перед союзом И нет запятой, а во втором перед И стоит запятая?

 Выделим главные члены предложения. Что вы увидели?

(В первом предложении союз И соединяет однородные сказуемые, поэтому запятая не ставится. Во втором две грамматические основы.)

На что мы должны обратить внимание при решении пунктационной задачи?

 (на количество грамматических основ)

Запишите первое предложение. Выделите в нем грамматическую основу. Составьте схему однородных членов.

Запишите второе предложение. Составьте схему к нему (на доске)

Какими бывают предложения по количеству грамматических основ?

(затрудняются ответить)

Где мы можем найти информацию?

(ищут информацию в учебнике)

Что еще нужно запомнить о сложных предложениях?

(если в предложении 2 грамматические основы, то перед союзом И, соединяющим две части предложения, ставится запятая)

СЛАЙД №8

Исходя из темы урока, скажите чему мы должны научиться?

Уметь сотрудничать в совместном решении проблемы. Уметь слушать ответы одноклассников. (Коммуникативные УУД).

Уметь анализировать и сравнивать ; уметь обобщать материал и делать вывод.

(Познавательные УУД)

Умение соотносить старую и новую информацию. Уметь организовывать свою учебную деятельность.

(Регулятивные УУД).

IV. Закрепление  нового (17 мин)

Цель:

- формировать умения учащихся отличать простое предложение от сложного.

Анализируют состав предложений, решают пунктуационную задачу.

Выполняют задания самостоятельно  Осуществляют самопроверку.

Организует выполнение заданий, контролирует их и осуществляет проверку.

Проводит физкультминутку.

Организует актуализацию умений.

Организует выявление места затруднения.

Организует самопроверку.

Физкультминутка 

СЛАЙД №9

(задание выполняется устно)

- Ученик распределил предложения на 2 группы: слева записал простые предложения, а справа-сложные.

Проверьте, правильно ли он это сделал?

СЛАЙД №10

А теперь самостоятельно попробуйте определить, какое предложение является простым с однородными членами, а какое –сложным.

СЛАЙД №11

(проверка)

Уметь отличать простое предложение с однородными членами от сложного.

Умение наблюдать и делать простые выводы; (Познавательные УУД).

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи. Уметь слушать ответы одноклассников.

(Коммуникативные УУД). 

Принимать учебную задачу, планировать выполнение учебной задачи. Уметь организовывать свою учебную деятельность; умение корректировать выполнение задания

(Регулятивные УУД).

Уметь анализировать свои действия и управлять ими (Личностные УУД).

V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (4 мин)

Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения/ мотивации способов деятельности, общения. Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.

Анализ собственной деятельности и деятельности одноклассников Самооценка учащимися своей деятельности на уроке.

Анализ деятельности на уроке.

Чему вы научились сегодня на уроке? Что показалось трудным? Какие умения необходимы вам , чтобы правильно определять расстановку знаков препинания в предложении?

На листочках с заданиями поставьте себе отметку по 5-ти больной шкале.

Слайд 10.

5 – всё понял, затруднений не возникло.

4 – были небольшие трудности, но я справился.

3 – тему понял не до конца. Остались некоторые вопросы.

2 – ничего не понял из темы урока. Было много ошибок.

Треугольники приклейте на листок, лежащий на ваших столах. Желающие могут прочитать нам свои ответы.

Слайд 11. Спасибо за урок!

Уметь выстраивать устный и письменный отзыв об уроке.

(Коммуникативные УУД).

 

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). 

VI. Домашнее задание (1 мин) 

Цели:

 - Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей.

Записывают задание в дневник.

Определяет домашнее задание.

Стр 115 правило, упр 261 (2,3,4) дополнительное задание по желанию(3-4 предложения)

Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 А классе ©МОУ «Средняя школа № 70» 11.12.2017 Степанова Анна Юрьевна, учитель начальных классов

Слайд 2

ПОВТОРЕНИЕ «Верные и неверные утверждения» Верно ли утверждение? 1. Однородные члены в предложении отвечают на разные вопросы . Верно ли утверждение? 2. Два или несколько подлежащих при одном сказуемом называются однородными подлежащими. Верно ли утверждение? 3. Однородными могут быть только главные члены предложения.

Слайд 3

Верно ли утверждение? 4 . В устной речи однородные члены соединяются интонацией перечисления . Верно ли утверждение? 5. Если в предложении однородные члены связаны одиночным союзом «И», то между ними ставится запятая. Верно ли утверждение? 6. В предложениях с однородными членами перед союзами «А», «НО» всегда ставится запятая . ПОВТОРЕНИЕ «Верные и неверные утверждения»

Слайд 4

1. Прочитай предложение. Определи цель высказывания. (. ! ?) 2. Вслушайся в интонацию. Определи, нужно ли употребить знак восклицания. 3 . Проанализируй строение предложения и употреби запятые между однородными членами, если они есть. ПОВТОРЕНИЕ Решение пунктуационной задачи

Слайд 5

1 . Творческая художественная деятельность. 2. Умение, мастерство, знание дела. 2. Умелый, тонко знающий свое дело . ИСКУССТВО ИСКУСНЫЙ

Слайд 6

Хохлома Гжель

Слайд 7

АНАЛИЗ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Изделия народных умельцев пользуются спросом и путешествуют по всему миру. Искусный мастер любит своё дело, и его изделия восхищают людей. ?

Слайд 8

ТЕМА УРОКА Различение простых и сложных предложений

Слайд 9

ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 1. Гжель–русская народная роспись керамики и фарфора. 4 . Художники Гжели расписывают фарфоровые фигурки животных и эти сувениры пользуются огромной популярностью. 2 . Синий узор украшает изделия из гжели и этот рисунок чётко выделяется на белом фоне. ЗАДАНИЕ: р аспределите предложения на 2 группы 3 . Гжель радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом.

Слайд 10

1. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды и мебели. 2. Хохломские изделия расписываются вручную и рисунок нигде не повторяется. 3. Красная рябина и земляника украшают хохломскую роспись. 4. С древних времён русские люди пользовались деревянной посудой и первыми её научились расписывать крестьяне. 5. Мастера украшали хохломой деревянные блюда ложки солонки и такая посуда своим нарядом радовала людей. 6. Крестьяне расписывали посуду и продавали её. Поставьте недостающие запятые. Постройте график, указав вид предложения ( простое или сложное).

Слайд 11

1. Хохлома – декоративная роспись деревянной посуды и мебели. 2. Хохломские изделия расписываются вручную , и рисунок нигде не повторяется. 3. Красная рябина и земляника украшают хохломскую роспись. 4. С древних времён русские люди пользовались деревянной посудой , и первыми её научились расписывать крестьяне. 5. Мастера украшали хохломой деревянные блюда , ложки , солонки , и такая посуда своим нарядом радовала людей. 6. Крестьяне расписывали посуду и продавали её. Проверь!

Слайд 12

С.П. П.П. 1 2 3 4 5 6 ВЗАИМОПРОВЕРКА

Слайд 13

5 В сё понял, затруднений не возникло. 4 Б ыли небольшие трудности, но я справился. 3 Тему понял не до конца. Остались некоторые вопросы. 2 Н ичего не понял из темы урока. Было много ошибок. Оцени свою работу на уроке

Слайд 14

Спасибо за урок!



Предварительный просмотр:

Ф.И. ___________________________________

Задание: Поставьте недостающие запятые. Постройте график, указав вид предложения (простое –П.П.; сложное – С.П.).

1.Хохлома - декоративная роспись деревянной посуды и мебели.

2.Хохломские изделия расписываются вручную  и рисунок нигде не повторяется.

3.Красная рябина и земляника украшают хохломскую роспись.

4.С древних времён русские люди пользовались деревянной посудой  и первыми её научились расписывать крестьяне.

5.Мастера украшали хохломой деревянные блюда  ложки  солонки  и такая посуда своим нарядом радовала  людей.

6.Крестьяне расписывали посуду и продавали её.

_____________________________________________________________________________________________

Ф.И. ___________________________________

Задание: Поставьте недостающие запятые. Постройте график, указав вид предложения (простое –П.П.; сложное – С.П.).

1.Хохлома - декоративная роспись деревянной посуды и мебели.

2.Хохломские изделия расписываются вручную  и рисунок нигде не повторяется.

3.Красная рябина и земляника украшают хохломскую роспись.

4.С древних времён русские люди пользовались деревянной посудой  и первыми её научились расписывать крестьяне.

5.Мастера украшали хохломой деревянные блюда  ложки  солонки  и такая посуда своим нарядом радовала людей.

6.Крестьяне расписывали посуду и продавали её.



Предварительный просмотр:

Правильно распределите предложения на группы, выделив

в них главные члены

Простые предложения

Сложные предложения

1.Гжель – русская народная роспись  керамики и фарфора.

2.Синий узор украшает изделия из гжели, и этот рисунок  чётко выделяется на белом фоне.

3.Гжель радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом.

4.Художники Гжели расписывают  фарфоровые  фигурки животных, и эти сувениры  пользуются огромной популярностью.

Правильно распределите предложения на группы, выделив

в них главные члены

Простые предложения

Сложные предложения

1.Гжель – русская народная роспись  керамики и фарфора.

2.Синий узор украшает изделия из гжели, и этот рисунок  чётко выделяется на белом фоне.

3.Гжель радует глаз неповторимым и затейливым орнаментом.

4.Художники Гжели расписывают  фарфоровые  фигурки животных, и эти сувениры  пользуются огромной популярностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Разработка урока русского языка "Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", 4 класс, "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

"Повторение о простых предложениях с однородными членами и сложных предложениях", "Школа 2100"

Урок  представляет  собой мини-исследование  традиций  и  обычаев русского  народа.  На  материале  публицистических  статей  учащиеся  полу...

Различение простых и сложных предложений

Упражнения для отработки умения...

Материал для самостоятельной работы по теме "Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения. 4 класс."

Материал для самостоятельной работы по теме "Простые и сложные предложения. Однородные члены предложения" 4 класс.Представлены две части.Первая часть - дан вариант правильной расстановки знаков препин...

Конспект урока "Предложения с однородными членами"

Конспект урока "Предложения с однородными членами"...