Конспект урока "Предложения с однородными членами"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Студеникина Ольга Вячеславовна

Конспект урока "Предложения с однородными членами"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnorod._chl._pr.docx25.38 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет – русский язык

Класс – 4-б

Тема урока: Предложения с однородными членами.

Цели урока:

  • ознакомить с признаками однородных членов предложения;
  • развивать умение распознавать однородные подлежащие и сказуемые, связанные с помощью союзов и бессоюзной связью;
  • конструировать предложения с однородными главными членами предложения;
  • обогащать словарный запас учащихся посредством введения новых слов;
  • формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделения существенных признаков и закономерностей);
  • делать выводы о значимости данной темы в русском языке;
  • работать над выработкой орфографической зоркости.

Планируемые результаты (ПР) – предметные и метапредметные (УУД)

Личностные универсальные действия: учебно-познавательный интерес к учебному материалу; способность к самооценке; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки; учитывать правило в планировании и контроле своих действий; принимать и сохранять учебную задачу.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов; осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; осуществлять поиск учебной информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; использовать знаково-символические средства. устанавливать аналогии.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Технологии:

  • технология проблемно-диалогического обучения;
  • технология деятельностного метода.

Метод постановки учебной проблемы: побуждающий диалог.

Приём создания проблемной ситуации: практическое задание на новый материал.

Оборудование урока:

  • презентация «Предложения  с однородными членами предложения. Однородные подлежащие и сказуемые»;
  • схемы предложений с однородными членами с союзами и без союзов;
  • дидактический раздаточный материал;
  • карточки для дифференцированного индивидуального задания;
  • учебник «Русский язык» 4 класс. Авторы – Л.Я. Желтовская, О.Б. Калинина,М.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Настрой на урок.
Прозвенел звонок весёлый. 
Все готовы? Всё готово? 
Мы сейчас не отдыхаем, 
Мы работать начинаем.
 

2. Орфографическая работа

Минутка чистописания 

Как обычно начинаем с минутки чистописания. Посмотрите на доску. Написание какого сочетания сегодня повторим?

- Пропишите в тетрадях сочетание ОРО. А в каких словах оно встречается?

- Молодцы, ребята. На следующей строчке запишите  названия птиц с сочетанием ОРО (ворона, воробей, сорока). Что это за слова? (словарные) Подчеркните сочетание ОРО.

Составьте с этими словами предложение. (Один из вариантов ответа записывается в тетради.)

Сорока, воробей, ворона клюют зерно.

Подчеркните главные члены в предложении.

3. Формулирование темы и целей урока.

- Что заметили? В чем особенность этого предложения? (В предложении 3 подлежащих) 

Что же это за слова такие необычные, кто знает?

- Это однородные члены предложения.

- Сформулируйте тему урока. “Однородные члены предложения”.

А кто сможет составить схему к этому предложению?

Наши задачи на уроке:

– научиться находить в тексте однородные подлежащие и сказуемые;
– правильно расставлять знаки препинания в таких предложениях;
– употреблять предложения с однородными членами в своей речи.

- Сформулируйте цели урока: (опорные слова записаны на доске)

1) вспомнить, … … о, о, о;

2) повторить правило о … … … при о, о, о;

3) развивать умение находить о, о, о в …

        Ответы детей:

Вспомнить, что такое однородные члены предложения;

Повторить правило о расстановке знаков препинания при однородных членах;

Развивать умение находить однородные члены в предложении.

4. Работа по теме урока.

- Какие члены предложения называются однородными? (Устно в парах рассказывают правило). Один человек вслух.

а) Поработаем редакторами. Вы видите на экране несколько предложений. Какие речевые недостатки заметили?

Ласточки осенью улетают в тёплые края.

Грачи осенью улетают в тёплые края.

Дрозды осенью улетают в тёплые края.

Составьте из данных предложений одно, следите за сохранением смысла передаваемой информации.

1 – Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.
2 – Ласточки, грачи и дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения. Один ученик  - у доски.

        Ласточки, грачи, дрозды осенью улетают в тёплые края.

– Найдём грамматическую основу предложения.

        Кто?   ласточки, грачи, дрозды
        Что делают?    улетают

– Уточним сведения о главных членах предложения.
– На какой   вопрос отвечают  подлежащие?
 (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются?
 (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся?
 (Относятся к одному и тому же члену предложения – сказуемому.)
– Какой частью речи выражены?
 (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся?
 (Произносятся с перечислительной интонацией.)
– Мы с вами определили 
признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три подлежащих отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно сказуемое. Такие подлежащие называются однородными.

б) Продолжим редактирование текста

Перед отлётом они волнуются. 
Перед отлётом они кричат.
Перед отлётом они суетятся.     

Ваш вариант исправленного текста:

1 – Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся. 
2 – Перед отлётом они волнуются, кричат и  суетятся.

– Запишите в тетрадь первый вариант предложения.

        Перед отлётом они волнуются, кричат, суетятся.

– Найдём грамматическую основу предложения.

        Кто?   они
        Что делают?    волнуются, кричат, суетятся.

– Уточним сведения о главных членах этого предложения. 
– На какой   вопрос отвечают  сказуемые?
 (Отвечают на один и тот же вопрос.)
– Каким членом предложения являются?
 (Являются одним членом предложения.)
– К какому члену предложения относятся?
 (Относятся к одному и тому же члену предложения – подлежащему.)
– Какой частью речи выражены?
 (Выражены одной и той же частью речи.)
– С какой интонацией произносятся?
 (Произносятся с перечислительной интонацией.)

– Мы с вами определили признаки однородных членов.

Вывод: В предложении три сказуемых отвечают на один и тот же вопрос, выражены одной частью речи, поясняют одно подлежащее. Такие сказуемые называются однородными.

5. Физкультурная минутка

Выполните указанные в физкультурной минутке действия.

Мы немного отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд, 
Вправо, влево поворот. 
Дружно хлопаем руками – 1-2-3,
Дружно топаем ногами 1-2-3.
Тихо сядем мы за стол 
И продолжим разговор.

6. Продолжение работы.

в) Работа по учебнику.

– Продолжим работать с предложениями, содержащими однородные члены.

Работа в парах. Упр.234. Обсудите в парах и выпишите только нераспространенные предложения с однородными членами.  Подчеркните главные члены.

Проверка задания.  Какие предложения называются нераспространенными? (нет второстепенных членов).  Правило Ключика! - с.104

Упр. 235. Выборочное списывание. Вспомните, какие предложения называются распространенными (кроме главных членов есть и второстепенные). Выписать распространенные предложения. Составить их схемы.

Упр.239. Письмо по памяти. Самостоятельная работа - составление схемы однородных членов.

7. Закрепление изученного.

а) Назвать признаки однородных членов предложения.

– Расскажите ,  что вы знаете о признаках однородных членов предложения.(5 пунктов)

  • Отвечают на один и тот же вопрос,
  • Являются одним членом предложения
  • Относятся к одному и тому же члену предложения
  • Обычно выражены одной и той же частью речи
  • Произносятся с интонацией перечисления.

б)  Работа в группах 
Каждой группе дается карточка с пословицами.
        Задание: найти в пословицах однородные члены предложения. 
1. Руки мой перед едой и всегда дружи с водой. 
2. В здоровом теле здоровый дух. 
3. Быстрого и ловкого болезнь не догонит. 
4. Болезнь пристает к слабому. 
5. Вредные привычки пусть горят как спички. 
6. Любящий чистоту будет здоровым. 
7. Здоровье в порядке – спасибо зарядке. 
8. Здоровье дороже денег. 
9. Человека лень не кормит, а его здоровье портит
10. Чистота и здоровье – родные сёстры. 
11. Маленький ужин продлевает жизнь. 
12. Закаляй своё тело для полезного дела. 
13. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! 
14. Здоровью цены нет. 
        Проверка.
- Что общего у пословиц? (о здоровье)
- Какие правила здоровья вспомнили? 

в) Работа в р.т. стр.32 упр.1,   стр. 33 упр.3        

8. Домашнее задание

Учить правила, упр.241

9.  Итог урока.

Сейчас подводим мы итог. 

– Над какой темой работали?

- Чему учились на уроке? 
- Что понравилось на уроке? 
- Что было трудным?

Я знаю:
– Какие члены предложения называются однородными;
– Признаки однородных членов предложения;

Я умею:
–  Находить  в предложении однородные подлежащие и сказуемые;
– Расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами.

– А если вы ещё в чём-то не уверены – не огорчайтесь. Это тема  наших следующих уроков. У вас будет возможность разобраться во всём.

10. Рефлексия

У вас на партах лежат цветные кружочки, выберите тот, который отражает вашу деятельность на уроке.

11. Оценивание учащихся.

Ребята, вы сегодня очень хорошо работали, объясняли, делали выводы. Поэтому я с удовольствием оценю вашу работу.

 – Спасибо за работу на уроке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме "Однородные члены предложения. Связь однородных членов предложения с помощью союзов и интонации перечисления".

Урок комбинированного типа. Включает этапы повторения изученного материала, обЪяснения нового материала и закрепление изученного материала. В ходе обЪяснения используются знаковые символы, а также опо...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

СВЯЗЬ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ СОЮЗОВ И БЕЗ СОЮЗОВ. ЗАПЯТАЯ МЕЖДУ ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.

Учащиеся знакомятся с правилом постановки запятых между однородными членами без союзов и перед союзом и; развивают умение находить однородные члены в предложении; совершенствуют навыки работы в группа...

Конспект урока "Предложения с однородными подлежащими, сказуемыми. Употребление запятых между однородными членами". 4 класс. УМК «Планета знаний»

Конспект содержит задачи, планируемые результаты, к каждомуэтапу урока- задачи по развитию УУД....

сценарий урока руского языка по теме "Знакомство с понятием "однородные члены предложения".(Члены предложения бывают однородными)

Учитель: Исенова Мария КалбаевнаКласс: 4Направление: начальная школаПредмет: Русский языкТема урока: Знакомство с понятием «однородные члены предложения». (Члены предложения бывают однородными.)...

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....