Методическая разработка урока русского языка по теме "Сочинение по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды""(3 класс, УМК "Школа России").
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Григоренко Юлия Анатольевна

Методическая разработка урока русского языка по теме "Сочинение по картине И.Т. Хруцкого "Цветы и плоды""(3 класс, УМК "Школа России").

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sochinenie_po_kartine_hrutskogo_i.t._tsvety_i_plody.docx19.34 КБ

Предварительный просмотр:

                    Сочинение по картине Хруцкого И.Т. «Цветы и плоды»

Цели урока: 1. Научить писать сочинение-описание по картине.
                      2. Научить использовать в сочинении художественный стиль речи.
                                                                         
Ход урока.
I. Организационный момент.

II. Краткое слово учителя. Рассказ о художнике.
Иван Трифонович Хруцкий (1810-1885) – русский живописец. Писал  натюрморты.                  

- Что такое натюрморт?

Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,
Или грушу или торт,
Или все предметы сразу, -
Знай, что это натюрморт

- Это слово пришло к нам из французского языка и переводится как «мертвая природа».

Хруцкий И.Т.  родился 8 февраля 1810 года в небольшом городе Витебской губернии (теперь это Белоруссия) в семье священника. Большая семья церковного служителя жила скромно, но все же родителям удалось послать своего первенца на учебу в лицей. В этом лицее был музей и зал, великолепно приспособленный для занятий рисованием и живописью. Должно быть, природное дарование мальчика обнаружилось рано, иначе трудно объяснить поступление провинциального юноши в Петербургскую Академию художеств в 1827 году и его успехи в дальнейшем. Жажда знаний и необычайная энергия Хруцкого были столь велики, что он брал уроки у известного английского портретиста. Подлинные успехи были достигнуты художником в создании натюрмортов. Самые ранние из них относятся к началу 1830-х годов. (Презентация)

Натюрморт Ивана Хруцкого, с которым мы с вами познакомимся сегодня, был удостоен Большой серебряной медали «за написание с натуры плодов и фруктов». Эта картина называется «Цветы и плоды».

III. Беседа по картине.

- Нравится ли вам эта картина? Какие чувства она у вас вызывает? (Хочется протянуть руку, попробовать парочку спелых и сочных персиков или желтую грушу. Взять в руки красивый и пышный букет, понюхать эти цветы.)

-Всем понятно, почему в названии картины звучит слово цветы: букет цветов занимает центральную часть картины. Но почему дальше в названии стоит слово плоды? Почему не фрукты или овощи? (Потому что плоды – это общее название. Это и фрукты, и овощи. На картине много фруктов, но ведь есть и овощи.)

- Посмотрите, ребята, сколько плодов на столе – вот как щедра природа! В центре картины – красивый букет цветов. Не правда ли, они сразу бросаются в глаза.
- Какие же цветы его составляют? Какие из них вам знакомы? Опишите их.
 (Больше всего в этом букете пионов: бледно-розовые, светло-желтые, белые, ярко-красные, переходящие в бордовый. У двух красных пионов, наклонивших свои головки к стакану, можно заметить несколько бело-желтых прожилок.)

- Посмотрите, с другой стороны букета художник изобразил розу.

- Что вы можете сказать про этот цветок? Какого цвета ее лепестки? Одноцветны ли они? (Роза ярко-красная, правда, на краях лепестков можно увидеть, как бы нежно-розовую бахрому. Эта бахрома отделяет один лепесток розы от другого.)

- Вам хорошо известен такой цветок, как нарцисс. Знаете ли вы какие-нибудь сказки и легенды про него?

- А каким изображает этот себялюбивый цветок художник И. Хруцкий? (На картине «Цветы и плоды» изображены два нарцисса. Они ярко-желтого цвета. Видно, что цветок этот хрупкий и ранимый.)

- Посмотрите, прямо над нарциссами художник изобразил совершенно другие цветы. Это гиацинты, которые уже сами по себе составляют отдельный букет.

- Как выглядят эти цветы? С чем можно их сравнить? (Каждый отдельный цветок на веточке гиацинта состоит из четырех лепестков и похож на маленькую звездочку – даже цвет у некоторых из них нежно-сиреневый, переходящий в синий, заканчивающийся белым.)

- Рядом с гиацинтами – нежно-фиолетовый ирис, а на самом верху букета - ярко-синие васильки.

- А чем отличаются васильки от других цветов, изображенных художником? (Только эти цветы растут в поле. Именно поэтому, наверное, рядом с васильками художник изобразил стройные, золотистого цвета колосья.)

- На что они похожи?
(Они очень похожи на туго заплетенную косу.)

-Ваза, в которой стоят цветы, серебристо-медного цвета. На ней художник детально выписывает ветку дерева. Мы отчетливо видим каждый листочек. Под деревом изображены животные, очень похожие на собак: у них продолговатое туловище, длинный хвост, небольшие острые уши. Также очень хорошо видна трава под ногами у животных. Там, где ваза сужается, художник изображает орнамент.

- Ребята, а что означает слово орнамент? Подберите к нему синоним.
(Орнамент – узор, состоящий из упорядоченных элементов для украшения каких-либо предметов и архитектурных сооружений.)
- Попробуйте подобрать прилагательные к слову орнамент.

(Необычный, оригинальный, красивый.)

- Ну что ж, мы с вами рассмотрели и каждый цветок на картине, и вазу, но ведь работа И. Хруцкого называется «Цветы и плоды».
- А какие же плоды здесь изображены?

-Давайте начнем с тех, которые вам больше всего хочется попробовать. (Сразу бросаются в глаза ярко-желтые с бордовым и темно-красным оттенком персики, заботливо положенные кем-то в плетеное лукошко. Персики привлекают к себе внимание, они выглядят очень сочными. Это видно по разломленному персику, который лежит отдельно от других – на столе.)

- А посмотрите, как выписывает художник каждую смородинку! Какие цвета при этом использует И. Хруцкий?
(Смородина блестящая, где-то красная, нежно-розовая, а где-то бежевая.)

- С другой стороны букета лежит желтая тыква с зеленым хвостиком, приподнятым к верху. Она громадных размеров и словно поделена на продолговатые дольки.

- Что изобразил рядом с тыквой художник? (Рядом с громадной тыквой лежат сочные груши. Видно, что они сладкие и сочные. Ведь не просто так по одной из них ползет муха.)
- Какие еще фрукты изображены?

- Прямо за тыквой стоит прозрачный стеклянный графин. Он примерно на четверть наполнен водой. Около вазы с букетом цветов – прозрачный стакан с водой. В нем долька лимона

IV. Работа с текстом.
– Молодцы, ребята! Итак, мы с вами описали каждый предмет, изображенный на натюрморте И. Хруцкого.

- Послушайте, какой рассказ составила ученица 5 класса по этой картине!

       Перед нами натюрморт Хруцкого И.Т "Цветы и плоды".
      Пышные пионы, фиолетовые ирисы стоят в чеканной вазе, радуя глаза. Немного дальше примостился графин с прозрачной жидкостью. которая едва угадывается в глубине картины.
На столе, в живописном беспорядке лежат виноград и тыква, стоит корзина с персиками. Все, что может предложить осень, щедрая на урожай, представлено здесь. Художник  даже ввел в рисунок небольшую веточку полевого овса. Овес уже засох и своей золотой веточкой привлекает внимание к левому краю картины.
    Все цветы и фрукы тщательно выписаны художником. Так и видишь прозрачные, налитые соком ягоды винограда, бархатистую кожу персиков, а как красиво написан стакан с водою, так и хочется взять и выпить подкисленную долькой лимона воду. Сам лимон с отрезанной долькой лежит тут же.
   На картине смешались осень, весна и лето, потому, что цветы и плоды, изображенные здесь растут в разное время, но на картине это не вызывает зрительского отторжения и в целом это очень прекрасное произведение.

-Понравился вам рассказ?

V. Словарно-стилистическая и орфографическая работа.
VI. Написание сочинений.
VII. Итог урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка по теме «Слово в словаре и тексте» во 2 классе.

Масалова Татьяна СергеевнаУчитель начальных классовМОУ «Белгородская область Белгородский район Беломестненская средняя общеобразовательная школа»Методическая разработка урока русского языка по теме «...

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)

Методическая разработка урока русского языка на тему «Число и род имен прилагательных (обобщение)»(3 класс УМК «Школа России»)...

методическая разработка урока русского языка для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость) 3 класс. ТЕМА: Названия признаков.

Данный материал предназначен для педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья (умственная отсталость)....

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»).

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Сочинение-описание по картине Саврасова А.К. «Грачи прилетели» (2 класс, УМК «Школа России»)....

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России").

Методическая разработка урока русского языка по теме «Сочинение-описание по репродукции картины В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке»» (4 класс, УМК "Школа России&q...