"Учимся писать письма"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Гневашева Анастасия Александровна

УМК: начальная школа XXI века

Класс: 3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uchimsya_pisat_pisma.docx17.92 КБ

Предварительный просмотр:

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Учимся писать письма»

Цель: способствовать развитию умения находить правильное обращение в письмах; развивать умение составлять план текста; развивать умение ставить вопросы к словам, содействовать развитию у детей умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности

Задачи:

- предметные:

- Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

-овладение умениями правильно читать и писать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты небольшого объема.

-метапредметные:

- Способствовать развитию умения работать с информацией;

- развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта);

- развитие умения использовать различные способы поиска информации.

-личностные:

- Воспитание чувства гордости за свою Родину и за родной русский язык;

- формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Тип урока: Урок развивающего контроля

Формы работы учащихся на уроке: фронтальная, индивидуальная, диалог, учебная дискуссия.

Методы: исследовательский метод, словесный, наглядный, практическая работа, самостоятельная работа.

Универсальные учебные действия:

Личностные УУД:

- Самоопределение;

- нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания 

- оценка собственной учебной деятельности, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности, помощи одноклассникам.

Познавательные УУД:

- Анализ объектов с целью выделения признаков;

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; формулирование проблемы;

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания, рефлексия способов и условий действия; 

Коммуникативные УУД:

- Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- Умение правильно задавать вопросы;

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

- адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач.

Регулятивные УУД:

- Целеполагание;

- Планирование;

- Прогнозирование;

- Контроль, оценка, коррекция.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь):

Программа «Начальная школа XXI века»

По УМК Н.Ф. Виноградовой.

Оборудование и оформление:

Мел;

доска

Дидактический материал:

Конверт с письмом

Физминутка:

Я буду вставать и садиться, одновременно подавая вам команду: «Встаньте», «Сядьте». Вы должны выполнять мою команду, не обращая внимания на то, что делаю я сам. Начали!

Виды деятельности на уроке:

- Работа с учебником;

- Самостоятельная работа;

- Создание плана к тексту;

- Слушание.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

- подготовка конверта с письмом

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент:

Доброе утро, ребята! Проверьте свою готовность и можете садиться.

Сегодняшний урок начнем с проверки знаний словарных слов.

Запись под диктовку словарных слов:

телефон, телеграф, компьютер, фамилия, адрес, спасибо, до свидания, здравствуйте, сегодня, вчера. (Взаимопроверка словарных слов).

2. Актуализация знаний:

У меня в конверте лежит один предмет. Что это, вы узнаете, если внимательно послушаете легенду.  

Перенесёмся в далёкое прошлое.  

В давние времена подарки дарили с тайным умыслом.

Однажды персидскому царю принесли подарки от вождей другой страны. Вот они: птица, мышь, лягушка и стрелы.  Задумался царь, что обозначают эти предметы?

•  Почему задумался царь? Какой смысл вложили бы вы?  

•  А вот, что подумал царь?

- Неужели они решили сдаться нам? Мышь обитает в земле, лягушка в воде,

а птица в воздухе. Стало быть, они решили отдать нам свои земли, и вместе

со стрелами свою храбрость и силу!

   А мудрец, услышав это толкование, опечалился.

•  Как вы думаете, почему опечалился мудрец?

А мудрец, услышав это толкование, опечалился и сказал, что, скорее всего,

это послание надо понять так: «Если вы, персы не улетите подобно птицам в

небеса, не зароетесь подобно мышам в землю, не ускачете подобно лягушкам

в озёра, то погибнете под ударами наших стрел.  

•  Почему мудрец и царь по-разному поняли смысл подарков.

В древности люди обменивались информацией, посылая разные предметы.

Это получалось не особенно понятно. И постепенно люди стали использовать

то, что лежит сейчас в сундучке. (с помощью этого люди передают информацию на расстоянии)

•  Что находится в конверте? (письмо)

3. Введение в тему урока:

Итак, тема сегодняшнего урока «Учимся писать письма».

Почему возникла необходимость в письмах?  (в письмах заключалась наиболее понятная адресату информация).

В современном мире люди много общаются по телефону, интернету, скайпу, но очень мало пишут писем. А зачем писать тогда письма?

- С какой целью люди пишут письма?

- Кому из вас приходилось писать ответ?

По правилам приличия, если вы получили письмо, то обязательно должны ответить в кратчайшее время. Поэтому каждый человек должен уметь писать письма.

4. Работа по теме урока:

Работа с учебником стр. 76 упражнение 2

Посмотрите, как обращаются или прощаются в письмах.

– Можете определить, к кому обращаются или с кем прощаются в письмах? Что вам в этом помогло?

– Почему так важно правильно обратиться и проститься в письме?

Прочитайте, как обращался в письмах к родным и близким А. П. Чехов (учебник).

– Какое обращение вам было бы приятно прочитать в письме?

А теперь прочитаем правило в учебнике.

– Как вы обратитесь в письме к другу (учителю, маме……)?

5. Физминутка

В любом деле планирование необходимо. Когда мы пишем мы планируем, что мы пишем в начале, что в середине и что в конце.

Сегодня мы будем учиться составлять план к тексту.

Работа с учебником на странице 75 упражнение 1. (можно записывать варианты на доске).

План

1. Как путешествуют письма?

2. Какой существует древний способ отправлять письма?

3. Для чего ученые используют бутылки и специальные пластмассовые карточки?

4. О чем рассказывает бутылочная почта?

Запишем план в тетради.

Рефлексия (ответы на вопросы):

"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";

"Особенно мне понравилось…";

"Сегодня мне удалось…";

"Было трудно…".

Итог урока (выводы по уроку и выставление оценок):

Итак, какой была тема сегодняшнего урока?

– Как могут быть доставлены письма?

– Для чего нужна бутылочная почта?

Сейчас мало кто пишет письма на бумаге. Их заменили короткие SMS.

- А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам? (Им не хватает теплоты, душевности. Ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).
– Что интересного вы узнали на уроке и о чем бы хотели рассказать дома? Где могут пригодиться эти знания и умения?

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание:

Написать письмо дедушке и бабушке.

Используемая литература:

- Русский язык. 3 класс. Учебник для учащихся четырёхлетней начальной школы: в 2 ч. – Часть 1. /С.И. Иванов, М.И. Кузнецова и др. – М.: Вентана – Граф, 2014. - Начальная школа XXI века.

- Иванов, С.В. Русский язык. 3 класс. Комментарии к урокам. ФГОС /С.В. Иванов, М.И. Кузнецова; ред. А.А. Борзенкова. — Москва: Вентана- Граф, 2018. — 496с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку по теме "Учимся писать письма" УМК "Школа XXI века"

Урок развития речи. На этом уроке идет обучения правильному написанию письма. Отрабатываются навыки монологической речи. Проводится поисковая работа на краеведческом материале....

Урок развития речи "Учимся писать письмо"

Данный урок расчитан на учащихся 5 класса коррекционной школы 8 вида. В игровой форме ребята  знакомятся с основными частями письма, их оформлением, учатся правильно писать письма друг другу....

Конспект урока по русскому языку "Учимся писать письмо" 7класс

Конспект разработан для учвщихся школ 8 вида, 7 класс...

Учимся писать письма

Разработка урока , которая поможет уч-ся научиться правильно писать письма и подписывать конверт...

Учимся писать письма

Методическая разработка урока письмас презентацией....

"Учимся писать письма"

материал содержит конспект и презентацию открытого урока русского языка в 3 классе...