Число имён прилагательных, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Оксана Михайловна Шагдурова

Число имен прилагательных, 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chislo_imen_prilagatelnyh.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Информационная карта урока в соответствии с ФГОС

Описание

1

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

2

Класс

3

3

Тема

Число имён прилагательных.

4

Образовательная программа, автор

УМК «Школа России», В. П. Канакина, 3 класс, 2 часть.

5

Определение места урока в изучаемой теме,  разделе,курсе

Имя прилагательное.

6.

Цели урока

Деятельностная: формировать умение распознавать число имен прилагательных.        

Содержательная: развивать умение определять число имён прилагательных.

7.

Планируемые результаты

  • Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
  • развивать мотивы учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • Метапредметные:
  • Познавательные: общеучебные (умение сравнивать) устанавливать аналогии, обобщать,   учить выделять существенные  признаки прилагательного.
  • Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; различать способ и результат действия; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других; формирование умения взаимодействовать в группах и в парах.

Предметные:  развивать умение определять число имён прилагательных

8

Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке

Основной дидактический метод: словесный, практический, наглядный;

языковой анализ

9

Описание применяемых образовательных технологий, обоснование их использования

технология продуктивного чтения, приемы технологии РКМЧП

10

Описание методов оценивания, применяемые на уроке

оценка учителя, взаимооценка, самооценка

11

Средства

учебник В.П. Канакина 3 класс, 2 часть

                                                                                  Ход урока

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

1

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Вот звонок веселый смолк,

Пригласив нас на урок.

Друг на друга посмотрите,

Поприветствуйте гостей,

И садитесь поскорей.

Вы отправиться готовы в мир родного языка ?(да)

Постигать его готовы от звонка и до звонка ?(да)

Ну тогда без промедленья

Начинаем обученье.

Откройте свои тетради и запишите

Шестнадцатое марта.

Классная работа.

Приветствуют учителя, проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу.

Повторяют предложения за учителем, настраиваются на учебную деятельность.

Л –  адекватная мотивация к учебе, к данному предмету.

2

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии.

Минутка чистописания

Отгадайте загадку:

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

Позванивать стал колокольчик капели.

 Река пробудилась, растаяли льды,

 Наряд белоснежный надели сады.

-Что же это?

- Назовите первый звук в слове «весна»?

- Дайте ему характеристику

 - Эта буква и будет хозяйкой минутки чистописания.

Словарная работа.

ж…лтый     инт…рсный       ч…рный

Прочитайте слова, записанные на доске. Что можете сказать об этих словах?

Какое слово можно назвать «лишним» и почему?

Запишите эти слова, вставляя пропущенные буквы.

Пробное действие.

Подберите к данным именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные из словаря, запишите получившиеся словосочетания.

Прочитайте, какие словосочетания у вас получились.

Какое правило помогло вам не ошибиться в написании имен прилагательных в этих словосочетаниях?

Выделите окончания имен прилагательных и объясните, почему именно такое окончание вы написали.


Слушают загадку, отгадывают.

-Весна

[в]

(согласный, мягкий, звонкий, парный, обозначен буквой «вэ»)

Пишут заглавную и строчную буквы Вв


Читают.

Это словарные слова. Это имена прилагательные. Стоят в начальной форме.

«Лишнее» слово – интересный, т.к. оно не называет цвет, у него не 2 слога, в этом слове ударение падает не на первый слог.

Записывают слова.

Подбирают имена существительные.

Записывают словосочетания.

Читают.

Окончание имени прилагательного зависит от рода имени прилагательного. Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, к которому оно относится.

Выделяют окончания имен прилагательных, указывают род имен прилагательных.

Познавательные: развитие орфографической зоркости; систематизировать по разным грамматическим признакам, творческий подход. Регулятивные -поставить цель, самопроверка, при наличии ошибок проверка по словарю.

3

Этап выявления места и причины затруднения.

Где возникло затруднение?

Почему?

 Мы не знаем как объяснить почему написали именно такое окончание.

Потому что мы еще не прошли эту тему.

Формулировка проблемы и создание алгоритмов для ее решения

4

Этап построения выхода из затруднения.

Чтобы решить нашу проблему давайте составим план и цель урока:

-узнать

-научиться

-уметь

Работа в парах.

-С каким источником информации нам надо поработать?

Возьмите карточку, на которой записаны словосочетания. Какое задание предложите выполнить?

На какие знания будем опираться, выполняя это задание?

   Длинн… день, ал… закат, звонк… песня, мартовск… солнце, весел… капель, высок… тополь, больш… стая, рыхл… снег, ранн… весна, звонк… голоса, тёмн… проталинки, красив… песни.

Проверим вашу работу. Прочитайте словосочетания, назовите окончания, которые вы поставили, и объясните, почему.

Что можете сказать о последних трех словосочетаниях?

Почему не подошли известные нам приемы работы?

Что нам надо узнать?

Сформулируйте тему урока.

Какие цели поставим на этот урок?

-правило

-объяснять и делать выводы

-уметь применять на практике

-С учебником


Читают словосочетания, определяют род имен прилагательных, называют окончание.

Мы не смогли определить род имен прилагательных, вопросы не подходят.

Имена существительные в этих словосочетаниях стоят во множественном числе, а мы знаем только, как поставить окончания имен прилагательных только в единственном числе.

Какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе?

Изменение имен прилагательных по числам.

Узнать…

Научиться …

П.: действовать с учетом выделенных учителем ориентиров.

К: строить речевые высказывания в устной форме.

5

Этап реализации построенного проекта.

Физкультминутка

Какой способ работы можете предложить в таком случае?

Как проверить наши предположения?

Откройте учебник на с. 78 – 79. Прочитайте правило.

Какую из целей мы сейчас реализовали?

Оцените себя на данном этапе работы (проблема, формулировка темы и целей).

Над чем теперь нам надо поработать?

Вернемся к нашим словосочетаниям. Используя новое правило объясните написание окончаний имен прилагательных в последних словосочетаниях.

Найдите в учебнике упр. 137. Первый вариант работает с первой схемой, второй вариант – со второй схемой. Сформулируйте задание.

Прочитайте, какие получились словосочетания.

Выделите окончания имен прилагательных.

Что заметили?

Почему?

Встанем, дети,

(Встали.)

Скажем тихо:

Раз, два, три, четыре, пять. —

(Шагаем.)

Приподнялись,

(Поднялись на носочках.)

Чуть присели

(Приседаем.)

И соседа не задели,

(Садимся.)

А теперь придется встать,

(Встали, потянулись.)

Тихо сесть,

(Ровненько сели.)

Писать начать.

(Приготовились писать.)

Высказывают предположения.

Изучить новое правило.

Выполняют.

Узнали …

Оценивание.

Научиться …

Имена существительные в этих словосочетаниях стоят во множественном числе, значит и имена прилагательные тоже стоят во множественном числе. Во множественном числе имена прилагательные имеют окончания –ые или –ие.

Составить словосочетания, записать их, выделить окончания.

1 вариант:

Известный поэт                   известные поэты

Известная сказка                 известные сказки

Известное растение             известные растения

2 вариант:

Ближний лес                        ближние леса

Ближняя роща                      ближние рощи

Ближнее село                       ближние сёла

В единственном числе у прилагательных разные окончания, а во множественном числе – одинаковые.

Во множественном числе имена прилагательные не изменяются по родам.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений , доказательство.

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.

Упр. 138. Прочитайте текст. О чем говориться в этом тексте?

Найдите в предложениях и запишите словосочетания, в которых имена прилагательные употреблены во множественном числе.

Выделите окончания имен прилагательных, объясните их написание.

Читают.

В тексте говорится о разнообразии овощей на базаре.

Высокие груды, красные помидоры, лиловые баклажаны, полосатые зелёные арбузы, бледные капустные кочаны.

Регулятивные: контроль, коррекция.

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Найдите карточку с текстом. Прочитайте.

   Зяблики прилетают к нам в первой половине апреля. __________ песни зябликов можно слышать в городах и сёлах. Эти птицы строят  ____________ гнёзда. Гнездо зяблика похоже на чашечку. На дне ____________ мох, __________ травинки и стебельки. Снаружи оно покрыто __________ листочками и ___________ корой дерева.

Что можете сказать об этом тексте?

Как этот текст можно украсить?

Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. Запишите получившийся текст.

Какие правила использовали при записи подобранных имен прилагательных?

Оцените, насколько удалась работа с текстом.

Читают текст.

Высказывания детей.

Добавить имена прилагательные.

Выполняют.

Называют правила и написании окончаний имен прилагательных.

Оценивание.

Регулятивные: сохранение учебной задачи.

8

Этап Включения в систему знаний и повторения.

 Урок подходит к концу. Пора подводить итоги. Запишите в тетради три имени прилагательных, которыми вы можете оценить урок (интересный, скучный, познавательный, обычный, бесполезный…)

Запись в тетради.

Познавательные:

умение обобщать полученные знания, формулировать вывод.

9

Этап рефлексии уч. действий на уроке.

Подведите итог своей работы:

-Над какой темой мы работали?

-Что узнали?

-Чему научились?

Домашнее задание:с.78 упр 136

Отвечают на вопросы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России. Канакина В.П.

Конспект урока по русскому языку на тему «Единственное и множественное число имён прилагательных». 2 класс. Школа России....

конспект урока русского языка. Число имён прилагательных. 3 класс.

Конспект урока по русскому языку на тему:«Число имен прилагательных». Цель урока: закреплять знания о том, что прилагательные изменяются по родам только в единственном числе; развивать умения пра...