Морфемный анализ слова. Безударная гласная в корне слова.
план-конспект урока по русскому языку (2, 3, 4 класс)

Анализ состава слова — обязательная составляющая восприятия и понимания текста. Поэтому формирование у детей навыка морфемного анализа слов является одной из основных задач начального языкового образования. Существенным направлением в решении данного вопроса стали исследования Р.И. Лалаевой , которые обозначили необходимость специального формирования операционального состава навыка чтения, в который так же входит морфемный анализ .

Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» является одной из самых основных орфограмм, изучаемых в начальной школе. Её изучение происходит практически весь период обучения младших школьников.

Цель:

-Коррекция дизорфографии.

-Развивать умение морфемного анализа слова.

-Учить подбирать однокоренные слова, проверять безударные гласные в корне слова.

Задачи:

-Уточнить значение  термина «морфемика».

-Совершенствование навыка звукослогового анализа и  синтеза.

-Показать роль приставок и суффиксов в сообразовании новых слов.

-развивать умение выделять «ошибкоопасные»  места в словах.

-развивать навыки контроля и самоконтроля.

-Формировать орфографическую зоркость.

-Закрепление навыка правописания разделительного «ь».

-Совершенствование грамматического строя - развитие функции  словообразования.

-Развивать  связную  речь.

-развитие межполушарных связей

-Вспомнить обозначение частей слова.

-Развитие оптико-пространственных представлений.

-Развитие ассоциативного мышления.

-Зрительного гнозиса  (навык узнавания предметов, нарисованных по точкам).

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

-Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._morfemnyy_analiz_slova.docx351.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по русскому языку .

Тема урока: Морфемный анализ слова.

Грамматическая тема: Безударные гласные в корне  слова.

Цель:

-Коррекция дизорфографии.

-Развивать умение морфемного анализа слова.

-Учить подбирать однокоренные слова, проверять безударные гласные в корне слова.

Задачи:

-Уточнить значение  термина «морфемика».

-Совершенствование навыка звукослогового анализа и  синтеза.

-Показать роль приставок и суффиксов в сообразовании новых слов.

-развивать умение выделять «ошибкоопасные»  места в словах.

-развивать навыки контроля и самоконтроля.

-Формировать орфографическую зоркость.

-Закрепление навыка правописания разделительного «ь».

-Совершенствование грамматического строя - развитие функции  словообразования.

-Развивать  связную  речь.

-развитие межполушарных связей

-Вспомнить обозначение частей слова.

-Развитие оптико-пространственных представлений.

-Развитие ассоциативного мышления.

-Зрительного гнозиса  (навык узнавания предметов, нарисованных по точкам).

-Развитие слухового, зрительного внимания, памяти.

-Формировать  навыки сотрудничества, взаимодействия, самостоятельности, инициативы.

Ход занятия.

1. Совершенствуем навык звукослогового  анализа и синтеза, развиваем оптико-пространственные представления.

 Слово зашифровано в карте, чтобы его узнать, надо выполнить задание. Для этого необходимо отгадать, сколько в слове звуков, слогов, из полученных букв собрать слово.

2. Уточняем значение слова морфемика. Развиваем ассоциативное мышление, развитие слогового синтеза.

Из слогов собрать название острова, вспомнить из чего состоит слово. Форма острова похожа на букву Е ( ассоциация), для того, чтобы не путать в дальнейшем со словом морфология.

3. Упражнение  «Морфемная арифметика». Показать роль приставок и суффиксов в словообразовании.

 4.  Развивать умение проверять безударные гласные в корне слова, формировать орфографическую зоркость.

Ребята работают с карточкой, где слева слова с безударн. гласн. , а справа проверочные слова . После этого ребята вставляют буквы в сообщение короля  Словарика.

5.Развиваем навык морфемного анализа и синтеза.

Необходимо выделить из слов указанные части слова. Собрать из них новое.

  • Динамическая пауза.

6.Уметь определять состав слова, видеть приставку, корень, суффикс, окончание, правильно ставить ударение.

7. Совершенствуем навык подбора однокоренных слов с буквами о и а.

8. Развитие функции словообразования.

В результате орфографической начерталочки получается банка варенья. Игра с мячом, логопед называет ягоды, а ребята название варенья ( образуют относительные прилагательные ).

9. Межпредметная взаимосвязь. Русский язык, тема причастие.

Записываем с ребятами 1 предложение : Варенье, сваренное бабушкой, было очень вкусное.

Повторяем, где ставим запятые, почему (причастный оборот), в слове сваренное пишем нн , потому что есть приставка, зависимое слово.

10. Автоматизируем звукослоговой анализ и синтез. « Загадочная  рыба ». Необходимо отгадать название ,  расставив в нужном порядке слоги, буквы.

11.Результат деятельности и рефлексия.

Логопед предлагает  вспомнить, чем они занимались, в какие игры играли, а затем оценивает  работу каждого ребенка.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

2.jpg

Л

А

И

В

Е

Л

О

К

М

Р

В

Н

0012-001-9.-Kakie-storony-gorizonta-oboznacheny-na-skheme.jpg

Н

А

С

img7.jpg

М

О

Т

О

И

К

П

И

Р

Ш

С

О

Ц

0_d6de0_89e6c33_XXXL.jpg

Ц

Н

П

П

А

Ю

М

И

К

Л

Р

Е

И

У

Ы

О

Б

И

Л

Ь

Д

Э

nfzxyx-bilderfest_ru- (1).jpg

Е

К

С

У

З

otomobil.jpg

И

А

Первый ход- на восток  (от леса)делаем столько шагов, сколько звуков в слове ОСЕНЬ____

Второй ход –на юг делаем столько шагов, сколько звуков  в слове ЁЖ___________

Третий ход- влево   по диагонали ВВЕРХ, сколько слогов в слове  ЯХТА_____________

Четвертый ход- влево по  диагонали ВНИЗ , сколько слогов в слове ШОССЕ_____________

Пятый ход- влево по  диагонали ВВЕРХ, сколько звуком в слове ЕЛЬ____

Шестой ход –вправо вверх по диагонали, сколько слогов в имени ИРА___________

Седьмой ход-на север, сколько слогов в слове МЫШЬ_________

Восьмой ход-на восток, сколько слогов в слове ЗООЛОГИЯ ______________

(В результате получается слово парусник). Молодцы, мы отправляемся в путешествие на паруснике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Проект урока по русскому языку: «Безударные гласные в корне слова с использованием технологий морфемного письма и морфемного чтения»

Среди многих проблем, встающих при обучении русскому языку, одной из главных и нерешенных остается проблема формирования грамотной письменной речи. Низкий уровень орфографической грамотности школьнико...

Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне

Развивать умения анализировать слова с двумя безударными гласными в корне слова, подбирать проверочные слова, называть и обозначать орфограмму....

Конспект урока на тему: «Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »

Конспект урока на тему:«Правописание безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов с двумя безударными гласными в корне. »...

Тест по русскому языку "Родственные слова. Безударные гласные в корне слова"

Тест проводится в конце изучения темы "Безударные гласные в корне слова". Позволяет оценить уровень сформированности у учащихся понятий "родственные слова", "безударная гласная" , а так же умения ...

Урок русского языка (3 класс) УМК "Школа 2100" Правописание букв безударных гласных в корне слова. Подбор проверочных слов к словам с двумя безударными гласными в корне.

     На уроке учащиеся учатся распознавать какие гласные буквы надо писать, если в корне слова есть два безударных гласных звука; составляют   алгоритм написания буквы безуд...