Урок по русскому языку " Правописание буквосочетаний жи-ши .ча-ща, чу-щу"...
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Ососкова Ольга Петровна

Открытие новых знаний обучающимися о правописании буквосочетаний ЖИ-ШИЧА-ЩАЧУ-ЩУ. Планируемые результаты: .. 1. Узнать правила написания «ЖИ-ШИЧА-ЩАЧУ-ЩУ». 2. Составить алгоритм для правильного выбора буквы в словах с шипящими. 3. Выполнять работу по алгоритму. -

Скачать:


Предварительный просмотр:

1.Организационный момент. Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

- Дорогие ребята! Сегодня к нам на урок пришли гости. Давайте поприветствуем их. Улыбнитесь гостям, друг другу, мне. Попробуйте сохранить такое доброе настроение в течение всего урока.

2.Актуализация знаний.

-Внимательно посмотрите на буквы и найдите среди них лишнюю:    Ж  Ш  А  Ч  Щ

– Почему вы так думаете?

– Что вы можете сказать об оставшихся буквах?(Звонк,глух,шипящие)

-Какие из них всегда твердые? Какие мягкие?

– С какими гласными буквами сочетаются эти согласные? (и, а, у)

Чистописание

Напишите эти буквы красиво…….

-К нам на урок заглянуло солнышко, но его лучики закрыли тучки. Давайте поможем освободиться солнышку от тучек. Ваша помощь заключается в следующем: на каждой тучке есть  задания. Тучки уйдут в том случае, если вы покажите свои знания правил о написании этих сочетаний, и солнышко подарит вам свои лучики.

1 облачко  - Отгадайте загадки, записывая отгадки.

1.Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (ежик)

2.Чтобы я тебя  повёз, не нужен мне овёс

Накорми меня бензином, на копытца дай резины. (машина).

3. У нее во рту пила,

Под водой она жила.

Всех пугала, всех глотала,

А теперь в котел попала. (щука)

4. Над морской волной летает,

Рыбку клювиком хватает.

Крик поднимет жуткий стайка

Называют  птицу (чайка)

5.Он хорош для кислых щей, помимо вкусных овощей (щавель)

Ёжик,  машина, щука, чайка, щавель.

-Ребята, прочитайте эти слова, подумайте, что их объединяет? Чем различаются? - Что вы помните о сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу?

(Слова на одно правило, обозначают предметы одушевлённые, неодушевлённые.)

III.Формулирование темы урока, постановка цели 

Подумайте, чем будем заниматься на уроке?

- Какова тема сегодняшнего урока?

(повторять … правила о написании слов с  сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу

учиться…правильно писать слова с сочетаниями

обобщать… знания о шипящих звуках)

- Послушайте грамматическую сказку про эти звуки.

Жили на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а рядом жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим. Они во все щели заглядывают, ищут, шуршат. Нашли уже многих, но не могут найти Ы, Ю, Я. Весь день искали и усталые пошли домой. Смотрят, а Ы, Ю, Я сидят, смеются, чай пьют. Обиделись на них шипящие – с тех пор дружить с ними не стали. Никогда они вместе не стоят, только так: ЖИ-ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ.

2 облачко - Работа в паре

Работа с деформированным текстом

Поработаем над развитием речи.

-Ребята, посмотрите на эти слова, являются ли они предложением? Почему?

(Слайд… )

Используя слова, составьте предложения.

в, малыш…, ходили, рощ…

озера, около, камыш…, кач…лись

- Ребята, почему все слова с пропущенными сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу? (Потому что это тема урока)

-Спишите в тетрадь: 1 вариант -1 предложение, 2вариант -2предложение, подчеркните орфограмму.

-Подчеркните слова отвечающие на вопрос кто? или что? одной чертой, на вопрос что делали? двумя чертами.

Физминутка

 3 облачко - Игра «Сложи слова»

( 1,2 и 3 ряд- работа в группах по 4 уч-ся. На столе  карточки с частями слов. Учащиеся в группах составляют слова.) 

Малыши                        щавель                           чучело            

Пружина                       зайчата                           щупальца

Ширина                         чаща                              щука

Животное                     трещали                          чудесный

Шишки        Чайник        Чудак

Жизнь        Молча        Утащу

- Что вы заметили ? (в этих словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу)      Расскажите правило о сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу.

-Списать, разделить слова на слоги, поставьте ударение.

-Зайчата, щупальца, животное,  жизнь.

(проверка по слайду)

4 облачко Тренажер Фомина (зачет)

-Молодцы, ребята! / открываю солнышко / Смотрите, солнышко засияло улыбкой и оно вам дарит свои лучики. Пусть они вам помогут сохранить хорошее настроение на весь день.

Итог урока

Наш урок подходит к завершению, пора подводить итоги.

-Какую цель мы поставили перед собой на уроке?

-Смогли мы её достичь?

- Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

-Понравился ли  вам  урок? Что было интересным? Трудным?

Стихи детей 

Знаем твёрдо, что жи – ши
Пишем только с гласной и,
А в словах, где
ча и ща
Мы напишем только а.
Где же встретим мы
чу – щу,
То напишем букву  у.

-Спасибо вам за активное участие, за верные ответы, за хорошую работу на уроке (на память лучики)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"

Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...

конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок русского языка проводится в 1 классе по программе "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу" в 1 классе

Урок по русскому языку проходит в форме приключения,к детям на урок приходит необычный герой с другой планеты....

Конспект урока рефлексии по русскому языку "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  Урок русского языка в 1 классе. «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»Проводится с целью повторения, закрепления и обобщения пройденного материала по теме «П...