Технологическая карта урока русского языка.
методическая разработка по русскому языку (2 класс)

Ануфриева Ольга Александровна

Технологическая карта урока русского языка и изобразительного искусства во 2 классе. УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока

Предмет: русский язык, ИЗО

Класс: 2

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий  «Русский язык» 2 класс (часть 2), М.: Просвещение, 2019 г.

Тема занятия: Знакомство с орфографическим словарём. Изображение овощей по памяти.

Тип занятия: урок открытия новых знаний

Длительность: 45 минут

Технология – РКМЧП

Цель: Создать содержательные и организационные условия для восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися знаний по теме: «Знакомство с орфографическим словарём. Изображение овощей по памяти».

Задачи: 

-направленные на достижение личностных результатов обучения:

  1. Развивать навыки сотрудничества с  учителем и сверстниками.
  2. Воспитывать лучшие качества личности: взаимопомощи, сопереживания.

-направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  1. Формировать умение принимать и сохранять учебную задачу.
  2. Формировать  готовность слушать собеседника, признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою.
  3. Развивать речь, операции мышления для решения проблемных ситуаций.
  4. Формировать умение планировать, контролировать и оценивать свою деятельность по самостоятельному письму.
  5. Развивать умение слушать и слышать учителя и одноклассников, ясно и чётко излагать свою точку зрения,  распределять роли в парах и выполнять задания.

 - направленные на достижение предметных результатов обучения:

  1. Актуализировать знания о словарях.
  2. Включить детей в деятельность по исследованию орфографического словаря.
  3. Сформировать умение выбора способа запоминания словарных слов.
  4. Актуализировать умения  изображать овощи по памяти.

Формируемые ОК

- самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

- целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;

- осуществлять поиск нужной информации при работе с разными источниками;

- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица)

- работать в коллективе и команде.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, памятки, классная доска, ноутбук, проектор, магниты,  кисточки, краски акварельные.


Ход учебного занятия

Этапы учебного занятия

Содержание учебного материала

Деятельность учащихся

Средства обучения

Ориентировочная дозировка времени

Вызов

1.Организационный

момент.

Мотивация к деятельности.

Учитель включает учащихся в деятельность

по проверке готовности к уроку.

Предлагает ответить на вопрос «Как мы будем работать сегодня на уроке?»

ЧИТАТЬ –

ПИСАТЬ –

СЛУШАТЬ –

ГОВОРИТЬ –

Ученики проверяют свою готовность к уроку, проговаривая стихи вместе с

учителем.

Отвечают на вопросы:

ВДУМЧИВО

ГРАМОТНО

ВНИМАТЕЛЬНО

ЧЁТКО

Ноутбук, (интерактивная доска (ИД))

1-2 мин

2.Актуализация знаний.

Самоопределение  к деятельности.

Организует деятельность учащихся по актуализации имеющихся знаний с помощью подводящего диалога.

 Участвуют в учебной ситуации, осознают мотив и цель предстоящей деятельности.

Используя памятки, работают в парах по карточкам (Приложение 1).

Карточки

3 мин

Постановка учебных задач. Целеполагание.

Организует учебную ситуацию, приводящую к осознанию неполноты или несовершенства знания.

Фиксирует затруднение: не могут вставить пропущенную букву в слове КАПУСТА по изученному правилу о правописании безударной гласной в корне слова.

Организует Мозговой штурм по поиску идей решения данной проблемы: где можно узнать правописание данной гласной?

Подводит учащихся к выдвижению цели урока.

Уточняет имеющиеся знания учащихся о словарях.

Предлагает заполнить 1 столбик таблицы «ДО и ПОСЛЕ» (приложение 2).

Через подводящий диалог стимулирует их к формулировке учебных задач.  

(На доске слова-подсказки:

Будем учиться узнавать…

Будем учиться видеть…

Будем учиться писать…)

Выясняют, что все задания на карточке не могут быть выполнены.

Актуализируют имеющиеся знания, отвечают на вопросы учителя, выполняют предложенные задания, выявляют проблему и формулируют её: нет такого проверочного слова для слова КАПУСТА, где бы на безударную гласную падало ударение.

В процессе Мозгового штурма выдвигают версии: спросить у соседа, посмотреть в интернете, узнать у учителя, найти в словаре. Делают вывод о том, что самый надёжный способ – найти в словаре. Формулируют цель урока.

Заполняют 1 столбик таблицы «ДО и ПОСЛЕ»

1.Существуют разные словари.

2.В словарях живут словарные слова.

3.В словаре можно узнать правописание  и значение различных слов.

Таблица

5 мин

Осмысление

Изучение нового материала и закрепление

Организует деятельность учащихся, направленную на первичное знакомство с орфографическим словарём (Слайд 2).

Приглашает учащихся принять участие в игре-путешествии по более полному знакомству со словарём.

Объясняет правила игры:

  1. Путешествие пройдёт в 4 этапа.
  2. На каждом этапе нужно будет выполнить задание и открыть одну из тайн словаря.
  3. Символ каждой тайны должен быть записан  на доске.
  4. Для начала путешествия нужно разделиться на 3 команды.

На доске открываются записи:

1 этап – Понаблюдаем

2 этап – Поразмышляем

3 этап – Разведаем

4 этап – Исследуем

Место для записи тайн:

1.

2

3.

4.

5.

Организует Этап путешествия первый  «Понаблюдаем»

Через наблюдение над очерёдностью записи слов в словаре, подводит к открытию первой тайны словаря. Предлагает выполнить задание на карточках для выяснения, зачем и почему слова в словаре записаны по порядку.

На доске записывает символ первой тайны – А-Я

Организует Этап путешествия второй «Поразмышляем»

Предлагает, поразмышлять о том, удобно ли каждый раз для того, чтобы вставить в словарное слово верную букву, открывать словарь в учебнике и искать там нужное слово?  Предлагает поработать в парах и внести свои предложения, как же быть.

На доске записывает символ второй тайны - !!! (запомни)

Напоминает о трудности запоминания большого количества слов.

Знакомит с подружкой словаря Мнемотехникой, которая знает много разных способов, как помочь запомнить словарные слова и предлагает вместе с ней отправиться  в следующий этап.

Организует Этап путешествия третий «Разведаем»

Актуализирует знания об уже имеющемся в арсенале детей способе запоминания словарных слов.

На доске записывает символ третьей тайны – Темы.

Организует игру «Разведчики» с заданием: Собрать свою группу, используя карточки – посредники и дать название собранной группе слов.

 Знакомятся с новой информацией, сопоставляют данную информацию с имеющимся знанием и опытом и выясняют, что словарь называется «Орфографический».

Принимают правила игры.

Участвуют в первом этапе путешествия.

Наблюдают за очерёдностью записи слов в словаре и открывают первую тайну, что слова в словаре слоят по алфавиту, и выясняют, зачем и почему, выполнив задание на карточке. (Вставка буквы в слово КАПУСТА).

Открывают первую тайну словаря: Слова в словаре стоят в алфавитном порядке.

Участвуют во втором этапе путешествия.

Приходят к выводу о неудобстве постоянного пользования словарём для того, чтобы вставить в словарное слово верную букву.

Поработав в парах, вносят предложения:

-переписать словарные слова в маленький карманный словарик;

- можно выучить все словарные слова.

все словарные слова необходимо запомнить.

Понимают, что запомнить большое количество словарных слов сложно.

Знакомятся с Подружкой словаря Мнемотехникой.

Участвуют в третьем этапе путешествия.

Вспоминают, что каждую неделю на стенде появляются подборки словарных слов для запоминания. Делают вывод, что словарные слова можно группировать не только по алфавиту, как в словаре, но и по темам.

Открывают третью тайну словаря: один из способов мнемотехники - словарные слова удобно запоминать по темам.

Играют в игру «Разведчики», собирают группу слов по темам:

1 группа: воробей, ворона, ласточка, синица, снегирь  (название группы – птицы).

2 группа: пенал, тетрадь, линейка, портфель, карандаш (название группы – учебные вещи)

3 группа: платок, пальто, сапоги, валенки, одежда (название группы – одежда и обувь). Озвучивают название группы и объясняют свой выбор.

Ноутбук, (интерактивная доска (ИД)), классная доска

20 мин

Физкультминутка

Проводится во время игры «Разведчики»

-

1-2 мин

Задаёт вопрос:  к какой группе можно отнести слово КАПУСТА?

Просит поработать со словарём и найти ещё одно слово, которое обозначает название овоща.

Загадывает загадки про овощи и выставляет на доску изображения овощей.

Даёт задание для работы в тетрадях: записать словарные слова по теме «Овощи» по памяти, глядя на их изображения на доске и подчеркнуть в них непроверяемые безударные гласные.

 Проводит фронтальную проверку написанного по эталону.

Продолжаем путешествие.

Организует Этап путешествия четвёртый   «Исследуем».

Организует работу в группах по инструкции (Приложение 3)

Подводит к выводу, что слова можно группировать и запоминать по схожести в написании.

Записывает символ четвёртой тайны – а-а, е-е

Обращает внимание детей на наличие на партах приборов для рисования и спрашивает, зачем они нужны на уроке русского языка?

Сообщает, что Мнемотехника предлагает создание слов с каким-то помогающим его запомнить изображением (образом). Например, в слове КАРАНДАШ (слайд 3, приложение 4) безударные буквы А можно изобразить с помощью сконструированных из карандашей букв А.

Спрашивает: Где растут овощи, названия которых мы записали в тетради?

Спрашивает: Сколько букв нужно запомнить в написании слова «огород»?

Предлагает попробовать использовать новый приём мнемотехники при создании образа слова огород и раздаёт листы, на которых написано слово «огород» с  пропущенными непроверяемыми безударными  гласными (_г _  род).  Поясняет задание: т. к. в огороде растут овощи, на месте пропущенных букв вам нужно будет нарисовать любые овощи.

Подводит учащихся к выводу, что теперь они навсегда  запомнят, что в слове огород пишутся 2 безударных гласных буквы О, так как в огороде растут Овощи, а не Авощи, написание слов с образами легко запоминается.

Записывает символ пятой тайны –            

тец.

Отвечают на вопрос учителя (овощи).

Занимаются поиском и находят в словаре слово МОРКОВЬ.

Отгадывают загадки про капусту, морковь, огурец, горох, картофель.

Работают в тетрадях: записывают словарные слова по теме «Овощи» по памяти. Подчёркивают в них непроверяемые безударные гласные.

Сверяют свою работу с эталонными записями и выставляют свои ошибки на поля в тетради.

Участвуют в четвёртом этапе путешествия.

Работают в группах: исследуют слова по инструкции и делают вывод о том, что слова можно группировать по схожести в написании.

Открывают четвёртую тайну словаря: ещё один из способов мнемотехники - слова можно группировать и запоминать по схожести в написании.

Предполагают, что они помогут запоминать словарные слова.

Отвечают на вопрос учителя:

 - В огороде.

Отвечают на вопрос учителя:

- Две

Принимают учебную задачу.

Работают над изображением овощей по памяти.

Выставка работ каждой группы для оценки другими группами.

Открывают пятую, заключительную тайну словаря: ещё один из способов мнемотехники – написание слов с образами легко запоминается.

Тетради

Рефлексия

Подведение итогов урока.

Обобщение и систематизация знаний

Организует рефлексивную деятельность учащихся, организует обсуждение, задает вопросы, побуждает к дальнейшему расширению информационного поля (ближайший вектор развития).

Возвращает внимание детей к таблице «ДО и ПОСЛЕ».  Заполняем второй столбик таблицы.

Организует работу по заполнению кластеров.

Организует фронтальную проверку.

Даёт задание на дом на выбор.

Организует личностную рефлексию по раскрашиванию заготовок ладошек.

Подводит итог урока. Показ слайда ХОРОШО (Слайд 4). 

Обмениваются мнениями, заполняют рефлексивные таблицы, кластеры, отвечают на вопросы, систематизируют новую информацию.

Заполняют второй столбик таблицы.

Работа в группах: Способы запоминания слов записывают в кластеры. Взаимное обучение. Учащиеся по очереди называют 1 из  тайн словаря. Делают вывод: Если научиться пользоваться этими приёмами мнемотехники и выучить все словарные слова, то при их написании мы не будем тратить время на поиск проверочных слов, а будем точно знать, как они пишутся.

Раскрашивают заготовки ладошек, потом машут ими друг другу и учителю.

Таблица

10 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...