конспект урока русского языка 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Канина Ольга Анатольевна

Тема: Его величество глагол. Обобщение 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оборудование урока:

  1. Плакат с фотографиями класса со «Дня птиц»
  2. Таблица с морфологическими признаками глагола
  3. Карточки со словами - глаголами с пропущенными орфограммами в безударных личных окончаниях глаголов.

Оформление доски:

        Таблица с морфологическими признаками глагола

  1. Организационный момент.

 - Проверь, дружок, готов ли ты начать урок?

 Всё ль на месте, всё ль в порядке?

 Книжка, ручка и тетрадка?

  1. Объявление темы урока.

- Однажды одной части речи предложили ответить на вопросы анкеты. Послушайте вопросы и ответы и догадайтесь, какая часть речи давала интервью.

- Что вы больше всего любите?

- Люблю действовать.

- Что вы больше всего не любите?

- Не люблю предлоги и всем известную частицу.

- Что бы вы пожелали ребятам?

- Чтобы русский все ребята

На «пятёрку» знали,
На письме и в разговоре
Меня употребляли.

Что без меня предметы?

Лишь названия,

А я приду, всё в действие придёт.

Летит ракета.

Люди строят здания.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

- Какая же часть речи давала интервью? (Глагол).

- Как вы догадались?

 - Да. Это и есть тема нашего урока. Сегодня мы вспомним всё что знаем о глаголе. И покажем умения, которые приобрели по этой теме.

СЛАЙД 1

  1.  Развитие речи

- Отгадайте загадку:

Тает снежок

Ожил лужок

День прибывает

Когда это бывает? (Весной)

- Что же изменилось в природе с приходом весны?

- Один из признаков наступления весны – это прилёт птиц.

СЛАЙД 2

- Давайте сейчас проговорим правила друзей птиц

1. Не разорять гнёзда

2. Не стрелять в птиц из рогаток

3. Мастерить скворечники и кормушки

4. Подкармливать их зимой

IV Повторение изученного о глаголе

а) Синтаксический разбор предложения

- А теперь, используя выделенные глаголы, составьте предложение про птиц.

СЛАЙД 3

-Запишите его в тетрадь

- Выполните синтаксический разбор этого предложения.

б) Работа по карточкам

- Возьмите карточки, внимательно прочитайте задание, выполните

Проверка СЛАЙД 4

в) Роль глаголов в речи.

– Давайте подумаем, какова роль глаголов в нашей речи?

(Без глаголов наша речь не понятна, не красива. Они делают речь ясной, конкретной. При помощи глаголов мы можем называть действие предметов, состояние, судить о характере человека, передать любое чувство.) В нашей речи мы не можем обойтись без глаголов.

г) Работа над стихотворением

- Давайте прочитаем красивое стихотворение С.Есенина и понаблюдаем, насколько необходимы глаголы в нашей жизни и как они помогают поэту описать картину летнего утра.

СЛАЙД 5

- Назовите грамматические основы в каждом предложении

Задремали звёзды

Задрожало зеркало

Брезжит свет и румянит

Улыбнулись берёзки, растрепали

Шелестят серёжки

Горят росы

Крапива обрядилась, шепчет

- Вот видите, невозможно существование предметов без их действий.

- Какая особенность у этих глаголов? (Они употреблены в переносных значениях, характеризуют неодушевлённые предметы, как живые существа)

- Как называется это изобразительно – выразительное средство? (олицетворение)

- Прежде чем вы начнёте списывать это стихотворение, вспомните порядок орфографических действий при написании безударных личных окончаний глагола

СЛАЙД 6

Проверка

СЛАЙД 7

- Спишите стихотворение, вставьте пропущенные буквы

СЛАЙД 8

Проверка

СЛАЙД 9

- Над глаголами надпишите время. Выполните морфемный разбор глаголов прошедшего времени прямо в тексте.

     Задремали звезды золотые,

      Задрожало зеркало затона.

      Брезжит свет на заводи речные

      И румянит сетку небосклона.

      Улыбнулись сонные березки,

      Растрепали шелковые косы,

      Шелестят зеленые сережки,

      И горят серебряные росы.

      У плетня заросшая крапива

      Обрядилась ярким перламутром

      И, качаясь, шепчет шаловливо:

      «С добрым утром!»

- Какая часть слова в глаголах прошедшего времени указывает на различие по родам? (окончание)

- Можем ли мы определить род у глаголов н. и б. времени? (нет)

- Как изменяются глаголы н. и б времени? (По лицам и числам)

- Как называется изменение глаголов по лицам и числам? (Спряжение)

д) Морфологический разбор глагола

 – По каким признакам мы определяем принадлежность слова к той или иной части речи?

-грамматическому значению (что обозначает, на какие вопросы отвечает)

- морфологическим признакам

- синтаксическим признакам (каким членом предложения является)

- На какие 2 группы делятся морфологические признаки (постоянные и непостоянные)

ЦВЕТОК

СЛАЙД 10

- Запишите предложение в соответствии с орфографическими нормами.

- Проверим. Почему так говорят? (Стало теплее, оттаяла почва, в ней появились червяки – пища для грачей. С прилётом этих птиц начинается весна. Грачи – вестники весны.

- Выпишите из предложения глагол прошедшего времени и выполните его морфологический разбор (у доски)

- Урок хотелось бы закончить словами, перефразировав слова Заболоцкого:

СЛАЙД 11

Птицы нам в душу смотрят

Вы их жалейте, люди!

Ведь небо без птиц – не небо.

  1. Рефлексия.

- Интересно ли вам было на уроке?

- С каким настроением вы работали?

- Какое задание вам показалось трудным?

- Что помогает преодолевать трудности?

Мне сегодня было приятно с вами на уроке. Я увидела умных и заинтересованных детей. А если у кого-то что- то не получилось, - не беда. Всё равно с каждым уроком вы становитесь умнее. И по окончании начальной школы мне хочется дать вам напутствие:

Вы – хороший дружный класс,

Всё получится у вас!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Тема: «Текст и его признаки».     Цель:·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков. Задачи:·...

Конспект урока русского языка по программе "Школа России" для 3 класса ( 1 – 4 ) по теме: «Ознакомление со словообразовательной ролью приставок и суффиксов в русском языке».

формировать  умение  выделять  приставку  и  суффикс  в  слове;развивать  умение  образовывать  новые  слова  с  помощью  пр...

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»)

Конспект урока русского языка в 4 классе по учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык» (УМК «Школа России»). Тема урока: «Главные и второстепенные члены предложения. Обстоятельства»Ц...

Конспект урока русского языка Класс: 4 В.

Конспект урока русского языкаКласс: 4 В....

Конспект урока русского языка по русскому языку 1 класс УМК « Перспектива» . Тема:Тема урока: БУКВОСОЧЕТАНИЯ ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ

Представлен конспект урока - знакомство с новым материалом, с использованием системно - деятельностного подхода, проблемное изложение материала...