Конспект урока по русскому языку "Однозначные и многозначные слова" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Бучнева Наталия Дмитриевна

Целью данного урока является создать условия для изучения и понимания однозначных и многозначных слов. Планируемые образовательные результаты: Познавательные: 1. Умение строить логическую цепь рассуждений; 2. Извлекать информацию из иллюстраций, текстов; 3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи. Регулятивные: 1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения; 2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности; 3. Использовать ранее полученные знания. Коммуникативные: 1. Уметь задавать вопросы; 2. Уметь работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rus._odnoznachnye_i_mnogoznachnye_slova.docx24.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

по русскому языку
на тему: «Русский алфавит»,


Санкт-Петербург

2018

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет

Русский язык

Класс

2 «В»

Тема урока

«Однозначные и многозначные слова»

Дидактическая цель

Создать условия для изучения и понимания однозначных и многозначных слов.

Планируемые образовательные результаты

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

Л 1. Формирование умения выражать свою точку зрения;

Л 2. Развитие самостоятельности;

Л 3. Положительно относиться к учебной деятельности.

МПознавательные

МП1. Умение строить логическую цепь рассуждений;

МП2. Извлекать информацию из иллюстраций, текстов;

МП3. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи.

МРегулятивные

МР1. Под руководством учителя выделять учебную задачу, принимать  условия её выполнения;

МР2. Оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности;

МР3. Использовать ранее полученные знания.

МКоммуникативные

МК 1. Уметь задавать вопросы;

МК 2. Уметь работать в группе.

П1. Различать однозначные и многозначные слова;

П2. знать, что такое однозначные слова;

П3.  знать, что такое многозначные слова;


Решаемые учебные

проблемы

(учебная задача)

Что такое однозначные и многозначные слова?

Основные понятия,  изучаемые на уроке

Однозначные слова, многозначные слова, слово, буква, предложение, лексика

Образовательные технологии, используемые на уроке

(в т.ч. рефлексивные технологии)

Диалоговая, рефлексивная, оздоровительная технология

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска

Образовательные ресурсы:

Для  учителя

  1. Литература

  1. Интернет-ресурсы

Для ученика

Учебник Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.


Раздаточный материал.
Учебник Русский язык. 2 класс. Канакина В.П., Горецкий В.Г.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧЕНИКА

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ι. Организационный этап.

Ребята здравствуйте! Меня зовут Наталия Дмитриевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.

Проверим вашу готовность к уроку. У вас на партах должно быть: учебник, пенал, тетрадь.


II. Вводная часть.
(Презентация. Слайд 1)
На уроке у нас будет 3 главных правила. Кто сможет прочитать их со слайда?

III.Актуализация знаний.
Откроем наши тетрадки и запишем сегодняшнее число и классная работа. 
Ребята, помогите мне отгадать загадку.
Начало – нота,
Потом оленя украшенье.

А вместе – место оживленного движения...

Молодцы.
(Образец на доске)

Какая буква будет проверочной в этом слове? Как мы её выделим, когда будем переписывать слово в тетрадку?
А на какой слог падает ударение в этом слове?

Правильно!
Кому не видно с доски, откройте учебники на стр. 49. Спишите слово со всеми соединениями. Не забудьте поставить ударение. А я пройду и проверю, как правильно вы списали слово.


Подпишите свой листочек.
На листочках вы видите слова, но написаны они с пропущенными буквами. Вставьте пропущенные буквы и ударение в словах.
Теперь, проверим, как вы справились с заданием. Если буква поставлена неправильная, поставьте над словом галочку.
Поднимите ручку те, у кого одна ошибка? А у кого две? У кого больше двух? Вы запомнили, как пишется правильно?

IV.Постановка цели урока и формулирование темы урока.
Послушайте стихотворение Андрея Усачева.
Есть носы у журавлей,
Есть носы у кораблей,
Носик есть у чайника,
Только очень маленький.
Необычный зверь – носуха.
У носухи нос до уха.

А огромный носорог
Вместо носа носит рог.

Нос у лешего сучком,

А у свинки пятачком.
Но и свинка, и матрос
Вытирать должны свой нос!

Как можно озаглавить это стихотворение?

О каких же носах говориться в стихотворении?

Откройте учебник на стр. 47. Прочитайте вопрос, на который нам нужно сегодня ответить.

V. Основная часть. Объяснение нового материала.

Посмотрите на упражнение 58. Прочитайте слова про себя и соотнесите их с рисунками.

Что вы заметили?
Чем похожи все иголки на рисунке?

Чем похожи все шляпы?

Почему эти разные предметы имеют одинаковые названия?
Как вы думаете, что такое многозначные слова?
(Презентация. Слайд 2)

Кто прочитает памятку на слайде?

В русском языке есть слова, которые имеют не одно, а несколько значений. Такие слова называются МНОГОЗНАЧНЫМИ. Они могут называть предметы, близкие по форме: колокольчик-звонок и колокольчик-цветок; по цвету: золотые волосы и золотая краска; по расположению: хвост птицы и хвост поезда; по характеру движений: садится солнце и садится самолёт.
Колокольчик(звонок) – прямое значение слова, а колокольчик(цветок) – переносное.

Составьте предложение с любым из этих слов.
Кто хочет прочитать свое предложение?

В каком значении употребляется слово в предложении?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА(видео)

Ребята, скажите мне:
1. Что можно держать?


2. Что может течь?

3. Что (или кто) может идти?

Вы убедились, что одно слово может иметь множество значений?

Молодцы.

Работа в группах.

У вас на листах есть картинки. Вам в группе нужно отгадать слово.
1. Иголка

2. Идет

3. Ручка

4. Кисть

5. Коса

6. Машина

7. Крыло

Теперь откроем стр. 48 и посмотрим на упр. 60.
Прочитайте стихотворение.
Сколько разных значений слова дорога встретилось в тексте?
Какие это значения?

Слово дорога однозначное или многозначное слово?

VI. Подведение итогов и анализ урока.

Подведение итогов урока.

Давайте вспомним, что же такое однозначные слова слова?

А многозначные?  

Какая цель была у нашего сегодняшнего урока?

Мы её выполнили?

Эмоциональная рефлексия.

Ответьте на листочках на вопросы.

(Презентация. Слайд 3)

1. Какое настроение у меня после урока?

2. Я постарался на уроке?

3. Что нового я сегодня узнал?

Все молодцы.  Спасибо за работу! Мне было приятно с вами работать. Урок окончен.

Приветствуют учителя, проверяют все ли лежит на парте, слушают.

1. Отвечаем по поднятой руке.
2. Не шумим.
3. Не отвлекаемся и не мешаем остальным.

(Дорога)

Буква О в первом слоге.

Зеленым цветом

На первый слог

Переписывают слово.

Вставляют пропущенные буквы и ставят ударение.






Коллективная проверка.

«Нос», «Разные носы»...

Нос – передняя часть корабля; Нос, как орган обоняния у людей и животных; Нос чайника.

Что такое однозначные и многозначные слова?

Читают памятку.

Составляют предложения.

Выступление нескольких учеников.

Выполняют физкультминутку.

Предмет, слово, направление.

Жидкость, время, мысли, события.

Человек, животное, часы, дождь, урок, передача, разговор, спектакль...

Работают в группах.

Семь.

Автострада, тропка, шлях, путь, шаг, след, выси.

Многозначное.

Слова, которые имеют одно лексическое значение.

Слова, которые имеют несколько лексических значений.

Разобраться, что такое однозначные и многозначные слова.

Да.

Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку для 4-го класса на тему: "Изменение и правописание частей речи"

Конспект подходит для проведения уроков русского языка в 4 классе....

Конспект урока по русскому языку "Однокоренные слова". 2 класс

 Представленный урок русского языка является уроком закрепления. Использование на уроке современных образовательных технологий решает задачи развития учащихся и формирует умение учиться....

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Правописание безударных окончаний имен прилагательных» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тема: “Правописание безударных окончаний имен прилагательных в единственном числе”.Задачи: - (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование уважения к иному  мнению, к ...

Конспект урока по русскому языку в 4 «А» классе по теме «Наречие» Технология развивающего обучения (система Л.В. Занкова)

Тип урока: урок объяснения нового материала.Цель урока: дать общую характеристику о наречии как части речи, показать отличие наречия от других частей речи.Задачи: - (направленные на достижение личност...

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе (по учебнику Т.Г.Рамзаевой). Тема урока: "Непроизносимые гласные в корне слова"

Цель:Формирование знания о правиле правописания слов с непроизносимыми согласными в корне слова;Формирование умения постановки и решения орфографических задач, связанных с обозначением непроизносимых ...