Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова «Трясогузкины письма» 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Соляных Алина Александровна

 

Тема урока: Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова  «Трясогузкины письма».

Класс: 3

Цель: совершенствование умения раскрывать основную мысль высказывания; умения сжато воспроизводить художественный текст-повествование; приучение к содержательной, лаконичной речи.

Задачи:

- Развитие памяти, внимания;

- развитие связной речи, языкового чутья;

- развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;

- совершенствовать умения выделять микротемы в тексте и кратко передавать содержание текста;

- развивать умение учащихся выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл szhatoe_izlozhenie_urok3klass.docx75.44 КБ

Предварительный просмотр:

+Барсучий но

Сжатое изложение

Тема урока: Сжатое изложение по отрывку из текста Н.И. Сладкова  «Трясогузкины письма».

Класс: 3

Цель: совершенствование умения раскрывать основную мысль высказывания; умения сжато воспроизводить художественный текст-повествование; приучение к содержательной, лаконичной речи.

Задачи: 

- Развитие памяти, внимания;

- развитие связной речи, языкового чутья;

- развивать умение логично, стройно, без искажений передавать в собственном высказывании содержание исходного текста, используя разные способы компрессии;

- совершенствовать умения выделять микротемы в тексте и кратко передавать содержание текста;

- развивать умение учащихся выдерживать стилевое и синтаксическое единство в работе.

Ход урока

1. Мотивация речевой деятельности с целью стимулировать детей научиться способам сжатия текста.

  • Ребята, покажите с помощью смайликов, с каким настроением вы пришли на урок. Сегодня на уроке я желаю вам быть самыми внимательными и старательными, ведь это составляющие компоненты успеха.
  • Ребята, мы знаем, что об одном и том же можно рассказывать и кратко, и подробно. Все зависит от условий нашего общения. Например, иногда на переменке своему другу нужно пересказать историю, а времени мало, и тогда мы тоже обращаемся к сжатому пересказу. Где еще используется краткий пересказ? (В телеграмме, в письме).
  • Ребята, что изображено на картинке (На картинке изображен почтовый ящик)

  • Почему ящик называется почтовым? (Ящик называется почтовым потому, что в него кладут почту.)
  • А вы когда-нибудь писали письмо и отправляли их почтой? (Да)
  • Как называют человека, приносящего почту? (Человека, который разносит почту, называют почтальоном.)
  • А вы видели почтальона? (Да)
  • Ребята, нам почтальон принес письма!

Каждого ученику выдается письмо, в котором текст для изучения.

  • Что нужно с ними делать? (открывать)
  • Хорошо, открывайте письма, что там внутри? (текст) 
  • Ребята, сегодня мы будем учиться кратко, сжато передавать содержание текста «Трясогузкины письма». Только в нашем тексте необычный почтальон.
  • Но сначала мы выясним, чем же отличается подробное изложение от сжатого? (в сжатом изложении необходимо передать всё самое важное с точки зрения смысла, опуская подробности)

2. Первичное чтение текста учителем с установкой на ознакомительное чтение.

  • Доставайте карточки с текстом из конверта и внимательно прослушайте текст!

Первый раз текст читает учитель. Остальные учащиеся внимательно слушают, следят за сюжетной линией текста.

Трясогузкины письма

А весной прилетела в сад трясогузка — тоненькая серенькая птичка с длинным хвостиком. Она вспорхнула на почтовый ящик, заглянула одним глазком в дыру, пробитую дятлом, и облюбовала ящик под гнездо.

Трясогузку эту мы прозвали Почтальоном. Не потому, что она поселилась в почтовом ящике, а потому, что она, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик разные бумажки.

Когда же приходил настоящий почтальон и опускал в ящик письмо, перепуганная трясогузка вылетала из ящика и долго бегала по крыше, тревожно попискивая и качая длинным хвостиком. И мы уже знали: тревожится птичка — значит, есть нам письмо.

3. Беседа по содержанию (с целью обратить внимание детей на главное).

  • Понравился ли вам тест? Чем? (Дети отвечают)
  • О ком говорится в этом тексте? (о трясогузке, которая устроила гнездо на почтовом ящике и, как почтальон, опускала в него бумажки. А еще о том, как реагировала птичка на письма, принесенные почтальоном).
  • Что мы определили, отвечая на этот вопрос? Тему или основную мысль? (Тему текста).
  • Ребята, как вы думаете, для чего написан данный текст автором? К чему он призывает нас, читателей? (Нам нужно с вниманием и заботой относится к птицам).
  • Что мы определили, отвечая на этот вопрос? (главную мысль текста – замысел автора).
  • Что трясогузка делала в саду? (Искала место для гнезда)
  • Где устроила птичка гнездо? (На почтовом ящике)
  • Кого назвали в рассказе Почтальоном? (Трясогузку)
  • За что трясогузка получила такую кличку? (Птичку назвали Почтальоном потому, что она стала приносить и опускать в почтовый ящик разные бумажки)
  • Как владельцы почтового ящика, узнавали, что для них есть письмо? (Птичка тревожилась; вылетала из ящика, бегала по крыше, пищала и качала хвостиком)
  • Прочитайте заголовок. Можем ли мы по-другому озаглавить данный текст? (Ученики предлагают свои варианты. Педагог фиксирует их на доске).

Возможные варианты:

  1. Трясогузка
  2. Почтальон
  3. История о трясогузке
  4. Птичка на почтовом ящике
  • Что отражено в выбранном вами заголовке: тема или основная мысль текста?

4. Языковой анализ текста (с целью предупредить «сухость» сжатого изложения).

  • К какому типу относится данный текст? Обоснуйте свой ответ. (Текст-повествование, так как здесь последовательно рассказывается о событиях, происходящие с птичкой)
  • Какие слова использует автор, чтобы не повторять в тексте слово «трясогузка»? (птичка, она).
  • Прочитайте 1 часть текста. Какие эпитеты использует автор, для описания внешности птички? (Тоненькая, серенькая).
  • Подберите синоним к слову «Вспорхнула». (взлетела). Почему автор использует именно этот глагол? (Для того, чтобы показать легкость птички, ее маленькие размеры).
  • Что сделала птичка с почтовым ящиком? (облюбовала ящик под гнездо). Что значит «облюбовала»? (Выбрала себе что-либо по вкусу, по желанию, в качестве наиболее подходящего места). Какие синонимы можно подобрать к данному слову? (приглядеть, присмотреть, высмотреть, возможно заметить). Какое из этих слов самое выразительное? (Авторское – «облюбовала»).
  • Какое слово повторяется в последнем предложении 1 части? (ящик). Как можно заменить повтор? (местоимением - его).
  • Прочитайте 2 часть текста. Объясните, что значит «прозвали»? (дали название/имя, стали звать). Кого и как прозвали в тексте? (Трясогузку - Почтальоном).
  • Найдите в тексте сопоставление разных объектов (она, как настоящий почтальон). Как называется это средство выразительности? С какой целью его автор использовал? (Сравнение, оно точно передает на кого своими действиями похожа птичка). Почему птичка похожа на почтальона? (Потому что приносит и опускает письма в ящик).
  • Обратимся к 3 части текста. Каким одним словом описывает автор трясогузку, когда почтальон опускает письмо в почтовый ящик? (Перепуганная).
  • Какой глагол говорит о чувствах птички, когда приходит письмо? (Тревожится). Для чего автор использует: тревожно попискивая, тревожится? (Для того, чтобы показать насколько сильные чувства птички). Можем ли мы подобрать синонимы к слову «тревожится»? Какие? (беспокоится, волнуется, переживает).

Физкультминутка

Что принес нам почтальон? (пожимание плечами)

С толстой сумкой ходит он (марширование на месте)

Перевод, журнал, газету,

В бандероли две кассеты (повороты в стороны)

И письмо для тети Вали,

Что б ее приезда ждали! (прыжки на месте).

5. Вторичное чтение текста учащимися с целью составления плана.

6. Составление плана.

  • Следующий этап в нашей работе – составление плана. Прочитайте самостоятельно текст и разбейте его на части.
  • На сколько смысловых частей делится текст? (на 3 части)
  • Как мы можем составить план этого текста? (в каждой части необходимо выделить микротему и озаглавить эту часть).
  • Прочитайте первую часть текста, определите микротему. Как мы можем её озаглавить? (Место для гнезда.)
  • Прочитайте вторую часть, определите микротему. Озаглавьте её. (Почтальон)
  • Прочитайте третью часть текста, определите микротему. Как мы ее озаглавим? (Перепуганная трясогузка)

Примерный план:

  1. Место для гнезда.
  2. Почтальон.
  3. Перепуганная трясогузка.
  • Ребята, скажите, пожалуйста, слова какой части речи будут опорными и почему? (глаголы, потому что они помогут вспомнить последовательность действий.) Найдите опорные слова для каждой части.
  • Посмотрите на экран и проверьте свои ответы.

План текста

Опорные слова

1. Место для гнезда

Прилетела, вспорхнула, облюбовала.

2. Почтальон

Прозвали, приносить и опускать.

3. Перепуганная трясогузка

Подходил, тревожится, есть письмо.

7. Устная работа по сокращению.

  • Как из обычного текста делают сжатый? (убирают подробности, второстепенную информацию, несущественные описания).
  • Прочитайте первую часть, нужно ли ее сокращать? (да). Опираясь на план и опорные слова, исключите в ней подробности. (дети предлагают свои варианты сжатого текста 1 части).  Кто готов озвучить 1 часть текста после сжатия? (Весной прилетела в сад  трясогузка - серенькая птичка. Вспорхнула она на почтовый ящик и облюбовала его под гнездо). Назовите однородные члены в этом предложении. (однородные сказуемые вспорхнула, облюбовала). Как свяжите их между собой на письме? (на письме отделим их друг от друга союзом «и»).
  • Прочитайте вторую часть. Какая информация в этой части второстепенная? (Не потому, что она поселилась в почтовом ящике). Опираясь на план и опорные слова, составьте сжатый текст 2 части, оставив главное. Кто готов озвучить? (Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Потому что птичка, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик бумажки.). Обратите внимание на сравнение «как настоящий почтальон». Что мы должны сделать, когда будем писать это предложение? (поставить запятую перед словом «как»).
  • Работаем с третьей частью. Прочитайте третью часть, нужно ли ее сокращать? (да). Обратите внимание, какие по строению предложения использует автор? (сложные). Давайте постараемся сложные предложения преобразовать в простые, исключив подробности этой части. Кто готов озвучить сжатый текст 3 части? (К ящику приходил почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика, бегала и пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.)

8. Сжатый пересказ текста.

  • Перескажите текст по пунктам плана, опираясь на нашу работу по сжатию. Кто хочет попробовать? (4 ученика пересказывают по 1 пункту плана).

9. Орфографическая подготовка (на материале опорных слов).

  • Опорные слова, которые мы выделили в каждой части, могут быть использованы вами при записи вашего текста. Предлагаю обратить внимание на них с орфографической точки зрения.
  • Как вы думаете, зачем я предлагаю вам над этим поработать? (Чтобы предотвратить ошибки при написании данных слов).
  • Проверьте написание безударных гласных в словах: весной, гнездо, почтовый, тревожится,  письмо
  • Разберите по составу слова, объясните написание гласных в приставках и корнях: прилетела, вспорхнула, облюбовала, прозвали, приносить, приходил, вылетала.
  • Как называется птичка, о которой говорится в рассказе? Объясните происхождение этого названия. Запомните, как пишется это слово.
  • Обратите внимание на написание слов: почтальон, вспорхнула, перепуганная.

10. Самостоятельное составление текста изложения и его запись.

  • Ребята, подготовительная работа над текстом закончена. Вы готовы приступить к написанию собственного текста? Как будете передавать содержание текста? Сколько абзацев будет в вашем тексте? Как будете на письме показывать начало каждого абзаца? 
  • Приступайте к работе! Желаю вам успехов! Не забывайте пользоваться планом и опорными словами! В вашем тексте все должно быть понятно даже тому, кто не читал полный текст.

11. Самопроверка. Совершенствование написанного. Редактирование текста.

  • Ребята, перечитайте свой текст, подумайте, все ли пункты плана отражены, передано ли основное содержание? Проверьте орфографию, знаки препинания, нет ли повторов. Обратите внимание, чтобы каждый новый абзац начинался с красной строки!

Возможный текст сжатого изложения:

Весной прилетела в сад  трясогузка - серенькая птичка. Вспорхнула она на почтовый ящик и облюбовала его под гнездо.

Трясогузку мы прозвали Почтальоном. Потому что птичка, как настоящий почтальон, стала приносить и опускать в ящик бумажки.

К ящику приходил почтальон и опускал письмо. Перепуганная трясогузка вылетала из ящика, бегала и пищала. И мы знали: тревожится птичка – есть нам письмо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сжатое изложение "Птица - лесовод", русский язык 3 класс.

Урок русского языка, 3 класс, Программа "Школа России". Тема урока: сжатое изложение "Птица- лесовод".В начале урока  для актуализации мыслительной деятельности обучающимся предлагается  заг...

Урок русского языка в 4 классе. Сжатое изложение. М.М.Пришвин «Первая стойка».

Речевая культура в начальных классах рассматривается как обязательная часть программы по русскому языку, имеющая большое образовательное значение. Конечная цель работы по развитию речи в школе –...

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение текста" 3 класс

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Сжатое изложение повествовательного текста" Л.Н.Толстого "Воробей на часах" 3 класс...

Сжатое изложение во 2 классе «Пушок»

Изложение по теме "Собственные и нарицательные имена существительные" во 2 классе....

Сжатое изложение 4 класс "Опасные соседи" По В. Бианки

Данную презентацию лучше использовать по теме "Правописание безударных окончаний имён прилагательных" 4 класс УМК "Школа России". В данной работе используются интересные картинки к...

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»

4 классТема урока: «Сжатое изложение по тексту С. Коноваловой «Штора»»Тип урока: «Составление сжатого изложение по тексту повествование»...

Урок подготовки к сжатому изложению 3 класс

Уро́к — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями)....