Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 3 классе

по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Урок с  мультимедийным  сопровождением.

Цели урока:

  1. формирование опыта правописания слов с изученными орфограммами;
  2. формирование умения объяснять правописание изученных орфограмм;
  3. развивать речь. уметь выразительно читать, правильно составлять выражения по теме;
  4. Воспитывать любовь к природе, искусству, музыке.

Оборудование:

  1. карточки индивидуального опроса;
  2. картины зимней природы, тесты, диск: концерт «Зима» («Вьюга», «У камина») из цикла «Времена года». А. Вивальди;
  3. снеговик, пословицы, приметы о зиме;
  4. лист мокрой бумаги, краски, кисточка.

                      Оформление доски: надпись: «Не все ненастье, проглянет и          

                       красное солнышко».

                                                         Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Учитель: Прочитайте слова, основа которых состоит из приставки, корня и суффикса.

  1. Чистописание.

О  а  е  и  я

бп   вф  гк  дт  зс  жш

Учитель: Ребята, а кто догадался, что это за буквы? (Безударные гласные, которые в корне требуют проверки, парные звонкие и глухие согласные.) А кто мне подскажет тему нашего урока? (Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова.)

  1. Работа по теме.

          Учитель: Ребята, отгадайте, кто придет к нам в гости на урок?

          Ветки белой краской разукрашу,

          Брошу серебро на крышу вашу,

          Теплые весной придут ветра

           И меня прогонят со двора. (Зима.)

        Образуйте однокоренные слова с корнем – зим -, обозначающие  предмет (зимушка), признак предмета (зимний), действие предмета (зимовать.)

         И вот пришла зима – русская красавица в кокошнике, сплетенном из звездочек – снежинок, в голубом наряде, отороченном белой опушкой – точь – в – точь Снегурочка из сказки.

         Прочитайте выразительно стихотворение:

Здравствуй, русская м…ло…ка,

Раскр…савица – душа,

Б…лосне…ная  л…бе…ка,

Здравствуй, матушка – з…ма!

               (Т. Л. Вяземский).

          Задание:

Выписать слова с пропущенными буквами, рядом написать проверочное слово и объяснить орфограммы. ( Молодка – молод, молоденький; раскрасавица – краше, белоснежная – снежинка.)

   Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова?

Ответы учащихся.

 Учитель: Тихо приходит зима. Как в сказке. За одну ночь строит она свой серебряный дворец. На первый взгляд, скромны зимние краски: белый – цвет снега, голубой – неба, черный – деревьев.

Если разыгралась сильная метель, пошел снег и ветер такой, что на улицу не выйдешь, то это уже настоящая буря. Вспомните где точно и красиво описана метель. Кто автор этого стихотворения? (А. С. Пушкин «Зимний вечер».)

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То, как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя…

Почему Пушкин сравнивает бурю со зверем и плачем ребенка? Что делает буря? (Ревет, завивает, воет, бушует, шумит, злится.)

Ребята, перед вами лежит листок мокрой бумаги. Изобразите «зимний вечер» (бурю). В какое время суток происходила буря? Какие цвета мы будем использовать?

Учащиеся рисуют, а учитель читает стихотворение.

Учитель:

У наших зим – особенная прелесть:

Под вечер успокоится пурга

И хлынет свет, как будто загорелись

Закатом подожженные снега.

Сидит ворона на дубу жар – птицей,

Стоят оградой терема леса.

И кажется: вот – вот начнут твориться,

Как в мудрой русской сказке, чудеса.

Учащиеся заканчивают работу.

Учитель: Долго мы ждали прихода снежной зимы. Засыпала город снегом, завалила сугробами. И хозяйничает по – царски. Взмахнула рукавом, подхватила и закружила в вальсе подружек – снежинок и много чудес натворила. Она хозяйничает и у нас на уроке. Пока вы рисовали «Зимний вечер», подул сильный ветер, перемешал все слова. Теперь вам нужно восстановить текст.

Морозы, тр…скучие, на, ст…яли, улице.

Таня, каждое, корм, утро, насыпала,

К…рмушку, в, гости, прил…тали, сразу.

Тут, синички, сн…гири, и, были, в, рубашках красных.

(На улице стояли трескучие морозы. Каждое утро Таня насыпала корм в кормушку. Гости сразу прилетали. Тут были синички и снегири в красных рубашках.)

Учитель: Ребята, а кто из вас сделал кормушку и подкармливает птиц? А что страшнее для птиц – холод или голод? (Голод.)

Объясните правописание пропущенных букв. В первом предложении укажите части речи. Во втором предложении найдите однокоренные слова.

  1. Физкультминутка.

Учитель: Ребята, в какие игры вы играете зимой? (Дети называют игры.) А сейчас на уроке мы будем «одевать снеговика». Девочки наши, добрые, ласковые, назовите ласкательные слова. Причем не простые, а с парными согласными в середине слова. Что есть у снеговика? (Глазки, губки, бровки, ушки, ножки, ручки, сережки.) Вот какой красавец снеговик. Ну, а мальчики, конечно, будут одевать снеговика. Что же оденут мальчики снеговику, чтобы он не замерз? (Шубку, сапожки, шапку, варежки.)

  1. Поэтическая минутка.

Письмо по помяти

На доске слова: «небес», «блестящий», «далеких».

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далеких

Одинокий бег.

                   (А. А. Фет)

Учитель: Со слов «свет небес…» будем писать по памяти.

Взаимопроверка тетрадей.

Учитель: Объяснить правописание пропущенных букв.

  1. Домашнее задание.

Учитель: Дома вам предстоит написать сочинение – миниатюру.

Миниатюра – это очень маленькое, короткое сочинение. Я даю опорные слова, а вы составите предложения так, чтобы сочинение приобрело интересное содержание. Сочинение надо озаглавить.

  1. Подведение итога урока.

Тест:

  1. Обведи парные согласные.

Б, р, с, х, д.

  1. Найди и обведи проверочное слово к слову «дуб».

Дубок, дубки.

  1. Поставь, где нужно, букву «т».

Тор…, са…, кана…

Учитель: Чему учились на уроке? Какое задание больше всего понравилось? Стихи чьих авторов о зиме захотелось вспомнить еще раз?

Как вы понимаете поговорку: «Не все ненастье, проглянет и красное солнышко»?  Ребята, помните, что каждое свидание с природой обогащает человека бодростью и здоровьем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Урок на тему "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель урока: Выработать умение самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Урок русского языка во 2 классе на тему: «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова».

Конспекты уроков помогут в подготовке начинающим учителям внести свою изюминку в процесс урока....

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Проверочная работа по теме «Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова»

Русский язык. 2 класс. УМК "Школа России". Цели: проверить навыки правописания гласных после шипящих, безударных гласных, звонких и глухих согласных, разделительного мягкого знака, большой б...