Правописание глаголов
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

конспект урока "Правописание глаголов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Правописание  глаголов».»

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Дата урока: 20.04.2022

Задачи урока:

Обучающая: повторить правила правописания глаголов:  временные формы глагола, начальная форма, спряжение глаголов; способствовать формированию коммуникативных, информационных ключевых компетентностей.

2) Развивающая: развивать речь; орфографическую зоркость, внимание и мышление учащихся; активизировать словарный запас.

3) Воспитывающая: воспитывать самостоятельность, творческую активность, взаимопомощь; воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

                                            Ход урока.

  1. Оргмомент. Приветствие

2. Введение в тему. Постановка целей и задач

-Сейчас   весна.  Вы любите тепло? Скажите, чего ждем от природы, чего хотим много-много? Я вам загадаю загадку.

Тихо по небу плывёт

И тепло нам отдаёт. (солнце)

-Что делает солнце, чтобы нам с вами было хорошо?

 Посмотрите внимательно на доску. Прочитайте.

Греет, светит, смотрит, сверкает.

- Правильно, сейчас вы запишите  слова в тетрадь. Пишем чисто и красиво.

-Что можно сказать о данных словах? (глаголы)

-И тема нашего урока?

-  «Глагол. Повторение о глаголе»

- Какую задачу мы поставим перед собой на этом уроке?

-Сегодня на уроке мы будем повторять тему «Глагол» и вспомним, что знаем об этой части речи.

- Что мы знаем о глаголах? Какие слова называются глаголами? 

- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

Делают вывод.

Учитель: Так какую же роль играет глагол в речи?

Ответ учеников: Без глаголов наша речь бедна, а глагол делает её ясной и понятной. (дети оценивают работу друг у друга).

  1. Повторение знании.

1 шаг. Заблудившиеся глаголы.  Распределить по  временам.Совещаются, разбирают глаголы.(парами)

Встречает                                      визжал                                         прочитает  

трещит        поскрипывал        запишет

скрипит        дул        нарисует

воет        скулил        вспомнит

        удивил

Каждый делает вывод.

Глаголы изменяются по временам.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делал?» или «что сделал?» и обозначает действие, которое происходило до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что делает?» или «что делают?» и обозначает действие, которое происходит в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

- Если глагол отвечает на вопросы «что сделает?» или «что будет делать?» и обозначает действие, которое произойдет после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. (оценивание работ).

2шаг.

Цель: развивать умение образовывать глаголы неопределённой формы и умение определять спряжение .

Образуйте от данных слов глаголы неопределённой формы и определите спряжение: обед, черный, звон, рассказ, победа.

Вспомните, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы?

 (Обедать – 1спр., чернеть - 1 спр., звонить– 2 спр.,рассказать – 1 спр., победить – 2 спр.)

Вывод.

Что такое спряжение? (спряжение – это изменение по лицам и числам)

- Какие глаголы относятся к первому спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ать, -ять, -уть, -оть, -ыть, - ете.  А также глаголы брить, стелить)

- Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (глаголы оканчивающиеся на –ить. А также глаголы смотреть , обидеть,  слышать , видеть, ненавидеть, гнать, держать, дышать, вертеть и зависеть, и терпеть.

4.Физминутка .

Если глагол 1 спр- сидим, если 2 спр- встаём.

Потушить, дышать, тянуть, встречать, ненавидеть, гнать, держать,брить

Вставь пропущенную гласную. 

    Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов.

      Смотр…т, готов…т, мо…т, терп…т, верт…т,  называ…тся, гон…тся, любу…тся, отреза…т.      

3 шаг. Повторение знании.

 Раскрой скобки.

Сформулируй правило о написании не с глаголами.

   (Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает.

  Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят.

_-спишите любую  загадку в тетрадь

  1. шаг. Выбери нужное окончание.  Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени.

    У двери стоял..( о, а, и) маленький ребенок.

   В шкафу стоял..( о, а, и) хрустальная посуда.

  Среди грядок стоял..( о, а, и) соломенное чучело.

   На полке стоял..( о, а, и) разные книги.

5 шаг  Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей.

    Тише едеш(?) – дальше будеш( ? ).

   Нужно береч(?) платье снову, а честь смолоду.

6 шаг.  Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах.

  Дети пошли купат(?)ся на озеро.

                Они веселят(?)ся  и громко кричат. Физминутка

  1. шаг. Выполняем роль учителя.(текст ищем  ошибки)

8шагВыполнение  теста.

 1. Глагол – это

а) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

б) самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

в) самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей

2.Найди глаголы прошедшего времени.

а) дымит

б) плясал

в) печатает

г) пилил

3.  Найди предложения с глаголами первого лица единственного числа.

а) Бегу быстрее тебя на стадион.

б) Не отказываемся убрать снег со двора.

в) Всегда спешим на помощь друзьям.

г) Не достаю я до этого крючка!

4. Поставь глаголы в неопределенную форму. 
Скучали - ___________________.                                           Прячут - __________________________. 
Бегает - _____________________.                                          Гуляла - __________________________. 
Поглядел -___________________.                                         Любит - __________________

5.Если глагол в неопределенной форме оканчивается на -ОТЬ, -АТЬ, -УТЬ, то он относится к

а)1 спряжению
 б)2 спряжению

6.Найди "лишний" глагол

а) смотреть
 б)видеть
 в)терпеть
 г)глядеть
 д)обидеть

 7. Выберите глагол женского рода

а) полетело
 б)пришла
 в)посмотрел
 г)писали

6. Итоги урока.   Рефлекция. Домашнее задание.                 

Дети и педагог подводят итоги урока

Продолжите предложения:

Я понял, что …..

Мне было интересно…..

Мне было трудно …..  

Выставление оценок.

-А где мы можем использововать наши умения и знания о глаголах. Для чего они нам нужны?

- Вы отлично поработали на уроке,  и в память о нем я дарю вам солнышки. Будьте как солнце. Дарите своё тепло и нежность  друзьям. 

                             


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка

Слайд 2

Греет, светит, смотрит, сверкает .

Слайд 3

Правописание глаголов

Слайд 4

Правописание глаголов Не с глаголами Окончания у глаголов прошедшего времени Безударные окончания глаголов ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах Правописание глаголов на конце с шипящей

Слайд 5

ГЛАГОЛ Встречает визжал прочитает трещит поскрипывал запишет скрипит дул нарисует воет скулил вспомнит удивил

Слайд 6

п рош . в р . Прошедшее время Настоящее время Будущее время визжал встречает прочитает поскрипывал трещит запишет дул скрипит нарисует скулил воет вспомнит удивил

Слайд 7

обед, черный, звон, рассказ,победа

Слайд 8

Вставь пропущенную гласную. Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов. Смотр…т, готов…т, мо…т, терп …т, верт …т, называ … тся , люб…т , отреза…т.

Слайд 9

Раскрой скобки. Сформулируй правило о написании не с глаголами. ( Не) лает, (не) кусает, а в дом (не) пускает. Из какого ковша (не) едят и (не) пьют, а только на него глядят .

Слайд 10

Выбери нужное окончание. Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени. У двери стоял..( о, а, и) маленький ребенок. В шкафу стоял..( о, а, и) хрустальная посуда. Среди грядок стоял..( о, а, и) соломенное чучело. На полке стоял..( о, а, и) разные книги.

Слайд 11

Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей . Тише едеш (?) – дальше будеш ( ? ). Нужно береч (?) платье снову , а честь смолоду. Спряч (?) вещи в шкаф.

Слайд 12

Сформулируй правило о написании ТЬСЯ, ТСЯ в глаголах . Дети пошли купат (?) ся на озеро. Они веселят(?) ся и громко кричат.

Слайд 13

Отдохнём

Слайд 14

Найди ошибки Загатка В народной речи слово загадать азначало « задумыватся,размышлять ». Не случайно язык загадок называит тайной речью. Загатка возбуждаит любопытство своим тайным смыслом. Она развиваит в человеке догадливость. Услышет , прочитаит человек загатку и начинаит ломать голову над отгаткой .

Слайд 15

Найди ошибки Зага Д ка В народной речи слово загадать О значало « задумыват Ь ся,размышлять ». Не случайно язык загадок называ Е т тайной речью. Зага Д ка возбужда Е т любопытство своим тайным смыслом. Она развива Е т в человеке догадливость. Услыш И т , прочита Е т человек зага Д ку и начина Е т ломать голову над отга Д кой .

Слайд 16

Тест 1. Глагол – это а) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? б) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? в) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей

Слайд 17

2.Найди глаголы прошедшего времени. а) дымит б) плясал в) печатает г) пилил

Слайд 18

3. Найди предложение с глаголом первого лица единственного числа. а) Бегу быстрее тебя на стадион. б) Не отказываемся убрать снег со двора. в) Всегда спешим на помощь друзьям.

Слайд 19

4.Поставь глаголы в неопределённую форму. Скучали------- бегает---------- поглядел---------- прячут-------------

Слайд 20

5.Если глагол в неопределённой форме оканчивается на – оть,-ать.-уть , то он относится а)1 спряжению б) 2 спряжению

Слайд 21

6.Найди «лишний»глагол а)смотреть б)видеть в)терпеть г)глядеть д )обидеть

Слайд 22

7.Выберите глагол женского рода а)полетело б)пришла в)посмотрел г)писали

Слайд 23

Молодцы

Слайд 24

Рефлексия Я считаю, что урок прошёл для меня с пользой. Я научился правильно определять орфограммы глаголов и могу помочь другим. Я считаю, что могу правильно определять орфограммы глаголов, но мне ещё нужна помощь. Я считаю, что было трудно на уроке.

Слайд 25

Домашнее задание П.г. . стр. 11упр.4

Слайд 26

Спасибо за работу

Слайд 27

Интернет – ресурсы: http://0701.nccdn.net/1_5/2f0/0b8/0e7/HiRes.jpg сова http://antalpiti.ru/files/99604/knigi.3.png книги http://img-fotki.yandex.ru/get/6413/136487634.65a/0_a9292_e2d3ddfe_XL.png листья внизу http://img-fotki.yandex.ru/get/6610/21197587.29/0_96737_f8268728_L.jpg листья справа http://i054.radikal.ru/1005/2d/09f78a31f0d3.jpg колокольчик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 класс. Тема урока «Звучащий образ Родины в произведениях поэтов и композиторов. Правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме».

Цель: повторить правописание глаголов настоящего времени и глаголов в неопределенной форме.Задачи: Образовательная: а). Обобщитьзнания учащихся о правописании глаголов настоящего време...

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема «Неопределённая форма – начальная форма глагола.Правописание глаголов с -тся и –ться. Написание не с глаголами.»

Цели: 1. Закрепить представление о неопределённой форме как начальной форме глагола; развивать умение соотносить начальной форму и личную форму глагола; закрепить правило правописания глаголов с...

Урок русского языка 4 класс "Тема: «Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с –ТСЯ, -ТЬСЯ»

Урок открытия новых знаний. Технологии проблемного диалога, продуктивного чтения...

Презентация к уроку русского языка "Правописание глаголов с тся и ться.Возвратная форма глагола" 4 класс. УМК"Школа 2100"

Цель: знакомство с особенностями правописания глаголов.Задачи:1.Познакомить с особенностями правописания глаголов на -тся и -ться;2.Формировать навыки грамотного письма глаголов;3.Развивать орфо...

Роль глаголов в предложении, в речи. Правописание глаголов с частицей НЕ

Методические разработки уроков и сценарии школьных праздников...

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»

Технология развития критического мышления в разработке урока русского языка «Роль глаголов в речи. Правописание глаголов с частицей "не"»  Пояснительная запискаДанный урок относит...