конспект по русскому языку Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН
план-конспект урока по русскому языку

......

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_russkomu_pravopisanie_bukvosochetaniy_chk_chn.odt25.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН»

Цель: формирование умения писать слова с сочетаниями чк,чн,; развитие орфографических навыков, устной и письменной речи учащихся.

Задачи: познакомить учащихся с правилом написания слов с сочетаниями ЧК, ЧН; развивать орфографическую зоркость учащихся, правильную речь, умение выражать свои мысли при изучении языковых явлений, память, мышление;  воспитывать интерес к русскому языку, аккуратность при работе в тетрадях.

Планируемые результаты:

Личностные: проявление уважения и интереса к русскому языку.

Предметные: умения наблюдать и находить слова на изучаемую орфограмму; отработка умения правильно писать в словах сочетания чк, чн, объяснять написание слов с данными орфограммами, находить орфографические ошибки в своей и чужой работе.

Метапредметные:

Регулятивные: умение контролировать результаты своей деятельности.

Познавательные: умение анализировать объект с целью выявления определённых признаков.

Коммуникативные: уметь выслушивать и принимать во внимание чужие мнения и обосновывать свои собственные.

 

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Оборудование:  карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, презентация.

 

 

 

 

 

 

Ход урока

 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учащихся

I. Мотивационно-ориентировочный

1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Елизавета Сергеевна.

 

2.Психологический настрой

- Обратите внимание на слайд. Давайте все вместе прочитаем эти слова.

Смело иди вперед

И не стой на месте.

Что не сделает один,

Сделаем все вместе.

 

-К чему призывают нас эти слова?

 

-Пусть эти слова станут девизом нашего сегодняшнего урока.

 

3.Актуализация знаний

а) пальчиковая гимнастика

- Ребята, с чего начинается урок русского языка?

- А для чего нам нужна пальчиковая гимнастика?

- Повторяйте действия за мной.

У кошечки нашей есть 10 котят,

Сейчас все котята по парам стоят:

2 толстых, 2ловких

2 длинных, 2 хитрых,

2 маленьких самых и самых красивых.

 

б) Минутка чистописания

- Молодцы! А сейчас мы проведём минутку чистописания. Для чего нам нужна минутка чистописания?

 

- Откройте свои тетради. Положите их под наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спины и поставьте ноги ровно. Запишите сегодняшнее число, классная работа. Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

- Посмотрите:  на доске написаны буквы, но мы не будем писать их все, а напишем только те, которые выберем после ответов на поставленные вопросы.

Н, я, ч, х, и, к.

Какая буква обозначает согласный мягкий звук?

Какая буква обозначает согласный звук, парный по глухости-звонкости?

Какая буква обозначает всегда звонкий звук?

- Правильно, ребята. Мы выбрали три буквы и теперь будем их писать.

- Напишите строчку этих букв, чередуя их между собой и подчеркните ту букву, которую получилось написать красивее всех.

 

Приветствуют учителя

 

 

 

 

 

Эмоционально настраиваются на урок.

Читают слова на слайде

 

 

 

 

 

-Эти слова призывают делать все вместе,

Работать дружно, сообща.

 

 

 

 

 

- Урок русского языка начинается с пальчиковой гимнастики

- Пальчиковая гимнастика нужна для того, чтобы подготовить наши пальцы к письму.

Выполняют пальчиковую гимнастику

 

 

 

 

 

 

 

- Для того чтобы ваше письмо было правильным и аккуратным.

 

 

 

Открывают тетради, кладут их с наклоном

Садятся правильно

Записывают число и классная работ

 

 

Смотрят на образец написания букв

 

 

 

 

- Ч

 

 

- К

 

- Н

 

 

 

Пишут буквы, чередуя между собой

II. Поисковый

1. Проблемная ситуация

- Ребята, внимательно посмотрите на доску. Скажите, кто из героев «пришел» на урок?

-Ёжик и Крош  написали слова. Посмотрите, что у них получилось. Кто прав?

птички           птичьки

сказочный    сказочьный

сочный          сочьный

печка             печька

- В чем расходится написание слов?

- Итак, внимательно посмотрите на слова.

   - Как же правильно писать слова? Какие есть предположения? 

- Вы согласны с этим предположением?       

- Как объяснить это предположение?

- Какой шипящий звук вам встретился?

- Что вы знаете об этом звуке?

- Надо ли дополнительно обозначать его мягкость?

- Тогда какой вывод мы можем сделать, исходя из наших наблюдений?

 (Дети подводятся к выводу, что мягкий знак не нужен, т.к. [ч’]   -  всегда мягкий звук.)

2. Определение темы урока. Постановка учебных задач

 

-Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

-Какие задачи мы поставим с вами на уроке? В этом вам помогут опорные слова Познакомимся с… Научимся…

3. Формулировка правила

- Сформулируйте сами правило о том, как надо писать сочетания ЧК, ЧН, ЩН.

- Правильно, молодцы!

- Приведите примеры слов с этими сочетаниями.

- Какую задачу мы с вами решили?

 

-А какую задачу будем решать теперь?

 

4. Выборочное списывание

Ребята, прочитайте предложения.

а) Течёт речка, печёт печка.

б) У нас в печурочке

Золотые чурочки.

- Что вы прочитали?

- Какие слова встретились на наше правило?

- Запишите слова в тетрадь, подчеркните орфограмму.

- Каким правилом вы пользовались?

 

 

5. Физкультминутка

А сейчас давайте немного отдохнем. Встаньте из-за парт.

Мы к лесной лужайке вышли,

Поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки,

Через ветви и пенёчки.

Кто высоко так шагал

- Не споткнулся, не упал.

Ча, ча, ча

Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)

Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)

Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)

Печет печка калачи (4 приседания)

Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)

Будет всем по калачу (4 прыжка на месте)

Чо, чо, чо (3 хлопка перед собой)

Осторожно, горячо (ходьба на месте). 

 

- На урок пришли Ежик и Крош

 

 

Читают слова

 

 

 

 

 

 

- Одни слова написаны с ь, а другие без ь.

 

 

- Нужно писать ь /ь не пишется

                      

-Да\нет

[ч’]

Всегда мягкий

 

- Нет

 

- В сочетании ЧК мягкий знак не пишется

 

 

 

 

 

 

 

- Правописание чк, чн.

 

- Познакомимся с правилом правописания чк,чн.

- Научимся писать чк, чн.

 

-Сочетания ЧК-ЧН  пишутся без мягкого знака.

 

 

 

Мы познакомились с правилом правописания ЧК-ЧН.

Будем учиться писать слова с

сочетаниями ЧК-ЧН.

 

Самостоятельно читают

 

 

 

 

-Скороговорки

- Речка, печка, чурочки.

Записывают слова в тетрадь, подчеркивают орфограммы.

- Правилом правописания ЧК-ЧН.

-Сочетания ЧК-ЧН  пишутся без мягкого знака.

 

 

Выполняют физкультминутку

III. Практический

1. Письмо по памяти

Ёжик и Крош нам приготовили задания. Они хотят проверить, кто быстрее всех читает и слова запоминает. Прочитаем хором.

Ёлочка и белочка,

щучка, тучка, стрелочка,

бочка, почка, спичка,

речка, ручка, птичка,

шуточка, минуточка.

- Прочитайте слова несколько раз, постарайтесь запомнить как можно больше и записать их по памяти в тетрадь.

- Подчеркните орфограмму в словах.

- Проверьте, правильно ли написал слова ваш товарищ по парте.

- Оцените свою работу в листах самооценки. Если вы справились заданием, то поставьте  «+». Если были какие-то затруднения, то «-».

2. Комментированное письмо предложения

- Ребята, рассмотрите иллюстрацию.

- Как называется сказка?

- Вспомним сказку про курочку Рябу. Какие слова с сочетаниями ЧК,ЧН встретились в сказке? Прочитайте слова на слайде.  Давайте из них составим предложение. 

Ряба, яичко, снесла, курочка.

- Запишите предложение. 

- Подчеркните сочетания ЧК, ЧН.

3«Дополни слова»

-Ребята, рассмотрите картинки. Допишите слова так, чтобы в них было сочетание ЧК-ЧН.

-Скажите  правило, которое надо знать, чтобы пропущенные буквы вписать.

- Запишите эти слова, работая в парах.

- Но для начала давайте вспомним правила работы в парах.

- Проверьте, как справились с заданием. Оцените свою работу в листах самооценки. Если вы справились заданием, то поставьте «+». Если были какие-то затруднения, то «-».

4. Работа с карточками

- Возьмите карточки, которые лежат у вас на партах. Вам нужно вписать название предметов, изображенных на картинках, при этом, не забывая правило, которые мы с вами сегодня изучили.

 

- Проверьте, как справились с заданием. Оцените свою работу в листах самооценки. Если вы справились заданием, то поставьте «+». Если были какие-то затруднения, то «-».

 

5. Работа над орфоэпией.

- Ребята, давайте понаблюдаем, как пишутся и произносятся слова с сочетанием ЧН. Слова конечно, нарочно, скучно пишут  с ЧН, а  произносят эти слова так: коне[шн]о, наро[шн]о, ску[шн]о. Сейчас мы с вами потренируемся правильно произносить эти слова на примере одного из стихотворений, которое записано у вас на карточке.   

Я, конечно, не нарочно

Затолкал кота в буфет.  

И, конечно, не нарочно

Съел я килограмм конфет.

И, конечно, не нарочно

Вазу мамину разбил.

И уж вовсе, не нарочно

На ковёр кисель пролил…

Просто было очень скучно…

Но теперь-то я послушный!

- Молодцы, ребята!

- Какую задачу мы с вами решили?

 

Внимательно слушают

 

Читают хором

 

 

 

 

 

 

 

Записывают слова по памяти в тетрадь

 

 

 

Подчеркивают орфограммы

Проверяют работу товарища

 

Оценивают работу в листах самооценки

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрацию

- Сказка  Курочка Ряба.

Вспоминают сказку

 

 

 

 

Снесла курочка Ряба яичко.

 

 

 

 

 

 

- Чк, чн пишется без ь знака.

 

Записывают слова

Вспоминают правила

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу в листах

самооценки

 

 

 

 

Вписывают слова

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают свою работу в листах

самооценки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                     

 

Тренируются в правильном произношении слов с сочетанием чн.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Научились правильно произносить и писать слова с сочетанием ЧК-ЧН.

IV. Рефлексивно-оценочный

1. Подведение итогов урока

-Что нового мы узнали сегодня на уроке?

-С каким  правилом мы сегодня познакомились?

- Расскажите это правило.

2. Рефлексия

а) «Продолжи фразу»

- Продолжите высказывания:

Сегодня я узнал …

У меня получилось …

Я смог …

 

-Мы достигли задач, которые ставили перед собой в начале урока? А что нам в этом помогло?

-Вспомните девиз нашего сегодняшнего урока, к чему он нас призывал?

 

б) «Лесенка знаний»

-Возьмите свою «лесенку знаний» (на парте у каждого) и отметьте уровень своих знаний в данный момент. Поставьте звездочку на той ступеньке, где, считаете, находитесь вы.

- Где сейчас находится ваша звездочка?

- А хотите подняться выше?

- Что нам для этого нужно сделать?

 

 

3. Домашнее задание

- Откройте дневник и запишите домашнее задание. Те, кто уверены в своих силах, спишите слова, данные в карточке и вставьте пропущенные буквы, подчеркните орфограммы. Те, кто еще не уверен в своих силах, подберите 10 слов по изученной теме и запишите их.

 -Урок окончен! Готовьтесь к следующему уроку.

 

 

- С правилом правописания чк, чн.

 

- Чк, чн пишется без ь знака.

 

 

Продолжают фразу

 

 

 

 

-Да, достигли

- Девиз

 

Вспоминают девиз урока

 

 

 

Размещают звездочки на ступеньках лесенки.

 

 

 

- Внизу — в середине — вверху

- Да

-Выполнять задания

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

 

 

 

 

 

Готовятся к следующему уроку

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка."Правописание буквосочетаний с шипящими звуками" 2 кл. (УМК "Школа Рсссии"авт. В.П.Канакина)

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме « Правописание буквосочетаний с шипящими звуками»....

Конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн"

Урок по теме "Правописание буквосочетаний чк, чн, щн" построен по мотивам русской народной сказки "Теремок". Появление сказочного героя - новый этап работы на уроке. Урок способствует развитию навыков...

конспект урока русского языка "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ"

Урок русского языка проводится в 1 классе по программе "Перспектива"...

Конспект урока по русскому языку "Правописание буквосочетаний жи-ши,ча-ща,чу-щу" в 1 классе

Урок по русскому языку проходит в форме приключения,к детям на урок приходит необычный герой с другой планеты....

Конспект урока рефлексии по русскому языку "Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ

  Урок русского языка в 1 классе. «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ»Проводится с целью повторения, закрепления и обобщения пройденного материала по теме «П...