Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов».
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Созонова Анна Александровна

Урок русского языка по теме :«Образование сложных слов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slozhnye_slova.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. «Образование сложных слов»

Предмет: русский язык

Класс:2

Тип урока:  Урок «открытия» нового знания

Цели урока: познакомить  со способом  образования сложных слов

Задачи:

образовательные: познакомить  со способом  образования сложных слов (сложением двух основ с помощью   соединительных гласных и без них); формировать умение писать в сложных словах соединительные гласные и безударные гласные в первой основе

развивающие: развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную речь учащихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.  

воспитывающие: формировать  коммуникативные  умения учащихся (включение  в  беседу, умение  слушать и слышать  друг друга, сопоставлять  свою  точку  зрения  с  другой, умение  формулировать и задавать  вопрос); воспитывать интерес к языку, слову.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке 

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

 - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других;

Этап урока

Содержание

I. Мотивация к учебной деятельности

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Проверяют готовность к уроку,  встают у своих парт.

Самоорганизация,

II. Актуализация знаний Формулирование темы урока, постановка цели

Назовите, из каких частей может состоять слово.

-Могут ли слова иметь одинаковые корни?

-Как такие слова называются?

-Приведите примеры.

-На слайде слова: Рыбалка, улов, рыбка, рыбак, ловля,  рыболов, ловушка.

-Задание: запишите слова, распределяя по группам.

-Какое слово вызвало у Вас затруднение? Почему?

Такие слова называются сложными. Это и будет темой нашего урока. Давайте сформулируем цель и задачи на урок.

-Приведите примеры.

Дети распределяют слова на два столбика

Рыбалка

Рыбка

Рыбак

Улов

Ловля

ловушка

рыболов

умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

 - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других;

включение  в  беседу, рассуждать,

III. Изучение нового

Работа со словами. Посмотрите на слайды. Как образуются сложные слова?

Лес+парк=лесопарк

Нос+рог=носорог

Лед+КОЛоть=ледокол

…….

Попробуйте догадаться, из каких слов составлены слова на картинках?

На слайде картинки:

Самолет

Паровоз

Самокат

Пароход

Звездопад

снегоход

Какие слова мы называем сложными?

С помощью чего соединяются корни в сложных словах?

Слова у которых два корня

Они соединяются

гласными о и е

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах. Уметь  находить  и корректировать  свои ошибки.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других;

- познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания:

ФИЗМИНУТКА

Паровоз кричит: «Ду-ду!

Я иду, иду, иду!»

А колёса говорят:

«Так-так, Так-так!»

Мимо горы и леса,

А не подняться ль в небеса?

Отважный лётчик нас зовёт

Пересесть на самолёт!

Мах крылом туда, сюда,

Полетели!

IV. Закрепление  нового

Слайд.

Задание: прочитайте стихотворение. Найдите и выпишите в тетрадь сложные слова

   Самолет летит вперед,
Паровоз не отстает,
Даже в море пароход
Тоже прибавляет ход.

    …………

   Кашу варит кашевар,
Сталь нам варит сталевар,
Лошадь водит коневод,
В море - мореход плывет.

С помощью каких гласных соединялись корни в сложных словах?

Когда пишется буква «О»?

Когда пишется в словах буква «Е»?

C:\Users\Анна\Desktop\на сайт\2022-12-12_14-48-08.png

О пишут после твердых согласных    (водолаз, пароход)

Е  пишут:  после мягких согласных (сталевар),

- после шипящих и Ц (птицелов, кашевар)

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной  и письменной форме; слушать и понимать речь других;

Регулятивные: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; 

Уметь выбирать соединительную гласную и правильно писать ее в словах. Уметь  находить  и корректировать  свои ошибки.

V.  Включение нового

знания в систему знаний и повторение.

Работа в группах:

Класс делится на 6 групп у каждой группы своя карточка со словами.

Прочитайте предложение, запишите слово. Выделите корни и подчеркните соединительный гласный в словах.

1. Человек который ЛОВИТ РЫБУ

2. Рабочий, который КОПАЕТ ЗЕМЛЮ

3. Аппарат для ТУШЕНИЯ ОГНЯ, пожара.

4.Рабочий, который ЧИСТИТ  ТРУБЫ.

5.ОПАДАНИЕ ЛИСТЬЕВ у деревьев, кустарников

6.Человек, который РАЗВОДИТ САДЫ.

7.Человек, который ПАСЕТ СВИНЕЙ

8. ЛОВУШКА для МЫШЕЙ.

9.Человек, который ЛЮБИТ читать КНИГИ

Проверка ответов. Ответы записаны на слайде.

Работа фронтально у доски.

Задание: Слова перепутались. Помоги котятам распутать слова и записать их правильно.

САМОХОД

ВЕРТОКАТ

САМОВОЗ

ПАРОЛЕТ

ВОДОЛЕТ

МОРЕПАД

ПЫЛЕХОД

ВОДОСОС

Дети работают в группах, выполняя задания.

1. Рыболов

2. Землекоп

3.Огнетушитель

4.Трубочист

5.Листопад

6.Садовод

7. Свинопас

8. Мышеловка.

9.Книголюб

После самостоятельной работы сравнивают свои ответы с эталоном на слайде.

Дети составляют слова правильно и записывают их себе в тетрадь. 1 работает у доски.

САМОКАТ

ВЕРТОЛЕТ

САМОЛЕТ

ПАРОХОД

ВОДОПАД

МОРЕХОД

ПЫЛЕСОС

ВОДОВОЗ

планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания:

Регулятивные:: планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

VII. Итог урока

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Индивидуальная работа по карточкам.

Тест

А. Подчеркните  сложные слова:

1.Рыболов

2. Заколка

 3. Ледокол

4. Рыбак

5.Хранилище

Б. Распределите слова в два столбика, вставив пропущенные буквы, .

1.Везд..ход

2. Верт..лет

3. Нос..рог

4. Земл.ройка

5.Каш..вар

Взаимопроверка.

1.)Какие слова мы называем сложными?

2) Как образуются сложные  слова?

3) При помощи чего соединяются корни в сложных словах?

4) В каких случаях пишут букву «о», а в каких букву «е»?

Рефлексия

Работают самостоятельно на картачках.

Взаимопроверка-

дети меняются карточками

Отвечают на вопросы.

Оформляют самооценку  учебной деятельности соответствующего цвета.

Домашнее задание

Подобрать (придумать) 10 сложных слов и записать их в тетрадь.

Записывают домашнее задание себе в дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс "Образование сложных слов"

Урок - исследования нового материала. Обучающие работают в группах, выполняя  различные задания под руководством учителя....

Урок по русскому языку на тему "Образование сложных слов"

Дети в игровой,  доступной форме  знакомятся со сложными словами....

Открытый урок русского языка по теме :" Как делаются слова. Сложные слова"

Конспект открытого урока  и презентация к уроку русского языка по теме " Как делаются слова. Сложные слова".УМК " Перспективная начальная школа"Класс : 2...

Урок русского языка по теме: "Образование сложных слов" 3 класс

Урок русского языка    в 3  классе«Образование  сложных слов»...

Урок русского языка по теме "Правописание сложных слов"

Урок проводится в 3 классе по программе "Школа России", по учебнику "Русский язык" Канакина. Данный урок последний в изучаемом разделе "Сложные слова". На данном уроке ис...

Конспект урока по русскому языку на тему «Словообразование сложных слов» 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование умения находить и разбирать сложные слова; учиться выделять корни сложных слов, соединительную гласную.Планируемые результаты Предметные: знать: что такое сложн...