устаревшие слова фрагмент
план-конспект урока по русскому языку

....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka_ustarevshie_slova.odt24.06 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ФРАГМЕНТА УРОКА

Ф.И.О. участника: Денисова Анастасия Руслановна

Тема урока: « Устаревшие слова»

Цель фрагмента урока: создание условий для ознакомления с понятием «устаревшие слова».

Задачи фрагмента урока:

  • Образовательная:   ввести понятие устаревшие слова, выявить значение устаревших слов.
  • Развивающая: развивать речь учащихся, расширять и обогащать словарный запас.
  • Воспитательная: воспитывать самостоятельность и интерес к учебному предмету «Русский язык»

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф- фронтальная, И- индивидуальная, П- парная, Г- групповая)

Дидактическое средства, интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П- познавательные, Р- регулятивные, К- коммуникатиыные)

1.Мотивационно- ориентировачный этап

Создать положительный эмоциональный настрой.  Подготовить к воспроизведению учебного материала обучающихся на работу.

 Словесный

1.Приветствие.

Эмоциональный настрой.

-Прочитайте слова на доске: «Учись, смекай, активным будь и к знаниям откроешь путь!»

- Почему я взяла эти слова для девиза урока?

-Как будем работать на уроке?

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку

Ф.

Интерактивная доска.

Р: умение контролировать свое поведение, проверка своего рабочего места к уроку.

К: умение слушать и слышать собеседника.

2. Поисковый этап

Определить тему и цель урока, поставить учебные задачи. Формировать умение отличать устаревшие слова.

Словесно, частично- поисковый

1.Определение темы и цели урока.

Тридесятого числа началась неделя,

Время катит чередом,

Час за часом, день за  днём.

Семедница пробегает,

Учёба чад всех вразумляет.

Часто ли вам приходится слышать подобные слова?

Всё ли было понятно? Или я говорила ни на русском языке

Определите  возникшую проблему.

Какую цель вы ставите на урок?

Упот-Употребляем ли мы в повседневной речи эти слова?

- Как вы думаете, о каких именно словах мы будем сегодня говорить на уроке?

В русском языке постоянно происходят изменения: одни слова рождаются, другие употребляются все реже и реже, то есть устаревают и вовсе умирают. Почему так происходит?

                                                        

        - Да потому, что  меняется жизнь человека. Если уходит из жизни какой-нибудь предмет, например,(ступа, керосиновая лампа, лапти) вместе с ним уходит и слово.

 -А где же мы можем их встретить чаще?

Устаревшие слова, это современно?

Необходимы ли устаревшие слова в наше время?

Слушают и отвечают на вопросы.

В тексте есть непонятные слова.

Для чего их использовали?

Как их понять?

Для чего их нужно знать?

Можно ли их заменить?

1.Научиться понимать слова, чтобы читать произведения.

Нет, мы ими не пользуемся в повседневной жизни, потому что ушли в прошлое предметы, а вместе с ними и слова, которые их обозначают.  

Древние слова, старые слова,  устаревшие слова.

Вывод: устаревшие слова надо изучать и знать, так как мы учимся на произведениях писателей классиков, а они чтобы передать колорит и атмосферу времени, использовали слова своего времени. Это современно и модно, можно пополнить свой словарный багаж.

Ф.

Ф.

Интерактивная доска

Выделяют и формулируют тему и цель

П: Умение правильноотвечать на вопросы

Р: Умение сохранить дисциплину

Р: Строят умозаключения под руководством учителя

3. Практический этап

Выявлять роль устаревших слов

Беседа

Наглядный частично- поисковый

- Ребята, на доске представлено задание. Давайте выполним его, но сначала прочитайте задание про себя и скажите мне, что нам нужно сделать в этом задании?

Задание №1 «Найди пару». Прочитайте данные устаревшие слова и найдите их значение в словаре устаревших слов. Подберите к данным устаревшим словам слова-синонимы. Запишите пары слов, работая в паре.

Молвить, войско, льзя, старец, чужеземец, кушанье, хата, гребень, тужить. 

Слова для справок: армия, можно, говорить, еда, старик, иностранец, расчёска, горевать, дом.

Проверка через документ камеру

Прочитайте и выполните следующее задание.

Задание №2. Выпишите из стихотворения устаревшие слова и найдите их толкование в словаре устаревших слов.

Снега пушистые взрывая,

Летит 
кибитка удалая.

Ямщик сидит на облучке

В 
тулупе, в красном кушачке.

Задание №3

Выполните в группах

Прочитайте ряд слов.

Кеды, босоножки, лаптикроссовки.

-Что объединяет эти слова? Какое слово здесь «лишнее»? Почему? Можно ли его считать устаревшим?

-Почему? Найдите в словаре устаревших слов значение слова лапти.

- Найдите в словаре устаревших слов значение данных слов: душегрейка, зипун, армяк, кафтан.

-Как 
можно назвать одним словом эти предметы?

- Найдите в словаре устаревших слов значение данных слов: ендова, лохань, квашня, ушат.

-Как можно назвать одним словом эти предметы?

- В какой книге вы будете искать значения устаревших слов?

Слушают. Читают задание, отвечают.

Ищут значение слов в словаре.

Задание №1 молвить - говорить

льзя - можно

войско - армия
старец-старик
чужеземец – иностранец
кушанье – еда
хата – дом
гребень - расчёска
тужить -  горевать.

Читают. Выписывают устаревшие слова, ищут их толкование в словаре.

Кибитка- крытая повозка, ямщик-  крестьянин на яму для перевозки почты, грузов, путников на своих лошадях, облучок- часть повозки, на которой сидел ямщик, тулуп- зимняя верхняя одежда крестьянина, кушак- широкий матерчатый пояс.

Читают, отвечают.

Все это обувь. «Лишним» является слово лапти. Слово лапти устаревшее, в наше время такой обуви нет.

Это предметы верхней одежды.

Посуда.
Отвечают.

Ф.

П.

И.

 Г.

Интерактивная доска

Документ-камера

Интерактивная доска

Закрепление и отработка новых знаний в процессе выполнения заданий.

П: умение осуществлять анализ, синтез в процессе выполнения задания.

Р: контроль, коррекция

4. Рефлексивно- оценочный этап

Словесный

1.Итог урока

Какая была цель урока?

Достигли мы её?

Докажите?

2.Рефлексия

Закончите урок фразой:

Я понял…

Я узнал….

Я хочу узнать…

– Что понравилось на уроке?

– Какая работа вызвала трудность?

 Ф.

К.  умение слушать одноклассников


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока "Устаревшие слова, слова синонимы и новые слова"

разработка урока по русскому языку для 2 класса по ФГОС "Начальная школа 21 век" с презентацией...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе "Устаревшие слова, слова-синонимы, новые слова". УМК "Начальная школа 21 века"

Урок разработан в соответствии с требоаниями ФГОС НОО для учителей, работающих по УМК "Начальная школа 21 века". Урок решает следующие учебные задачи:развитие речи, мышления, побуждение познавательног...

Конспект урока русского языка «Устаревшие слова. Значение устаревших слов» (УМК «Новая школа XXI века» 2 класс )

Тема: «Устаревшие слова.Значение устаревших слов» Цели деятельности учителя: формирования знаний о понятии «устаревшее слово»; формирование умения определять устаревшее слова, ...

Конспект урока русского языка по теме "Многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Заимствованные слова. Устаревшие слова."

Систематизировать знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, об устаревших и новых иноязычных словах и их роли в нашем языке; продолжать работу над фор...