Технологическая карта для урока литературного чтения
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Нестерова Вера Андреевна

Данный материл представляет собой разработку конспекта к уроку литературного чтения в 4 классе на тему: "А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadanie_no_1.docx26.77 КБ

Предварительный просмотр:

Задание №1

Разработка технологической карты по литературному чтению

Оценка_____________

Тема: «А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Класс: 4 «Б».

Цель: систематизация знаний о сказке А. Пушкина «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Задачи:

Образовательные: учить выражать своё мнение о героях сказки и обосновывать выбор;

Развивающие: развить умение различать положительных и отрицательных героев сказки;

Воспитательные: воспитывать умение работать в паре, умение выслушать товарища.

Ресурсы урока: презентация, доска, учебник по литературному чтению, 4 класс Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г., Голованова М. В., раздаточный материал.

Педагогические технологии: технологии проблемного обучения, здоровье сберегающие технологии, технологии КСО, технологии репродуктивного обучения, технология мотивации обучения, ИКТ, технология организации самостоятельной деятельности, рефлексивные технологии.

ХОД УРОКА

Этапы урока

Задачи этапов урока

Методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности (ФПИГ)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

1.Организационный этап.

Технология мотивации обучения

Организовывать готовность к уроку

Словесный

Беседа

Приветствие, настрой на работу на уроке.

-Здравствуйте, ребята, сегодня у вас урок литературного чтения буду проводить я. Посмотрите на соседа по парте и передайте ему своё хорошее настроение, я вам также желаю удачи и позитивного настроения.

Приветствуют учителя. Внимательно слушают

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Формирование предметных знаний, умений и навыков.

Р: умение организовывать свое рабочее место

Формирование учебного мотива.

2. Постановка цели и задач урока

Помочь детям понять тему сегодняшнего урока

СловесныйБеседа

-С какой сказкой мы уже работаем несколько уроков?

Для нас А.С. Пушкин, прежде всего, поэт-сказочник. Сегодня нам предстоит выяснить, насколько понята “Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях”.

- Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Умение понять заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме.

К: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания.

Осознавать необходимость учебной деятельности

3. Актуализация знаний

Технология репродуктивного обучения

Напомнить детям ранее изученный материал

Словесный

Беседа

- Итак, ребята, давайте вспомним, о чём же сказка, кто желает рассказать?

-Мы вспомнили, о чем говорится в сказке, теперь давайте приступим к выполнению заданий.

Кратко пересказывает сказку

Фронтальная

Индивидуальная

Презентация, доска

Самоконтроль и взаимоконтроль

Умение вспомнить содержание пройденного материала.

Уметь формулировать собственное мнение

Выполнять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

4. Первичное усвоение новых знаний.

Технология КСО

Технологии проблемного обучения

Учащиеся расширят свои знания и умения.

Беседа, работа с наглядным материалом

-Поможет нам сегодня на уроке таблица. У вас на столах тоже таблицы.

Работаете в парах.

Герои бывают главные и второстепенные. Как вы это понимаете?

Положительные и отрицательные. Как вы это понимаете?

Главные – без которых не было бы всех описанных событий.

Второстепенные – участвуют в событиях, но не являются основными действующими лицамипомогают свершению действий и событий.

Итак, начнём работу! Определять героев будем в форме разминки для ума.

1. Чтобы расшифровать имя первого героя сказки, надо прочитать только русские буквы.

R L w ц g а Y l р J и L Z i ц v Y а

У нас появилось имя первого героя сказки какое?

Как же Царица-мачеха появилась в сказке? Подтвердите свои слова текстом.
стр. 78-80

В отрывке прозвучали имена ещё двух героев. Каких? 

В какую группу отнесёте Царя? Он главный герой или второстепенный? Почему?

Вывод: второстепенный, положительный и отрицательный

Почему именно Царице Пушкин предназначил зеркало? Чему нас учит зеркальце? Какой герой ЗЕРКАЛО? Ребята, всегда ли нужно говорить правду? 
В сказке есть такие строчки «Чёрной зависти полна. Как вы понимаете значение выражения «чёрная зависть»? К чему привела чёрная зависть в сказке? Почему Царица решила погубить царевну? Куда поместим Царицу за её дела? Чтобы определить имя следующего героя сказки, вы должны прочесть только подчёркнутые буквы.
Прцбьалшрюбеапвшгнщнпра

Найдите в тексте, как говорит поэт о Царевне.

Стр.79. С чем сравнивает Пушкин царевну? А, с розой, такой же красивой, но с шипами, можно сравнить царевну? Определите её место в табличке. Вы помните, что случилось с Царевной? Кто помог Царевне, кто приютил её в своём тереме?

Слушают учителя, беседуют с ним.

Царица

У Царя умерла жена и он женился на другой

Царь, зеркальце.

Второстепенный

Рассуждают, в какую группу отнести Царя.

Только оно могло сказать правду, остальные её боялись.

Говорить правду 

Второстепенный положительный
Ответы детей

Ответы детей…

Царица решила погубить царевну
Завидовала её красоте.

Главный отрицательный

Царевна

С цветком, с ромашкой, так как она нежная

Главный положительный

Царица приказала отвести её в лес и оставить там на съедение волкам

Фронтальная, индивидуальная, парная

Презентация

Самоконтроль и взаимоконтроль

Формирование умения осуществлять целеполагание и выделять для себя важную информацию.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условием её реализации. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Проявлять навыки сотрудничества с учителем и сверстниками.

5.Динамическая пауза

Здоровье сберегающие технологии

Размяться

Иллюстративный

Разминка

Выполняют физминутку

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Формирование знаний о спорте, как о неотъемлемой части жизни каждого человека.

Р: осуществление контроля своих действий, концентрация внимания.

Формирование положительного отношения к занятиям двигательной деятельностью.

6. Первичная проверка понимания.

ИКТ технологии

Обобщить изученное и проверить понимание

Работа с учебником, беседа

Их место в таблице?

Посмотрите на слайд. Угадайте, как зашифрованы эти герои и по какому принципу их надо прочесть?

1 3 5 7  2 4 6 8 10 12 14 16 18

Срелмгьрбдощгтадтгыоргежй

(Первое слово- читаем нечетные буквы, а во втором слове все чётные.)

Следующий герой сказки. По какому принципу надо прочитать его имя?

Ко-Е-ро-ли-ле-сей-вич

Сначала нечетные слоги, а затем чётные.

• В чём заслуга этого героя?

• Его куда поместите?

Итак, табличка заполнена! Мы разделили героев сказки на группы (прил 1)

Семь богатырей

Главные положительные

Спас царевну, разрушил злые чары царевны-мачехи Главный положительный

Фронтальная

Презентация

Взаимоконтроль

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы

К: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем

Выполнять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

7.Первичное закрепление.

Технология организации самостоятельной деятельности

Проверить могут ли дети самостоятельно выполнять задания по теме урока.

Самостоятельная работа

Составьте характеристику любого героя сказки по следующему плану.

План характеристики героя сказки.

-Где живёт герой?

-Внешний облик героя.

-Какие поступки совершает?

-Какой характер у героя?

-Как к герою относится автор?

-Своё отношение к герою

Выполняют задание.

Индивидуальная

Презентация

Самоконтроль

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Уметь объективно оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников;

Выполнять самоконтроль и самооценку учебной деятельности

8. Запись домашнего задания Технология организации самостоятельной деятельности

Объяснить д/з

Словесный

Объяснение

Дома нарисуйте иллюстрацию к понравившемуся отрывку из сказки о мертвой царевне и о семи богатырях.

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Учебник

Презентация

Самоконтроль

Формирование навыков самостоятельной деятельности.

П: воспринимать речь учителя.

Развитие ответственного отношения к обучению.

9. Итог урока

Рефлексивные технологии

Подвести итоги урока

Словесный

Беседа

Итак, ребята, какая же тема нашего урока?

Назовите положительных героев сказки. Отрицательных. У кого появилась симпатия к герою?

Подводят итоги урока.

Фронтальная работа

Презентация

Самоконтроль

Умение анализировать и применять полученную информацию.

Р: контроль и оценка своих результатов за урок.

Формирование нравственно-этической ориентации обучающихся.

10.Рефлексия

Рефлексивные технологии

Понять, какие трудности возникли при выполнении заданий на уроке.

Беседа

Что было сложного?

Поднимите руку те, кто бы сегодня взял зелёную карточку, если вам понравилось, как вы работали на уроке, у вас всё получалось, вам было интересно.

-  Жёлтую, если вы работали на уроке не в полную силу.

- Красную, если у вас осталось плохое впечатление от своей работы на уроке.

Молодцы, ребята, вы отлично потрудились, спасибо за урок. До свидания!

Отвечают на вопросы учителя. Поднимают руку, оценивают свою работу на уроке.

Фронтальная

Презентация

Самоконтроль

Формировать умение самостоятельно строить и применять новые знания.

Коммуникативные: участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания;

Формирование умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Итак, таблица заполнена! Мы разделили героев сказки на группы.

Главные герои

Второстепенные персонажи

положительные

отрицательные

              Царь + –

Царевна

Царица-мачеха

             Зеркальце+

Семь богатырей

             

Королевич Елисей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"

4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"

Технологическая карта к уроку литературного чтения во 2 классе ОП "Школа 2100" по теме: Сказочная повесть Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц"...

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...