Технологическая карта урока русского языка
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Фёдорова Ольга Аркадьевна

Урок на тему "Родственные слова, корень слова" ("Собираем родственников")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka_russkogo_yazyka.doc86.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка

Класс:  2

Тема урока: «Знакомство с понятиями «родственные слова», «корень слова» («Собираем родственников»).

 Цель: - Познакомить обучающихся с понятиями «однокоренные слова»,   «корень слова»;

Задачи:

  1. Сформировать понятие «родственные слова»,
  2. «Открыть» способ действия по нахождению в слове корня;
  3. Учить находить в тексте «родственные слова» и выделять «корень» в слове.

УУД: Познавательные:

           делать логические выводы.

Регулятивные:

           учить действовать по плану, находить и исправлять ошибки, проверять и оценивать результат.

Коммуникативные:

          повышать культуру речи и грамотность, расширять словарный запас слов, вести диалог, понимать точку зрения    

          другого, извлекать информацию, данную в неявном виде; учить формулировать высказывание.

Результаты:

Предметные: умение находить и выделять корень слова; умение демонстрировать правильное использование правила.

Личностные: владение коммуникативными умениями с целью реализации сотрудничества при работе в парах.

Метапредметные: умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач.

Вид урока: урок открытия новых знаний.

Дидактические средства: учебник Соловейчик М.С., Кузьменко Н.Б. "К тайнам нашего языка", 2класс;

тетрадь-задачник №2 к учебнику; мультимедийный проектор, экран; компьютер; презентация, карточки с заданиями, веера.

Ход урока

Этапы урока

Общие методические указания

Формирование УУД

  1. Организационный момент.

Ребята, давайте поприветствуем гостей, которые пришли к нам  на урок.  

Приветствуем всех, кто время нашёл.

К нам на урок  сегодня  пришёл!

Посмотрите друг  другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте  частичку  своего  хорошего  настроения другому.

    Ну, а чтобы урок был результативным, давайте позитивно настроимся на него.

II. Мотивация. Речевая разминка.

Посмотрите на экран, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, у, сегодня, получится!

Произнесём это предложение хором, «разбудим»  наши голоса.

-  У нас сегодня всё получится!

Молодцы, ребята, замечательно. Итак, начнём урок.

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с тайнами нашего русского языка. Тему урока вы  скажите сами, но чуть позже.  

                             

  1. Постановка цели. Создание проблемной ситуации.

а) - Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

_Что вы заметили?

- На какую тему все эти слова? Как вы думаете, почему я выбрала именно эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже  хозяйничает. Вьюги и метели занесли  сугробами города и села. Одела зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснула  природа прекрасным сном. А Зима сегодня сама пришла к нам в гости.  На уроке мы будем собирать родственников зимы и верных её слуг. А их у неё много.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.  Пишем с большой через запятую.( Дети делают запись ).

б) – Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- А вот некоторые ребята выписали все слова ( или можно было выписать все слова ? ) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

в) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа … )

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают  похожими

между собой. Их называют родственниками.

- Где мы встречались  с этим словом?

г) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).  

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

д) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим- ).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске -дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется  такая общая часть  у  слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными.(ответы детей)

Родственными назыв. слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

- Попробуйте, опираясь на схему, сформулировать правило, что же такое «корень слова». (Общая часть родственных слов).

- Ребята, после того как вы узнали новые  понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.

г) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

        Корень:

  1. подземная часть растения;
  2. часть волоса, зуба, ногтя;
  3. начало, источник чего-либо;
  4. часть слова.

- Наше слово  «корень» имеет несколько значений . А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные ).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?                  (часть слова).  

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова» ?

( Общая часть родственных слов )

  • Какие слова называются родственными ? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем ).

 4 . Понятие об однокоренных словах .

- Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать ,что наши родственные слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

- Поделитесь своим мнением. Так как же можно назвать слова  с одним и тем же корнем ?         (однокоренные слова)

- Давайте подытожим, с какими новыми понятиями мы с вами познакомились.

-родственные слова,

-корень слова,

-однокоренные слова

-А теперь посмотрим правило в учебнике на с.7, как там сформулированы эти понятия.

- Правильно мы все сформулировали правила? (Да). Значит мы молодцы.

  1. Физминутка .

Здравствуй Зимушка-зима!       
Что в подарок принесла?          
Белый снег пушистый,              
Иней серебристый                      
Лыжи, санки и коньки,              
И на ёлке огоньки!                  

- Давайте составим алгоритм нахождения корня в слове.

6. Составление алгоритма нахождения корня в слове.                

- Какой 1 шаг нужно выполнить? 2 шаг?

  1. Подбери однокоренные слова, сравнив их по смыслу.
  2. Выдели общую часть.

7. Упражнения в распознавании однокоренных слов .

а) Сейчас я предлагаю вам немного поиграть.

Игра называется «Нарядите ёлочку».

- Работать будем по рядам.

 1 ряд -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд -  - мор-

Морской, моряк, море, мороз.

                                                                               

3 ряд -  - вод –

Вода, водичка, водный, водитель.

- Проверяем, 1 ряд, все ли слова подошли для украшения?

Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2 и 3 рядов )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

б) Самостоятельная работа. Дифференцированная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним упражнение 283 из учебника на  странице 7

Проверяем выполненное задание .

8. Тренировочные упражнения. Работа в парах.

1)-Ребята, без чего не бывает зимы? Без снега нет зимы! Будет ли наступившая зима снежной, покажет ваша работа в парах. Потрудитесь дружно – и зима будет дружной: снежной, морозной, настоящей.

Перед вами лежит текст. Ваша задача:  

Найти семью родственных слов, подчеркнуть их, выделить корень.

        Эту сказку ты прочтешь
Тихо, тихо, тихо...
Жили-были серый еж
И его ежиха.

        Серый еж был очень тих,
И ежиха тоже.
И ребенок был у них -
Очень тихий ежик.

- Проверка.

2) Решила  однажды Зима  собрать своих родственников. Видятся родные не часто, письма писать разлюбили .Разослала  Зима пригласительные открытки. Собрались у Зимы родственники.

Зимушка с Зимородком беседуют . Зимовье с Зимним  на солнышке греются.  Холод на гармошке наигрывает.  Даже сам Мороз пожаловал. Вышла мудрая Зима на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужаков приметила. Велела им идти прочь в свои семьи.

- Кто же  из них чужаки? (Холод,Мороз)

И завели   Холод с Морозом спор кто из них родственник Зимы? Спорят и не могут договориться. Предлагаю им помочь. Вы согласны, что слова  Мороз, Холод, Зима – родственные слова?

Как определить родственники они или нет? (выделить корень)

А чтобы Мороз и Холод не были одинокими, предлагаю найти им родственников. Распределите слова в два столбика. В первый столбик родственные слова к слову «мороз», во второй столбик к слову «холод».

Морозный, холодный, заморозки, морозит, холодильник, захолодало.

Обрадовались Мороз и Холод, помирились и полетели по своим делам

 9.  Проверочное   задание-тест.

- У вас на партах лежат веера  с цифрами. Интересно, правда? Ведь у нас не урок математики.

Послушайте внимательно задание .Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны поднять веер с  номером того слова, которое будет лишним в этой группе.(1,2,3)

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

   

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

  10.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.287, с.10

 -определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена , что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 11. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит  к концу.        Кто сможет назвать тему нашего урока?

- Что является в слове главным?    Какую тайну таит в себе корень?

- Что вас удивило на уроке?
- Что показалось самым важным?
- Над чем надо еще поработать завтра?

12.    Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке.

Вы считаете, что урок прошел для вас плодотворно, с пользой. Вы научились и можете помочь другим.

Вы считаете, что научились выделять корень в словах, можете подобрать однокоренные  слова, но иногда вам нужна помощь

Вы считаете, что было трудно на уроке

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

Наблюдение, проблемная ситуация. Работа по плану урока

Наглядность на экране.

Слова на экране.

Работа в парах,

работа в тетр.

Проверка.

Беседа.

Выделение корня слова.

Правило.

Работа со словарём.(Лексическое значение слова «корень»)

 

Подведение детей к самостоятельному выводу.

Работа с учебником.

Физкультминутка.

Игра

Работа с учебником.

Работа в парах,

проверка.

Тест, использование веера с цифрами.

Развитие умения распознавать однокоренные слова.
 

Тема урока.

Мотивация на успешную работу

( личностные УУД)

Уметь оформлять свои мысли (коммуникативные УУД).

Умение работать в паре, сотрудничество

(коммуникативные УУД)

Умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт

(познавательные УУД)

Установка на здоровый образ жизни

(личностные УУД)

Умение работать по предложенному алгоритму

(регулятивные УУД)

Слушать и понимать речь других;

принимать позиции других людей

(коммуникативные УУД)

Самостоятельное формулирование темы урока

(личностные УУД)

Умение оценивать результать

(регулятивные УУД)

Самооценка своей деятельности.

 ( личностные УУД)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...