Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Холкина Юлия Андреевна

Правописание слов с разделительным мягким знаком 2 класс Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл holkina_russkiy_yazyk_2v.docx43 КБ
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint_1.pptx2.67 МБ

Предварительный просмотр:

Класс: 2

Тема урока: «Правописание слов с разделительным мягким знаком»

Тип урока: урок закрепления изученных знаний.

Программа: Школа России

Цель урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова; закреплять умение  употреблять разделительный мягкий знак; обогащать словарный запас учащихся.

Личностные УУД: положительное отношение к познавательной деятельности; стремление к приобретению новых знаний и умений, совершенствовать имеющиеся; способность к самооценке своих действий, поступков; осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению.

Метапредметные УУД:

Регулятивные УУД:

  • постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
  • учиться выполнять действия по заданному алгоритму;
  • умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
  • умение видеть указанную ошибку и исправлять её по указанию взрослого и сверстника;

Познавательные УУД:

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов  деятельности;
  • осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.
  • учить структурировать материал в виде рисунков, составлять план;

Коммуникативные УУД:

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • оформлять свои мысли в устной и письменной речи;
  • корректное формулирование и обоснование своей точки зрения;

Ресурсы: учебник «Русский язык» 2 класс, раздаточный материал.

Оформление доски:

Структура урока: 

  1. Организационный момент (2 мин)
  2. Актуализация знаний, целеполагание (4 мин)
  3. Обобщение и систематизация знаний (10 мин)
  4. Физминутка (2 мин)
  5. Обобщение и систематизация знаний (14 мин)
  6. Итог урока (3 мин)
  7. Домашнее задание (2 мин)
  8. Рефлексия (3 мин)

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята. Меня зовут Юлия Андреевна. Я рада вас видеть и надеюсь на плодотворную работу. Садитесь. Проверьте свою готовность к уроку,  у вас на столах обязательно должен быть учебник русского языка, рабочая тетрадь ручка и цветные карандаши.

 «Язык – инструмент, необходимо хорошо знать его, хорошо им владеть» - это слова великого писателя - Максима Горького. А чтобы хорошо знать русский язык, нужно изучить все его правила, от написания до произношения.

- и так прежде чем начать урок давайте повторим. Как правильно нужно отвечать на уроке? (нужно отвечать, поднимая руку)

- слушают учителя

- проверяют наличие книги, тетради и карандашей

Актуализация знаний

- Сегодня к нам в гости пришла всем знакомая девочка. СЛАЙД Ребята, кто же это? (Машенька).

- Верно, к нам в гости пришла Машенька, но пришла она не просто так, а с просьбой. Машенька отправляется в страну Ь знака, что бы получить новые знания и просит нас помочь ей в этом.

- Ребята, мы поможем Машеньке в её не простом путешествии? (Да)

- Но прежде чем отправится, давайте вспомним, о чем вы говорили на прошлом уроке? (о разделительном Ь знаке).

- Зачем нужен разделительный мягкий знак? (Разделяет согласный от гласного и одновременно показывает мягкость предшествующего согласного).

- А какую еще функцию выполняет Ь знак? (показывает мягкость).

- Молодцы, вы назвали все функции Ь знака. А теперь нам пора отправляться в путешествие.

- Закройте глаза, а я произнесу волшебные слова. ……..

- угадывают персонажа

- отвечают на вопросы учителя

- закрывают глаза и слушают учителя

Обобщение и систематизация знаний

СЛАЙД - Ребята, посмотрите мы оказались в стране Ь знака, давайте начнем наш путь к замку и первая наша станция «РАБОТА С УЧЕБНИКОМ»  СЛАЙД

- Откройте учебник на  стр. 35-ой упр. 61-ое. Кто прочитает задание?

- И так ребята нам нужно прочитать слова в каждом столбике, вставить пропущенную букву и определить какое слово лишнее. Будем читать по цепочке, я начну первая (вьюга, пишу разделительный мягкий знак, так как он обозначает мягкость согласного звука и пишется перед буквой Ю). Далее читаем по цепочке до конца столбика, объясняя орфограмму. Давайте разберем 2 первых столбика

(пишу мягкий знак, так как он обозначает мягкость предшествующего согласного)

                                    Вьюга                      кольцо                сорочка

                                    Раздолье                  здоровье             подсвечник

                                    Вьется                     просьба               ручьи

                                    Льдинка                  маленький          горчичник

- Какие вы молодцы, мы смогли пройти первую станцию. СЛАЙД

ДИКТАНТ

- Мы приближаемся к следующей станции под названием «Диктант»

- Ребята, как вы думаете, какое задание нас ожидает тут? (запись слов под диктовку, запись чего-либо или нет ответов).

СЛАЙД Задание «Запишите слова под диктовку».

- И так ребята давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. Кто закончил покажите свою готовность.

- Я буду диктовать слова, а вы запишите их в два столбика. В первом столбике – Ь знак обозначающий мягкость предшествующего согласного, а во втором – с разделительным мягким знаком. Кто не понял, поднимите руку.

- Кто хочет поработать у доски? Остальные пишем в тетради

                                       Пальто, перья, деньги, ручьи, возьму, друзья

- Давайте проверим, у кого получилось так же поднимите руку? (посмотрите, все ли согласны)

- Давайте проверим правильно ли выполнили задание, посмотрите на слайд, правильно?

- Молодцы вы отлично справились. СЛАЙД

- открывают глаза

- открывают учебник

- читают слова по цепочке, объясняя орфограммы

- открывают тетради, записывают число и классная работа

- пишут слова под диктовку, деля на столбики

- находят ошибку и объясняют её

Физминутка

ФИЗМИНУТКА

- Ребята посмотрите следующая станция красивой полянки «Физминутки». СЛАЙД

- Давайте немного разомнемся, встаньте.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

- встают с мест и повторяют за учителем

Обобщение и систематизация знаний

ДРУЖБА

 СЛАЙД - Мы с вами отдохнули и готовы продолжить наше путешествие. Приближаемся к следующей станции под название «Дружба». Интересно, какое же задание будет здесь СЛАЙД  Что же тут написано?

- И так, как вы думаете, что мы будем делать? (выполнять задание в парах на карточках).

- Верно, сейчас вы получите карточки №1, внимательно прочитайте задание и слова. Кто догадался, на какие 3 группы мы можем разделить эти слова? Можете приступать к выполнению, если кому то не понятно что нужно сделать, поднимите руку. Задание выполняем вместе с соседом по парте!

- Кто закончил, покажите свою готовность.

- Кто назовет 1 группу слов? По какому принципу ты их выбирал(а)? И так ребята посмотрите на свои карточки и найдите такую группу слов. Если у вас получилось так же, поднимите руку.

- Кто прочитает 2 группу слов? По какому принципу ты их выбирал(а)? Все согласны?

- А 3 группу? Как выбирал(а)?

СЛАЙД - Давайте проверим вместе с Машей (на слайде правильные ответы).

Сем_я, сил_ный, ал_бом, печ_ка, п_ют, птич_ка.

Семья

Пьют

сильный

альбом

печка

птичка

- Какие вы молодцы, вы смогли правильно распределить слова. СЛАЙД

ЗАМОК

- Ребята наконец-то мы добрались до замка. СЛАЙД Ребята смотрите, кто нас здесь встречает? (мягкий знак).

- Давайте прочтем, что нам сообщает мягкий знак «Вы большие молодцы, преодолели все препятствия, что бы путь свой завершить, нужно выполнить последнее мое задание, но для этого нужно знать правило, его вы можете найти на странице 34-ой в упр. 59-ом.

- Кто желает прочесть задание?

- Итак, нам нужно внимательно рассмотреть, как мы переносим слова с разделительным мягким знаком.

Смотрим первое слово «би/нокль», где находится мягкий знак?

- Верно в конце слова. Мягкий знак в данном случае является не разделительным, а показателем мягкости предшествующего согласного.

Разделив данное слово на слоги, у  нас их получится два (БИ и НОКЛЬ), чтобы перенести с одной строки на другую, мы просто один слог отделяем и переносим вместе с мягким знаком, его нельзя отделять от предшествующего согласного.

- Найдем все слова, где мягкий знак будет являться разделительным.

- Верно это слова : вью/га, счас/тье, ру/чьи.

Обратите внимание, как разделены для переноса данные слова

- Рассмотрим слово вью/га, из каких слогов оно состоит (ВЬЮ и ГА), мягкий знак разделяет согласную и гласную букву. Мягкий знак переносится или остается на строчке не только вместе с согласным, но и с гласным, который стоит после него.

Как вы думаете, почему мы не можем разделить слова Илья, осень, ульи для переноса?

- Эти слова не разделены для переноса, потому что, не смотря на то, что они состоят из двух слогов, один из этих слогов состоит всего из одной буквы (например слово Илья состоит из слогов И и ЛЬЯ), а одну букву нельзя оставлять на строчке или переносить.

А теперь прочитаем правило на странице 35 в рамочке. Кто прочтет правило?

Как мы будем переносить  мягкий знак? (мягкий знак при переносе не отделяется от буквы, которая стоит перед ним)

Замечательно, вы все верно поняли, мягкий знак при переносе не отделяется от буквы, которая стоит перед ним. СЛАЙД

На слайде появляется Ь знак со словами «Теперь вы можете приступить к заданию на карточках 2. Разделите вертикальной чертой слово там, где производится перенос»

- Возьмите карточку №2. Давайте посмотрим на первое слово «вью/га». Из каких слогов оно состоит? (ВЬЮ и ГА).

- Как мы можем перенести это слово? (ВЬЮ оставить на одной строчке, а ГА перенести).

- А теперь выполняем самостоятельно, если кто-то не понял поднимите руку.

- Первые три человека кто выполнит быстрее и правильно, я поставлю оценку.

вью/га

го/стья

жиль/цы

льди/на

дру/зья

здо/ро/вье

пи/сьма

пе/рья

бо/льни/ца

пти/чьи

паль/то

хло/пья

- Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями и нам пора возвращаться, закройте глаза, а я произнесу волшебные слова …….

- слушают учителя

- выполняют задание на карточках

- отвечают на вопросы учителя

- открывают учебник

- читают

- ищут слова

- отвечают на вопросы учителя

- выполняют работу самостоятельно

- закрывают глаза и слушают учителя

Итог урока

СЛАЙД - Вот мы и вернулись. Давайте подведем итог.

- О чем мы сегодня говорили? (о разделительном мягком знаке и его переносе)

- Как мы будем переносить мягкий знак?

- Помогли мы Машеньке добраться до замка разделительного Ь знака? (Да)

- Сегодня на уроке получают отметки ….., так как работали активно, после урока поднесите дневники, и те, кому я за задание поставила отметки.

- Машенька очень благодарна вам за вашу помощь

- отвечают на вопросы учителя

Рефлексия

- У вас на столах лежит Ь знак. Раскрасьте его зеленым цветом – на уроке все было понятно и интересно, желтым – если были какие-либо трудности, и красным – если все было не понятно и не интересно.

 

- поднимают картинки Ь знака


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 февраля

Слайд 4

«Работа с учебником»

Слайд 6

«Диктант» Задание: запишите слова под диктовку.

Слайд 7

Пальто перья Деньги ручьи Возьму друзья

Слайд 9

Утром бабочка проснулась, Потянулась, улыбнулась. Раз – росой умылась, Два – изящно покружилась. Три – нагнулась и присела На четыре – полетела. У реки остановилась, Над водою покружилась. « Физминутка »

Слайд 11

«Дружба» Задание: выполнить задание в парах

Слайд 12

Вы большие молодцы, преодолели все мои препятствия, что бы путь свой завершить, нужно выполнить последнее мое задание, но для этого нужно знать правило, его вы можете найти на стр. 34 в упр. 59

Слайд 13

Теперь вы можете приступить к заданию на карточках №2. Разделите вертикальной чертой слово там, где производится перенос.

Слайд 14

вью/га г ос / тья жиль/ цы льди /на дру / зья здо / ро / вье пи/ сьма пе / рья б оль/ни/ ца пти /чьи паль/то хло / пья

Слайд 15

8 февраля


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разделительный мягкий знак. Правописание слов с разделительным мягким знаком.

Повторить с детьми правило употребления разделительного ь; развивать умение правильно употреблять в словах разделительный ь; развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письм...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Конспект урока "Правописание слов с разделительным мягким знаком" УМК "Школа России"

Цели урока: способствовать совершенствованию навыков правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком, обозначающим мягкость предшествующего согласного; познакомить с алгоритмом напи...

Урок русского языка во 2 классе по МК "Школа России" Тема: "Правописание слов с разделительным мягким знаком".

Урок усвоения новых знаний. Разработан в соответствии с требоаниями ФГОС. Представлены разнообразные формы работы: фронтальная, в парах, группах и индивидуальная....

русский язык 3 класс Тема урока: " Разделительный мягкий знак (ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком (ь).

Цели: совершенствовать умение писать слова с разделительным ь знаком и другими изученными орфограммами.Задачи:1. Сформулировать правило написания разделительного мягкого знака в словах.2. Развивать ум...

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс

Разделительный мягкий знак.(ь). Правописание слов с разделительным мягким знаком(ь). проверяемая и непроверяемая орфограмма в слове. 3 класс...

Конспект урока русского языка «Правописание слов с разделительным мягким знаком» (УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о правописании слов с разделительным мягким знаком, развитие речи и мышления.          Планируемые результаты:Предметные: Знать:...