Бесценный дар слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Мальченко Алиса Асифовна

Интегрированный урок русского языка о ОПВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта интегрированного урока русского языка и введения в вероучение     в 3»А» классе.                                                                Дата:25.01.2018

Тема урока:  «Бесценный дар слова»

                                                                                                              

Цель: развивать интерес к языку как учебному предмету; формировать у обучающихся любовь к великому русскому языку; показать значение, роль и свойства слова, объяснить необходимость бережного обращения со

словом в соответствии с православным  вероучением, дать рекомендации правильного употребления слов.

Тип урока

Урок закрепления и обобщения знаний.

Планируемые результаты

(предметные)

Обобщить знания об изученных орфограммах, формировать умения применять знания на письме; писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом; формировать умений определять по изученным признакам слова различных частей речи, классифицировать слова по частям речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, имя числительное)

Личностные результаты

Формировать положительную мотивацию к учению, оценивать усваиваемое содержание

Универсальные учебные действия(метапредметные)

Регулятивные : принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; совершенствовать умения контролировать свою деятельность по результату; учить адекватно оценивать своего одноклассника; формировать умения прогнозировать.

Познавательные: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение поиска информации в учебном словаре, понимание и преобразование информации;

Коммуникативные: развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности; формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения; формирование навыков сотрудничества

Методы обучения

Поисковый, словесный, практический, использование приемов технологии развития мышления, наблюдения, внимания.

Оборудование

Тетради, учебник, компьютер(презентация), карточки. Для рефлексии карточки.

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приемы

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Словесное приветствие.

 

 

 

 

.

Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.

 Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

С каким настроением вы пришли на урок?

У нас сегодня необычный урок. Мы с вами отправимся в лабораторию. Что же мы будем исследовать? Об этом вы узнаете позже. Пусть наше небольшое путешествие доставит вам удовольствие, создаст радостное, праздничное настроение.

Итак, в путь.

Организовывают рабочее место.

Здороваются с учителем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети слушают учителя.

 

Актуализация знаний

Сообщение темы урока и постановка учебной задачи


Минутка чистописания (фронтально)

Итак, маленькие исследователи, запишите в своем журнале наблюдений число.

Детям дополнительно раздаются карточки для рефлексии. Приложение 1

Демонстрация образца написания, комментирование правила каллиграфического письма букв и их соединений.

Ее, Ёё, Ёз, еж, ле, Ём, де

Если народ един, он непобедим.

Самостоятельно выполняют письмо по образцу

Словарная работа.

Чтобы проверить насколько вы готовы к дальнейшей работе сейчас проведем небольшое испытание.

Приложение 2.

. Дети делятся на команды. Каждой команде раздаётся лист со словарными словами, участники по очереди вставляют пропущенные буквы. Потом команды меняются листами и проверяют работы другой команды. Результаты фиксируют в карточках для рефлексии.

Формулирование темы и целей урока (фронтально)

Есть слова словно раны,

               Слова, словно труд.

               С ними в плен не сдаются

               и в плен не берут.

               Словом можно убить,

               словом можно спасти

               Словом можно полки

               За собой повести…

                                      Вадим Шефнер

- О чём говорится в стихотворении Вадима Шефнера?

- Согласны ли вы с автором в том, что очень важно то, что мы говорим и что слышим?

- Попробуйте сформулировать тему занятия. (Предположения детей)

Сегодня мы будем заниматься исследовательской работой. И объектом нашего исследования будет слово.

Поговорим и порассуждаем сегодня о том, действительно ли обладает слово силой? Если да, то какой?

Правила работы на уроке.

  1. Умей слушать и слышать.
  2. Умей не просто думать, а задуматься.
  3. Умей смотреть и видеть.

На уроках русского языка мы:.

Размышляем о ……….(словах)
Наблюдаем за……..(изменениями слова)
Решаем…………. (орфографические задачи)
Доказываем……………(свою точку зрения)
Открываем ………..(тайны и секреты русского языка)

Размышляют.

Отвечают на вопросы.

Формулируют тему и образовательные цели урока.

Работа по теме урока

Работа с лексическим значение слова.

- Что же такое СЛОВО? (табличка вывешивается на доску).

Мы знаем, что слово –это  минимальная единица речи, которая имеет лексическое значение. Давайте узнаем какое лексическое значение имеет слово.

Лексическое значение читает заранее подготовленный ученик.

- В толковом словаре Ожегова говорится: «Слово – это единица языка, служащая для наименования понятий, лиц, действий, состояний, отношений, оценок».

- «Слово, которым владеет человек, есть особый неоценимый дар Божий» - писал в своих проповедях схимонах Иоанн Маслов.

- Многие великие люди задумывались над силой слова. 

- О силе русского языка, о силе слова говорили классики нашей литературы

Слайды

: Н.В. Гоголь: «Со словом надо обращаться честно».

Л.Н.Толстой «Слово - есть поступок».

И.С.Тургенев написал стихотворение в прозе: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины,- ты один мне поддержка и опора , о великий, могучий, правдивый и свободный , русский язык. Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде того, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу»

Слово – величайшее орудие Бога. Словом Бог сотворил все: "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него нАчало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его." (Ин. 1, 1-5) Слово стало благодатным даром Божиим для человека и главнейшим его отличием от прочих живых существ. Изначально, этим даром человек призван был прославлять величие своего Творца и самому восходить к подлинному совершенству. Обладание таким ценнейшим Божественным даром налагает на человека должную ответственность. Сам Господь Иисус Христос строго предупреждал: "Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься." (Мф. 12,36-37)

Размышляют.

Отвечают на вопрос.

Динамическая пауза

Зарядка для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4-5 раз.

2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1-4, потом перенести взор вдаль на счет 1-6. Повторять 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-

Дети выполняют задания учителя

Проектная работа.

- Мы с вами и есть русский народ, которому был дан как дар удивительный язык. Заранее вы получили задание исследовать некоторые слова русского языка. Послушаем, что у вас получилось. 

Ребята, во время работы со словами вы заметили, что у слова есть звуковое и буквенное обозначение. Не всегда слова на письме пишутся так, как произносятся.

Мы должны бережно отноститься к каждому слову, должны уметь грамотно писать.

Защита проектов

(Сообщения детей о словах человек, небо, добро, век)

Решение орфографических задач

Работа в группе

Групповая работа:

Группа № 1.

В с..ду з..л..неют м..л..дые д..р..вца. 

Группа № 2.

1.Спиши, вставляя пропущенные гласные в суффиксах

Уголоч..к , дом..к, сыноч..к , сад..к, грибоч..к, корабл..к.

 

Группа № 3.

Стоит яс.ный  зимний денёк. Яркое со.нце  освещает грус.ный  лес.

Группа № 4.

Аист делает заря.ку  -

То вприпры.ку , то вприся.ку .

( Каждой группе раздается конверт , и уч-ся должны правильно расположить пункты правила.) .

1 группа – безударная гласная в корне

Алгоритм проверки безударной гласной в корне

  1. Найди в слове слабую позицию.
  2. Убедись, что она находится в корне.
  3. Подбери однокоренное слово, в котором этот звук находится в сильной позиции.
  4. Напиши нужную букву. Подчеркни орфограмму.

2 группа-правописание безуд глас в суф ек ик

Алгоритм проверки безударной гласной в суффиксах ек ик

Чтобы правильно писать слова с суффиксами –ик и –ек, нужно:

 1.Изменить слово по команде вопроса нет кого? нет чего?

2.Если гласный не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву и: ключик – ключика.

3.Если гласный выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е: замочек – замочка.

3 группа- непроизносимый согласный в корне

Алгоритм проверки непроизносимых согласных:

  1. Есть ли в слове «опасное» сочетание согласных?
    Есть: [сн], [зн]. Нет: проверять нечего.
  2. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с) или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо.
  3. Сравнить проверяемое и проверочные слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное.

4 группа-парный согласный в корне

Алгоритм проверки парного согласного в корне слова:

  • Подберу однокоренное слово, в котором после  проверяемого согласного слышится гласный звук или непарный л,м,н,р и в
  • Выделю корень  в словах.
  • Сравню написание корней.
  • Вставлю пропущенную букву в проверяемое слово.

Динамическая пауза

Мы дружно трудились,

Немножко устали,

Быстро все сразу

За партами встали.

Руки поднимаем,

Зарядку выполняем.

Поднимает руки класс – это «раз»,

Повернулась голова – это «два»,

Руки вниз, вперед смотри – это «три»,

Руки в стороны – «четыре»,

К плечам – «пять»,

Всем ребятам тихо сесть – это «шесть».

Дети выполняют упражнения.

Продолжение работы по теме урока

Все слова мы можем разделить на группы. Вспомнить изученные части речи поможет нам коссворд.

Часть речи, которая которая обозначает число, количество и порядок предметов. Отвечает на вопросы: сколько? который? 

Часть речи, которая которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»

Часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопрос «что делать?», «что сделать?» и т.д.

Часть речи, которая которая обозначает предмет и отвечает на вопрос «кто?», «что»

Часть речи, которая которая

Часть речи, указывающая на предмет, признак, количество, но не называющая их.

В вертикали получается С Л О В О

Работа в паре

Детям раздаются слова, которые нужно распределить по частям речи.

 Ребята, во время работы со словами, возникали ли у вас голове какие-то ассоциации, картинки с исследуемым словом? Можно сказать, у нас возникал некий ОБРАЗ слова (табличка вывешивается на доску). 

На доске:

Имя существительное    Имя прилагательное   Глагол

Любовь, любимый, любить.

Боль, болеть, болезненный.

Труд, трудолюбивый, трудиться.

Друг, дружить, дружный.

Обида, обидный, обидеть.

Вера, верить, верующий.

Праздник, праздновать, праздничный.

Как вы думаете влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей)

 Сообщение учеников об исследованиях учёных.

- Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса.

(Сообщение учеников)

1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.

Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.

Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста.

2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.

В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!

Как вы думаете влияет ли произносимое слово на настроение человека? (Ответы детей)

 Сообщение учеников об исследованиях учёных.

- Оказывается, некоторые слова могут не только повлиять на настроение человека, но и стать опасными для его здоровья. Послушайте, с какими исследованиями учёных познакомились ученики нашего класса.

(Сообщение учеников)

1. Слова и звуки могут оказывать сильнейшее влияние на человеческое сознание и организм в целом, они обладают как творящей, так и разрушительной энергией.

Доказательство этому – исследования учёного Ивана Белявского. Он в течение многих лет наблюдал за двумя группами людей. Одна использовала в своей речи скверные слова, другая принципиально не ругалась матом.

Наблюдения показали, что у любителей сквернословить развились различные хронические заболевания. У людей, не использовавших бранную речь, состояние организма было на 5, 10, а то и 15 лет моложе их официального возраста.

2. Учёный объяснил этот факт тем, что каждое произнесённое или услышанное человеком слово несёт в себе определённый энергетический заряд, который напрямую воздействует на здоровье и наследственность людей.

В ходе наблюдений выяснилось, что люди, которые слышали и употребляли слова «вера», «доброта», «любовь», выздоравливали на 5–7 дней раньше, чем пациенты, просто принимавшие лекарства!

Сила слова с древнейших времён была известна людям, и в отличие от нас, наши предки понимали, каким грозным оружием может быть слово, знали, какое влияние оказывают слова на здоровье, и относились к его употреблению более внимательно.

Слова обладают настолько значимы, что действуют не только на всё живое, но также и на предметы неживой природы, например, воду.

Так, японский исследователь доктор Масару Эмото исследовал, какое влияние оказывают слова на воду. В своих экспериментах он писал слова на листочках бумаги и прикреплял их к пробиркам с водой, а после воздействия слов на воду замораживал её и фотографировал. (Слайды)

Почему именно вода была выбрана для эксперимента?

Дело в том, что вода – это самое емкое вещество на земле, самое восприимчивое к любой информации. Вода может быть носителем информации. Давайте рассмотрим опыты, которые проводил на воде и рисе японский ученый Масару Эмото.

Фотоснимки таких слов как «ангел», «любовь», «душа», «благодарю» – отличаются изысканным орнаментом. Кристаллы получились красивыми, гармоничными, симметричными. Противоположное влияние оказывают слова с негативной окраской – фразы типа «Я тебя убью», «Ты дурак». Застывшая вода имеет тусклый вид. 

Человек на 70% состоит из воды. Представьте, что происходит с нами, когда мы говорим друг другу плохие слова. А представьте, что мы испытываем, когда слова хорошие.

- Как вы считаете, какое следующее слово продолжит цепочку:

слово – образ – настроение – …. Ответить на этот вопрос вам поможет одна притча (читает заранее подготовленный ученик)

«Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой.

Но не каждый верил Мастеру. Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:

Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!

Сядь на место, глупец! - отрезал Мастер.

Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:

- Прости меня... я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.

Ученик тут же успокоился.

- Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился».

- Попробуйте ответить на вопрос. (Предположения детей, затем вывешивается табличка со словом «ДЕЙСТВИЕ»)

Сегодня мы неоднократно обращались к притчам, они помогали нашим рассуждениям по поводу силы слова, позволяли прийти к определённым выводам. Это не случайно, ведь в притчах хранится глубокая мудрость, накопленная веками.

– Я прочту ещё одну притчу, которая поможет вам определить последнее слово цепочки. (Читает учитель)

«Жил-был один очень вспыльчивый молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться.

Наконец пришёл день, когда он научился себя сдерживать и рассказал об этом своему отцу. Отец сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

- Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься – шрам останется …».

- Закончите мысль. (…на всю жизнь) (Табличка ЖИЗНЬ)

-Как вы думаете, могут ли слова оказать влияние на нашу жизнь в целом?

- Искусство повседневного пользования словом – это искусство жить.

Слово  образ  настроение  действия  жизнь

Проверка домашнего задания.

Дома вы должны были подобрать высказывания святых отцов об использовании слов.

Чтение выражений святых отцов о слове

Самостоятельная работа

После нашего исследования подумай и запиши, какой бы совет ты дал всем людям, как мы должны относиться к каждому произнесенному  слову?

 

Рефлексия

Сегодня мы работали с вами в лаборатории, где объектом нашего исследования было слово.

Интересным был урок?

Давайте посмотрим на наши листики, в которых мы отмечали результаты нашей работы.

У кого были грустные смайлики, в каких заданиях вы испытывали затруднения?

Оцените свою работу на уроке, какую бы оценку вы себе поставили?

Итог урока

Ребята, мы с вами сегодня плодотворно поработали, вы молодцы. Итак, слово – это божественный дар, к которому мы должны бережно относиться. Нужно всегда думать о том, что мы говорим!

Домашнее задание: Попробуйте составить правила мальчики – для говорящего

девочки –для слушающего

СЛОВО О СЛОВАХ (читается на фоне музыки)

 

Когда  ты хочешь молвить слово.

Мой друг, послушай, не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

 

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет,

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

 

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить,

Им можно лед зимой расплавить,

И камни в крошку раздолбить.

 

Оно одарит и ограбит

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

                        

В. Солоухин

В завершение урока мне хочется прочитать слова святителя Игнатия Брянчанинова

"Дары Божии надо содержать в чистоте ", " Все дары Бога человеку достойны уважения. Дар слова несомненно принадлежит к величайшим дарам…При основательном взгляде на слово человеческое делается понятна и причина строгого приговора Господня, которым определено и возвещено, что человеки дадут отчет в каждом праздном слове ".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой первый друг, мой друг бесценный

Внеклассное занятие о дружбе....

Урок окружающего мира по теме: "Здоровье - это бесценный дар природы."

Тема урока: «Здоровье – это драгоценный дар природы»Цель урока: формировать у учащихся представление о здоровом образе жизни.Задачи: Образовательные: расширить представления учащихся о правилах ...

Конспект проблемно-эвристического урока "Бесценный дар природы".

         Целью проблемно-эвристического урока по экологическому направлению является воспитание у школьников экологического мировоззрения, формирование бережного отноше...

Классный час "Здоровье-бесценное богатство"

Методическая разработка  классного часа посвящена теме формирования здорового образа жизни обучающихся младшего школьного возраста...

Внеклассное мероприятие с элементами исследовательской работы 3 класс Тема: "Вода — бесценный дар природы"

Ресурс представляет собой ознакомление учащихся со значением экологически чистой воды в жизни человека.Донести до сознания школьников понимание бережного отношения к воде как жизненно важному ре...

Внеклассное мероприятие «Бесценное сокровище – питьевая вода»

Этот материал был создан в рамках практической части сетевого проекта «Современный урок: кейс-метод»...