Конспект урока по русскому языку 2 класс "Школа России"
план-конспект занятия по русскому языку (2 класс)

Конспект урока по русскому языку для 2 класса, УМК "Школа России"

Тема: "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_po_russkomu_yazyku.doc682.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая  карта урока по русскому языку

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Тема: Что такое части речи?

Тип урока: изучение нового материала.

1) Цель: формирование у учащихся первоначальных представлений о частях речи (имени существительном, прилагательном, глаголе).

2) Задачи:

Образовательные: формировать представление о трех самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.

Развивающие:

  • развивать устную речь, слух учащихся;
  • развивать образное и логическое мышление;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • развивать словарный запас учащихся;
  • расширять кругозор детей;
  • развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять;
  • развивать доброжелательность, трудолюбие, аккуратность, внимательность у учащихся.

Воспитательные:

  • воспитание интерес и любовь к русскому языку с помощью увлекательного материала;
  • воспитание умения работать в группах;
  • воспитывать умение слушать товарища, дополнять, доказывать.

4) Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;
  • формирование потребности грамотно употреблять слова родного языка;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование индивидуальных учебно-познавательных мотивов.

Метапредметные:

  • формирование опыта индивидуальной деятельности в соответствии с заданной ролью;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий  для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;
  • формирование общего представления о частях речи;
  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Методы обучения:  наглядный, словесный, практический, игровой, проблемно-поисковый

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Оборудование урока: ПК, проектор, презентация к уроку, раздаточный материал. , Учебник «Русский язык. 2 класс.» В 2 ч. В.П. Канакина, В.Г. Горецкий М.: 2014 - Ч.2 - 159с.в 2-х ч., 2 ч.,листы с индивидуальным заданием.

Ход урока

Технология проведения урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Планируемые  результаты

1. Орг. момент

 

1 февраля.

Классная работа.

Сказки делают человека добрее.

                  А.С. Пушкин

-Ребята, здравствуйте! Давайте проверим готовность к уроку, все ли предметы на месте?

Учебник, дневник, пенал и тетрадки

На парте всё в образцовом порядке.

-Посмотрите на доску и прочитайте высказывание А.С. Пушкина.

- Как вы его понимаете?

-Это высказывание будет сегодня эпиграфом к нашему уроку, а сказки

А. С.Пушкина, которые вы читали на уроках литературного чтения, помогут нам повторить и закрепить пройденный материал, и открыть новые тайны русского языка.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку.

Ответы детей.

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослым;

2.Чистописание

-Откроем тетради. Запишем число, классная работа и это высказывание, которое и будет являться нашей минуткой  красивого письма. (Повторить правила письма)

Записывают число, кл.работа и высказывание.

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

3.Актуализация раннее полученных знаний

4.Новая тема

-Сегодня я  приготовила для нас задание – вот эти слова (на доске висят слова).

Жил, писатель, лягушка, старик, льют, зашивать, золотая, весёлый, желтый

-Но эти слова были разделены на 3 группы, а теперь все перепутались. Что же делать? Поможете?  

-Посмотрите на слова, подумайте по какому признаку их можно распределить на группы?

-Теперь всё в порядке и мы можем со словами работать.

-На какой вопрос отвечает первая группа? А вторая? Третья?

-Тема нашего сегодняшнего урока «Части речи».

Рассмотрим таблицу.

СЛАЙД 1

 Слова - названия

предметов

признаков предметов

действий предметов

кто?

какой?

что делает?

что?

какая?

что сделают?

какое?

что делают?

какие?

что делали?

-Итак, слово это не только набор звуков и букв, но и название предмета, признака предмета, действия предмета. Повторим, на какие вопросы отвечают слова каждой группы.

Давайте разделим эти слова на 3 группы.

 

дети предлагают свою помощь

Отвечают на разные вопросы, означают разное

Работа с таблицей

Хоровое прочтение вопросов

Выполняют

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

-Изучая слова нашего языка, ученые заметили, что названия предметов, признаков и действий отвечают на разные вопросы и разное обозначают. Тогда ученые по этим двум особенностям слов

1. на какой вопрос отвечают

2. что обозначают – объединили их в большие группы, которые называются частями речи. Но встал вопрос. Как эти группы назвать?

-Слова, которые обозначают то, что можно потрогать, увидеть, услышать и даже подумать, как о чем-то существующем или обозначающем предмет. Ученые договорились назвать их именами существительными.

-На какой вопрос отвечают имена существительные?

-Слова, которые можно «приложить», присоединить к существительному, и которые обозначают  признак предмета называют именами прилагательными.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные?

-Слова, которые любят рассказывать о действии предмета, или как в старину говорили «разглагольствовать», о том, что любят делать имена существительные ученые назвали глаголами.

-На какие вопросы отвечает глагол?

-Сегодня вы узнали только о трех частях речи, но на самом деле их гораздо больше. С какими-то мы будем знакомиться в начальной школе, а о каких-то вы узнаете в старших классах.

-В русском языке принято сокращать части речи на письме. СЛАЙД 2

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

-Обратимся к учебнику  страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Прочитайте текст правила.

-Что же называют частями речи?

-Какую функцию выполняет каждая часть речи?

-Какие названия есть у каждой части речи?

Слушают

Кто?что?

Какой?какая?какое?какие?

Что делает?что сделает?что сделают?что делали?

-Слова

-Что-либо называет (обозначает)

-Имя сущ., имя прил., глагол

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали.

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

5. Первичная проверка понимания нового материала

Послушайте отрывок из сказки А.С.Пушкина

Жил старик со своею старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года.

Старик ловил неводом рыбу,

Старуха пряла свою пряжу.

-Из какого произведения эти строки?

- Посмотрите на экран. Прочитайте слова из этой  сказки.

СЛАЙД 3

-Помогите лосятам спуститься на землю. Правильно распределите мешочки по корзинам.

-Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово будем действовать по алгоритму:

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Ребята, мы помогли не только лосятам, но и себе. Чему мы учились?

-Что я держу в руке?

-На какой вопрос отвечает это слово?

-Что обозначает?

-Как называется эта часть речи, которая обозначает предмет?

-Подберите к этому существительному прилагательное.

-На какой вопрос отвечает прилагательное?

-Теперь подберите к нему глагол?

-Ну а сейчас возьмите листы с индивидуальными заданиями и найдите задание №1.

Сейчас будет «немой диктант»

-Я вам показываю предмет. Вы записываете  в нужную колонку название этого предмета и подбираете подходящие  к нему по смыслу прилагательное и глагол по образцу.

(Учитель показывает предметы: зеркало, мел, книга, расческа)

По окончании диктанта учитель проводит фронтальный опрос и корректирует ответы учащихся.

Сказка о золотой рыбке.

Читают слова

Повторяем алгоритм

Выполняют задание

Учились распознавать части речи

карандаш

что?

Предмет

Имя существительное

Простой

Какой?

Рисует

Выполнение заданий на листах

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

6. Самостоятельная работа

-Продолжаем работу на листах. Выполним задание №2.

-Прочитайте  задание.

  

СЛАЙД №4

-Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»).

СЛАЙД №5

-Прочитайте задание №3 на ваших листах.

СЛАЙД №6

-Проверьте и оцените себя по образцу («светофор»)

Предметные:

  • развитие умения списывать предложения по правилам русского языка;

формирование общего представления о частях речи

  • расширение словарного запаса учащихся;
  • формирование умения соотносить слова-названия (предметов, признаков, действий), вопросы, на которые они отвечают, с частями речи;
  • формирование умения распознавать части речи по вопросам и общему значению;

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения работать с различными видами информации (текстом, таблицей)

Личностные:

развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7. Итог урока

Рефлексия.

-Что нового вы узнали сегодня на уроке и чему учились?

-Какой алгоритм действий вы должны помнить, чтобы определить часть речи?

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

Домашнее задание. Р.т. с 23

(Учились определять какой частью речи является слово.

Учились распознавать признаки частей речи)

Метапредметные:

  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, тема: "Глагол, его роль в языке" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать гла...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит" (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. Что такое алфавит. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "Русский алфавит или азбука. " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по русскому языку на тему: "Слово и слог. Звуки и буквы. Гласные звуки." учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование представлений о фонетическом явлении, при котором происходит несоответствие звука букве в произношении и на письме;совершенствование умений различать звуки и бу...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Число глаголов», учебник (УМК «Русский язык» 3 класс, Школа России)

Цели деятельности учителя: Создание условий для усвоения нового знания; выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках; формирование умения изменять г...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...