Конспект урока литературного чтения в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Позолотина Лидия Олеговна

Тема: В. В. Бианки. «Первая охота»

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением В.В. Бианки «Первая охота»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Учитель: Позолотина Лидия Олеговна

Тема: В. В. Бианки. «Первая охота»

Цель урока: познакомить обучающихся с произведением В.В. Бианки «Первая охота»;

- совершенствовать навык правильного, сознательного, выразительного чтения;

- содействовать воспитанию любви к родной природе, сознательного отношения к ней;

- создать содержательные и организационные условия для развития у учащихся творческого воображения, фантазии, умения создавать литературный образ.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Задачи урока: 

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- формировать умение определять цель учебной деятельности, оформлять свои мысли в устной форме; 

- развивать у обучающихся внимание и наблюдательность, интерес к творчеству В. В. Бианки, к лесным обитателям.

- воспитывать бережное отношение к природе;

- развивать коммуникативные навыки: слушать и понимать речь других, участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые нормы речевого поведения, работать в паре, выражать свои мысли.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- развивать умение принимать, понимать и решать учебные задачи урока, осуществлять контроль своих действий;

- развивать умение ориентироваться в учебнике;

Образовательные (формирование познавательных УУД): 

- обучать правильному, осознанному чтению текста, работе над его содержанием, составлению характеристик героев.

-формировать способность прогнозировать содержание текста по его заголовку, определять главную мысль произведения, находить в тексте информацию, осознавать познавательную информацию, формулировать выводы.

Межпредметные связи: окружающий мир, изо, русский язык

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

- Словесный;

- Наглядный;

- Практический;

- Частично-поисковый;

- Иллюстративный.

Форма организации деятельности обучающихся: фронтальная, работа в парах, индивидуальная.

Средства обучения:

- Демонстрационные: доска, медиапроектор, компьютер.

- Индивидуальные: учебник, тетрадь.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Содержание урока

Деятельность ученика

Формирование УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. Организационный момент.

1 мин.

- Ребята, проверьте свою готовность к уроку.

-Прежде, чем приступить к работе, мы проведем речевую разминку.

-Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

          До города дорога в гору,

           А от города с горы.

До города дорога в гору (дети идут медленно имитируя подъем в гору с трудом поднимая ноги)

А из города с горы (дети идут быстро ускоряя темп ходьбы или бегут с горы)

Проверяют готовность своего рабочего места, настраиваются на работу

Выполнять речевую разминку

Регулятивные: самоопределение к действию, эмоционально-положительный настрой на урок.

2.Включение в учебную деятельность

3мин

Вспомним авторов произведений, изученных на прошлых уроках.

-  Назовите автора и произведение. Слушаем внимательно

«Ох, нелёгкая это работа-

Из болота тащить бегемота!»

К. И. Чуковский

«Телефон»

«Я ль, скажи мне всех милее,

Всех румяней и белее?»

Что же зеркальце в ответ?»    

 А. С. Пушкин

 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

«Худо тому, кто добра не делает никому»

«Книги твои, сам их и укладывай».

К. Д. Ушинский

«А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.»

Л.Н. Толстой

«Два товарища»

- Молодцы, как хорошо вы знаете изученный материал.

Сегодня мы будем знакомиться с творчеством нового писателя.

- Предлагаю расшифровать вам его фамилию

5

2

1

5

3

6

К

И

Б

Н

А

И

1

2

3

4

5

6

Б

И

А

Н

К

И


Назовите имя, отчество, фамилию писателя на доске.

(Виталий Валентинович Бианки).

Восстанавливают в памяти информацию о писателях.

Определяют фамилию нового автора, записывают в тетрадь.

Познавательные: 
- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

-формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

Регулятивные: 
- формирование умения высказывать своё предположение;

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

3.Мотивация к деятельности

2 мин.

- Постарайтесь определить, о чём писал Виталий Бианки. Для этого прочитайте на слайде слова.

(На слайде: собака, ворона, берёза, василек, осина, ястреб, волк, ромашка.)

- Распределите их на равные четыре группы.

- Подумайте, какие из четырёх групп можно объединить между собой и скажите, о ком или о чём писал В. Бианки?

- Скажите о чём писал В. Бианки?

Анализируют, предлагают свои версии.

Делают вывод.

Проговаривают.

(В первую группу можно отнести слова собака, волк - это названия зверей. Во вторую группу войдут слова ворона, ястреб - это названия птиц. Третью группу составляют слова берёза, осина - названия деревьев. К четвёртой группе можно отнести слова василек, ромашка - это названия цветов.)

(Можно объединить названия зверей и птиц - это животные. Можно объединить названия деревьев и цветов - это растения. Значит, В.В. Бианки писал о животных и растениях.)

(В. Бианки писал о природе).

Рассматривают портрет писателя.

Познавательные:

- формирование умения на основе анализа объектов делать выводы;

- формирование умения формулировать познавательную цель

Регулятивные:

- формирование умения высказывать своё предположение;

 

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и понимать других;

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- формирование умения оформлять свои мысли в устной форме.

4. Определение темы и целей урока

4 мин

- Название произведения В. Бианки, с которым мы познакомимся сегодня, вы определите сами. Для этого соедините первые буквы написанных на доске слов. 

(На слайде: пантера, ехидна, рак, вол, акула, ягуар, осёл, хорек, ослик, тетерев, акула.)

- Как называется это произведение?

Какова же тема урока?

 

- В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

Используйте для этого запись.

1. Познакомиться с творчеством: …и его произведением:

2. Учиться правильно, выразительно:

3. Отвечать на:

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

Про птиц, насекомых, лягушек

Рассказы и сказки прочтѐшь

И лучше знакомых зверушек

Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлѐнно смотреть.

Работают в парах, записывают название в тетрадь.

(Первая охота)

(В.В. Бианки " Первая охота")

Формулируют тему и цель.

(1.Познакомиться с творчеством В.В.Бианки и его произведением «Первая охота»

2.Учиться правильно, выразительно читать рассказ

3.Отвечать на поставленные вопросы.)

5. Работа по теме урока:

Знакомство с биографией В. Бианки.

Первичное чтение текста (читают хорошо подготовленные дети).

Работа над текстом

10 мин.

Прочитайте на с. 98 «Азбуки» текст о В. В. Бианки.

- С какой увлекательной книгой рекомендуют подружиться?  

     Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного-орнитолога. Орнитолог – это человек, изучающий птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В.В. Бианки живут своей обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человеческим языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

     Книги Бианки учат читателя наблюдать, сравнивать, думать, раскрывать тайны леса, разгадывать маленькие и большие загадки из жизни зверей, птиц, насекомых

     Самые разные представители окружающей человека природы стали героями его произведений. Два таких героя изображены В. Бианки в рассказе " Первая охота".

Рассмотрите картинку.  Кто это?

- Кто из вас видел ящериц? Что вы о них знаете?

- Чем покрыто тело ящерицы?

- Чем отличается ящерка от ящерицы?

-Ящерицы и ящерки имеют интересную особенность. Эту особенность вы узнаете, если внимательно послушаете рассказ. 

- Как вы думаете, почему автор так назвал свой рассказ?

- Назовите ещё одного героя рассказа " Первая охота". 

- Прочитайте текст ещё раз (по цепочке).

- Скажите, что в начале рассказа делала ящерка?

- Прочитайте, как об этом говорит В.Бианки?

- Что сделал щенок, когда увидел ящерку?

- Что случилось с хвостом ящерки?

- А как бы вы назвали этот рассказ?

- Докажите, что это произведение – рассказ.

Находят  страницу в учебнике.

(«Лесная газета»)

Слушают информацию, делают вывод.

(С  детства он любил наблюдать за животными , а когда стал писателем написал много рассказов про птиц, про зверей и рыб. Они и стали главными героями его книг.)

Рассматривают обложки книг писателя.

(Ящерица – небольшое животное. У неё удлинённое тело, длинный хвост).

(Тело покрыто мелкой чешуей).

(Ящерка маленькая, а ящерица побольше размером).

Подготовленные ученики читают.

Внимательно слушают, запоминают героев рассказа.

Отвечают.

(Другой герой – маленький щенок).

(Щенок хотел поймать ящерку, но у него не получилось).

Отвечают на вопросы, находят ответы в тексте.

(Щенок подкрался и схватил её за хвост).

(У неё отделился хвост).

Познавательные:

- формирование умения извлекать информацию на основе слухового восприятия.

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса. 

Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

6. Физкультминутка

2 мин

- Поработали, ребята, а теперь давайте отдохнём.

Медвежата в чаще жили,

Головой своей крутили!

Вот так, вот так

Головой своей крутили.

Медвежата мёд искали,

Дружно дерево качали.

Вот так, вот так

Дружно дерево качали.

Вперевалочку ходили

И из речки воду пили.

Вот так, вот таки из речки воду пили.

А потом они плясали,

Лапы дружно поднимали.

Вот так, вот так

Лапы дружно поднимали.

Выполняют движения.

Личностные: готовность к здоровье сбережению.

7. Поисковая деятельность в группах.

Проверка работы.

10 мин

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

Выбрать из предложенных вариантов:

1 группа: слова, которые указывают  на действия ящерки.  

 

2 группа: слова, которые указывают на действия щенка.

Работа по иллюстрации  учебника (с.99)

- Посмотрите, какие иллюстрации нарисовал художник на с. 99. Обсудите с соседом по парте увиденное  (работа в паре)

- Как вы думаете, почему рисунки этих зверей, птиц появились на странице в книге?

- Кого из этих птиц, зверей вы встречали на страницах книг, в телевизионных передачах, видели в окружающем мире?

- Каких ещё представителей животного мира вы можете назвать?

Работают в группах.

Сидела, закрыла, грелась, извернулась, оставила.

  

Подкрался, ухватился, фыркнул, бросил.

Возможно, о них писал Бианки

Ящерицу, щенка

Перечисляют представителей животного мира

Личностные: формирование функциональной грамотности.

Коммуникативные:

Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные: умение самостоятельно адекватно анализировать правильность выполнения действий и вносить исправления.

8. Повторное чтение рассказа и его анализ.

3 мин

Давайте прочитаем рассказ еще раз, хлопая в ладоши, когда встретится слово ящерка, и подумаем: почему охота щенка была неудачной?

- Чего же не хватало щенку, чтобы охота прошла удачно?

- Какой эпизод рассказа изображён на иллюстрации? Каким вы видите щенка?

А ящерицу?

- И в жизни животных, и в жизни людей большое значение имеет накопленный опыт. Он помогает избегать многих ошибок, неправильных решений.

- Кто из героев вам больше всего понравился? Почему?

Теперь вы сможете объяснить, почему про ящериц такие загадки:

По пригорочку бежит,

Хвостиком – рулём рулит.

Схватишь хвостик, только – ах!-

Убежала!… Хвост в руках.

.

Быстрая и юркая,

В змеевидной шкурке я,

А за хвост меня поймаешь,

Сразу тут же потеряешь.

Распласталась на земле,

Быстро бегает везде,

Любит греться на камнях,

Схватишь – хвост в твоих руках.

(Щенок охотился первый раз и не все сделал правильно)

(щенку не хватало опыта, он не знал, что у нее отделяется хвост)

(Щенок  удивлён, растерян).

 (Ящерица сердитая)

Отвечают на вопросы, высказывают своё мнение.

 

Личностные:  развивать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

Предметные: активизировать   учащихся и вовлекать в   процесс анализа   художественного  текста;

учить  определять характер рассказа, мнение автора,

учить понимать смысл произведений;

развивать связную речь.

Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

9. Рефлексия учебной деятельности.

2 мин

Подведём итог нашей работы на уроке.

- Вспомним, какую цель мы с вами ставили?

1. Познакомиться с творчеством В. Бианки и его произведением «Первая охота»

2. Учиться правильно читать, получать новые знания из прочитанного.

3. Отвечать на вопросы.

- Достигли цели?

Продолжите высказывания:

- Я для себя сделал открытие:

- Меня удивило:

- Оказывается, что:

- Сегодня урок литературного чтения связан с уроками:

- Оцените свою работу на уроке  - (смайлики-солнышки)

Рекомендации для занятий дома

1. Придумать загадки о тех, кто живет в лесу.  

2. Нарисовать рисунок к произведению В.В. Бианки.

Отвечают на вопросы, анализируют свою деятельность.

Делают самооценку.

Личностные:  оценивание усваиваемого материала.

Познавательные:

- формирование умения на основе анализа делать выводы.

Регулятивные:

Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- формирование осуществлять рефлексию;

Коммуникативные:

- формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения (4 класс «Школа России») Урок познания мира добра и зла.

Конспект разработан для проведения урока литературного чтения по стихотворению Сергея Есенина "Лебёдушка"....

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....