Конспект урока по предмету "Русский язык". Тема "I и II спряжение глаголов".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

 Цель урока:Создать условия для ознакомления с окончаниями глагоов  I  и IIспряжения; совершенствовать умение различать лицо глаголов; продолжать формировать умение писать мягкий знак в окончаниях 2-ого лица, единственного числа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _spryazhenie_glagolov_1.docx46.9 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ РФМЛИ

Конспект открытого урока по предмету «Русский язык».

Тема «I и  II спряжение глаголов»

Учитель: Кривко О.Ю.

г. Владикавказ 2023г.

Конспект открытого урока по предмету «Русский язык».

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема: «I и II спряжение глаголов.»

Тип урока: ОНЗ (открытие нового знания)

Цель: Создать условия для ознакомления с окончаниями глагоов  I  и IIспряжения; совершенствовать умение различать лицо глаголов; продолжать формировать умение писать мягкий знак в окончаниях 2-ого лица, единственного числа.

Средства обучения: учебник Т.Г. Рамзаева «Русский язык» 4 класс часть вторая; компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»; карточки «Я глагол», тест, «Рефлексия», с домашним заданием.

Формируемые умения/личностные качества:

(планируемые результаты обучения)

Предметные

Познакомятся с понятиями «I и II спряжение глаголов», «личное окончание глагола»; научатся определять спряжение глагола
в предложении; указывать время, лицо и число глаголов; выделять личные окончания глаголов; спрягать глаголы в настоящем и будущем времени; орфоэпически правильно произносить слова; соотносить глагол с вопросом, на который он отвечает.

Метапредметные

Познавательные УУД: целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу; анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого
из частей (под руководством учителя)

Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определенному этапу урока), с помощью учителя; понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, справочном материале учебника – памятках) при работе с учебным материалом .

Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки; выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Ход урока

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Мотивация к учебной деятельности.

1.Создает психологический настрой на урок.

   Разве любы нам хмурые лица

   Или чья-то сердитая речь?

   Мы улыбкой умеем делиться

   И ответную искру зажечь.

Наш урок будет необычным.  Вы способные, умные и, конечно же, мне поможете вести урок. У нас много работы: нужно думать, запоминать.  

- А чтобы нам эффективно поработать на уроке, надо настроиться.  Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать.

- На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят).

- Ушки внимательно слушают и всё (слышат).

- Голова хорошо (думает).

- Молодцы!

Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться».

Отвечают на вопросы.

Настраиваются на работу на уроке

  1. Актуализация необходимых знаний

1.Предлагает записать в тетради число, «Классная работа».

Минутка чистописания – записать в тетрадь девиз нашего урока

2.Предлагает ответить на вопрос: 

- О какой части речи здесь говорится?

Что без меня предметы?

Лишь название

А я приду-

Всё в действие придёт:

Летит ракета,

Люди строят здания,

Цветут сады,

И хлеб в полях растёт. (слайд 1)

 - Что мы знаем о глаголе?

Предлагаю карточку « Я глагол»

- Обсудите в парах, что расскажет о себе глагол.

- Давайте проверим, как вы выполнили работу.

 

Я

глагол

часть

речи

обозначаю

действие предмета

отвечаю на вопросы

что делает? что делают? что делал? что делать? и т.д.

имею

начальную (неопределенную форму),

в предложении

чаще всего бываю сказуемым

имею грамматические признаки

  1. время
  2. число
  3. лицо
  4. род

(в прошедшем времени)

  1. вид
  2. спряжение

3.– Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму.

(слайд 2)

Ключевое слово подскажет, что необходимо вписать в 6 пункт нашей таблицы.

.

- Какова же тема сегодняшнего урока? ( Спряжение глаголов)

Слово «спрягать» исконно русское, устаревшее. Оно обозначало «соединять вместе, объединяться».

Например: спрягать лошадей с телегой, т.е. объединять их для работы: сейчас говорят «запрягать лошадь в телегу».

- А о том, как это слово связано с  глаголом мы  будем говорить сегодня на уроке.

– Определите цели урока.

– Сегодня мы вспомним, что такое спряжение, будем учиться спрягать глаголы, распределять их по спряжениям

Отвечают на вопрос учителя.

Работают в паре. Заполняют таблицу.

                                  Глаголы для кроссворда.

1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу.

6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу.

Решают кроссворд. Читают ключевое слово
«спряжение».

  1. Организация познавательной деятельности

1. Организует наблюдения над изменением глаголов по лицам и числам. 

 - Мы знаем, что глаголы в русском языке дружат с местоимениями. Изменим глаголы  петь и  говорить при помощи личных местоимений. Для этого вспомним нашу таблицу «Изменение глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени».

–На какие вопросы отвечают глаголы в форме настоящего и будущего времени каждого лица и числа? ( НАСТ.В. ед.ч.- что делаю? Что делаешь? Что делает? Мн.ч.- что делаем? Что делаете? Что делают?  БУД.В. ед.ч – что сделаю? Что сделаешь? Что сделаете? Мн.ч.- что сделаем? Что сделаете? Что сделают?

– Какая часть слова меняется при изменении
глагола по лицам и числам?

 - Так, что же  такое спряжение?  (Изменение окончаний глаголов по лицам и числам)

- Справились ли мы с одной из задач, поставленной в начале урока? С какой? ( вспомнили что такое спряжение)

 - Предлагает сделать выводы и подвести промежуточный итог.

Вывод: 

 - Как изменяли  глагол? По лицам и числам

 - Какая часть изменилась? Окончание

2. - Назовите окончания  глаголов в 1 столбиках.  Что общего в этих окончаниях? Содержат гласную -е-

- Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? Содержит гласную  - и-

- Любой глагол в личной форме будет иметь определенные окончания: либо такие , как у глаголов 1 ого столбика, либо такие как у глаголов 2ого столбика.

  Если у глагола личные окончания –у (-ю); -ешь(-ёшь); -ет(-ёт); -ем(-ём); -ете(-ёте); -ут(-ют), то эти глаголы относятся к 1 спряжению.

  Если же у глаголов личные окончания  -у(-ю); -ишь; -ит; -им; -ите; -ат(-ят), то эти глаголы относятся ко 2 спряжению

- Что еще заметили? ( все окончания ударные)  У глаголов одного и того же спряжения ударные и безударные окончания одинаковые.

3.Чтение правила в учебнике

4.Работает по учебнику

Упражнение 435 ( фронтальная работа)

– Запишите глаголы в два столбика – по спряжениям. Выделите окончания

– Определите время и число глаголов. Почему изменились окончания глаголов? Выделите окончания.

5. Устраивает физминутку

- Если я назову глаголы 1 лица– выполняем хлопок над головой, 2 лица –  2 хлопка за спиной, 3 лица-хлопок перед собой.

Идёшь, шумят, поёшь, шуршите, звенят, плывут, лежит, цветёт, растёт, говоришь, кричишь.

6.Задание на карточке ( закрепления и обобщение приобретенных знаний)

– Запишите личные окончания глаголов I и II спряжения в таблицу

7. Продолжает работу по учебнику

Упражнение 439

–Определите спряжение глаголов, запишите их в форме 1-ого и 3-его лица множественного числа, обозначьте окончания.

-Проверьте по таблице , правильно ли вы написали окончания глаголов.

8. Тест

- Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест.

Тест

1. Глаголы:

1) склоняются

2) спрягаются

2. У глаголов при спряжении изменяется

1) окончание

2) основа

3. Лицо глагола определяй:

1) по местоимению

2) окончанию

3) по предлогу

4. Что называется спряжением?

1) изменение глагола по падежам

2) изменение глагола по лицам и числам

3) изменение глагола по родам и числам

5. Лицо и число можно определить у глаголов:

1)настоящего времени

2)будущего времени

3)прошедшего времени

7.Домашнее задание

Стр 79- правило, таблица с окончаниями, упр437- списать текст, найти в нем глаголы, выделить окончания. Указать спряжение.

Выполняют задание.

Высказывают свое мнение, делают выводы.

Работа над правилом. Читают правило в учебнике, сравнивают с тем, что изложили сами.

 Применяют на практике полученные знания, выполняя упражнении, проверка  в парах.

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. При-меняют новые знания на новом языковом материале. Выполняют аналитические упражнения. Участвуют в обсуждении вопросов по теме.

Делают вывод: при изменении глаголов по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени меняется окончание.

Читают правило в учебнике стр 79.

Выполняют упражнение.

Глаголы I спряжения: бегаешь, пишем, думает, прыгаешь, летаешь, знаете, шагают, ищешь, играем, плывём, считают.

Глаголы II спряжения: чистим, верит, светит, сидите, спешат, стоишь.

Записывают личные окончания.

I спряжение

II спряжение

 Ед. число

Мн.число

Ед. число

Мн.число

1-е лицо

-у, -ю

-ем, -ём

-у, -ю

-им

2-е лицо

-ешь, -ёшь

-ете, -ёте

-ишь

-ите

3-е лицо

-ет, -ёт

-ут, -ют

-ит

-ат, -ят

Обобщают способы действия по правилу, применяют на практике алгоритмические предписания, инструкции.

Работают в парах.

Проверяют правильность выполнения по таблице.

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы.

  1. Рефлексия деятельности

1.Подводит итоги урока в соответствии с поставленной целью и задачами.

Педагогическая рефлексия:

- Что мы сегодня узнали на уроке? (глаголы бывают I и II спряжения;

- Какие окончания имеют глаголы I спряжения?( -ешь, -ет, -ем, -ете, ут(-ют))

-Какие окончания имеют глаголы II спряжения?(-ишь,-ит, -ите, -ат(-ят))

-Имеется ли разница в написании ударных и безударных окончаний глаголов одного и того же спряжения?

 - Что повторили?

- Справились ли с поставленной целью и задачами урока.

 - Где мы можем применить знания о спряжении глагола?

Карточки «Рефлексия»

Рефлексия настроения:

Спасибо за урок. Мне было очень приятно с вами работать. Как итог, я хотела бы, чтобы вы закончили его продолжив предложения:

- Сегодня я доволен работой, так как…

 - Не совсем доволен, потому что…

 - Не доволен своей работой, ведь я…

1.Анализируют работу на уроке

2. Оценивают свою работу на уроке.

3.Оформляют знания, полученные на уроке, в виде устных ответов.

 4.Повторяют алгоритм действия по распознаванию понятия, по применению правил.

5.Отвечают на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку. Тема: «Типы спряжения глаголов. 1 и 2 спряжение»

Цель: научить отличать глаголы 1 и 2 спряжения.Задачи: закрепить знания о спряжении глаголов, познакомить с 1 и 2 спряжением глаголов, учить отличать глаголы 1 и 2 спряжения;  развивать внимание,...

Конспект урока по русскому языку на тему:"Спряжение глаголов". (4 класс).

Конспект урока  по русскому языку предназначен для учителей начальной школы....

Конспект урока по русскому языку на тему" Спряжение глаголов"

Обобщение изученного о глаголах, знакомство со спряжением глаголов, упражнение в распознавании спряжений глаголов...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Спряжение глаголов», 4 класс

Цели деятельности учителя:формировать умение определять лицо и число по местоимениям и личным окончаниям;познакомить учащихся со спряжением глаголов по лицам и числам.Планируемые результаты:Предметные...