Урок русского языка по теме: «Число имён существительных», 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Тема урока: «Число имён существительных»

Уровень образования школьников: 2 класс (ФГОС)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели и задачи урока:

  • дать понятие об изменении имён существительных по числам;
  • учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • формирование грамотного письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  определять грамматический признак имен существительных – число;
  •  изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

  •  использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного;
  •  работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил).
  •  уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                           

  • слушать и понимать речь других;
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

Личностные:                                                                                                                                                                                         

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу;                                             
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:  

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Технологии, методы: онлайн работа с обучающимся на платформе Zoom (индивидуальное обучение),  работа на образовательных платформах «Учи.ру», «iSmart», работа в парах, фронтальная работа.

Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина , В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2. Нетбуки.

Карточки для групповой работы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chilo_imen_sushchestvitelnyh._2_klass.docx26.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Число имён существительных»

Уровень образования школьников: 2 класс (ФГОС)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цели и задачи урока:

  • дать понятие об изменении имён существительных по числам;
  • учить употреблять число имён существительных, употреблять в речи формы единственного и множественного числа;
  • развивать наблюдательность, речь;
  • формирование грамотного письма.

Планируемые результаты:

Предметные:

  •  определять грамматический признак имен существительных – число;
  •  изменять имена существительные по числам.

Метапредметные:

  •  использовать специальную терминологию, отделять главное от второстепенного;
  •  работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, правил).
  •  уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                            

  • слушать и понимать речь других;
  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками

Личностные:                                                                                                                                                                                          

  • проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу;                                             
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

  • определять цель деятельности на уроке с помощью учителя
  •  проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:  

  • применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями.

Технологии, методы: онлайн работа с обучающимся на платформе Zoom (индивидуальное обучение),  работа на образовательных платформах «Учи.ру», «iSmart», работа в парах, фронтальная работа.

Средства (ресурсы, учебник и учебные пособия, оборудование):

В.П. Канакина , В.Г.Горецкий. «Русский язык», 2класс. Учебник для общеобразовательных учреждений, часть 2. Нетбуки.

Карточки для групповой работы.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Мотивация учебной деятельности    

Цель: Настроить на организованную и активную работу во время урока.

Эмоциональный настрой на урок.

Долгожданный дан звонок

Начинается урок

Мы за парты тихо сели

И учиться захотели…

 У нас сегодня на уроке гости. Я думаю, сегодняшний день принесёт нам и нашим гостям радость общения друг с другом.

Скажите, каким вы хотите видеть наш урок. А хотите узнать что-то новое?              

Правила  посадки, запись  числа с комментированием.

Высказывают мнение по данному вопросу. Уточняют о грамотности относительно урока русского языка.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Цель: обобщить знания по теме, выявить затруднения.

Сегодня на уроке с нами из дома будет работать Денис (инд. обучение).

Послушаем отрывок стихотворения, которое приготовил для нас Денис:

Судьба свела нас с величайшим в мире

С красивым, умным, Русским языком.

Пусть разливается по свету он все шире

И будет, словно в мире маяком.

Его нам завещали предки,

И им владеем мы сейчас,

Поэтому должны и взрослые и детки

Приумножать его богатство много раз.

     Ребята, и сегодня на уроке мы продолжим раскрывать и изучать тайны и богатства русского языка. Итак, начнем…

      Посмотрите внимательно на доску, нам даны слова с пропущенной буквой, ваша задача, переписать эти слова, вставляя пропущенную букву и выделить орфограмму:

              Отец, город, Москва, воробей, дорога, мороз.

Ребята, слова на какою орфограмму вам даны? (словарные слова). Какую гласную во всех этих словах вы вставили? (о). Посмотрите на слова, все ли гласные у нас непроверяемые? (воробей). Как проверим гласную во втором слоге (подберем проверочное слово, воробушек). Если вы вставили во все слова гласную «О», значит с заданием вы справились.

Посмотрите еще раз на эти слова. Что объединяет все эти слова? (Имена существительные).

Давайте докажем, что эти слова являются именами существительными…

На какие вопросы отвечает? (Кто, Что?).

Какие слова отвечают на вопрос кто?

Как мы называем эти слова? (одушевленными).  

Какие слова отвечают на вопрос что?

Как мы называем эти слова? (неодушевленными).

Скажите, почему слово Москва мы записали с заглавной буквой?

Как мы называем эти слова? (собственные имена существительные).

А как бы будем называть все остальные слова? (нарицательными).

Мы уже знакомились с частью речью «Имя существительное». И конечно, выше сказанное Вам хорошо известно.

Прошу Вас вспомнить все, что знаете об имени существительном и выполнить небольшой тест на образовательной платформе «Учи.ру».

Учитель делает вывод. Оценивает лучшие работы.

Оценивают свою работу.

Отвечают  на  вопросы.

Обобщение знаний об имени существительном. Выполнение тестовой работы на сайте Учи.ру.

3. Самоопределение к деятельности Постановка учебной задачи

Цель: выявление  причины  затруднения. Постановка  цели  урока.

Создание  проблемной ситуации.

Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные   открытия.

Слайд (дана таблица, без слов, слова рассыпаны на доске)

книга, книги, конфета, конфеты, карандаш, карандаши

Ребята, посмотрите на экран, в моей таблице все было в порядке, но произошла какая-то ошибка, мой слова рассыпались из таблицы.

Помогите мне распределить эти слова на две группы. Но, для начала, нам необходимо во всем разобраться.

Что мы видим на экране?  (слова).

Что объединяет все эти слова? Какой частью речи являются эти слова? (Это все имена существительные) Учитель на доску прикрепляет табличку «Имя существительное»

Назовите их признаки (отвечают все на вопрос что? /неодушевленные, все имена существительные – собственные)

 Подумайте, по какому еще признаку мы можем разделить эти мена существительные на 2 группы и распределить их по столбикам? (Слова, которые обозначают один предмет и много предметов).

Какие слова мы отправим в первый столбик? Сколько предметов обозначают эти слова? (один)

Слова, которые обозначают один предмет, находятся в единственном числе. Учитель на доску прикрепляет табличку «Единственное число».

Слово «единственное» образованно от слова один, это слова, которые обозначают один предмет.

Какие слова у нас остались? (слова, которые обозначают много предметов). По какому признаку мы их объединили? Слова, которые обозначают много предметов, это слова, которые находятся во множественном числе. Учитель на доску прикрепляет табличку «Множественное число». Это слово образованно от слова много.

Существительное может обозначать один предмет или много предметов. То есть, может ли меняться число имени существительного?  (да, число имени существительного может меняться). Значит это изменяемый признак имен существительных. Учитель на доску прикрепляет табличку «Изменяется по числам».

Так по какому признаку мы распределили по столбикам эти слова?

Сформулируйте тему урока. (Число имен существительных) Учитель на доску прикрепляет табличку «Число».

А что бы вы хотели узнать и чему хотели бы вы научиться на уроке? Поставьте цель урока. (узнать, как определить ед. и мн. число имен существительных, научиться их различать).

- Сегодня мы на уроке узнаем, как определить ед. и мн. число имен существительных, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

-Но, какой вывод мы уже можем сделать по открытым нам знаниям? Вывод учащихся.

Мы сделали с вами выводы, давайте проверим их правильность с мнением ученых, авторов нашего учебника.

Узнали о том, что имена существительные могут

обозначать один и много предметов.

Формулируют тему и цель урока.

4. Этап усвоение новых знаний.

- Прочитайте рубрику «Сведения о языке» (с. 61)/ правило.

Имя существительное может употребляться в единственном или во множественном числе. Имена существительные в единственном числе - обозначают один предмет. Имена существительные во множественном числе - обозначают два или несколько предметов.

Наши выводы совпали?

Ребята, а вы можете отличить имена существительные в единственном и множественном числе? Как их отличить?

(Наводящий вопрос: Сколько предметов обозначает имя существительное в единственном числе? Множественном?)

- Оглянитесь вокруг, назовите предметы в классе в ед. и мн. числе.

Дети называют предметы вокруг и указывают число.

Читают с. 61  Единственное и множественное число  имён существительных.

5. Физкультми нутка.                      Цель: здоровьесбере жение, умение заботиться о своём здоровье.

Ребята, наши глазки много работали, «бегали»  по классу, им необходимо отдохнуть.

 Зрительная гимнастика

  1. Расслабление. Потрите ладошки друг об друга, чтобы согреть. Закройте глаза ладонями и досчитайте да 10.
  2. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте (3-4 раза).
  3. Смотрите вдаль перед собой (учитель обозначает дальнюю точку в классе при помощи красочной картинки да доске), досчитайте до 3. Переведите взгляд на кончик носа, задержитесь и досчитайте до 5.
  4. Следите за пальцем на расстоянии вытянутой руки «рисующем в воздухе» (Прямую слева-направо, справа –налево, круг, зигзаг, спираль.
  5. Часто поморгайте, зажмурьтесь, широко откройте глаза, спокойно закройте (3-4 раза).

6.Первичная проверка понимания

Цель: Организация практической работы.

7.Физкультминутка.                      Цель:здоровьесбережение, умение заботиться о своём здоровье.

Упражнение в определении числа имен существительных.

Обратите внимание на упр. 105, стр. 61. Прочитайте задание. Что необходимо выполнить?

1. Прочитать, объяснить пропущенные буквы.

2. Выписать имена существительные, которые стоят в единственном числе.

Гимнастика для пальцев.  Комментированное письмо.

(Работа в тетради.) Выполняем первую строчку (или 2 строчки).

Я называю имена существительны. Если существительное единственного числа вы приседаете с вытянутыми перед руками. Если существительное множественного числа – вы поднимаете руки вверх.

Работа в паре.

Ребята следующее задание, вы будете выполнять в паре. Давайте вспомним с вами, правила работы в паре.  Вам необходимо заполнить таблицы. Посмотрите внимательно, какие слова Вам необходимо написать? У доски работает ученик.

Ягода –______________

_____________- машины

Дом - ________________

_____________- деревья

Давайте проверим сравним работу, а если будут ошибки, исправим их.

Ребята, также над каждым словом необходимо указать число имени существительного. А как мы будем указывать число имени существительного? (Над словами, простым карандашом, используя сокращения):
                               ед.ч., мн.ч.

- Ребята посмотрите еще раз на эти слова.

-Что изменилось в словах? (окончание /изменилась форма слова)

-Какой вывод мы можем сделать?

ВЫВОД: 

Если слово изменяется по числам, то меняется форма слова.

Мы сделали с вами выводы, давайте проверим их правильность с мнением ученых, авторов нашего учебника.

Откройте стр.62 прочитайте правило.

Верно ли мы сделали вывод?

Чтение рубрики «Сведения о языке» (с.62)

- Перепишите первую пару слов и подпишите число.

- А с Денисом (инд. обучение, зум) мы прощаемся, дальше он работает по плану самостоятельно.

Выполняют упр. 105 на стр. 61.

Работа в паре и у доски.

Научились указывать число имени существительного в письме.

Читают правило на стр. 62 и делают вывод.

8. Закрепление нового знания.

Цель: Организация ситуации выбора в соответствии с возможностями

- Какое открытие сделали на уроке? 

- Ребята, как могут изменяться имена сущ.?

- Сколько предметов обозначают имена существительные,   употребляемые в единственном числе?

-А употребляемые, во множественном числе?

- Считаете ли вы, что эти знания вам пригодятся в жизни? Почему? Когда? Зачем?

- Все ли было вам понятно?

- Какое задание вам было интересно выполнять?

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли ли мы целей?

- А сейчас давайте проверим, на сколько Вам было все понятно и выполним с Вами небольшой тест. На платформе iSmart. 

Работа в нетбуках.

Тест на платформе  iSmart.

Выводы учителя. Оценивание.

Анализируют деятельность.

Какие новые знания об имени существительном  открыли.

Выполняют тест на образовательной платформе  iSmart.

9.Рефлексия. Цель: самооценка результатов деятельности, осознание полученных знаний.

Вы сегодня на уроке многому научились и конечно же вы можете себя похвалить. Оцените свою работу на уроке, используя наши смайлики.

Выберите свой смайлик и расположите его на доске (интерактивной). Ученики выходят к доске и выбирают свой смайлик.

Оценивают свои знания Самооценка с помощью смайликов.

10.Итог урока

 Информация о домашнем задании

Цель: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися

Стр. 61-62 (учить правило), упр. 106. 

Просматривают задание, по необходимости задают вопросы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1. Авторы: Е.В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, О. В. Пронина)

Конспект открытого урока русского языка  по теме «Изменение имён существительных по падежам» (образовательная система «Школа 2100». Учебник русского языка для 4 класса, часть 1.  Автор...

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"

Урок русского языка по теме: "Изменение имён существительных по числам"...

технологическая карта урока русского языка по теме "Числа имён существительных"

Это материал представлен по русскому языку по теме "Числа имён существительных" для 3 класса....

Технологическая карта урока русского языка по теме: Число имён существительных.

Урок отработки умений и рефлексии. Учащиеся закрепят умение определять число имени существительного и изменять имя существительное по числам....

Урок русского языка по теме " Склонение имён существительных множественного числа"

урок русского языка в 4 классе -изучение нового материала...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Число имён существительных"

Материал относится к уроку русского языка для 3 класса по программе "Школа России"....