Собственные и нарицательные имена существительные
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Собственные и нарицательные имена существительные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sobstvennye_naritsatelnye.docx297.22 КБ
Файл narits_i_sobstv.pptx1.25 МБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта по русскому языку

Дата: 

Класс: 3

Предмет: русский язык

Программа: Школа России

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные

Тип урока: ОНЗ

Цель: создание условий для формирования умений различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Задачи:

Образовательные:

- актуализировать знания учащихся об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

- подвести учащихся к открытию понятий «имена собственные», «имена нарицательные»;

- учить учащихся различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Развивающие:

- развивать логическое мышление, внимание, умение наблюдать, рассуждать;

- создать условия для развития умения сравнивать, анализировать, делать выводы, для развития творческих способностей и воображения;

- способствовать развитию мыслительных операций: анализа, синтеза, обобщения.

Воспитательные:

- воспитывать любовь к предмету;

- воспитывать познавательный интерес у учащихся;

- воспитывать готовность к взаимовыручке и внимательного отношения друг к другу при работе на уроке.

Планируемые результаты:

Предметные:

- знают об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных;

- знакомы с понятиями «имена собственные», «имена нарицательные»;

- умеют различать собственные и нарицательные имена существительные, писать заглавную букву в именах собственных.

Метапредметные:

Регулятивные: учащиеся умеют выполнять указания учителя, слушать и отвечать на вопросы, проводить самооценивание.

Познавательные: учащиеся умеют извлекать нужную информацию и осуществлять контроль и самоконтроль.

Коммуникативные: умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, объяснять и обосновывать действия, выбранные для выполнения задания.

Личностные: учащиеся выражают положительное отношение к процессу познания.

Логические: владеют логическими действиями сравнения, анализа, синтеза и обобщения.

Интерактивное оборудование:

- комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

- документ-камера.

Дидактическое оснащение (средства):

- презентация;

- В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Учебник «Русский язык» 3 класс, 2 часть;

- раздаточный материал.

Составитель: Сидорова К.Р.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к деятельности

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок русского языка у вас проведу я. Меня зовут Карина Рустемовна.

Посмотрите на слайд, прочитайте про себя.

«Без труда не выловишь рыбку из пруда»

- Что вы видите на слайде? Прочитайте кто-нибудь ее вслух.

- Как вы ее понимаете?

- Вы правы, ребята. Чтобы наш урок сегодня прошел продуктивно, всем нужно хорошо поработать. Давайте приступим к работе.

Приветствуют учителя.

Читают предложение.

- Мы видим пословицу.

Один из учеников читает пословицу вслух.

- Для того чтобы чего-то добиться, нужно хорошо постараться.

Актуализация знаний и пробное учебное действие

- Открываем тетрадки, кладём под наклоном, спинки ровно, записываем число, классная работа.

- Прочитайте про себя слова, записанные на экране. Кто прочитает вслух?

Солнце, утро, город, девочка, мальчик, щенок.

- Какой частью речи они являются?

- Почему вы так решили?

- Как можно разделить данные существительные на две группы?

- Какие существительные называются одушевлёнными?

- Какие существительные называются неодушевлёнными?

- Молодцы! Правила вы знаете, а сегодня мы узнаем что-то новое об этих словах.

Записывают число и классную работу.

Читают слова.

- Это имена существительные.

- Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто? что?

- Одушевлённые и неодушевлённые.

- Одушевлённые имена существительные обозначают людей и животных. В начальной форме эти имена существительные отвечают на вопрос кто?

- Остальные имена существительные называются  неодушевлёнными, они отвечают на вопрос что?

Выявление места и причины затруднения

- Давайте поработаем в парах. Вспомним правила работы в парах.

- Молодцы. На ваших столах лежат карточки. Прочитайте задание про себя.

Задание. Распределите слова по группам

имя

отчество

фамилия

другая

Аня,

Миша

Попов, Петрович, Кузнецов

Ивановна, Алексеевна

Ученик, дом

Аня, Ивановна, Миша, ученик, Попов, Алексеевна, Петрович, дом, Кузнецов

- Вам нужно разделить слова на группы. В первую колонку нужно написать имена человека, во вторую отчество, в третью фамилию, а если слова не подходят ни к одной группе, запишите их в четвёртую - другую.

- Давайте проверим. Какие слова записали в 1 столбик? во 2 столбик? в 3 столбик?

- Какие слова не попали ни в один из этих столбиков?

- Ребята, на какие еще две группы мы можем поделить эти слова?

- Ребята, слова первых трёх столбиков назваются собственными именами существительными, а слова последнего – нарицательными именами существительными.

- Нужно выслушивать собеседника, не перебивать его и т.д.

- 1 – Аня, Миша; 2 – Ивановна, Алексеевна, Петрович; 3 – Попов, Кузнецов.

- Ученик, дом.

- Не знаем.

Построение проекта выхода из затруднения

- Как вы думаете, какая тема нашего урока?

- Как вы думаете, что сегодня мы с вами на уроке узнаем?

- Сегодня мы на уроке узнаем, какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным, научимся их различать, попробуем свои знания применить на практике.

- Давайте составим план нашего урока:

1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными.

2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Закрепим знания.

  - Имена существительные собственные и нарицательные.

- Какие существительные относятся к собственным, а какие к нарицательным. Научимся их различать.

Реализация проекта выхода из затруднения

- Ребята, кто сможет предположить, что обозначает термин «собственные имена существительные»?

- А что такое «нарицательные имена существительные»?

- С какой буквы пишутся имена собственные?

- Давайте теперь проверим, правильно ли мы с вами пердположили. Откройте учебник на странице 15 и прочитайте правило про себя. Кто прочитает вслух?

- Правильно?

- Что относится к именам собственным?

- А что относится к именам нарицательным?

- Посмотрите на слайд, где тут имя собственное, а где нарицательное?

собака Дружок

- Как на письме отличаются собственные имена существительные от нарицательных?

- Итак, какой пункт нашего плана мы с вами сегодня выполнили? (вывести план)

- Молодцы! С правилом мы с вами познакомились, и вы с этим успешно справились!

- Теперь давайте разомнёмся.

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише-тише,

Деревцо все выше-выше.

- Собственные имена — это имена людей, названия городов.

- Ими называют однородные предметы, которые имеют что-то общее.

- С большой буквы.

- Да.

- Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, географические названия, названия улиц, площадей, художественных произведений.

- Все остальные существительные.

- «собака» - нарицательное, а «Дружок» - собственное.

- Собственные имена пишутся с большой буквы, а нарицательные с маленькой, если не стоят в начале предложения.

- Первый.

Выполняют физические упражнения.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Хорошо! А теперь давайте учиться различать имена собственные и нарицательные, найдите упражнение 22 на странице 15.

- Кто прочитает задание?

Задание. Спишите нарицательные имена существительные, подчеркните в словах изученные орфограммы.

- Кто выйдет к доске и выполнит задание? Остальные работают в тетради.

- Ребята, вы согласны?

- Итак, ребята, мы справились со вторым пунктом нашего плана?

- Что мы сделали?

Читают задание.

- Поэт, мальчик, девочка, город, площадь, страна, озеро, улица, богатырь, корова, кот, гора.

Выполняют задание у доски и в тетрадях.

- Да.

- Да.

- Мы научились различать собственные и нарицательные имена существительные.

Самостоятельная работа

- Сейчас мы выполним 3 пункт нашего плана и напишем самостоятельную работу.

На ваших столах лежат листочки с самостоятельной работой. У Лены индивидуальная работа.  Прочитайте задание про себя. Всем всё понятно? Можете приступать к работе.

Самостоятельная работа

Задание. Выбери и подчеркни нужную букву из скобок.

У малышки (Г,г) руши в корзинке (г,Г) руши. Тётя (П,п) оля вернулась с (П,п) оля.

Денис (С,с) кворцов смотрел на (С,с) кворцов. Тёма (В,в) асильков нарвал букет (В,в) асильков.

Индивидуальная работа

Задание. Подчеркни собственные имена существительные.

Мальчик Илья Яшин, город Минск, собака Пират, река Дон, деревня Дакино, проспект Ленина, доктор Лев Егорович, конь Гордый, сорока Галя.

- Ребята, ваше время вышло. Возьмите ручку или карандаш, проверим ваши ответы.

- Ставьте «+», если ответ правильный и «–» если допустили ошибку.

- Если у вас всё правильно, нет ошибок, то поставьте «5».

- Если в работе есть 1-2 ошибки – поставьте «4».

- Если 3 и более ошибок, то вам надо еще поработать над этим дома.

- Помашите мне рукой у кого «5» и у кого «4». Молодцы.

- А теперь проверим индивидуальное задание у Лены. Все ли правильно? Можешь поставить себе 5.

Ответ: У малышки Груши в корзинке груши. Тётя Поля вернулась с поля. Денис Скворцов смотрел на скворцов. Тёма Васильков нарвал букет васильков.

Ответ:  Мальчик Илья Яшин, город Минск, собака Пират, река Дон, деревня Дакино, проспект Ленина, доктор Лев Егорович, конь Гордый, сорока Галя.

Включение в систему знаний

- Теперь давайте поработаем в группах. Сейчас мы с вами закрепим изученный материал, а также вспомним уроки окружающего мира.

1 группа записывает названия городов Республики Татарстан, 2 группа записывает название рек и озёр Республики Татарстан.

- С какой буквы мы будем писать названия городов, рек и озёр?

- …, прочитай, что вы записали. Молодцы! …, прочитай, что вы записали. Отлично!

- Ребята, природа нашего Татарстана богата, очень красива и разнообразна. Что с вами мы можем сделать для того, чтобы дальше сохранять красоту нашего края?

- С большой буквы.

Города: Нижнекамск, Наб. Челны, Казань, Заинск, Елабуга, Альметьевск, Новошешминск, Зеленодольск и т.д.

Реки и озёра: Волга, Кама, Свияга, Вятка, Зай и т.д.

- Убирать за собой мусор, не повреждать и не рвать без нужды растения, не ломать ветки, не трогать птиц, насекомых, не разводить костры.

Рефлексия деятельности

- Ребята, наш урок подходит к концу.

Чтобы оценить свою работу на уроке, давайте закончим предложения.

Сегодня я узнал…  

Было интересно…

Было трудно…

- Спасибо вам за урок! Было приятно с вами работать!

Учащиеся заканчивают предложения, оценивания свою деятельность на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Без труда не выловишь рыбку из пруда »

Слайд 2

Солнце , утро, город, девочка, мальчик, щенок.

Слайд 3

имя отчество фамилия другие Аня, Миша Попов, Петрович, Кузнецов Ивановна, Алексеевна Ученик, дом

Слайд 4

1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Закрепим знания.

Слайд 5

собака Дружок

Слайд 6

1. Познакомимся с именами существительными собственными и нарицательными. 2. Научимся различать собственные и нарицательные имена существительные. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Закрепим знания.

Слайд 7

Физминутка Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише-тише, Деревцо все выше-выше.

Слайд 8

Проверка самостоятельной работы У малышки Груши в корзинке груши. Тётя Поля вернулась с поля. Денис Скворцов смотрел на скворцов. Тёма Васильков нарвал букет васильков.

Слайд 9

Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно … Закончи предложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Собственные и нарицательные имена существительные" с презентацией. Правописание собственных имён существительных"

Предмет: русский языкКласс: 2УМК: Школа РоссииТема: Собственные и нарицательные имена существительные.    Правописание собственных имён существительных.Тип урока: получение новых ...

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных.

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных....

Конспект урока по русскому языку "Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительных" 2 класс Школа России

Предмет: Русский языкКласс: 2Тема урока: Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание собственных имен существительныхЦели урока:•  Формировать умения отличать собственные и на...