Урок русский язык. Имя прилагательное. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Урок был проведен в 3 класссе. Это первый урок  данного раздела.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx29.48 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

2 класс

Тема : « Имя прилагательное».

 Выполнила: Федянина Н.Л.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №2, г.Агрыз, РТ

                                                                                   г.Агрыз,  2022г.

2 класс

Тема : « Имя прилагательное».

Тип урока: Изучение нового материала по теме « Имена прилагательные»

Цели: дать представление о роли имени прилагательного в русском языке.

Задачи:

1.Обучающая - учить детей правильно использовать имена прилагательные в речи, находить прилагательные и по существенным признакам определять предмет.

2.Развивающая - развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся, развивать умения работать в паре, в группе, оценивать свою работу на уроке.

 3.Воспитывающая - создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками; воспитывать любовь к природе.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:                                                                                                                                                 - распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении 

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение, пользоваться учебником;

регулятивные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и  формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Используемые технологии и методы обучения: ТРКМ, ИКТ, подводящий диалог, наблюдение.

Методы контроля:  самостоятельная работа.

Методы самооценки: сверка с образцом, взаимопроверка

Оборудование: интерактивная доска, , карточки-задания, карточки –рисунки.

Планируемые результаты:

- ученик научится: находить прилагательные в тексте и применять их в речи.

- ученик получит возможность научиться: применять свои знания на практических упражнениях;

Материально-техническое обеспечение урока:

- Оборудование для учителя: интерактивная доска, компьютер, карточки

- Оборудование для обучающихся: учебник «Русский язык» 2 класс, часть 2, В.П. Канакина.

Научно-методическое обеспечение урока:

- Канакина В. П. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс.

- Канакина В.П. «Русский язык. 2 класс. Часть 2».

Характеристика педагогического инструментария:

Методы: словесный, наглядный, частично- поисковый, практический.

Формы организации деятельности на уроке: фронтальная, работа в паре,  в группе,  индивидуальная.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.
  3. Постановка учебной задачи.
  4. Усвоение новых знаний.
  5. Первичное закрепление новых знаний и способов действий.
  6. Закрепление знаний и способов действий.
  7. Домашнее задание.
  8. Рефлексия.
  9. Итог урока.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный момент     Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности           (2 мин)

- Всем доброе утро!                                              Прозвенел для нас звонок, начинается урок!                                                  Слушаем, запоминаем и друг другу помогаем!                                                      -Сегодня на уроке продолжим наблюдать за значением частей речи.

Приветствие учителя

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные УУД Положительное отношение к учению, к познавательной деятельности

Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

 Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, вступать в диалог.

2. Актуализация знаний учащихся.

Цель: повторение ранее изученного материала

(3 мин)

Минутка чистописания                              -Откройте тетради, положите правильно, сядьте красиво.                                                    - Запишите число. Классная работа.                  -Давайте вспомним элементы  заглавных и строчных букв.                                                - Молодцы. А теперь пропишите строчную и заглавную букву. Пп                                  Словарная работа                                     Прочитайте слова на доске. ..прель, вет.р, х.роший, д.рога                                                           - Что можете сказать об этих словах? Напишем  с комментарием .                           - Подчерните непроверяемую безударную гласную.

Подготовка рабочего места.

Линия с закруглением  внизу, с закруглением внизу и вверху.

Апрель, хороший, ветер, дорога

3. Целеполагание   Создание   проблемной
ситуации.                                
Цель: обсуждение затруднений, проговаривание темы и цели урока.(5 мин) Самоопределение                                    к деятельности Изучение нового материала.

1.-Какое слово лишнее и почему?                             2.Будем исследовать имя прилагательное.

Предметом нашего исследования будет имя прилагательное.                                          -Кто такой исследователь?                           -А где можно найти точный ответ на этот вопрос? ( в толковом словаре) Давайте обратимся к словарю С.И. Ожегова:                                                            « Исследователь – тот, кто занимается научными исследованиями. Исследовать – подвергать научному изучению».                                            

-Что мы знаем об имени прилагательном?                                        Соберем «Корзину идей».

- Нужны ли нам прилагательные? Проверим наши предположения.

-Работать будем в группах. (Правила работы в группе).Отгадаем загадки . У каждой группы  на зеленом листочке есть загадка . Живет зверь  в лесу.  У него … уши, ….хвост. Шерсть у зверя… (Лиса, заяц, медведь).Попробуйте ее отгадать. Почему не смогли ? Попробуем вставить слова. Отгадывают загадки. Какие слова помогли?, Какой частью речи  они являются? - Для чего нужны имена прилагательные?                                            Вывод: Чтобы речь была понятной.

Хороший . Имя прилагательное. Проверка. Оценивание своей деятельности. Формулируют цель урока. Ставят задачи урока.

Вставляют слова  из словаря-помощника: Длинные, короткий,  белая, или серая. Маленькие , короткий, бурая. Острые, пушистый, рыжая

                                                               

 

Делают вывод.

4. Усвоение
новых знаний
и способов действий.        
Цель: познакомиться с прилагательным как частью речи (5мин)

- С какой частью речи связаны имена прилагательные. Попробуем правильно  подобрать их. Соедините стрелками.

1вариант.                                                          Цветок                звонкие                                       Дождь            красивый                                        Ручьи               сильный

2вариант                                                                                            Трава      белое

Денёк     зеленая

Облако   теплый

Проверьте  у соседа.  Вывод : Прилагательные связаны с именем  существительным и обозначают его признак.

Слова с какими орфограммами встретились? Как проверяли?

Выполняют задание учителя, устно подбирая слова.                    Выполняют упр., проверяют у соседа по парте.

Оценивают свою работу.

Отвечают на вопросы учителя, дают характеристику имени прилагательному

Взаимопроверка

Предметные:                                                                                                                                                 - распознавать имя прилагательное среди других частей речи по обобщённому лексическому значению и вопросу. Определять грамматические признаки имени прилагательного: связь с именем существительным, число (единственное или множественное), роль в предложении 

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Физкультминутка                   (2 мин)

Запомнить прилагательные, нужно обязательно! (шагаем)

Море - глубокое (присесть)

Солнце – далекое (потянуться)

Поле – широкое (раскинуть руки)

Гора – высокая (потянуться)

Ветер – холодный (потереть руки)

А заяц - быстрый (попрыгали)

Выполняют движения

Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

5. Первичное закрепление новых знаний
и способов действий.
 Цель: совершенствование знаний                (8 мин)

- А сейчас ребята, мы с вами будем работать в парах.                                                -Какое время года наступило?                                   -Назовем приметы весны. Возьмите, пожалуйста, голубую карточку, которая лежит на вашем столе. Там написан текст Прочитайте. Понравился вам рассказ? Почему?                                                                 Пригрело _________ солнышко. Весело побежали ___________ ручейки. На проталинах появились ___________ цветочки. Птицы запели  __________ песни.

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

-Какие слова вставили ? Сделаем вывод: Имена прилагательные нужны , чтобы сделать речь ярче, богаче, выразительнее, красивее.

Запишем предложения в тетрадь. Подчеркните  прилагательные волнистой линией.

Разберем предложения по членам. (Сам.работа)

Работают в группе.

Читают по очереди.

Оценивают свою работу.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в системе знаний. Умение формулировать правило.

Коммуникативные УУД: уметь слушать мнение другого, отстаивать свое мнение.

Физкультминутка для глаз

«Солнышко» (на слайде)

- Смотрит солнышко в окошко , нас зовет играть немножко.  Будем бегать и играть, хотим солнышко поймать!

Выполняют  упр.со слайда

Личностные УУД: умение сотрудничать, принимать позиции других людей.

6. Закрепление знаний
и способов действий.

Цель:

 проверка знаний(8 мин)

- А сейчас ребята мы с вами продолжим исследовать имя прилагательное.

- Мы будем работать в парах. У каждой пары лежат карточки с изображением какого-либо предмета  и  карточки желтого цвета для записи признаков этого предмета. Вам нужно описать предмет, определяя его цвет, размер, вкус и форму. Признаки вашего предмета нужно будет записать в желтую карточку №2. (Предметы: арбуз, дыня, яблоко, лимон, клубника, слива).

- Проверим вашу работу.

- А что обозначают эти слова для всех этих предметов, которые вы описывали?                                                           - Посмотрите на экран. У нас с вами получилась опорная схема, для части речи, под названием имя прилагательное (слайд).

Слушают внимательно учителя, выполняют задание, работают в группах.

Признаки предметов.

Работа в группах

Ответы учащихся. Самопроверка.

Оценивают свою работу.

Метапредметные:

познавательные – оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

7. Домашнее задание.              (2 мин)

Составить 3 предложения  о весне , используя прилагательные.

8. Итог урока. Цель: обобщение

(3 мин)

- Скажите, что на уроке сегодня мы узнали?                                                                    -Каким был урок? Выберите имена прилагательные.                                  Интересный, скучный,  познавательный, ненужный.

Поднимают руки, отвечают на вопросы.

Регулятивные  овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять.

9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке.
Цель: самоанализ деятельности обучающихся. (2 мин)

- На доске висит «Дерево успеха».                У вас на столах лежат три листочка. Каким они цветов? (красный, желтый, зеленый). Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый — все сделал правильно, желтый — встретились трудности, красный — много ошибок. (Каждый ученик наряжает дерево соответствующими листочками).- Ребята, спасибо за активное участие в ходе урока,  надеюсь, у нас всегда будут только зеленые листочки.                                                                  - Урок закончен.

Наряжают дерево.

Коммуникативные УУД

 настроиться на совместную работу и  общение с одноклассниками и учителем.

Личностные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе. Прилагательные - синонимы и прилагательные - антонимы.

Материал урока позволяет углубить знания учащихся о синонимах и антонимах, закрепить умение правильно употреблять их в речи, обогащать словарный запас учеников....

Урок русского языка в 4 классе по учебнику Р.Н.Бунеева «Русский язык». Роль прилагательных-антонимов в речи.

Закрепить знания учащихся об имени прилагательном. Выявить и обосновать роль прилагательных-антонимов в речи. Развивать орфографическую зоркость, навыки работы с текстом, мышление, память, умение рабо...

Урок русского языка во 2 классе на тему: "Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы"

Предлагаю разработку урока русского языка во 2 классе по программе "Школа России". На уроке используются различные ...

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных"

Цель: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи Задачи            обучающие: ·        систе...

Урок русского языка в 3 классе УПОТРЕБЛЕНИЕ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ В РЕЧИ. СЛОЖНЫЕ ИМЕНА ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ. СОЧИНЕНИЕ ПО ОПОРНЫМ СОЧЕТАНИЯМ СЛОВ.

В разработке представлен вариант работы над развитием речи учащихся 3-го класса. Дети рассказывают о своих вспечатлениях от похода в лес за грибами, какие грибы им знакомы, какие нельзя собирать (связ...

Урок русского языка в 3 классе «Имя прилагательное. Употребление имен прилагательных в речи».

Новое знание:имена прилагательные изменяются по родам и числам.Проблема:почему имена прилагательные имеют разные окончания? От чего это зависит?Цели:·        С...