Технологическая карта по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Погодина Наталья Сергеевна

Технологическая карта по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_rus.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 век»

Тема

Синтаксический разбор предложения

Педагогическая цель

Создать условия для систематизации знаний о синтаксическом разборе простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом.

Тип урока

Повторение, обобщение и систематизация знаний и способов действий.

 

Задачи:

Различать главные и второстепенные члены предложения, графически обозначать их, расставлять знаки препинания, развивать умения проводить синтаксический разбор предложений.

Планируемые результаты (предметные)

 Уметь проводить синтаксический разбор (устный и письменный) простого предложения, предложения, осложнённого однородными членами, предложения с обобщающим словом. конструировать простое предложение по заданной схеме.

Личностные результаты

Уметь применять приобретённые навыки в практической деятельности; использовать усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществлять самоконтроль при выполнении письменных заданий; уметь оценивать собственные знания и результаты; формировать устойчивую мотивацию к обучению в группе.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Познавательные: ориентируются в учебнике, находят ответы на вопросы в учебном тексте.

Регулятивные: определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; различают способ и результат действия; анализируют собственную работу.

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге; слушают, точно реагируют на реплики, поддерживают деловое общение, участвуют в работе в группах, в парах.

Основное содержание темы, понятия и термины

Простое предложение.

Предложение, осложнённое однородными членами.

Предложение с обобщающим словом.

Синтаксический разбор.

 

Ход урока

Этапы урока

Формы, методы, приёмы

Деятельность учителя

Деятельность

осуществляемые

действия

учащихся

формируемые

умения

Формы

контроля

1. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная.

Словесный. Слово учителя

Психологический настрой:

Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать пожеланием. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день. А теперь присаживайтесь на свои рабочие места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. Повторяйте за мной.

Сегодня я пришёл в школу для того, чтобы хорошо учиться, получить новые знания. У меня всё получится. Если что – то не удастся сразу, я не буду расстраиваться, потому что уверен, если постараюсь, все трудности отступят.

- Проверим готовность к уроку.

- Сегодня наш урок будет немного необычным. Представьте себе, что вы удобно устроились в кресле и приготовились смотреть фильм по телевизору, но фильм почему –то не показывают.

Вместо этого на экране появляется завораживающая осенняя картина и вы слышите стихотворение:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса…

А.С.Пушкин

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

Приветствуют учителя.

Организуют своё рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

 

2. Чистописание

Индивидуальная.

Практический.

Письмо.

Запись на доске:

Лес окрасился в жёлтые красные оранжевые краски осени.

- Какую работу можно провести с данным предложением?

- Докажите, почему здесь необходимы знаки препинания?

Выполняют письмо по образцу.

Отвечают на вопросы учителя.

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор.

Вырабатывают каллиграфический почерк.

Правильное написание

3. Словарная работа

Фронтальная.

Парная.

Словесный.

Осень славится не только своей красотой, но и богатым урожаем. А какой урожай вы помогали собирать летом и осенью?

- Из каких растений можно сварить?

На доске словарные слова: 1 вариант «варит» борщ, 2 вариант – «варит» компот с сахаром.

М…лина, к..пуста, з…мл…ника, к…ртофель, см…родина, м…рковь, ч…снок, св…кла, ябл..ко.

-Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.

Выполняют работу в парах.

Отвечают на вопросы учителя.

Принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую

данному этапу урока.

Правильный выбор слов

4. Постановка учебной задачи

Фронтальная.

Словесный.

Беседа.

Вернёмся к нашему предложению.

-Какую работу можно провести с предложением?/ разобрать по членам предложения и по частям речи/

- Как называется такой разбор? /синтаксический разбор предложения/.

– Сформулируйте тему урока. /Синтаксический разбор предложения/.

- Сформулируйте учебные задачи.

Создание кластера.

- Что мы знаем о предложении?

- Что такое предложение? / предложение это одно или несколько слов, связанных по смыслу/;

- Предложения по цели высказывания бывают … /повествовательное – о чем-либо рассказывает (повествует), побудительные – побуждает к выполнению действия, вопросительные – задаётся вопрос/;

- Предложения по интонации бывают……… /восклицательные и невосклицательные/;

- Предложения по наличию грамматических основ бывают………. /простые, сложные и осложнённые/;

-Предложения по наличию второстепенных членов бывают ………. /распространённые – предложение с второстепенными членами и нераспространённые – предложения, содержащие только грамматическую основу/.

-Члены предложения бывают………/ главные и второстепенные /;

- Главные члены предложения - это……….. / подлежащее и сказуемое/;

- Второстепенные члены предложения – это ………./ определение, дополнение и обстоятельство/;

- Для чего нужны второстепенные члены предложения?

Слушают учителя, предлагают формулировки учебной задачи

Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя.

 

5. Повторение и закрепление знаний и способов действий.

1.Тренировочные упражнения.

Фронтальная.

Словесный, проблемный.

Чтение, беседа.

- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои ветви, будто хотят вернуть солнце.

Проблемное задание- соотнесите схему с предложением

1) Осень приходит хозяйкой в леса, парки и скверы.

2) Над лесными полянами кружатся золотые, багряные, рыжие листья.

3) Осенние лучи освещают землю и ласкают её.

4) Перелётные птицы: ласточки, скворцы, дрозды стаями улетают на юг.

5) Природа готовится к зимнему сну.

Слушают учителя, выполняют задания, отвечают на проблемный вопрос.

Осуществляют сравнение; полно и точно выражают свои мысли

Упражнение

Физминутка для профилактики нарушений осанки

Фронтальная.

Практический.

«Начинается разминка»

Начинается разминка. Встали, выровняли спинки. Вправо-влево наклонились. И еще раз повторили. Приседаем мы по счету: Раз, два, три, четыре, пять. Это нужная работа — Мышцы ног тренировать.

 

Принимают задачу, выполняют задание

Выполнение заданий

2. Работа по учебнику

Индивидуальная.

Практический.

Найдите данную тему в учебнике.

-На какой странице мы будем работать?

- Выполните упражнение №3 в парах: 1 вариант – списать первый абзац, 2 вариант – первые 2 предложения из второго абзаца. Составьте схемы к предложениям.

 

Используют знаково – символические средства для решения учебной задачи.

Упражнение

3. Творческое задание на карточках.

Индивидуальная.

Практический.

Творческое задание по типам сложности:

Провести синтаксический разбор двух предложений из составленного текста.

Вариант 1.

1 тип сложности: «Пишу сам (сама)».

«Лес осенью».

Вариант 2.

2 тип сложности: «Прошу маленькой помощи».

Царствовала, удивительный ковёр, в золотом наряде, красные бусы, разноцветные осинки, пёстрые листья.

Вариант 3.

3 тип сложности: Прошу большой помощи».

Наступила________ осень. В моховых болотах по кочкам рассыпалась ____________ клюква. На опушке леса собрались____________ осинки.

Выполняют задания по выбору на кленовых листочках

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития.

Упражнение

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

Фронтальная.

Практический, групповая.

Шифровка.

Разгадав ключ от этого шифра, мы подведём итог урока.

2 -4; 2 -5; 1-1; 2-7; 2-3; 1-8; 2-3; 1-9;

2-6; 1-3;2-5;

2-7; 1-2; 1-1; 2-7; 2-1; 1-8; 2-7; 2-9.

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

А

П

И

В

Ц

У

Н

Т

Ю

2

Е

Л

О

К

Р

М

С

З

Я

Ответ: «Красотою мир спасётся» (Ф.М.Достоевский).

- А вам понравился урок?

- Оцените свою работу на уроке.

- Что получилось хорошо?

- Что вызвало затруднения?

-Поднимите свои листочки. Я выставляю оценки. Посмотрите, какой замечательный листопад в нашем классе. Жаль расставаться с осенью, но увы…

Я хочу поблагодарить вас за работу и закончить урок такими словами:

«Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.»

Разгадывают ключ к шифровке, читают высказывание.

Принимают участие в работе группами.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке.

Работа с таблицей, выполнение упражнения.

Беседа по вопросам.

Саморегуляция.

7. Домашнее задание Упражнение №2 стр.79 (учебник)

Фронтальная.

Словесный.

Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...