Технологическая карта по русскому языку
учебно-методический материал по русскому языку (1 класс)

Погодина Наталья Сергеевна

Технологическая карта по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta-_russkiy_yazyk.docx71.44 КБ

Предварительный просмотр:

Класс, предмет: 1 класс, Русский язык

Тема: «Текст и предложение»

Тип урока: открытие нового знания

Цель: формирование представление о тексте и предложении как единицах речи.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания о правописании мягкого и твёрдого разделительных знаков;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о тексте и предложении как единицах речи;

- формировать умения правильно оформлять предложения на письме;

Развивающие:

- развивать познавательные процессы – память, внимание, мышление, воображение, речь;

- профилактика и коррекция дисграфии;

Воспитательные:

- содействовать воспитанию аккуратности, усидчивости;

- воспитывать познавательный интерес к урокам русского языка;

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке;

Регулятивные:

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Р2: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Познавательные:

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Коммуникативные:

К1: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Обучающиеся научатся:

- различать текст и предложение, подбирать заголовок к тексту;

- уметь писать слова с изученными буквами и записывать предложения, соблюдая правила оформления предложения.

Межпредметные связи: литературное чтение

Оснащение урока:

для учителя: технологическая карта, учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс, презентация, раздаточный материал

для обучающихся: учебник «Русский язык» В. П. Канакина, В. Г. Горецкий 1 класс, пенал, тетрадь, раздаточный материал

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы обучения, КРР

1. МОТИВАЦИЯ К

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный

этап)

Упражнение на развитие внимания

Дыхательная гимнастика

Приветствует обучающихся, организует их к учебной деятельности.

- Здравствуйте ребята, меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня урок русского языка проведу у вас я.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Начинает урок с ввода в занятие сказочной страны.

- К нам на урок сегодня пришёл гость. Посмотрите, кто это?

- Из какого мультфильма наша сказочная гостья?

- Она хочет сегодня вместе с вами узнать, что - то новое, поэтому просит помочь ей.

- Мы поможем Нюше?

- Наша гостья Нюша приготовила для вас несколько вопросов.

- Какое сейчас время года?

- Какое время года было перед весной?

- Ребята, Нюша приготовила для вас игру. Сейчас Нюша будет показывать вам разные картинки. Ваша задача хлопать, если вы увидите картинку, связанную с весной и топать если увидели картинку, связанную с зимой.

(На экране картинки: снежинка, солнце, снеговик, подснежники, наряженная ёлка, ручьи, санки, цветущее дерево)

- Молодцы, вы были очень внимательными!

- Чтобы на уроке мы работали активно, Нюша предлагает вместе выполнить дыхательную гимнастику.

Упражнение «Трубач»

Сидя, кисти сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленно выдыхая, громко произносить «п – ф – ф».

Повторить 4 – 5 раз.

Приветствуют учителя.

Внимательно слушают учителя.

Смотрят на экран.

- Нюша

- Из мультфильма «Смешарики»

Слушают учителя

- Да, поможем.

- Весна

- Зима

Слушают объяснение учителя.

Выполняют соответствующие действия.

Слушают учителя.

Слушают объяснения учителя.

Выполняют дыхательную гимнастику.

Л1: становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, к урокам обучения грамоте

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Формирование готовности восприятия учебного материала

Художественное слово

Наглядный метод

Игровой метод

Упражнение (на развитие внимания)

Педагогическая оценка

Упражнение (дыхательная гимнастика)

2.АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОПОРНЫХ

ЗНАНИЙ

Артикуляционная гимнастика

Зашумлённые буквы

Упражнение на профилактику и коррекцию дисграфии

Пальчиковая гимнастика

Словарно – орфографическая работа

Организует проведение артикуляционной гимнастики.

- Перед началом нашей работы, предлагаю сделать нам вместе с Нюшей артикуляционную гимнастику:

1. «Улыбка – трубочка»

Сложите губы в «трубочку», вытянув их вперед. Широко улыбнитесь и держите такое положение несколько секунд, а затем снова округлите губы в «трубочку». Выполняйте упражнение 5 раз.

2. «Хомячок». Как можно сильнее втяните щеки на 15 секунд, затем сразу надуйте их на 15 секунд. Выполняйте упражнение 5 раз.

3. «Непослушный язычок»

Улыбнуться, слегка покусывая кончик широкого языка.

Организует актуализацию знаний.

- Ребята, Нюша предлагает вам назвать букву на этой зашумлённой картинке. Какую букву вы увидели?

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/22/s_6081ada72c404/1679283_1.png

- Верно! Посмотрите на следующую картинку и определите, что это за буква?

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/22/s_6081ada72c404/1679283_1.png

- Совершенно верно! Нюша загадала нам загадки про буквы ъ и ь. Чем они интересны?

- Сейчас Нюша предлагает вам выполнить задание на карточке. Послушайте внимательно, что вам нужно сделать: добавьте недостающую часть, чтобы получилась буква ъ и ь. (Приложение 1)

- Сегодня на минутке чистописания мы будем с вами прописывать буквы Ь и Ъ.

Но для начала, разомнём наши пальчики и выполним пальчиковую гимнастику.

Мы ладошками потрясём,

Каждый пальчик разомнём

1, 2, 3, 4, 5

С вами будем мы писать.

Чтоб красиво написать

Надо пальчики размять

1, 2, 3, 4, 5

За письмо получим пять!

- Отлично! А теперь откройте свои тетради. Пропишем вместе буквы ъ и ь в соединении до конца строки. Не забывайте о правильно осанке и о том, как нужно держать ручку при письме.

- Молодцы! Вы отлично справились с минуткой чистописания. Нюша очень довольна вами.

Организует словарно – орфографическую работу.

- Ребята, в начале урока мы с вами определили, какое сейчас и поиграли с вами в игру. Теперь Нюша предлагает вам отгадать загадки, связанные с весной.

- Отгадайте первую загадку.

Скачет птичка по дорожке,

Собирает шустро крошки.

А потом на ветку прыг

И чирикает: «Чик – чирик!»

- Отлично! Отгадайте вторую загадку.

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка – крохотулька,

Зимний леденец …

- Молодцы! Отгадайте последнюю загадку.

Он холодный и блестит,

Стукнешь – сразу захрустит.

Из воды свой род берёт

Ну, конечно, это …

- Запишем эти слова в тетрадь следующими парами.

Воробей – воробьи, сосулька – сосульки, лёд – льды.

Подчеркните карандашом мягкий знак в парах слов.

- Вы большие молодцы! Нюше очень нравится как вы работаете.

Слушают объяснение учителя.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Выполняют артикуляционную гимнастику.

Смотрят на картинку.

- Мягкий знак (ь)

Смотрят на картинку.

- Твёрдый знак (ъ)

- Они не обозначают звуков; отделяют согласный от гласного; они различны по написанию.

Слушают объяснение учителя.

Работают с карточкой.

Слушают учителя.

Выполняют пальчиковую гимнастику.

Прописывают буквы ь и ъ в соединении вместе с учителем.

Слушают учителя.

Слушают объяснение учителя.

Отгадывают загадку.

- Воробей

Отгадывают загадку.

- Сосулька

Отгадывают загадку.

- Лёд

Записывают пары слов в тетрадь вместе с учителем, подчёркивают ь в словах.

Слушают учителя.

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Упражнение (артикуляционная гимнастика)

Педагогическая оценка

Упражнение (зашумлённые буквы)

Словесный метод (беседа, повторение)

Упражнение (на профилактику и коррекцию дисграфии)

Метод контроля

Упражнение (пальчиковая гимнастика)

Художественное слово

Практический метод

Метод контроля

Педагогическая оценка

Художественное слово

Иллюстрация

Художественное слово

Иллюстрация

Практический метод

Метод контроля

Педагогическая оценка

3. Организация познавательной деятельности

3.1. Целеполагание

Подводит к теме урока.

- Ребята, посмотрите внимательно на слайд. Нюша предлагает нам выполнить следующее задание. На слайде даны слова, нам нужно составит из этих слов предложение.

(На слайде слова: воробьи, на, дереве, сидят)

- Какое предложение составим?

- Отлично! Запишите это предложение в тетрадь, подчеркните карандашом Ь в слове «воробьи»: На дереве сидят воробьи.

- Ребята, а что такое предложение?

- Предложение – это слова, которые связаны по смыслу и сообщают нам о ком – то или о чём – то. У предложения есть границы – точка, вопросительный или восклицательный знак в конце. Каждое новое предложение пишется с большой буквы.

- Нюше очень интересно узнать любите ли вы читать книжки?

- Что напечатано на каждой странице книжки?

- Из чего состоит текст?

- Ребята, как думаете, какая тема нашего урока?

- Что вы хотите узнать на уроке?

- Верно! Сегодня на уроке мы узнаем, что такое текст, и что такое предложение.

Слушают объяснение учителя.

Смотрят на слайд.

- На дереве сидят воробьи.

Вместе с учителем записывают предложение в тетрадь.

Высказывают свои предположения.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

- Да

- Текст

- Из предложений

- Тема урока: «Предложение и текст»

Высказывают свои предположения.

Слушают учителя.

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Наглядный метод

Словесный метод (беседа)

Практический метод

Словесный метод (беседа)

Пояснение

Словесный метод (подводящий диалог)

3.2. Открытие нового знания

Физминутка для глаз

Организует работу с учебником.

- Ребята, Нюша предлагает вам открыть учебники на с. 10, найдите правило. Послушайте это правило: Текст состоит из предложений. Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.

- Теперь я предлагаю вам прочитать это правило вслух. Кто громко и выразительно прочитает нам правило?

- Прочитайте правило про себя.

- Что вы узнали из этого правила?

Организует проведение физминутки для глаз (видео).

- Ребята, ваши глазки устали и я предлагаю вам выполнить вместе с другом Нюши – Каркарычем физминутку для глаз.

- Ваши глазки отдохнули и теперь мы можем продолжить нашу работу. Найдите упр. 1 на с. 10. Послушайте текст: Утром выглянуло солнышко. Засверкали сосульки на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.

- Предлагаю вам ответить на вопросы после текста. Связаны ли по смыслу все предложения в тексте?

- Можно ли сказать, что во всех предложениях говорится о признаках наступающей весны?

- Какие признаки наступающей весны мы можем выделить в тексте?

- Какой заголовок можно придумать к этому тексту? Как мы озаглавим этот текст?

Открывают учебники на с. 10, находят правило.

Слушают учителя.

Один ученик читает правило вслух.

Читают правило про себя.

- Мы узнали, что: текст состоит из предложений. Предложения связаны между собой по смыслу и текст можно озаглавить.

Выполняют физминутку для глаз.

Находят упр.1 с. 10, слушают учителя.

- Да, связаны. Выглянуло солнышко утром. Сосульки засверкали на крышах. Растаяли льдинки на окне. Весело зачирикали воробьи.

- Да

- Выглянуло солнышко, засверкали сосульки, растаяли льдинки, зачирикали воробьи.

Высказывают свои предложения.

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

Л2: ориентация на развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Работа с учебником

Словесный метод (беседа)

Коррекция зрительных функций

Работа с учебником

Словесный метод (диалог)

Словесный метод (беседа)

3.3. Первичное закрепление

Физминутка

Организует запись заголовка и текста детьми в тетради.

- Озаглавим наш текст: «Весна пришла!». Запишите заголовок текста себе в тетрадь.

- Теперь спишите текст себе в тетрадь. Не забывайте о правильной осанке и о том, как нужно держать ручку при письме.

- Ребята, Нюше хочет задать вам несколько вопросов. Что вы сейчас записали?

- А что такое текст?

Организует проведение физминутки (видео).

- А теперь Нюша предлагает вам немного отдохнуть и выполнить физминутку вместе с её другом Крошем

Записывают заголовок в тетрадь вместе с учителем.

Списывают текст в тетрадь.

Отвечают на вопросы.

- Текст

- Текст – где все предложения связаны одним смыслом.

Выполняют физминутку.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме

Практический метод

Метод контроля

Педагогическая оценка

Словесный метод (повторение)

Физминутка

3.4. Самостоятельная работа

Работа над деформированным текстом

Организует самостоятельную работу детей.

- Теперь Нюша предлагает вам поработать в паре и выполнить задание на карточке. Послушайте внимательно задание: Вам нужно разделить текст на предложения. В конце каждого предложения поставить нужный знак. Начало предложения записать с большой буквы. Если вам понятно, как нужно выполнять задание, можете приступить к работе. (Приложение 2)

- Я вижу, что вы уже справились с заданием. Нюша предлагает сверить вашу работу с эталоном на экране.

- Похлопайте те пары, которые не допустили ни одной ошибки; потопайте те пары, которые допустили ошибку.

- Нюша и я очень рады, что вы отлично справились с заданием и не допустили ни одной ошибки! Молодцы!

Слушают объяснения учителя.

Выполняют задание в парах.

Сверяют свои работы с эталоном на экране.

У крыльца звонко журчат ручейки. Весь день ярко светит солнышко. Наступила весна.

Выполняют движения соответствующие указанию учителя.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

П1: целенаправленно слушать учителя, решая познавательную задачу;

Объяснение

Самостоятельная работа

Работа в парах

Проверка по эталону

Самооценка

Педагогическая оценка

3.5. Повторение и включение в систему знаний

Подводит итог урока.

- Ребята, давайте напомним Нюше какая была тема урока?

- Чем мы занималась на уроке?

- Что такое предложение?

- Что такое текст?

- Какое задание было для вас самым лёгким на уроке?

- Какое задание было самым трудным на уроке?

- Молодцы! Нюша очень рада, что побывала сегодня у нас в гостях.

Отвечают на вопросы.

- «Текст и предложение»

- Выполняли минутку чистописания с Ь и Ъ, выполняли дыхательную и артикуляционную гимнастику, читали правило, озаглавливали текст, списывали тест, работали в паре.

- Это слова, которые связаны по смыслу и сообщают нам о ком – то или о чём – то. У предложения есть границы – точка, вопросительный или восклицательный знак в конце. Каждое новое предложение пишется с большой буквы.

- Текст - где все предложения связаны одним смыслом.

Высказывают свои предположения.

Высказывают свои предположения.

Слушают учителя.

К1: выражать свои мысли и чувства в устной форме, ориентируясь на задачи и ситуацию общения, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи;

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Словесный метод (обобщающая беседа)

Педагогическая оценка

4. Рефлексия учебной деятельности

Проводит рефлексию учебной деятельности учеников.

- Ребята, наш урок подходит к концу, и я предлагаю вам о оценить свою работу на уроке при помощи закладок - «Совушек». (Приложение 3)

- Поднимите фиолетовую Совушку, если у вас не возникло трудностей на уроке, со всеми заданиями вы справились; поднимите красную Совушку, если испытывали трудности, не со всеми заданиями справились.

- Ребята, мне очень приятно было работать с вами.

Показывает свою оценку – синюю Совушку детям.

- Вы очень хорошо работали на уроке, были внимательными и старательными. Вы большие молодцы, спасибо за работу! До свидания!

Слушают объяснения учителя.

Оценивают свою деятельность на уроке при помощи закладок - Совушек.

Слушают учителя.

Прощаются с учителем.

Р2: оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей;

Пояснение

Самооценка

Педагогическая оценка




Приложение 1


Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ъ.https://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/22/s_6081ada72c404/1679283_3.jpeghttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/04/22/s_6081ada72c404/1679283_3.jpeg

Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква Ь.




Раздели текст на предложения. Поставь в конце каждого предложения нужный знак. Начало предложения напиши с большой буквы.

У крыльца звонко журчат ручейки весь день ярко светит солнышко наступила весна.







Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 2 класс. Тема урока: "Богатства русского языка"

МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:Цель урока: обобщение знаний у обучающихся о типах текста: повествование, рассуждение, описание. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Предметные:1. обобщить...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...