Технологическая карта урока по русскому языку в 3 классе на тему "Словосочетание".
методическая разработка по русскому языку (3 класс)

Это урок изучения нового материала, целью которого является формирование понятия "словосочетание", развитие умения устанавливать связь слов в предложении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта  урока русского языка  в 3 классе на тему: «Словосочетание»

Педагог: Афанасьева Наталья Георгиевна

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: формирование понятия “словосочетание”, развитие умения устанавливать связь слов в предложении путём постановки вопроса от главного слова к зависимому.

Задачи:

Личностные

  • формировать мотивацию (ради чего осуществляется деятельность?).

Регулятивные

  • понимать и принимать учебную задач, решать её под руководством учителя;
  • оценивать достаточность и достоверность информации;
  • формировать умение в целеполагании, планировании, прогнозировании, контроле, оценке.

Познавательные

  • различать словосочетание и предложение;
  • выделять словосочетание в предложении;
  • устанавливать связь между словами в словосочетании и предложении.

Логические

  • анализ и синтез объекта с целью подведения под понятия.

Коммуникативные

  • развитие монологической, диалогической форм речи;
  • умение учитывать позиции одноклассников;
  • проявлять интерес к русскому языку;
  • осознавать себя частью учебного коллектива.

Оборудование и технические средства обучения для учителя:

  • Учебник; рабочая тетрадь; рабочая программа;
  • Проектор; экран
  • Фразеологический словарь ;

Рабочие материалы для обучающихся:

  • Учебник; рабочая тетрадь;
  • Карточки с заданиями для работы в парах, проверки по эталону, творческой работы для составления рассказа об осени.
  • УМК «Школа России»

Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. Учебник. 3 класс.  В 2 ч.  Ч. 2. М.:

Просвещение, 2021 г.

№п/п

Этапы  урока

Содержание этапа,

деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые универсальные учебные действия

1.

Мотивация познавательной деятельности

Цель:

создать благоприятную психологическую атмосферу.

Ребята, посмотрите на доску. Здесь представлены работы нескольких русских художников (И. Левитан, В. Поленов, А. Куинджи и др.) Что объединяет все эти картины? (Тема осени). Сегодня на урок мы приглашаем ОСЕНЬ.

Как вариант : демонстрация на экране репродукций картин.

Приветствие.

Смотрят репродукции картин.

Отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД

(самоконтроль)

Коммуникативные УУД - излагают и аргументируют свое мнение.

2.

Актуализация необходимых знаний. Формулирование темы и цели урока.

Цель:

- сформировать тему и учебную задачу на основе создания проблемного вопроса.

Прочитайте записи на экране.

Наступила осень

Золотая осень

Плыли по небу

Улетели птицы

Перелётные птицы

Улетели на юг

Облака плыли

Серые облака

На какие две группы можно разбить эти фразы? По какому принципу мы это сделаем? Как можно назвать первый столбик (простые нераспространенные предложения) А что получилось во втором столбике? (словосочетания)

Как вы думаете, чему будем учиться сегодня на уроке?  (На уроке будем говорить о словосочетаниях)

- Какие задачи стоят перед нами?

1.Определить, что такое словосочетание; чем оно отличается от предложения.

2. Научиться выделять словосочетания в предложении.

Отвечают на вопросы.

Распределяют фразы на два столбика

Формулируют тему урока.

Определяют задачи урока

Познавательные УУД

Поиск и выделение необходимой информации

Регулятивные УУД

Осознание и выделение  того, что уже усвоено.

Метапредметные УУД

Овладение способом логического мышления

3.

Организация познавательной деятельности

Работа со словосочетаниями

Цель:

- Поиск решения учебной задачи.

Возьмем словосочетание

золотая осень

Сколько слов в словосочетании? (2)

Связаны ли они между собой? (да)

Связь слов можно установить при помощи вопроса.

Найдите главное слово, от которого мы можем поставить вопрос к другому слову (осень)

Поставьте крестик над этим словом.

Поставьте вопрос и проведите стрелку к зависимому слову.  осень (какая?) золотая

Чтение правила с. 35

А сейчас потренируемся  в нахождении главного слова в словосочетаниях и постановке вопросов.

  1. Находим главное слово, ставим  х
  2. Ставим    вопрос, чертим стрелку.

птицы (какие?) перелётные

улетели (куда?) на юг

облака (какие?) серые

плыли ( где?) по небу

Упр. 57 (с объяснением)  

Алгоритм:

  1. Найти главные члены предложения.
  2. Поставить вопрос от подлежащего к зависимому слову.
  3. Поставить вопрос от сказуемого к зависимому  слову.

Отвечают на вопросы, делают записи в тетради.

Читают правило

Находят главное слово, ставят вопрос от главного слова к зависимому слову.

Познавательные УУД

– ориентируются в учебнике; осуществляют поиск средств достижения задач учебной деятельности.

Регулятивные УУД

– контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки, принимают
и сохраняют задачи учебной деятельности.

Коммуникативные УУД-слушают, излагают и аргументируют свое мнение

Работа над фразеологизмами

В русском языке есть устойчивые словосочетания- фразеологизмы. С ними вы можете познакомиться в словарях. Объясните значение, поставьте вопрос.

Витать в облаках        

Ловить ворон

Зарубить на носу        

Не разлить водой

Объясняют значение фразеологизмов, ставят вопросы.

Парная работа на отработку умения  ставить вопрос от главного слова к зависимому. Выделение словосочетаний из предложения

У вас на столах карточки. Поставьте вопрос от главного слова  к зависимому слову. Проверьте правильность на обратной стороне листа. Покажите смайликом.

 За отведенное время вам надо образовать пары и проверить своего соседа.

Ставят вопросы, проверяют себя по ответу, проверяют своих партнёров. Записывают предложение, находят главные члены, ставят вопросы к зависимому слову, выписывают словосочетания.

Самостоятельная работа  

с проверкой

по эталону

Творческая

групповая

работа

Вставить пропущенные буквы, подчеркнуть грамматическую основу, выписать словосочетания.

Ранняя ос_нь  под_рила д_рев_ям  яркие  н_ряды.

Осень (какая?) ранняя

подарила ( кому?) деревьям

подарила (что?) наряды

наряды (какие?) яркие

 

Класс разбивается на группы. Каждой группе дается задание - дополнить предложения второстепенными членами и составить рассказ об осени.

1.Наступила осень ( золотая).

Деревья надели (наряд, красивый).

Листья падают (разноцветные, землю, на).

Как красиво!

2.Наступила осень ( золотая).

Завяли цветы ( последние).

Идёт дождь ( часто, мелкий).

Ветер гонит ( тучи, по, небу, серые).

Как грустно!

3.Наступила осень ( вот ,и ).

Листья покраснели и пожелтели ( деревьях, кустах, на ).

Стаи полетели  ( птиц, юг, на ).

Дует ветер ( резкий ).

Холодно !

4.Стоит тишина ( в, лесу).

Птицы улетели ( в, края, тёплые).

Листья шуршат ( только, ногами, под ).

Тихо вокруг!

5.Осень раскрасила ( в, разные, деревья , цвета).

Лес стоит ( жёлтый, красный, бордовый).

Мы гуляем ( осенний , лес, в ).

Как красиво!

6.Стаи  сидят ( птиц, деревья, на).

Они улетят ( скоро, края, в, тёплые ).

Мы желаем ( путь, добрый, перелётные, птицы).

До свидания, друзья!

Записывают предложение, находят главные члены, ставят вопросы к зависимому слову, выписывают словосочетания. Проверяют по эталону, оценивают себя.

Выполняют творческую работу

Читают свои рассказы.

Слушают выступления других групп, исправляют недочеты.

Записывают свой текст самостоятельно

Познавательные УУД

– используют знаково-символические средства представления информации, речевые средства для решения познавательных задач, различные способы поиска информации; владеют навыками смыслового чтения, логическими операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Регулятивные УУД

– принимают
и сохраняют учебные задачи.

Коммуникативные УУД– слушают собеседника,
излагают и аргументируют свою точку зрения
на обсуждаемую проблему.

Личностные– проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний

4.

Подведение итогов, рефлексия, домашнее задание

– Над какой темой работали на уроке?

– Как устанавливается связь слов в предложении и в словосочетании? Как найти основу предложения? Как найти в предложении словосочетания?

– Какие задания вызвали у вас затруднения?
Почему?

– Как оцениваете свою деятельность на уроке?

(показывают при помощи смайликов)

Домашнее задание: составить рассказы об осени, используя карточки для творческой работы из других групп.

Отвечают
на вопросы

Оценивают свою деятельность на уроке

при помощи смайликов

П – ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного.

Р – оценивают собственную
деятельность на уроке.

Л – проявляют интерес к предмету, стремятся
к приобретению новых знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Классификация слов по способу образования"технологическая карта урока по русскому языку . 2 класс

УМК "Школа 21 век" Тема: "Классификация слов по способу образования"...

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по ФГОС

Технологическая карта урока позволяет учителю четко отслеживать как и на каком этапе урока развиваются различные  универсальные учебные действия. Подробно разьяснена деятельность учителя и деятел...

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Начальная школа XXI век" ФГОС

Класс:  2 «Б» классПредмет:  Русский языкИспользуемое оборудование: мультимедийный проектор, экран, ПК Тема урока: Правописание суффиксов имён существительных: -ик-,...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс ПНШ

Конспект урока составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Четко прописаны результатаы, к которым должен стремиться педагог....

Технологическая карта урока по русскому языку 4г класс ФГОС Тема урока: Как отличить простое предложение от сложного.

Конспект урока русского языка для четвертого класса по теме: Как отличить простое предложение  от  сложного....

технологическая карта урока по русскому языку 3 класс по теме: "Сложные слова"

технологическая карта по русскому языку по теме: "Сложные слова" 3 класс...