Конспект урока по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными", система Л.В. Занкова, 3 класс
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Тарасевич Ольга Сергеевна

Цели: Совершенствование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах.

Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема

Правописание слов с непроизносимыми согласными

Цель темы

Совершенствование умения писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова, развивать умение видеть данную орфограмму в словах. Закреплять способы проверки написания слов способом подбора однокоренных слов.

Планируемый результат

Предметные умения

УУД

У обучающихся сформируются умения:

- правильно писать слова с непроизносимыми  согласными;

- подбирать проверочные слова.

Личностные: формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Регулятивные:

Умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока, развитие умения целеполагания.

Познавательные:

 Произвольно строить речевое высказывание в устной форме

Коммуникативные:

Умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем.

Тип урока

Закрепление

Ресурсы

Система Л.В. Занкова Учебник Русский язык 3 класс, автор А.В.Полякова, пособие к учебнику, презентация, карточки с заданиями.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация

Громко прозвенел звонок 
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

Актуализация знаний

УЗ№ 1 « Повторение сочетаний с непроизносимыми согласными»                   

УЗУ: Повторить знания детей о непроизносимых согласных.

УЗу: Будет сформулирована учениками в ИВ.

ПЗ: Для этого, посмотрите на слайд и ответьте мне на вопросы.

СУЗ:

стн                  ств                    здн                   рдц

- Что за сочетания букв вы видите на доске?

- Подумайте, в каких словах встречаются такие сочетания?

- Как не ошибиться в написании слов с непроизносимым согласным звуком?

КВ: По правильности ответов детей.

ИВ: Как вы думаете, почему именно эти буквы я вам вывела на слайд?

- Эти буквы обозначают непроизносимые согласные звуки.

- радостный, звездный, сердце, здравствуйте…

- Надо подобрать проверочное слово.

- Потому что это сочетания букв с непроизносимыми согласными.

Постановка целей и задач урока

УЗУ: Сообщить цели и задачи урока учащимся, настроить их на работу.

УЗу:Ребята, назовите тему урока.

СУЗ:

- Ребята, это для вас новая тема?

- Сформулируйте задачи…….

- Сегодня мы будем продолжать учиться писать и проверять слова с непроизносимыми согласными в корне.

- Слова с непроизносимыми согласными.

- Нет.

- Продолжить учиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- Проверять слова с непроизносимыми согласными.

Закрепление

УЗ№1: «Работа над правилом по опорной схеме».

УЗУ: Проговорить с детьми правило правописания слов с непроизносимыми согласными по опорной схеме.

УЗу: Ребята, давайте с вами, скажем, правило правописания слов с непроизносимыми согласными.

ПЗ:  Для этого, посмотрите на опорную схему. Внимание на экран!

СУЗ:

1. [д], [т], [в], [л]

2. Запомните: чувство, лестница, праздник

3. -сн-, -зн-

4.-стн-, -здн-, -лнц-

ОРД: Подумайте, и скажите  правило правописания слов с непроизносимой согласной по опорой схеме.

- 3. Если в словах встречаются сочетания -сн-, -зн-, то мы вспоминаем стихотворение: (слайд)

Вкусный, гласный, интересный,
Безопасный и небесный,
И чудесный, и прекрасный,
И ужасный, и напрасный – 
Этих слов не забывайте,
Букву “Т” в них не вставляйте.

КВ: Дети формулируют правило правописания слов с непроизносимыми согласными. Учитель корректирует ответы детей.

ИВ: Как вы думаете, для чего нам это правило нужно на сегодняшнем уроке?

УЗ№2: «Подбери синонимы к словам».

УЗУ:  Вставить непроизносимые согласные и подобрать синонимы к словам.

УЗу: Ребята, вы сейчас попробуете вставить в слова непроизносимые согласные и подобрать к ним синонимы.

ПЗ: Для этого, посмотрите на карточки, которые я вам приготовила. Прочитайте внимательно задание.

СУЗ:

– К словам левого столбца подберите синонимы из правого столбца. Напишите их парами. Вставьте, где необходимо, непроизносимые согласные.

- Для этого, давайте вспомним, что такое синонимы?

Унылый

ярос… ный

огромный

радос… ный

знаменитый

наез… ник

здешний

гиган…ский

всадник

грус…ный

веселый

извес…ный

гневный

мес…ный

ОРД: Возьмите карточки в руки, внимательно прочитайте задание и скажите, что нам нужно помнить, чтобы правильно выполнить это задание?

КВ: Проверим.

-  Внимание на экран!

-  В словах правого столбца найдите лишнее.

- Что обозначает это слово?

- Почему вы решили, что это слово лишнее?

УЗ№3: «Упражнение в правописании слов с непроизносимыми согласными»

УЗУ: Способствовать закреплению правописания слов с непроизносимыми согласными.

УЗу: Давайте потренируемся в правописании слов с непроизносимыми согласными.

ПЗ: Для этого, посмотрите в карточки, которые я вам раздала и выполним задания по уровням.

СУЗ:                             1 вариант

№1.

Подбери однокоренные слова и напиши их вместе с подходящими по смыслу словом.

Образец: Счастье – счастливый человек.

Радость - …, честь - …, известие - …, доблесть - …, прелесть - ….

_____________________________________________________________________________

№ 2.

 Подчеркните непроизносимые согласные. Выделите корень.

Свист, свисток, свистнул. Звезда, звездочка, звездный. Солнышко, солнечный, солнце. Опоздал, поздний, поздно. Трость, тростник, тростинка. Весть, вестник, известный.

___________________________________________________________________________

№ 3.

 Вставьте согласные, где это нужно. Выдели корни в словах с пропущенной орфограммой.

Чес.ный человек, грус.ная песенка, радос.ныйвес.ник, вкус.ный пирог.

_____________________________________________________________________________

2 вариант

№ 1.

Напишите 8 слов с непроизносимым согласным в корне. Подчеркните в каждом слове букву, которая обозначает непроизносимый согласный звук.

_____________________________________________________________________________

№ 2.

Вставьте вместо точек нужные слова. Выдели изучаемую орфограмму.

Ступеньки крутой … вели на второй этаж.

Новый год – любимый … детворы.

Меня переполняло … радости, восторга.

_____________________________________________________________________________

№ 3.

 Вставьте согласные, где это нужно. Выдели корни в словах с пропущенной орфограммой.

Высокий трос.ник, ужас.ный ураган, свис.нул собаке, безжалос.ный человек.

_____________________________________________________________________________

ОРД: Посмотрите на карточку. Здесь задания распложены по трем уровням, уровни находятся не по порядку. Выполните задание то, которые вы считаете, что выполните правильно и без ошибок.  Ребята, вы выполняете задание прямо в карточках. После выполнения задания, вы сдаете мне работы на проверку.

КВ: Проверка учителем.

ИВ: Итак, поднимите руку те, кто выполнил 1 задание?

Поднимите руку, кто выполнил 2 задание?

Поднимите руку, кто выполнил 3 задание?

1 задание - было простым, 2 задание – было по сложнее и 3 задание – самое сложное.

- 1. В некоторых словах согласные звуки [д], [т], [в], [л] не произносятся, но пишутся. Например: звездный, местный, здравствуй, солнце.

Для проверки непроизносимых согласных нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся четко. Например: радостный – радость, честный – честь, счастливый – счастье.

- 2. Некоторые слова проверить нельзя. Например: чувство, лестница, праздник. Их нужно запомнить.

- 4. Во всех других словах есть стечение трех согласных -стн-, -здн-, -лнц-.


- Для того, чтобы правильно писать слова с непроизносимыми согласными. Запомнить слова, которые нельзя проверить, но их нужно запомнить.

- Синонимы- это близкие по значению слова, но разные по написанию.

- унылый – грустный,

огромный – гигантский,

знаменитый – известный,

 здешний – местный,

всадник – наездник,

весёлый – радостный,

гневный – яростный.

- Ответы детей.

- Наездник.

- наездник – тот, кто едет верхом.

- Слово наездник - существительное, а все остальные прилагательные, во всех словах сочетание букв -стн.   

Подведение итогов

- Ребята, какие задачи мы с вами ставили на наш урок?

- Мы с вами решили задачи?

 

понятно

легко

интересно

Всё ли было понятно?

  

  

  

Были ли трудности?

  

  

  

Вам было интересно на уроке?

  

  

  

- Продолжить учиться правильно писать слова с непроизносимыми согласными;

- Проверять слова с непроизносимыми согласными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Непроизносимые согласные в корне слова», 3 класс.

Развитие умений наблюдать за орфограммами – буквами непроизносимых согласных в корне слова,  находить в словах эту орфограмму и объяснять написание....

План- конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( система Занкова)

  Русский язык.План-конспект урока по русскому языку в 3 классе на тему " Слова с непроизносимыми согласными" ( Система Занкова)...

Конспект урока русского языка "Слова с удвоенными согласными" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о словах с удвоенными согласными и способах их переноса. Планируемые результаты:Предметные:знать правило написания удвоенных согласных в слов...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века» Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне.

План-конспект урока русского языка во 2 классе по программе «Начальная школа XXI века»Тема урока. Учимся писать слова с непроизносимыми согласными в корне....

Конспект урока по теме "Слова с удвоенными согласными", система Л.В.Занкова, 3 класс

Цель: способствовать формированию навыков правописания слов с двойными согласными....