парные согласные
материал по русскому языку (2 класс)

парные согласные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл parnye_soglasnye_2_kl.docx44.94 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык   Класс: 2 Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: Правописание слов с парными согласным звуком.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: Ноутбук, экран, учебник по русскому языку 2 класс (2 часть) В.Г.Горецкий, В.П.Канакина, наглядный материал (картинка Буратино, листы самооценивания, пазлы золотого ключика, фигурки Мальвины, Буратино, Пьеро, конверты).

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: учащиеся знают один из способов проверки парного согласного звука.

Цель урока: Организация деятельности учащихся по знакомству со способами проверки парных согласных в конце слов и корнях слов, формировать умение обосновывать их написание путем подбора проверочного слова.

Задачи: Образовательные: Обеспечить усвоение и первичное закрепление знаний о правильности обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным.

Развивающие: развивать умение организовывать свою деятельность, ставить цели и задачи к уроку, развивать каллиграфическое письмо, развивать орфографическую зоркость и умение определять орфограммы, развивать память, мышление, речь, познавательные интересы.

Воспитательные: воспитывать коммуникативные отношения между учащимися.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Узнают о том, что необходимо выполнить для правильности обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова или перед согласным. Умеют применять правило при выполнении упражнений.

Метапредметные

Познавательные УУД

Умеют с помощью учителя выделять и формулировать познавательные цели; умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию

Регулятивные УУД

Умеют при помощи учителя формулировать тему и цель урока; умеют соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Коммуникативные УУД

Умеют доносить свою позицию до других; умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог

Личностные

Формируют уважительное отношение к товарищу.

Этап фрагмента урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

(Ф - фронтальная,

И - индивидуальная,

П – парная,

Г – групповая)

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные
– познавательные, Р – регулятивные,  К – коммуникативные)

Личностные

І.Организационно- мотивационный этап:

1)Организационный момент

 

12:30-12:32

Настроить детей на урок

Словесный(беседа)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна.

-Присаживайтесь.

-Ребята, сядьте удобно. Спинки прямо, руки на парту.

-А теперь давайте настроимся на плодотворную работу на сегодняшнем уроке. Потрите свои ладошки.

-Вы почувствовали тепло?

– Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке нам всем будет так же тепло
и уютно.

-Замечательно.

-Сегодня к вам на урок я пришла не одна. Со мной пришёл один очень известный герой.

-Узнали кто это?

-Верно. Это Буратино.

-А кто помнит из какой он сказки?

-Сказка называлась «Золотой ключик или приключения Буратино». Написал её Алексей Николаевич Толстой.

-И Буратино пришёл не просто так. Он объездил очень много стран и где-то потерял свой ключик. А чтобы его отыскать нужно выполнять очень сложные задания.

-И Буратино узнал, что во 2 Д классе самые умные ребята, которые смогут ему помочь.

-Поможем Буратино найти ключик, ребята?

-Замечательно.

-Да.

-Да. Это Буратино

-Да

Ф

П- умеют наблюдать, слушать

2)Минутка чистописания

 

12:32-12:38

Отработать навыки каллиграфии

Практический (минутка-чистописания)

-Тогда мы начинаем с вами выполнять задания, а начнём с минутки чистописания.

-Открываем тетрадки, записываем число и классная работа.

-Сегодня у нас 20 января.

-Посмотрите на доску какие буквы вы видите?

-Верно.

-А что их объединяет? Какие они? Дайте им характеристику.

-А как называются согласные, которые имеют пару?

-Давайте назовём их пары по глухости.

-Молодцы. Теперь запишем эти буквы в строчку, без запятых. И покажем Буратино как мы умеем красиво писать.

-Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу.

-Не забываем, что Буратино за всеми внимательно наблюдает.

-Молодцы, ребята. Все справились с заданием

-Чтобы узнать какое слово напишем на второй строчке, отгадайте загадку:

-Ранним утром

У школьных ворот

Собирается дружный...

(Народ)

-Кто собирается у школьных ворот?

-Правильно. Это народ.

-И народ – это словарное слово, ребята.

(Появляется карточка со словарным словом)

-Поставим ударение в этом слове.

-Верно. Ударение падает на букву о.

-Раз это словарное слово, то что нам нужно с ним сделать?

-Нам необходимо это слово запомнить, чтобы не делать ошибок при его написании.

-А кто-нибудь заметил орфограмму в этом слове?

-Верно. В этом слове есть безударная гласная непроверяемая в корне слова.

-Я вижу ещё одну орфограмму. Кто-нибудь нашёл?

-Да. В слове народ на конце есть парная согласная д.

-А как нам её проверить?

-Кто подобрал?

-Верно. Теперь мы отчётливо слышим букву д.

-Ребята, Буратино спрашивает кого называют народом.

-Вы знаете кто такой народ?

-В толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова написано, что народ – это население государства, жители страны. Например, русский народ.

-Орфограммы разобрали, значение узнали. Теперь можно записать это слово в тетрадь. Запишите слово народ до конца строчки, с маленькой буквы, без запятых.

-Стараемся писать аккуратно. Не забываем, что наш гость за всеми наблюдает. И смотрит кто лучше всех умеет писать.

-Молодцы.

-Давайте устно придумаем предложение со словом народ.

-А я записала такое предложение: Могуч и велик русский народ.

-Прочитайте, пожалуйста.

-Вы согласны с утверждением, что наш русский народ могуч и велик?

-Почему вы так считаете?

-Верно, ребята.

-Давайте запишем это предложение в тетрадях.

-Вы выполнили задание на отлично, и мы с вами нашли первый кусочек золотого ключика. Молодцы ребята. Буратино очень рад.

-Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто считает, что написал все красиво, то раскрасьте ключик жёлтым цветом. Кто считает, что ему ещё нужно стараться – раскрашиваем зелёным. И кто думает, что у него ничего не получилось – раскрашиваем ключик красным.

-Есть кто закрасил ключик жёлтым? Поднимите руки.

-Замечательною

-А зелёным кто-нибудь закрасил?

-Тоже хорошо.

-Остальные не расстраивайтесь. Вы ещё потренируетесь и у вас всё обязательно получится.

-б в г д ж з.

Буквы обозначающиеся согласный звук.

-Звонкие, твёрдые, имеют пары.

-Парные согласные.

-Народ

-Наро́д

-Запомнить.

-Безударная гласная непроверяемая в корне слова.

-Парная согласная

-Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная

-Народы

-Да. Это когда много людей в одном месте.

-Народ собрался на площади и т.д.

-Да.

-Потому что нас много, и мы сильные.

Оценивают свою деятельность.

Ф

И

Самоконтроль

Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

3)Повторение ранее изученной темы

12:38-12:39

Закрепить ранее изученные знания

Словесный(объяснение)

-А теперь давайте вспомним что вы изучали на прошлом уроке?

-Назовите какие существуют парные согласные.

-Умнички.

-Мы изучали парные согласные по звонкости-глухости.

-д-т, б-п, в-ф, г-к, з-с, ж-ш.

Ф

ІІ. Ориентировочный этап:

1)Создание проблемной ситуации

12:39-12:44

Подготовка к восприятию темы

Словесный (беседа)

-Обратите внимание на экран.

-Назовите что изображено на картинках.

-Верно.

-Какая орфограмма спрятана в этих словах?

-Верно. В этих словах есть парные согласные по глухости-звонкости.

-Ребята, Буратино решил записать эти слова на доску. Давайте проверим правильно ли он всё написал.

-Кто нашёл ошибки?

-Но ребята, Буратино говорит, что правильно всё написал.

-Как нам с вами его убедить, что вы написали правильно, а он ошибся.

-Как проверить какая именно из парных согласных пишется в этом слове?

-Верно, ребята. Но по мимо этого в русском языке существует ещё два способа как проверить парную согласную.

- Голубь, тетрадь, улитка, шапка, юбка.

-Парная согласная.

.

-В слове голубь написана буква п. В слове тетрадь, вместо буквы д написана буква т. Улитка- вместо т написано д. Вместо п он написал б в слове шапка. В слове юбка Буратино написал букву п вместо б.

- Надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласной стояла гласная.

ф

Ноутбук, экран

Самоконтроль

К- Умеют доносить свою позицию до других; умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог

2) Определение темы урока

12:44-12:45

Определить тему урока совместно с детьми

Словесный (беседа)

-Так о чем же мы сегодня будем с вами говорить на уроке?

-Правильно ребята. Сегодня мы с вами продолжим говорить о парных согласных и узнаем как же правильно обозначить парный согласный звук.

-И тема нашего урока: Правописание слов с парными согласными.

-Будем говорить о парных согласных и как проверять которая из них пишется.

Ф

3)Определение цели и задачи урока

12:45-

12:46

Постановка цели и задачи урока совместно с детьми

Словесный (беседа)

-Зная тему урока, давайте подумаем, что нам сегодня необходимо сделать.

-Посмотрите на слайд и продолжите предложения:

Повторить (какие бывают парные согласные)

Узнать (как правильно обозначить буквой парный согласный звук)

Научиться (применять правило при выполнении упражнений)

Подвести (итог урока)

-Парные согласные мы с вами уже повторили, можно приступать к следующим заданиям.

1)Повторить какие бывают парные согласные.

2)Узнать каким способом проверить написание парной согласной.

3)Научится применять правило при выполнении упражнений.

4)Подвести итог урока

Ф

Ноутбук, экран.

Р- Умеют при помощи учителя формулировать тему и цель урока;

ІІІ. Поисково- исследовательский этап:

12:46-12:55

1)Наблюдение над фактами языка:

А)Упражнение до правила.

Б)графическое оформление признаков изучаемого понятия на доске.

В)сравнение признаков и определение существенных для изучаемой темы.

2)Чтение и определение правила из учебника.

3)Возвращение к проблемной ситуации.

Анализировать формулировки правил, понятий

Оформить графически части речи выделение существенных признаков

Оформить правило, понятия. анализирован, уточнять формулировки правил, понятий

Словесный (беседа)

Практический

Работа в парах

-Давайте запишем в тетради следующие пары слов: Улыбка – улыбочка. (учитель пишет на доске)

-Посмотрите внимательно и скажите являются ли эти слова однокоренными?

-Какие слова называют однокоренными?

-Являются эти слова однокоренными?

-Назовите какой корень у этих слов? Давайте выделим корень.

-В слове улыбка, какая парная согласная? Подчеркните её одной чертой.

-А теперь прочитайте второе слово.

-Чётко ли мы слышим в этом слове звук б?

-Верно. В слове улыбаться звук б слышится отчётливо. Подчеркните в этом слове букву б двумя чертами.

-А какой звук стоит после парного согласного б?

-Правильно. Обведите этот гласный звук в кружочек.

-В какой части слова находится парный согласный? В слове улыбка?

-Правильно.

-Парный согласный звук может быть в корне слова.

-Но как же его проверить. Посмотрите внимательно на свои записи.

-Что нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в корне слова? Какое слово нужно подобрать?

-Правильно.

-А перед каким звуком должен стоять парный согласный?

-Верно.

-Давайте попробуем сформулировать правило, опираясь на схему.

-Умнички, ребята.

-Первый способ мы с вами нашли. Вы его даже уже на прошлом уроке затрагивали.

-Давайте через запятую напишем следующую пару слов: лев-львы.

-Какой парный согласный звук в слове лев?

-Верно. Это в. Подчеркните букву в одной чертой.

-Прочитайте следующее слово.

-Чётко ли в этом слове мы слышим звук в?

-Звук в слышится очень даже чётко.

-Давайте подчеркнём букву в двумя чертами.

-Обратите внимание, перед каким звуком стоит парная согласная в ?

-Верно. Как и в первом правиле парная согласная в проверочном слове стоит перед гласной.

-А в какой части слова находится парная согласная в?

-Верно. Парная согласная может стоять и в конце слова.

-А как вы думаете, слова лев и львы являются однокоренными?

-Эти слова, ребята, не являются однокоренными. Так как это разные формы одно и того же слова.  Первое слово у нас в единственном числе, а второе во множественном.

-Что же нам нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в конце слова?

-Посмотрите на свои записи. Что необходимо сделать со словом?

-Правильно. А для того, чтобы изменить слово применятся правило: один-много, то есть слово нужно поставить во множественное число.

-Кто-нибудь сможет сформулировать второе правило? Как проверить парную согласную в конце слова?

-Правильно.

-Молодцы. Вот мы с вами и второе правило сформулировали.

-Давайте ещё раз повторим наши правила. Что нужно сделать, чтобы проверить парную согласную в корне слова?

-А если парная согласная стоит в конце слова? Как её проверить?

-Молодцы!

-А сейчас проверим правильно ли мы с вами составили схему.

-Откройте учебник на странице 22 и прочитайте правило.

-Правильно ли мы свами предположили?

-Все ли способы проверки мы назвали?

-Про какой способ мы не поговорили, ребята?

-Да, вы большие молодцы.

-А теперь давайте вернёмся к нашим словам, которые написал Буратино и опираясь на правило из учебника, схему, докажем Буратино, что он написал слова неправильно

-Первое слово.

-Какая парная согласная в этом слове?

-В какой части слова находится парная согласная?

-Как можно её проверить?

-Молодцы. Работаем дальше.

-Верно.

-Следующее слово.

-Умнички.

-Четвёртое слово.

-Правильно. И последнее слово.

-Молодцы, ребята.

-Давайте оценим свою деятельность.

-Кто без ошибок смог подобрать однокоренные слова, чтобы проверить парную согласную – раскрасьте ключик жёлтым. У кого была одна ошибка – закрашиваем зелёным. Остальные раскрашиваем красным.

-За то, что мы с вами выполнили ещё одно задание вы получаете второй фрагмент ключика.

-Видите, как Буратино вами гордится. Он бы один так не смог. Но Буратино немножечко устал. Думаю, что вы тоже немного устали, выполняя такие сложные задания. Давайте встанем и потянемся, кто как хочет.

-А теперь выполним физкультминутку.

Физкультминутка

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два – нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик, видно, не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

-Молодцы.

-Однокоренными называют слова, у которых один общий корень.

-Эти слова являются однокоренными.

-улыб

- б.

-Улыбочка.

- После парного согласного стоит гласный звук.

-Парный согласный находится в корне слова.

-Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово.

-Парный согласный должен стоять перед гласным звуком.

-Чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком.

-Парный согласный в.

-Львы.

-Звук в мы слышим чётко.

-Парная согласная стоит перед гласным звуком.

-В конце слова.

-Нет

-Изменить его

-Чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно его изменить, то есть поставить во множественное число так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком.

-Чтобы проверить парную согласную по глухости-звонкости в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком.

-Чтобы проверить парную согласную в конце слова, нужно его изменить, то есть поставить во множественное число так, чтобы парная согласная стояла перед гласным звуком.

-Правильно.

-Нет

-Можно ещё подобрать однокоренное слово так, чтобы парный согласный стоял перед звуком н.

-Голубь

-В конце слова

-Изменить слово. Голуби

-В слове тетрадь парная согласная д стоит в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово тетрадочка.

-Улитка. Парная согласная т. Она находится в корне слова. Однокоренное слово улиточка.

-Шапка. Парная согласная п. Находится в корне слова. Нужно подобрать однокоренное слово – шапочка.

-Юбка. Парная согласная б. Она находится в корне слова. Подбираем однокоренное слово – юбочка.

Оценивают свою деятельность.

Выполняют физкультминутку.

Ф

Взаимопроверка

Р-осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

П- умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию

К - умеют формулировать, аргументировать свою точку зрения; умеют отстаивать свое мнение; умеют слушать и вступать в диалог

Формируют уважительное отношение к товарищу.

ІV.Практический этап:

1)Выполнение упражнений

 

12:56-

12:59

Применение теоритических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков

Словесный(беседа)

Практический(списывание)

Наглядный(учебник)

-Сейчас давайте закрепим наши новые знания, выполнив упражнение.

-Найдите упражнение 35 на странице 23.

-Прочитайте, что нам нужно сделать в этом упражнении.

-Предлагаю выполнять это упражнение по цепочке у доски.

-Приступаем к работе. Остальные пишут в тетрадях.

-В тетрадках пишем аккуратно. Буратино за всеми наблюдает.

-Давайте сверимся с доской.

-Кто выполнил всё так же правильно раскрасьте ключик на листах самооценивания жёлтым цветом. Кто допустил одну ошибку – зелёным. У кого больше одной ошибки – красным.

-Вы большие молодцы. Мы выполнили ещё одно задание и почти собрали весь ключик.

-Буратино уже ждёт не дождётся, когда получит свой ключик.

-Прочитайте. Измените каждое слово так, чтобы на конце был парный по глухости звонкости –согласный.

Ф

И

Умеют применять правило при выполнении упражнений

П - умеют наблюдать, читать, слушать; умеют обрабатывать информацию

2)Самостоятельное выполнение

12:59-

13:05

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений, формирования навыков

Словесный(беседа)

Практический(списывание)

Наглядный(учебник)

-А сейчас возьмите конверт и достаньте листочек с заданиями. Буратино хочет проверить как вы усвоили сегодняшнюю тему и подготовил для вас задание. Найдите упражнение под номером 1.

-Что вам нужно сделать?

-Выполняем на этих же листочках самостоятельно. Покажем Буратино какие мы все умные и трудолюбивые.

-Не забываем выделять корень у однокоренных слов. Подчёркиваем безударную гласную одной чертой, а в проверочном слове двумя чертами.

-Давайте проверим.

-Поменяйтесь листочками с соседом по парте. Сверьтесь с экраном. Ставим плюс если подобрано правильное проверочное слово.

-Верните листочки.

-На листах самооценивания раскрашиваем ключик жёлтым если подобрали все слова правильно. Зелёным – допустили одну ошибку, подобрали одно слово неправильно или вообще не смогли выполнить и остальные красным.

-Молодцы ребята.

-Ребята, мы с вами выполнили все задания и помогли Буратино собрать свой золотой ключик.

-Буратино вас благодарит и зовёт к себе в гости.

-Прочитайте. Подберите слова для проверки парного согласного звука.

(столб, гриб, дорожка, лев, сторож, мороз)

Ф

И

Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

V.Рефлексивно-оценочный этап:

1)Итог урока по изученной теме

13:05-13:07

Установление обратной связи.

Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели.

Словесный (беседа).

-А наш урок подходит к концу. Итак, ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

-Давайте вернёмся к нашей схеме и повторим как можно проверить парный согласный.

-Правильно, умнички.

-А помните мы составляли план нашего урока в самом начале?

-Как думаете все ли пункты мы с вами выполнили?

-Давайте это проверим. Если этот пункт выполнен, то он загорится зелёным.

-Молодцы. Со всеми работами справились.

-Мы говорили о парных согласных.

-Нужно подобрать однокоренное слово или изменить его.

-Выполнили все пункты.

Ф

2)Домашнее задание

13:07-13:08

Закрепить полученные на уроке умения.

Словесный (беседа).

-Найдите пожалуйста упражнение 36, стр.23. Вам нужно прочитать и объяснить написание пропущенных букв и значения выделенных слов.

-Но это упражнение я предлагаю выполнить дома, поэтому откройте дневники и запишите домашнее задание.

Записывают домашнее задание.

Ф

3)Рефлексия деятельности ученика

 13:08-13:09

Оценить свои достижения.

Практический: оценивание достижений

-Предлагаю вам оценить свою деятельность на уроке. На краю стола лежат картинки.

Ребята, у которых все ключики на листах самооценивания раскрашены жёлтым поднимают картинку буратино. Те ребята, у кого имеются ключики зелёного цвета, поднимают картинку, где изображена Мальвина. У кого есть красные ключики, показывают картинку с изображением Пьеро.

Оценивают свою деятельность.

Ф

Экран, ноутбук

Р- умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Итог работы класса

13:09

-13:10

Оценить достижения класса.  

Словестный (беседа).

-Ребята, вы сегодня большие молодцы. Мы с вами очень хорошо поработали. Спасибо вам за урок.

-До свидания.

-До свидания.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие "Звонкие и глухие парные согласные в середине слова перед согласными и на конце слова".

Внеклассное занятиепо русскому языку во втором классе  Тема: Звонкие и глухие  парные согласные в середине слова перед согласными и на    конце слова. Учитель начальных ...

урок русского языка во 2 классе по теме:"Правописание парных согласных в корне слова" согласные"

Технологическая карта урока по русскому языку по теме" Правописание парных согласных в корне слова" содержит полную информацию по проведению урока в соответствии с ФГОС по системе Л.В.Занкова, презент...

Проект урока" Парные согласные в корне слова" Презентация к уроку" Парные согласные в корне слова"

Проект урока разработан в виде технологической карты . На каждом этапе урока указаны формируемые УУД....

Электронный проверочный тест "Парные согласные на конце и в середине слова перед глухими согласными"

С помощью этого теста учащиеся 2-го класса смогут самостоятельно проверить свои достижения, оценить их, найти и исправить ошибки....

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова". 3 класс

Конспект урока по русскому языку в 3 классе.Тема: Правописание слов с проверяемыми безударными гласными, парными согласными, непроизносимыми согласными в корне слова.Тип урока: обобщение знаний....

отработка темы: парные согласные, непроизносимык согласные

материал по теме: парные согласные, непризносимые согласные...