род имён прилагательных
материал по русскому языку (3 класс)

род имён прилагательных 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_imyon_prilagatelnyh_3_klass.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока

Предмет: Русский язык    Класс: 3Д   Учебник (УМК): «Школа России»

Тема урока: Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Тип урока: закрепление

Оборудование: презентация, раздаточный материал (листы самооценивания, медали), экран, учебник В.П.Канакина, В.Г.Горецкий «Русский язык» 3 класс, 2 часть.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которых проектируется урок: Учащиеся работают активно, проявляют интерес к предмету.

Цель урока: организация деятельности учащихся по закреплению умения изменять прилагательные по родам в зависимости от формы имени существительного.

Задачи:

Дидактические: Закрепить умение писать родовые окончания имен прилагательных в единственном числе; рассмотреть зависимость рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Развивающие: развивать умение организовывать свою деятельность, развивать каллиграфическое письмо, орфографическую зоркость, умение определять орфограммы.

Воспитательные: воспитывать аккуратность, внимательность, наблюдательность через минутку чистописания; воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи через работу в парах.

Планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные Д

Закрепление умения писать родовые окончания имён прилагательных в единственном числе; наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Метапредметные

Познавательные УУД

Извлекают информацию из текста; обрабатывают информацию; умеют наблюдать, читать, слушать.

Регулятивные УУД

С помощью учителя формулируют тему и цель урока; соотносят свои действия с планируемыми результатами, осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата; оценивают свою деятельность.

Коммуникативные УУД

Доносят свою позицию до других; формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог

Личностные

Проявляют аккуратность, внимательность, наблюдательность при написании слов, предложений; работают в паре; знают правила работы в паре.

Этап фрагмента урока

Образователь

ная задача этапа урока

Методы и

приёмы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формы организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

І.Организационно- мотивационный этап:

1)Организационный момент

15:00-15:01

Настроить детей на урок

Словесный(беседа)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня ваш урок русского языка проведу я. Меня зовут Ульяна Алексеевна.

-Для того, чтобы настроится на хорошую и плодотворную работу на сегодняшнем уроке, закройте глаза. И произнесите про себя: Сегодня на уроке у меня всё получится, и я буду работать на отлично.

-Замечательно. Присаживайтесь.

-Сегодня нас ждет большая работа.

-Проверьте свою готовность к уроку, на столах у вас не должно быть ничего лишнего только раздаточный материал и тетради.

-За каждое правильно выполненное задание мы будем получать медаль. Но медали непростые. На них есть буквы. И в конце урока мы с вами должны будем из этих букв составить слово. (В конце должно получится слово «Спасибо»).

-Здравствуйте.

Ф

Экран

Формирование ответственного отношения к учению.

2)Минутка чистописания

15:01-15:08

Отработать навыки каллиграфии

Практический (минутка-чистописания)

-Но перед тем как мы приступим к выполнению заданий, нам нужно провести минутку чистописания. Как вы думаете для чего необходима минутка чистописания?

-Верно.

-Открываем тетради. Записываем число и классная работа.

-Какие буквосочетания вы здесь видите?

-Но это не просто буквосочетания. Это окончания одной из частей речи.

-Кто мне скажет у какой части речи в русском языке встречаются данные окончания?

-Верно.

-Запишем их, чтобы запомнить какие окончания бывают у прилагательных.

-Пишем до конца строчки, без запятых.

-Соблюдаем, ребята посадку. Спинки прямо, руки на парте, ножки на полу.

-Кто написал, покажите мне свою готовность работать дальше.

-Как, вы думаете к какой части речи будут относится слова на второй строчке, которые мы с вами будем писать?

-Верно. На второй строчке запишем следующие словосочетания: алая гвоздика, лесной зверь, дальнее поле.

-Определите род имён прилагательных и имён существительных в словосочетаниях.

-Давайте выделим окончания имён прилагательных.

-Проверим вашу работу.

-В первом словосочетании какого рода имя существительное?

-Почему вы так решили?

-Верно.

- У имени прилагательного какое окончание выделили? Какого оно рода?

-Почему вы так решили?

-А ещё как можно узнать какого рода прилагательное?

-Правильно.

-В следующем словосочетании существительное какого рода? Почему?

-Прилагательное какого рода? Какое окончание выделили?

-Почему вы так решили?

-Какие ещё бывают окончания у имён прилагательных в мужском роде?

-Молодцы.

-И последнее словосочетание. Какого рода существительное поле? Почему?

-Какого рода прилагательное в данном словосочетании? Какое окончание выделили?

-Докажите, что прилагательное дальнее среднего рода.

-Молодцы.

-И на последней строчке давайте запишем следующую пословицу: Повторенье-мать ученья!

- Прочитайте.

-Как вы понимаете эту пословицу?

-Верно. Процесс обучения невозможен без повторенья. Ведь когда нужно что-то выучить или запомнить, то обязательно нужно это повторить и причём не один раз.

-Поставим ударение во всех словах.

-Какие орфограммы встречаются в данной пословице?

-Запишем эту пословицу к себе в тетради.

-Не забываем про посадку.

-Молодцы, ребята.

-У вас на столах лежат листы самооценивания. Кому кажется, что он справился с заданием, запишите 2 балла, у кого возникали трудности, но вы с ними справились – 1 балл. Кто считает, что не справился– 0 баллов.

-Мы выполнили первое задание и получили первую медаль с буквой. Какая буква на нём?

-Чтобы красиво и правильно писать.

ая яя ий ый ой ое ее ые ие

-У имён прилагательных.

-К прилагательному

-гвоздика – женского рода

-Слово гвоздика можно заменить местоимением она.

-Алая – окончание [ая], женский род.

-У прилагательных женского рода окончания: ая, яя.

-Существительное с которым прилагательное связано по смыслу женского рода, поэтому и прилагательное будет женского рода.

-Зверь – мужского рода. Потому что слово зверь можно заменить местоимением он.

-Лесной –мужской род, окончание -[ой].

-Имена прилагательные стоят в том роде, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.

-У имён прилагательных мужского рода бывают окончания: ой, ый, ий.

-Поле – средний род. Слово поле можно заменить местоимением оно.

-Дальнее – средний род, окончание [ее].

-У имён прилагательных среднего рода бывают окончания: ое, ее.

Существительное в данном словосочетании в среднем роде, поэтому имя прилагательное тоже будет в среднем роде.

-Повторенье-мать ученья!

-В учёбе главным является повторенье.

-Повторе́нье, уче́нья.

-Безударная проверяемая гласная в корне слова (проверочное слово повтор), правописание разделительного ь (разделительный ь пишется перед согласным звуком после гласных е,ю,я,и), правописание приставок (приставка по пишется слитно, приставки па не существует), смягчающий ь (обозначает мягкость согласного звука)

Ф

И

наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного.

Определение рода имён прилагательных

К- формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение;

К- формулируют, аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение;

К- аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение; слушают и вступают в диалог

ІІ. Ориентировочный этап: 1) Определение темы урока

15:08-15:09

Определить тему урока совместно с детьми

Словесный (беседа)

-Как мы с вами сказали в начале урока. Всю информацию, которую вы изучаете нужно повторять. Исходя из этого, как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

-Что будем повторять? Какую тему вы проходили на прошлом уроке?

-Верно.

-Какая часть слова нам указывает на род прилагательного?

-Всё верно.

-Значит какая тема нашего урока?

-Тема нашего урока звучит так «Правописание родовых окончаний имён прилагательных»

-Повторять

-Род имён прилагательных.

-Окончание

-Изменение окончаний имён прилагательных по родам.

Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока;

2)Определение цели и задачи урока

15:09-15:10

Постановка цели и задачи урока совместно с детьми

Словесный (беседа)

-Составим план работы на уроке.

-Для этого расположите следующие пункты в правильном порядке:

(На доске в неправильном порядке «Повторим правило», «Закрепим знания на практике», «Подведём итоги урока»)

-Правильно.

-Приступим к выполнению нашего плана.

- Повторим правило

Закрепим знания на практике

Подведём итоги урока

Р- С помощью учителя формулируют тему и цель урока;

ІV.Практический этап:

1)Выполнение упражнений

15:10-

15:20

Применение теоритических знаний в условиях выполнения упражнений, формирование навыков

Словесный(беседа)

Практический(списывание)

Наглядный(учебник)

-Чтобы выполнить первый пункт нашего плана, предлагаю немного поиграть.

-Встаньте те, кто умеет жить дружно, без ссор? Как вас можно назвать одним словом? Какие вы ребята?

-Верно, присаживайтесь.

-Встаньте те ребята, кто всегда готов помочь другу? А как вас можно назвать?

-Встаньте те ребята, кто учится на 5. Каким словом вас можно описать? Присаживайтесь.

-Какую часть речи вы использовали для описания качеств ребята?

-Правильно.

-Вспомним, какую часть речи называют прилагательным?

-Молодцы.

- С какой частью речи связаны имена прилагательные?

-Правильно.

-А как могут изменятся имена прилагательные?

-Как определить род имени прилагательного?

-Придумайте мне слово сочетание, чтобы прилагательное было мужского рода, женского рода, среднего рода.

-Умницы!

-Вот мы и выполнили первый пункт нашего плана.

-Что же должны сделать дальше?

-Верно.

-Открываем учебники на странице 76, находим упражнение 132.

-Прочитайте, что нам нужно сделать?

-Посмотрите внимательно на текст, что вы увидели?

-Кто попробует прочитать?

-О чём говорится в тексте?

-Название какой птички встречается в тексте?

-Зарянкой называют птичку – малиновку. Посмотрите на экран. Вот так выглядит эта птица

маленькая певчая птичка семейства дроздовых пёстрого оперения с рыжей грудкой.

-Как думаете, почему малиновку прозвали зарянкой?

-Правильно.

-Поёт весь день, но особенно сильно на восходе солнца и на закате, поэтому, вероятно, и назвали её зарянкой.

-Говорят, что пение малиновки похоже на щебетанье соловья

-Давайте прослушаем как поёт малиновка.

(аудио)

-Вам понравилось пение малиновки?

-Замечательно.

-Как бы вы озаглавили данный текст?

-Запишите заголовок, который вы придумали.

-Сейчас по цепочке объясним написание слов с пропущенными буквами и будем записывать лишь те предложения, в которых есть прилагательные женского рода.

Начинаем с первого ряда. Остальные слушаем внимательно и готовимся выполнять задание.

-Какая это часть речи?

-В какой части слова пропущены буквы?

-Почему вы будете писать эти окончания?

-Как вы определили род прилагательно?

-Будем записывать это предложение?

-Следующее предложение.

-Какая часть речи?

-В какой части слова пропущены буквы?

-Почему вы решили написать это окончание?

-Как вы выяснили, что это прилагательное женского рода?

-Запишем это предложение?

-Записываем. У прилагательных выделяем окончание и подписываем род.

-Дальше.

-Какая часть речи?

-Какое окончание запишем?

-Почему?

-Как мы можем проверить, что это прилагательное мужского рода?

-Какая орфограмма в слове ветерок?

-Следующее слово.

Будем записывать? Почему?

-Работаем дальше.

-Запишем это предложение?

-Записываем. Не забываем выделять окончание у прилагательных и подписывать род.

-Следующее предложение.

-Подберите синоним к слову робкая? Какая песенка?

-Верно.

-Записываем это предложение в тетрадь? Почему?

-Следующее предложение

-Записываем? Выделяем окончания имён прилагательных. Над прилагательными записываем род.

-Посмотрите на экран и ещё раз проверьте правильно ли вы написали слова с пропущенными буквами

-Следующее задание. 3 предложение разберите по частям речи.

-Прочитайте 3 предложение.

-Запишите это предложение к себе в тетрадь.

-Первым делом находим главные члены предложения. О чем идёт речь?

-Какой частью речи является слово ветерок?

-Какое действие выполняет ветерок?

-Какой частью речи выражено слово прошумел?

-Как подчёркиваем существительное?

-К какому слову можем задать вопрос от существительного?

-Какая это часть речи?

-Как подчёркиваем глагол?

-Есть ли ещё слова, к которым мы можем задать вопрос от слова ветерок?

-Как подчёркиваем прилагательные?

-Больше от слова ветерок вопрос задать не можем, поэтому задаём вопросы от слова прошумел.

-Как подчеркиваем обстоятельство?

-Можем ещё от глагола задать вопрос?

-От какой части речи зададим вопрос к слову берёз?

-Какой частью речи является слово берёз? Как подчёркиваем?

-Оцените свою работу на листах самооценивания. Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого возникали трудности, но вы с ними справились – 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов.

-Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано?

Физкультминутка

-Дружелюбные

-Добрые, отзывчивые.

-Умные, старательные.

-Прилагательное.

-Прилагательное- часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? Какая? Какое? Какие?

-С именами существительными.

-По родам, по числам.

-По роду имени существительного.

-Злой бык, широкая кисть, высокое окно.

-Закрепим знания на практике.

-Прочитать и озаглавить текст.

-Пропущены буквы.

-Учащийся читает текст.

-Про апрельское утро.

-Зарянка.

-Начинает петь рано.

-Ранее утро, пение птицы, весенняя природа.

-Ранее апрельское утро.

-Прилагательные.

-В окончании.

-Это прилагательные среднего рода.

-Существительное связанное с прилагательными среднего рода. (утро)

-Нет

-В небе начала разгораться алая полоска зари.

-Алая (ж.р.)

-Имя прилагательное.

-В окончании.

-Это прилагательное женского рода.

-Существительное связанное с прилагательными женского рода. (заря)

-Да.

-Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз.

-Утренний (м.р.)

-Прилагательное.

-ий

-Прилагательной мужского рода.

-Существительное связанное с прилагательными мужского рода (ветер).

-Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверочное слово ветер и непроверяемая безударная гласная в корне слова.

-Прошумел. Приставка про.

ершинах. Проверяемая безударная гласная в корне слова, проверяемое слово верх. ЖИ\ШИ пиши с буквой и.

-Нет. Потому что прилагательные мужского рода.

-Предрассветной мгле зазвучала тихая лесная песенка.

-Зазвучали. Приставка за.

-Тихая (ж.р.), лесная (ж.р.). Прилагательные женского рода. Связано с существительным женского рода (песенка).

-Да.

-Это запела птичка зарянка.

-Запела. Приставка за.

-Робкая. Прилагательное женского рода.

-Грустная, трусливая.

-Нет. Потому что нет прилагательного женского рода.

-В её песне слышалась робкая радость и светлая весенняя грусть.

-Светлая (ж.р.), весенняя (ж.р.). Прилагательные женского рода. Связано с существительным женского рода (грусть),

-Да

-Утренний ветерок прошумел в вершинах берёз.

-О ветре.

-Ветерок – существительное.

-Одной чертой.

-Ветерок (что сделал?) прошумел.

-Глагол

-Двумя чертами.

-Ветерок (какой?) утренний.

Утренний – прилагательное.

-Волнистой линией.

-Прошумел (где?)  в вершинах

-В – предлог, вершинах – обстоятельство.

-Чёрточка, точка.

-Нет

- В вершинах (чего?) берёз

-Дополнение. Пунктирной линией.

Оценивают свою работу.

-бо

Ф

И

Экран

Определение рода имён прилагательных,

классифицирование имена прилагательных по роду

К-слушают и вступают в диалог

К- слушают и вступают в диалог

П- пишут правильно родовые окончания имён прилагательных.

П- пишут правильно родовые окончания имён прилагательных.

К- формулируют, аргументируют свою точку зрения

Р- оценивают свою деятельность

Р- оценивают свою деятельность

2)Самостоятельное выполнение

15:20-15:35

Применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.

Словесный(беседа)

Практический(списывание)

Наглядный(учебник)

-Продолжаем нашу работу.

-Находим упражнение 133 на странице 77.

-Прочитайте задание.

-Работаем по вариантам. Первый вариант записывает словосочетания с первыми 3 словами. Второй вариант – следующие три слова.

-Запишите полученные словосочетания и рядом в скобах запишите род имени прилагательного и выделите окончание.

-Выполняем задание самостоятельно. Потом будем проверять.

-Сверьтесь с экраном. Всё ли вы выполнили так?

- Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого есть ошибки– 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов.

-Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано?

-Получили ещё один бочонок мёда, за то, что помогли пчёлам. Какой слог вы видите?

-И последнее задание будем выполнять в парах.

-Перед этим напомните мне как мы работаем.

-Найдите на столах карточку жёлтого цвета.

-В них записаны утверждения. Если вы согласны с высказыванием, то обводите номер кружком, если нет, то зачеркивают данный номер крестиком.

  1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета.
  2. Имена прилагательные изменяются по родам.
  3. Имя прилагательное в предложении является сказуемым.
  4. Род имен прилагательных зависит от глагола.
  5. По роду существительного можно определить род имени прилагательного.

– Назовите номера, которые обвели в круг.

-Какие высказывания зачеркнули крестиком?

-Сверьтесь с экраном.

-Оцените свою работу. Кто выполнил всё упражнение верно запишите 2 балла, у кого есть ошибки– 1 балл. Кто не выполнил упражнение – 0 баллов.

-Выполнив это задание мы получили ещё одну медальку. Что там написано?

-Давайте составим из полученных бочонков слово

-Что у вас получилось?

-Верно. Пчёлы благодарят нас за помощь и вашу хорошую работу на уроке.

-Как вы думаете нужно ли благодарить за помощь? Почему?

-Правильно

-Прочитайте. Составьте словосочетания имён прилагательных с именами существительных.

-па

-Работаем сообща, не мешаем другим группам.

-1,2,5.

-3,4.

-си

-Спасибо.

-Нужно. Таким образом мы благодарим людей за помощь.

Ф

И

Экран

Определение рода имён прилагательных,

наблюдение за зависимостью рода имени прилагательного от формы рода имени существительного

П- образовывают словосочетания, состоящие из имён прилагательных и имён существительных

Р- оценивают свою деятельность

V.Рефлексивно-оценочный этап:

1)Итог урока

15:35-15:36

Установление обратной связи.

Подведение итогов совместной и индивидуальной Д-ти, достижение поставленной цели.

Словесный (беседа)

-Наш урок подходит к концу.

-Давайте вспомним от чего зависит род имени прилагательного?

-Все ли пункты плана выполнили?

-Вы большие молодцы

-От существительного, с которым он связан по смыслу.

-Да

Ф

Р- осуществляют контроль своей деятельности в процессе достижения результата

2)Домашнее задание

15:36-15:38

Закрепить полученные на уроке умения.

Словесный (беседа)

-А сейчас найдите упражнение 134 на странице 77. Вам нужно составить словосочетания, заменяя имя существительное из скобок однокоренным именем прилагательным.

-Каким однокоренным именем прилагательным вы замените имя существительное «место».

-Верно. И к себе в тетрадь запишите словосочетание местный житель.

-Открываем дневники и записываем домашнее задание. Страница 77 упражнение 134.

-А так же дома вам необходимо составить 2 предложения и подчеркнуть основу, как мы с вами делали на уроке.

Записывают домашнее задание.

-Местный.

Ф

3)Рефлексия деятельности ученика

15:38-15:39

Оценить свои достижения.

Практический: (оценивание достижений)

-Оценим свою работу на всём уроке. Посчитайте баллы за все упражнения. Если вы набрали от 8 до 7 баллов, то поднимите золотую медаль. Если вы набрали от 6и до 5 баллов, поднимите серебряную медаль. Если набрали меньше 5, то поднимите бронзовую медаль.

Оценивают свою работу.

Ф

И

К- аргументируют свою точку зрения; отстаивают своё мнение

Итог работы класса

15:39-

15:40

Оценить достижения класса.  

Словестный (беседа)

-Ребята, вы старались работать как трудолюбивые и дружные пчелки. Урок закончен можете быть свободны.

Ф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

Склонение имён прилагательных женского рода с твёрдой основой.Цели урока:  Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа

Обобщить знания об имени прилагательном, формировать навыки правописания окончаний имён прилагательных женского рода в единственном числе, развивать умение проверять написа...

Конспект урока русского языка "Творительный и предложный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода. Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода»

Тип урока: формирования умений и навыков. Цель: учить писать окончания имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах. закреплять умения правильно писать окончан...

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных

Конспект урока по русскому языку 3 класс. УМК "Школа России" Тема. Изменение имён прилагательных по родам. Правописание родовых окончаний имён прилагательных...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам".

Конспект урока по русскому языку в 3 классе по теме: "Род имен прилагательных. Изменение имен прилашательных", с использованием технологии сотрудничества. Цель: изучение правил определе...