Что такое местоимение?
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Цель: формирование представления о местоимении, как о части речи.

Задачи:

Дидактические: познакомить с понятием «местоимение», учить находить местоимение в тексте;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь; развивать интерес к предмету, к конкретной деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру речи, взаимоотношение работать в парах, группах, слушать друг друга.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mestoimenie_kak_chast_rechi.docx34.62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. Павленко Полина Александровна

Тема: Что такое местоимение?

Класс: 2

Цель: формирование представления о местоимении, как о части речи.

Задачи:

Дидактические: познакомить с понятием «местоимение», учить находить местоимение в тексте;

Развивающие: развивать память, внимание, мышление, речь; развивать интерес к предмету, к конкретной деятельности на уроке.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, воспитывать культуру речи, взаимоотношение работать в парах, группах, слушать друг друга.

Этап урока

Образовательная задача этапов урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р – регулятивные, К – коммуникативные)

Личностные

I. Мотивационно-целевой

Мотивировать обучающихся к получению знаний темы «Что такое местоимение?»

Проблемный метод (приём постановки проблемной ситуации; столкновение различных мнений)

Организационный момент:

Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку.

Чистописание.

-Откройте тетрадь, запишите число и классная работа.

Словарная работа:

ветер, деревня, капуста, мебель, морковь, платок, тарелка, фамилия, собака, сапоги, тетрадь.

Постановка проблемной ситуации. 

Предлагает поработать в группе.

1 группа-работает у интерактивной доски, 2 группа- работает у доски, 3 группа- на месте.

-Ребята, перед вами слова, вам нужно разделить их на 4 группы (шагает, новая, вы, стол, книга, поёт, она, класс, красивый, говорит, урок, читает, яркий, я)

-По какому признаку вы разделили эти слова на группы? (по частям речи)

-Какие слова вы отнесли к 1 группе? (стол, книга, класс, урок)

-Почему? (потому что они относятся к одной части речи)

-К какой? (к существительному)

-Какие ко 2 группе? (шагает, говорит, читает, поёт- глаголы)

-Какие к 3 группе? (красивый, яркий, новая-прилагательные)

-4 группа: вы, она, я.

-Что это за слова? К какой части речи они относятся? (не знаем)

Сталкиваются с трудностью (не знают к какой части речи относятся слова)

2. Формулировка темы и цели урока.

- А хотите ли вы узнать, как называют часть речи, к которой относятся эти слова? (да)

-Прочитайте тему нашего урока в учебнике (стр.100): «Что такое местоимение?»

 -Давайте сформулируем цель нашего урока: (узнать о местоимении, как о части речи)

Приветствуют учителя. Готовятся к уроку.

Пишут под диктовку.

Знакомятся с проблемной ситуацией

Работают в группе.

Делят слова на группы.

Отвечают на вопросы по заданию.

Сталкиваются с трудностью

Знакомятся с темой урока.

Участвуют в формулировке цели.

Ф

Ф

Г

Г

Ф

Ф

Ф

Ф

Речь учителя

 Речь учителя;

Речь учителя, интерактивная доска, интернет-платформа «LearningApps. org», карточки;

Речь учителя;

Речь учителя;

Учебник, речь учителя.

Интерактивная доска, презентация.

Контроль

Контроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль

Контроль

Используют начальные знания для описания и объяснения;

Актуализируют знания о частях речи;

Р: организуют себя на уроке;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают и понимают речь других;

К: Умеют формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

П: Умеют наблюдать, читать, слушать

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

Положительно относятся к процессу познания;

определяют и формулируют цель на уроке;

II. Проектировочный

Развивать умения  обучающихся планировать свои действия для достижения цели

Проблемный метод

(изложение различных точек зрения)

-Как вы думаете, что мы должны знать, чтобы достичь нашу цель? (ответы учеников)

-Итак, с чего мы с вами начнем работу?

-Верно, для начала нам нужно:

1) узнать, что такое местоимение;

2) научиться находить местоимения в тексте;

 (На доске начало фразы, а учащиеся должны продолжить)

Планируют совместную деятельность на уроке

Ф

Интерактивная доска, презентация, речь учителя.

Контроль

Р: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли, слушают  и понимают речь других

Проявляют интерес к  учебной деятельности

III. Процессуальный

Реализовать план изучения темы, корректировать учебные действия обучающихся

Проблемный метод

(Поиск решения проблем;

Изложение разных точек зрения)

-С чего начнем нашу работу? (узнаем, что такое местоимение)

– На стр. 100, давайте прочитаем текст из упр. 171.

-Какие слова тут пропущены? (мышка, лягушка)

-Как можем назвать эту сказку? (Теремок)

-С какой целью автор употребляет выделенные слова? Называют ли они конкретное лицо или предмет? (выделенные слова не называют конкретное лицо).

-На что указывает слово он? (слово-он указывает на теремок)

-Кто называет себя словом я?

(словом я себя называет мышка)

-К кому обращаются с речью, употребляя слово ты? (употребляя слово ты обращаются с речью к квакушке).

-Вместо каких им. сущ. употребляется слово они?

(слово они употребляются вместо существительных мышка и лягушка).

– На какую часть речи указывают местоимения? (на имя существительное)

– А что обозначает им. сущ.? (предмет)

-Местоимение называет предмет или указывает на него? (указывает)

-Спишите диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

Организует коллективную проверку.

-Кто попробует дать определение понятию местоимение? (предположения)

-Давайте проверим ваши предположения. На стр. 101 прочитайте правило.

-Что сказано о словах-местоимениях? На

кого или на что они могут указывать?

-Выпишите в тетрадь из определения слова, которые указывают на предметы, но не называют их.

Осуществляет промежуточный контроль.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (1-узнали, что такое местоимение)

-У кого не возникло трудностей-поднимите зеленую карточку, а если вам было что-то непонятно, то красную.

-Давайте выполним физминутку.

-Давайте приступим ко второму пункту нашего плана. К какому? (научимся находить местоимения в тексте)

-В парах выполните задание:

1) Прочитайте.

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и я, и ты
Если мы сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
И не будет доброты.
Если только я и ты –
Если мы сорвем цветы…

2) Определите главную мысль стихотворения (если мы будем срывать цветы, то исчезнет красота и доброта)

-Почему нельзя рвать цветы? Что может случится?

- Что произойдет, если не будет цветов?

-Правильно, будет пусто и некрасиво без таких прекрасных цветов.

Насекомые и птицы питаются нектаром или пыльцой цветов, и без цветов они просто погибнут.

Если исчезнут с нашей планеты многие растения, то будет исчезать потихоньку и свежий воздух…

- Какой частью речи являются выделенные слова? Для чего их использовал автор?

- Спишите первое предложение, подчеркивая местоимение и другие части речи.

- Каких местоимений нет в стихотворении?

-Давайте теперь проверим. Поменяйтесь с соседом тетрадями.

-Поднимите зеленую карточку, если вы справились с заданием, красную, если возникли трудности.

-Какой пункт плана мы с вами выполнили? (2-научились находить местоимения в тексте)

Выполняют упражнение из учебника.

Отвечают на вопросы учителя.

Записывают диалог в тетрадь.

Читают правило в учебнике.

Выписывают слова в тетрадь.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Осуществляют самооценку.

Выполняют физминутку.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Выполняют задание в парах.

Определяют главную мысль.

Отвечают на вопросы

Списывают в тетрадь и указывают части речи.

Осуществляют взаимопроверку.

Осуществляют самооценку.

Участвуют в промежуточной рефлексии.

Ф

Ф

И

Ф

Ф

И

Ф

Ф

Ф

Ф

П

П

Ф

И

П

И

Ф

Учебник.

Речь учителя.

Учебник.

Интерактивная доска, презентация;

Учебник.

Учебник.

Речь учителя.

Сигнальные карточки;

Речь учителя.

Карточки с заданиями.

Карточки с заданиями.

Речь учителя

Карточки с заданиями.

Интерактивная доска, презентация;

Сигнальные карточки.

Речь учителя.

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Самоконтроль

Контроль

Контроль

Контроль

Взаимоконтроль

Взаимоконтроль

Контроль

Самоконтроль

Взаимоконтроль

Самоконтроль

Контроль

Умеют работать с предложенной информацией;

Узнают местоимения, понимают их значение и употребление в речи;

Владеют способами организации совместной деятельности;

Различают местоимения и имена существительные;

Распознают местоимения в тексте и правильно их употребляют;

Находят средства связи между предложениями (порядок слов, местоимения, синонимы)

Умеют писать местоимения со словами раздельно; 

П: проявляют познавательный интерес к изучению новой темы

П: развитие познавательного интереса, аналитико-синтетического мышления, устной и письменной речи обучающихся

Р: оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственной возможности ее решения;

К: с достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли;

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Р: Умеют оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её

решения.

П: Умеют наблюдать, читать, слушать

П: Умеют ориентироваться в своей системе

знаний и осознавать необходимость нового знания.

К: Умеют работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Проявляют внимательное и ответственное отношение

IV. Рефлексивно-оценочный

Соотносить результаты с поставленной целью

Проблемный (обобщение и анализ изученного материала)

Проводит обобщение по теме урока и оценивает совместно с обучающими правильность выполнения учебных действий.

Соотносит совместно с обучающимися их результаты с поставленной целью через проблемную ситуацию.

Задает вопросы о возникших затруднениях в ходе урока.

Оценивают реализацию плана под руководством учителя, сообщают о возникших затруднениях.

Участвуют в предложенной рефлексии

Ф

 Сигнальные карточки, речь учителя.

Контроль

Сопоставляют результаты с поставленными задачами

Р: осуществляют познавательную и личностную рефлексию

Принимают причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

классный час для 2 класса "Что такое хорошо, и что такое плохо"

формирование у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения;Предполагаемый результат:-расширение понимания значения слова «хорошо» и «плохо», развитие умения отличат...

Нравственный классный час: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

Данный материал расширит понимание значения слов "хорошо" и "плохо", поможет развивить умение отличать  плохое от хорошего....

Презентация к уроку окружающего мира "Кто такие птицы? Кто такие звери" Зоопарк"

Данная презентация предназначена для проведения урока окружающего мира в 1 классе по теме "Кто такие звери? Зоопарк"...

Классный час "Мы такие похожие и такие разные"

Классный час для проведения в начальной школе. Классный час направлен на формирование у детей умения общаться, понимать ценность каждого человека,воспитывать самоуважение и уважение к окружающим людям...

«Что такое «хорошо» и что такое «плохо» Разговор – импровизация

- В нашей жизни вокруг нас ходят два существа "Плохо" и "Хорошо".- Вот и сегодня мы с вами поведём наш разговор на тему:  "Что такое хорошо?" и "Что такое плохо?"...

Сценарий классного часа в первом классе «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»

Сценарий  классного часа в первом классе«Что такое «хорошо» и что такое  «плохо»Классный час проходит в форме устного журнала. На доске «журнал» иллюстрированный картинками из книги В....