Урок русского (падежн оконч)
план-конспект урока по русскому языку

Урок русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment_uroka.docx393.58 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Правописание безударных падежных окончаний

Цель: формирование умения писать безударные падежные окончания имен существительных

Задачи:

Дидактические: актуализировать знания учащихся о склонении имён существительных; совершенствовать умение правильно писать падежные окончания имен существительных трех склонений; выяснить, какие опорные слова могут быть проверочными; научить составлять алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных и применять его на письме.

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению темы «Правописание безударных падежных окончаний», устную и письменную речь обучающихся; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в паре, группе, фронтально по теме «Правописание безударных падежных окончаний»; воспитывать любовь к русскому слову и языку.

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Приятно смотреть на человека, лицо которого украшает тёплая и доброжелательная улыбка. Давайте поприветствуем друг друга своими улыбками. Подарите свои улыбки соседу справа и слева.

Постановка проблемной ситуации

На прошлых уроках мы учились определять склонение имён существительных и правильно писать падежные окончания имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения. Сейчас я предлагаю вам посмотреть на смарт-панель и подготовиться выполнить задание.

«Ребята, посмотрите, на поляне растет волшебный цветок. На каждом лепестке написано слово, но нет окончания. Переверните карточку номер один, вставьте пропущенные окончания в слова.

Проверьте себя, сравнив свою работу с образцом. Поднимите руку, кто выполнил задание верно.»

Формулировка темы и цели урока

Посмотрите, мы столкнулись с затруднением.

В каких словах окончание не вызвало затруднений? (На окне, на земле, к зиме). Почему? (В данных словах окончание ударное, мы ясно слышим звук: на окне – Е по земле – Е к зиме – Е)

В каких словах появилось сомнение в написании окончаний? (Во всех остальных) Почему? (Окончания безударные, звук может не соответствовать букве). Почему же у нас не получилось верно написать окончания в словах? Умеем ли мы писать безударные падежные окончания имен существительных? (нет) Какую же цель мы поставим на урок? (научиться писать безударные падежные окончания имен существительных). Верно. Откройте учебник русского языка на 102 странице, прочитайте тему урока. Действительно, сегодня на уроке мы будем работать над темой «Правописание безударных падежных окончаний».

  1. Проектировочный этап

На каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Посмотрите, пожалуйста, на смарт-доску. Пункты плана перемешались. Давайте восстановим их правильную последовательность.

  1. Вспомнить падежные окончания трёх склонений имён существительных.
  2. Познакомиться со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.
  3. Выяснить, какие опорные слова могут быть проверочными.
  4. Составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных и применять его на письме.

Верно, молодцы!

  1. Процессуальный этап

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить первым? Верно, вспомнить падежные окончания трех склонений имён существительных.

Для этого мы поработаем в парах и выполним следующее задание в раздаточном материале. Вам необходимо внимательно прочитать слова, определить их склонение, изменить данные слова по падежам, выделить окончания. Для этого вы можете использовать рабочие строки на карточке. В домик вам необходимо занести только окончания получившихся слов. На выполнение задания вам дается 5 минут.

Слова: змея, чайка, воробей, медведь, морковь, ладонь.

Сядьте правильно, если готовы. Хорошо, я вижу, что многие выполнили задание. Итак, первая пара, пройдите к документ-камере и представьте результаты своей работы.

Ребята, у всех так получилось? Поднимите зеленую карточку, если вы согласны с мнением первой пары, поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается. Вижу, опускайте.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили данное задание. Откройте учебник на 102 странице и сравните свою работу с таблицей, представленной в учебнике. Поднимите зеленую карточку, если вы верно выполнили работу; поднимите красную карточку, если вы допустили ошибки. Вижу, опускайте. (Если у кого-то красная карточка: в каком месте ты допустил ошибку?)

Какой пункт плана мы выполнили? Верно, вспомнили падежные окончания трех склонений имён существительных.

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Познакомиться со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.)

Для этого мы с вами выполним следующее задание. Посмотрите, на 103 странице учебника русского языка представлена таблица со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен существительных. Ознакомьтесь с ней.

Сейчас я предлагаю вам поработать в группах с раздаточным материалом и материалом учебника на 103 и 104 страницах.

Переверните карточку №2, прочитайте предложения. Итак, первая группа объяснит написание безударного падежного окончания слова полянке (на полянке, 1 предложение), пользуясь первым способом проверки; вторая группа объяснит написание безударного падежного окончания в слова «у полянки», пользуясь вторым способом проверки. При рассуждении вы можете воспользоваться подсказкой, представленной на 104 странице. На выполнение работы вам дается 3 минуты. Не забывайте о правилах работы в группе: не перебиваем друг друга, внимательно слушаем, приходим к единому мнению.

Итак, первая группа, поделитесь результатами своей работы. Вторая группа, поднимите зеленую карточку, если вы согласны с мнением первой группы. Поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается. Вторая группа, поделитесь результатами своей работы. Первая группа, оцените работу второй группы.

 Какой пункт плана мы выполнили? Верно, познакомились со способами проверки безударных падежных окончаний имён существительных.

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Выяснить, какие опорные слова могут быть проверочными.)

Верно. Опорные слова – это слова-помощники, с помощью которых мы можем проверить правописание безударных падежных окончаний имен существительных. В качестве опорных используются слова, в которых ударение падает на окончание.

Посмотрите на смарт-панель. Прочитайте, пожалуйста, представленные слова.

1-е скл.: луна, земля; 2-е скл.: конь, окно; 3 скл.: печь, степь.

Самостоятельно просклоняйте данные слова в тетради, выделите окончания, поставьте ударение. На выполнение работы вам дается 5 минут.

Скажите, ребята, могут ли данные слова быть для вас помощниками? Почему? (Могут, потому что при изменении данных слов по падежам ударение в них падает на окончание.)

Верно, данные слова являются опорными, и их вы можете использовать при проверке правописания безударных падежных окончаний имен существительных.

Итак, ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили? Верно, мы выяснили, какие опорные слова могут быть проверочными.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? Правильно, составить алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных и применять его на письме.

Для этого мы поработаем в группах на интернет-платформе LearningApps. Первая группа, займите рабочее место у смарт-доски, вторая – у смарт-панели. Вам необходимо заполнить пропуски, чтобы получился верный алгоритм проверки безударных падежных окончаний имен существительных, а затем, следуя алгоритму, определить правильное написание окончаний представленных ниже слов. На выполнение работы вам дается 5 минут. Помните о правилах работы в группе. Выберите человека, который представит вашу работу.

Итак, займите свои места. Представители групп, останьтесь у смарт-доски и смарт-панели. Первая группа, представьте свою работу. Вторая группа, оцените работу первой группы с помощью сигнальных карточек. Поднимите зеленую карточку, если вы согласны; поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Проверьте свою работу, нажав на кнопку проверки.

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных

Алгоритм правописания безударных падежных окончаний имен существительных

  1. Найти слово, от которого ставится вопрос к имени существительному и задать его.
  2. Определить падеж имени существительного.
  3. Поставить слова в начальную форму и определить склонение.
  4. Вспомнить окончание данного имени существительного в нужном падеже.
  1. Поставить имя существительное в начальную форму и определить склонение.
  2. Подобрать опорное слово того же склонения с ударным окончанием.
  3. Поставить в нужном падеже.
  4. Определить окончание.
  5. Написать слово, обозначить окончание.

Ребята, какой пункт плана мы выполнили?  Верно, составили алгоритм правописания безударных падежных окончаний имён существительных и применили его на письме.

Посмотрите, все ли пункты плана мы выполнили? (да)

4. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним, над какой темой мы сегодня работали? (Мы работали над темой «Правописание безударных падежных окончаний») Какую цель мы ставили на урок? (научиться писать безударные падежные окончания имен существительных). Как вы считаете, достигли ли мы цели? Поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что мы достигли цели урока, поднимите красную карточку, если вы считаете, что цели мы не достигли.

Ребята, а сможем ли мы теперь выполнить задание, с которым у нас возникло затруднение? (Да) Давайте вернемся к нему. Переверните карточку номер один, вставьте пропущенные окончания в слова.

Проверьте себя, сравнив свою работу с образцом.

Поднимите зеленую карточку, если вы выполнили задание верно. Поднимите красную карточку, если вы допустили ошибки.

Иван Сергеевич Тургенев, знаменитый русский писатель и поэт, говорил: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык. Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни.» Пусть эти слова будут девизом нашего дальнейшего изучения и познания богатств нашего великого и могучего русского языка.

На этом наш урок подошел к концу, вы все отлично потрудились, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе. Тема: "Правописание падежных окончаний имен существительных в Р. Д. П. падежах "

Упражнения и задания, которые представлены в данной презентации помогут детям закрепить пройденный материал....

Технологическая карта урока русского языка в 4 классеТема урока :«Развитие умений писать безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных».

технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умений писать безударные окончания в падежных окончаниях имен существительных" УМК "Начальная школа 2100"...

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Урок русского языка.Тема урока. Склонение и правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе.

Цели урока.  Создать условия для ознакомления со способами проверки написания безударных падежных окончаний имен прилагательных, с окончаниями имен прилагательных мужского и среднего рода ; ...

Разработка урока "Давным-давно окончена война"

Разработка урока "Давным-давно окончена война" / Даниил Гранин  "Блокадная книга"/...

Технологическая карта урока Русский язык Класс: 4 класс Тема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».

Предмет: Русский языкКласс: 4 классТип урока: ознакомление с новым материаломТема урока: «Падежные окончания имён существительных в родительном падеже».Цель урока:  Закреплять зн...