Урок русского языка
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Уроу русского

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_russkogo_yazyka.docx209.05 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка

Тема: Личные местоимения

Цель: формирование умения определять лицо и число личных местоимений

Задачи:

Дидактические: систематизировать и обобщить знания о личных местоимениях; учить находить личные местоимения в тексте; учить определять синтаксическую роль личных местоимений в тексте

Развивающие: развивать познавательный интерес к изучению темы «Личные местоимения», устную и письменную речь обучающихся; развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Воспитательные: воспитывать культуру взаимоотношений при работе в паре, группе, фронтально по теме «Личные местоимения»; воспитывать любовь к русскому слову и языку.

Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Начать урок русского языка мне хотелось бы со слов Владимира Александровича Луговского, русского поэта и журналиста:

«Если вы будете изучать русский язык, страстно любить его, то вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка».

Как вы понимаете данное высказывание?

Постановка проблемной ситуации

Ребята, сейчас я предлагаю вам индивидуально выполнить задание на карточке №1. Прочитайте текст.

Карточка №1

Сова

1. Сова – хищная птица. 2. Сова (_____) считается лучшим охотником. 3. У совы мощные когти и чуткие уши. 4. Сова (_____) хорошо видит днём и ночью. 5. У совы крючкообразный клюв, с помощью которого сова издаёт звуки, похожие на щёлканье. 6. Совы живут во всех уголках земного шара. 7. Совы (_____) обитают в горах, лесах, степях, на морских побережьях и даже на Крайнем Севере.

Ребята, что вы заметили? (В каждом предложении повторяется слово «сова»/формы слова «сова».)

Замените выделенные слова личными местоимениями, запишите их в скобках рядом с выделенным словом. Определите лицо и число личных местоимений. На выполнение задания вам даётся 5 минут.

Ребята, давайте проверим, правильно ли вы выполнили данное задание. Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, предложения, которые у тебя получились. Скажи, к какому лицу и числу относится каждое личное местоимение.

Ребята, оцените работу Имя ребенка. Поднимите зеленую карточку, если вы считаете, что Имя ребенка верно выполнила задание. Поднимите красную карточку, если вы считаете, что Имя ребенка допустила ошибки.

Формулировка темы и цели урока

Ребята, у нас возникли затруднения: наши мнения разошлись. Как вы думаете, почему? Умеем ли мы определять лицо и число личных местоимений? Какую же цель мы поставим на урок? (научиться определять лицо и число личных местоимений)

Откройте учебник русского языка на 91 странице. Мы начинаем изучать новый раздел. Прочитайте его название («Местоимение»). Прочитайте, чему мы будем учиться при изучении данного раздела.

Сегодня на уроке мы познакомимся с первой темой раздела «Местоимение». Откройте учебник на 92 странице, прочитайте её название. Верно, сегодня на уроке мы будем работать над темой «Личные местоимения».

2. Проектировочный этап

На каждом уроке у нас есть алгоритм действий, которому мы следуем, чтобы достичь цели. Поэтому сейчас я предлагаю вам с помощью опорных слов, представленных на доске, составить план наших действий.

  1. Узнать, что такое личные местоимения
  2. Учиться находить личные местоимения в тексте
  3. Учиться определять синтаксическую роль личных местоимений в тексте

Ребята, скажите, вы знаете, кто такие исследователи?

Исследователи — это люди, которые занимаются исследованием какой-то нерешенной проблемы, изучают её, в результате чего находят решение проблемы и открывают новые, ранее неизвестные знания.

Сегодня я предлагаю вам побыть в роли исследователей. За каждый выполненный пункт плана вы будете получать значок исследователя. В конце урока мы сможем посмотреть, как вы справились с заданиями. Самый активный ученик получит дополнительный значок исследователя.

3. Процессуальный этап

Ребята, какой пункт плана мы должны выполнить первым? (Узнать, что такое личные местоимения)

Для того, чтобы узнать, что такое личные местоимения, я предлагаю вам выполнить 156 упражнение на 92 странице учебника. Рассмотрите рисунки. Прочитайте местоимения (я, ты, он, она, оно, они, вы, мы).

Что такое местоимение? (Часть речи.) Какая часть речи называется местоимением? (Местоимение не называет предметы, а только указывает на них.)

Назовите каждое местоимение и скажите, на кого или на что они указывают. (Местоимения я, мы указывают на говорящего: я говорю, мы говорим; местоимения ты, вы указывают на собеседника: ты говоришь, вы говорите; местоимения он, она, оно, они указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят) 

Задумайтесь, как же называются местоимения я, ты, …? (Личные местоимения.) Почему они называются личными? (Указывают на лицо говорящего, слушающего.)

Давайте проверим, верны ли ваши рассуждения, и прочитаем правило.

Что вы узнали из нового правила?

Ребята, оказывается, что личные местоимения можно разделить на три группы: личные местоимения 1-го лица, 2-го лица и 3-го лица. А также личные местоимения бывают единственного числа и множественного.

Сейчас я предлагаю вам в группах выполнить задание с раздаточным материалом. Посмотрите, перед вами пустая таблица и карточки с личными местоимениями. Ваша задача соотнести каждое личное местоимение с его лицом и числом. Для того, чтобы прикрепить карточку к таблице, снимите пленку со скотча на обратной стороне карточки и приклейте в нужное окошко. На выполнение работы вам дается 2 минуты. Помните о правилах работы в группе.

Первая группа, представьте свою работу. Вторая группа, оцените работу первой группы. Поднимите зелёную карточку, если вы согласны с мнением группы; поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Откройте учебник на 93 странице. Сравните свою работу с образцом. Поднимите зеленую карточку, если вы выполнили задание верно. Поднимите красную карточку, если вы допустили ошибки.

Что узнали о личных местоимениях? Расскажите по таблице, что вы узнали о каждом личном местоимении (личное местоимение мы — это местоимение 1-го лица, множественного числа и т. д.).

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Мы узнали, что такое личные местоимения)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите первый значок исследователя.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Научиться находить личные местоимения в тексте)

Для того, чтобы научиться находить личные местоимения в тексте, я предлагаю вам самостоятельно выполнить 126 упражнение в рабочей тетради на 57 странице. Прочитайте четверостишие. Вставьте пропущенные буквы. Найдите и подчеркните личные местоимения. Устно определите их лицо и число. На выполнение задания вам дается 3 минуты.

https://sun9-77.userapi.com/impf/5clPgVBpSU3WqEuP-mTYJkYQ3QLN4MtgoJSIfQ/kjFaTOKXOCY.jpg?size=2560x1037&quality=95&sign=5cdd0bd43a8533173d426fa938f7390a&type=album

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте. Проверьте правильность выполнения задания. Если буквы вставлены верно, подчеркнуты личные местоимения, поставьте «плюс». Если ваш сосед допустил ошибки, зачеркните их карандашом и помогите соседу выполнить задание правильно. На проверку работы вам даётся 1 минута.

Ребята, какие личные местоимения вы нашли в тексте? (я, ты) Как вы их нашли? (Задавали вопрос «кто?» к местоимению /запомнили) К какому лицу и числу относится местоимение «я»? К какому лицу и числу относится местоимение «ты»?

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Учиться находить личные местоимения в тексте)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите второй значок исследователя.

Какой пункт плана мы должны выполнить следующим? (Научиться определять синтаксическую роль личных местоимений в тексте)

Для того, чтобы научиться определять синтаксическую роль личных местоимений в тексте, я предлагаю вам выполнить следующее задание индивидуально. Имя ребенка выполнит задание у доски. Прочитайте текст на карточке №2. Спишите 5 и 10 предложения, разберите их по членам. На выполнение работы вам даётся 5 минут.

Карточка №2

Золотые шарики

1. Утром поляна ещё была зеленой. 2. Но вдруг из-за тучи появилось солнце. 3. Оно ярко светило, и его первые лучи заскользили по зелёному ковру. 4. Лучик коснулся маленького одуванчика. 5. Он раскрыл свои зелёные листочки. 6. Затем появился жёлтый пушистый шарик. 7. Таких шариков оказалось много. 8. И наша поляна красилась маленькими золотыми шариками. 9. Поляна ожила. 10. Я очень люблю эти золотые шарики.

Ребята, давайте проверим, как вы выполнили данное задание. Прочитайте, что у вас получилось. Имя ребенка, каким членом предложения является местоимение? (подлежащим) Как ты это определил? (Подлежащее обозначает предмет, то, о чем идет речь в предложении. Я поставил к местоимению вопрос «кто?», следовательно, это подлежащее)

Ребята, поднимите зелёную карточку, если вы согласны с мнением Имя ребенка; поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Какой вывод мы можем сделать? Каким членом предложения может быть местоимение? (Местоимение может быть в предложении подлежащим)

Ребята, какой пункт плана мы выполнили? (Учиться определять роль личных местоимений в тексте)

Если вы считаете, что мы выполнили данный пункт плана, возьмите третий значок исследователя.

  1. Рефлексивно-оценочный этап

Ребята, давайте вспомним, какую цель мы ставили перед собой на урок? (научиться определять лицо и число личных местоимений)

Как вы считаете, достигли ли мы цели? Давайте вернемся к заданию, с которым у нас возникли затруднения в начале урока. Возьмите карточку №1. Определите лицо и число личных местоимений.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Имя ребенка, прочитай, пожалуйста, что у тебя получилось. Ребята, поднимите зелёную карточку, если вы согласны с мнением Имя ребенка; поднимите красную карточку, если ваше мнение отличается.

Посчитайте количество собранных значков исследователя. Поднимите зеленую карточку, если вы собрали все три значка. Поднимите красную карточку, если вы собрали два значка и менее. Как вы думаете, кто была самым активным на уроке? Имя ребенка получает дополнительный значок.

Ребята, относитесь к русскому языку бережно и с любовью! Думайте о нем, изучайте его. И вам откроется мир безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка…

На этом наш урок подошел к концу. Вы все отлично поработали, молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....