Конспект урока по русскому языку «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Лызова Наталья Александровна

Урок-игра с использование системно- деятельностного метода обучения, с применением ИКТ и приёмов ТРКМ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_imya_sushch.docx26.69 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний об имени существительном»

 3 класс

Автор-составитель Лызова Н.А.

Цель урока: организация деятельности учащихся направленная на обобщение и систематизацию изученного по теме «Имя существительное», формировать у учащихся новые способы деятельности по структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Метапредметные УУД.

Познавательные УУД:

– использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения учебных задач;

– уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– уметь строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях

Регулятивные УУД:

– ставить цели, ориентированные на понимание учащимися содержания направления учебной работы на уроке и ожидаемых результатов;

– уметь оценивать выполнение действий по заданным внешним и внутренним критериям и вносить необходимые коррективы, уточнения (уметь использовать сведения о языке как внешний критерий правильности сделанных выводов по результатам наблюдений и анализа языкового материала урока;

– выполнять учебные действия в материализованной речевой и мыслительной форме.

Коммуникативные УУД:

– работа с взрослым; в группах и парах

– активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, слушать и слышать других; строить монологические высказывания; умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Личностные УУД:

- формирование учебной мотивации; адекватной самооценки;

осознание смысла учения и личной ответственности за будущий результат.

Планируемые результаты:

Ученики научатся:

- выделять имена существительные в тексте, различать одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные, выполнять морфологический разбор, определять число, род и падеж имён существительных.

Тип урокаурок обобщениясистематизации знаний, умений и навыков.

Форма проведенияурок-игра с использование системно- деятельностного метода обучения, с применением ИКТ и приёмов ТРКМ.

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

«Обобщение и закрепление знаний об имени существительном»

I. Организационный момент. (Слайд 1)

- Еще раз добрый день!

Ну, а что это значит?

Значит, день наш по-доброму начат!

Значит, день принесёт нам удачу,

- Ребята, желаю вам хорошей и успешной работы. Присаживайтесь!

- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие. Нашим помощником будет  ПУТЕВОДИТЕЛЬ.  Все необходимые записи будем выполнять в нем.

А на  чем мы отправимся, вы узнаете, если отгадаете загадку:

Что за чудо - жёлтый дом!

Ребятишек много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином.    - Правильно (Слайд 2).

1 задание:

- А автобус у нас необычный- сказочный.

Чтобы наш автобус завелся, мы должны записать строчку каллиграфии, внимание на доску:

Аааваалаавл ассо автобус

- Назовите орфограммы в слове «автобус». Можно ли их проверить?

2 задание: (Слайд 3) 

- Составьте из слов предложение и сделайте полный разбор.

Автобус, к, новенький, остановка, подъехать

3 задание:

- Сейчас на слайде будут появляться слова. Ваша задача – записать пропущенные буквы по порядку в пустые клетки. (Слайд 4-10) 

Д…рога, лес…ница, со…нце, р…сунок, с…астье, ван…а, м…роз

- Какие орфограммы встретились в словах? (непроверяемая безударная гласная, непроизносимый  согласный)

- Какое слово у вас получилось? - Проверьте по эталону. (отлично) слайд 11

- Я желаю вам всем получить такую отметку сегодня.

- Что общего у всех этих слов? (имена существительные)

- Сформулируйте тему урока. (Сегодня мы будем повторять, что мы знаем об имени существительном)

   

 – Какая  же цель будет  стоять перед  нами сегодня на уроке?    слайд 12

Повторить…

Обобщить…

Систематизировать…

4 задание: «Кластер». Работа в группах.

- Ребята, чтобы вспомнить все об имени существительном, нам необходимо поработать в группах.

- Вам надо составить «кластер»- схему.

- Выберите из предложенного все, что относится к имени существительному и приклейте в схему.

Работают в группе.

На доске:

- А сейчас давайте проверим все, что вы вспомнили об имени существительном  и составим общий «кластер»

-обозначают предмет,…

-отвечают на вопросы: кто? что?

-одушевленные, неодушевленные

-изменяются по числам: ед.ч., мн.ч.

-имеют род: ж.р.; м.р.; ср.р.

- собственные, нарицательные,

- изменяются по падежам.       Вывешиваю на доску  признаки.

5  задание: Работа с карточками слов.

- Ребята, мы вспомнили о существительном, а теперь проверим, насколько вы все усвоили.

- Я попрошу встать тем, у кого Собственные имена существительные, а у кого нарицательные – останьтесь на своих местах.

- Если у вас одушевленное имя существительное, то повернитесь к карточке ОДУШЕВЛЕННЫЕ,  а если неодушевленное имя существительное, то в сторону карточки НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ.

- Выйдите в угол 1 те, у кого имена существительные женского рода.

- Выйдите в угол 2 те, у кого имена существительные мужского рода.

- Выйдите в угол 3 те, у кого имена существительные среднего рода.

6 задание:

- Сейчас я спрашиваю любого из вас, а вы должны дать характеристику вашему имени существительному.

7 задание: Работа в парах

- Заполни таблицу, пользуясь текстами.

Текст 1. Настоящая весна приходит с середины марта. Звонче капель, с крыш течет, свисают длинные сосульки. Радостно чирикают под лучами яркого солнца воробьи.

  На юге уже цветут сады. Армия перелетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки отправляются они в дальний путь. Первые самые ближайшие гости — грачи. В старых парках на очень высоких деревьях устраивают они свои гнезда и шумом и гамом наполняют окрестности.

Одушевлённые имена существительные

Неодушевлённые имена существительные

Текст 2. Пришла зима. Начались заморозки. Ночью лужи затянуло льдом. Подул резкий ветер. Хлопьями падает снег. Он засыпает все дорожки в школьном саду.

Единственное число

Множественное число

Текст 3 Исправь допущенные ошибки, запиши слова в таблицу.

Летом мы решили съездить к бабушке вале в деревню малиновка. Она стоит на берегу реки камы.

Имена собственные

Имена нарицательные

8 задание: Выполните задание и проверите свои знания

в

о

р

о

н

а

н

е

ю

н

о

ш

а

а

л

п

б

и

н

т

р

о

а

с

т

о

л

о

с

р

ф

м

к

у

д

и

т

ц

в

у

д

а

п

а

г

г

и

е

м

е

ш

а

л

а

ш

о

д

у

п

ь

л

о

ч

е

в

п

р

д

к

к

в

м

и

т

ь

н

а

о

ж

а

з

х

о

м

ч

г

л

у

ш

ь

ы

к

а

щ

з

х

ц

ш

  1. Существительное м.р., ед.ч, одушевлённое (юноша)
  2. Сущ ж.р., неодуш, ед.ч. (парта)
  3. Сущ, м.р. с шип.на конце слова(шалаш)
  4. Сущ, с.р., неодуш, ед.ч.(окно)
  5. Сущ, ж.р,  с шип.на конце слова (глушь)

Домашнее задание: Определи верные и неверные высказывания.

высказывания

+/ -

1

Имена существительные обозначают признак предмета.

2

Имя существительное отвечает на вопросы кто? и что?

3

Имена существительные обозначают предмет.

4

Одушевленные имена существительные отвечают на вопрос что?, а неодушевленные - на вопрос кто?

5

Имя существительное Москва- имя собственное, город - нарицательное.

6

С заглавной буквы пишутся имена, фамилии людей, клички животных, названия стран, городов, рек

7

 Имена существительные бывают одушевленные - отвечают на вопрос кто? и неодушевленные - на вопрос что?

8

Имена существительные, которые обозначают один предмет- стоят в единственном числе, во множественном числе- обозначают несколько предметов.

9. Рефлексия.

- Какую цель ставили в начале урока?

Достигли?

- Молодцы! Мне тоже понравилась ваша работа.

- Предлагаю каждому из вас оценить результаты работы.

На этом наш урок завершён.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку: "Что такое склонение? Три склонения имен существительных".

На данном уроке рассмотрены признаки, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, вводится  термин склонение....

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие об имени существительном". 2 класс.

Конспект урока разработан по программе Школа России для учащихся 2 класса....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе Тема: «Связь имени существительного и имени прилагательного».

Урок составлен   с использованием образовательной технологии В.В Лебедева «Достижение прогнозируемых результатов учащихся»....

Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Закрепление знаний об имени прилагательном"

Данный урок предназначен для учащихся 3 класса по УМК "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Обобщение и закрепление знаний по теме глагол" 2 класс

Данный  урок  поможет систематизировать и обобщить знания учащихся по теме "Глагол"...

Конспект урока русского языка по теме: «Закрепление знаний об имени существительном» 3 класс.

В данной разработке происходит закрепление знаний об имени существительном с учащимися 3 класса, обучающимися по программе "Начальная школа XXI  века"....