Методические рекомендации по развитию мыслительных операций младших школьников
методическая разработка по русскому языку

Задания и упражнения по русскому языку на развитие мышления младших школьников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мышление играет огромную роль в развитии личности. Владение мыслительными операциями требуется от учащихся уже в 1 классе. Если у ребенка развивать мыслительные операции уже с детства, а особенно с 1 класса: умение анализировать, рассуждать, выделять общее и различное, развивать любознательность, которая проявляется в вопросах ребенка, то ребенку в дальнейшем будет легче учиться и развиваться. Именно в младшем школьном возрасте начинается целенаправленное обучение и воспитание, основным видом деятельности становиться учебная деятельность. В начальных классах закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом. Поэтому учить и воспитывать младшего школьника очень ответственная задача, и чтобы это было интереснее и в то же время эффективным в плане развития мыслительных операций необходимо использовать специальные развивающие упражнения и задания.

На уроках русского языка учебный материал достаточно трудный для усвоения. Комплекс упражнений по развитию операций мышления на уроках русского языка способствует повышению познавательной активности, систематичности и прочности усвоения материала.

Предлагаем задания и упражнения по развитию операций мышления младших школьников на уроках русского языка посредством вербального материала, систематичное применение которых позволит повысить уровень развития операций мышления. Предложенные задания и упражнения разделены на группы по развитию какой-либо определенной операции мышления.

  1. группа упражнений на развитие мыслительных операций — анализ и синтез:

Что лишнее?

Учащимся предлагаются любые три слова:

  • плиты, лисица, огурец
  • собака, помидор, солнце
  • корова, ботинки, трава
  • курица, пшеница, подушка
  • гусь, лягушка, тина.

Задание учащимся: из предложенных трех слов надо оставить только два, которые имеют в чем - то сходные свойства, а одно - "лишнее", оно не обладает этим общим признаком, поэтому его следует исключить.

Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное - как можно больше признаков, объединяющих каждую оставшуюся пару слов и не свойственных исключительно лишнему слову.

Наборщик

В игре принимают участие двое или группа играющих. В начале игры произвольно подбирается слово, состоящее из определенного количества букв. Из букв выбранного слова составляются (набираются) другие слова.

Например, из слова «наборщик» можно составить следующие слова: набор, щи, борщ, кино, бор, банщик, барон, барин, икра, роща, ар, бак.

Шифровальщики

Один выступает в роли шифровальщика (учитель), другой — отгадчика. Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Возможны варианты шифровки: перестановка букв в слове, пропуск букв (гласных или согласных). Отгадчик должен отгадать зашифрованное слово, предварительно определив принцип шифровки.

Жыил     аиски        кьиокн        нолс

лыжи        санки        коньки        слон

Можно усложнить игровые задания, в которых играющим предстоит не только расшифровать слова, но также выбрать из расшифрованной группы слов лишнее. Например:

аалтерк (тарелка), кожал (ложка), шкаач (чашка), дмончеал (чемодан).

Лишнее слово чемодан.

ниавд, сеотт, лексор, (диван, тесто, стол, кресло);

атсен, тевонкр, ракыш, коон (стена, конверт, крыша, окно);

саивл, реох, шраук, шрауг (слива, орех, шкура, груша);

снируко, едулжко, мниско, ртаника (рисунок, желудок, снимок, картина)

низоб, фелетон, обрез, грит (бизон, телефон, обрез, зебра, тигр).

  1. группа упражнений, направленных на развитие мыслительной операции сравнение

Слова - матрешки

В нашем языке есть слова, похожие на матрешку. Прочитаешь их - кажется, что перед тобой - одно слово, а если присмотришься повнимательнее, то увидишь, что внутри спрятаны другие слова. Например: в слове черемуха спрятана муха, а в волке - волк. Спрятанные слова меньше, чем предложенные. Прочитайте приведенные ниже слова, и найди в них другие, затаившееся.

Победа-         Бусы-    Тапочки-   Тумбочка-         Удочка-         Рыбак -                Осадки -   Из лукошка - Резина - Господин - Коса - Дрожь -        Атом — Трубил

Ответы: беда (еда), усы, почки (очки), бочка, дочка, бак, сад, кошка, Зина, шина, один, оса, рожь, том, рубил.

Пропавшие без вести

а) Приготовьтесь к поиску. Из данных слов сбежало одно животное. А какое, вы должны догадаться сами. На место звездочек вставьте название сбежавшего животного.

Сер**ка,

Заст**ка

од**ка

ст**ка

Ответы: сережка, застежка, одежка, стежка.

б) А из этих слов улетела оса. Что это за слова?

______да;

______дки;

______нка;

пол_+____;

н______тый

Ответы: осада, осадки, осанка, полоса, носатый.

Замени согласную букву

В предложенных словах необходимо заменить подчеркнутую букву другой, чтобы получилось новое слово. Вот так: корж - морж.

Дедушка -

Малина -

Палка-

Доска-

Блин-

Губы -

Шапка –

Колено-

Мамочка-

Корка-

Разно — одинаково.

Внимание детей обращается на 2 или более предметов с просьбой определить, что в них разное, а что одинаковое.

Материал: Дача - дом в городе.

Умный - глупый человек.

Игра - учеба.

Праздник - будни.

Ребенка ругают - хвалят.

Человек думает - действует.

Раздели слова.

Необходимо разделить данные слова так, чтобы из каждого получилось два.

Материал:

Горизонт = ___________+_________        

Кипарис =        _____+_________

Газель =__        +_________

Парус =_________+__________        

Верхушки =___________+___________        

Макушки =        __________+__________        

Волокно =_________+_____

Ответы: гори + зонт, кипа + рис, газ + ель, пар + ус, верх + ушки, мак + ушки, вол + окно.

Четвертый лишний

Ребятам предлагаются четыре слова, из которых три могут быть объединены каким - то общим понятием, а одно — не подходит к этому общему слову и потому является как бы "лишним"

Материал:

  1. валенки, ботинки, туфли, куртка.
  2. собака, кузнечик, олень, кошка.
  3. самолет, стрекоза, планер, ракета.
  4. корова, медведь, кошка, собака.
  5. береза, тополь, яблоня, сирень.
  6. санки, мяч, коньки, лыжи.
  7. тапочки, сапоги, валенки, ботинки.
  8. холодильник, телевизор, тумбочка, стиральная машина.

3. группа игр направленных на развитие мыслительной операции — абстракция

Цепочка слогов.

Нужно составить из слогов слова. Какие получились слова? Сколько слогов в каждом слове?


4.группа игр направленных на развитие мыслительной операции — обобщения

Сделай из одного слова много

Ребятам предлагается закончить фразу, назвав как можно больше слов относящихся к определенному понятию. Материал:

  1. овощи - это...
  2. фрукты - это...
  3. ягоды-это...
  4. животные - это...
  5. деревья - это...
  6. цветы-это...
  7. транспорт - это...
  8. птицы-это...

Молчанка

Учитель называет слово, а ученики поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.Подбор слов может быть произвольным и тематическим. Комментарий для учителя. Из числа учащихся выделяется судья, который отмечает ошибки детей, насчитывая ряду штрафные очки.

Викторина

Учитель раздает каждому ученику по одной-две полоски с заданиями. По сигналу учителя они должны прочитать вопросы и письменно на них ответить. Выигрывает тот, кто первым наиболее правильно и полно ответил на вопросы.

Примерный материал.

  1. Названия каких времен года имеют безударную гласную в корне? (Зима, весна, осень.)
  2. В названиях каких животных встречается безударный гласный в корне? (Свинья, лиса, коза, осел.)

3.        В названиях каких птиц есть безударный гласный в корне?
(Сова, снегирь, скворец.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс «Интеллектика» - технология развития мыслительных способностей младших школьников.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции "Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития"...

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"

Обобщение опыта "Активизация познавательной деятельности на основе развития мыслительных процессов младших школьников"...

Использование приемов технологии критического мышления для развития мыслительной деятельности младших школьников.

Кто из нас, учителей, заду­мывается, а что думают наши ученики, какие цели они ставят перед собою на уро­ке? Бывает, что во время урока кто-то из ребят сидит и скучает. Он уже знает эту тему, и ему не...

Методическое пособие "РАЗВИТИЕ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ"

Пособие  посвящено разработке и применению в учебном процессе активных  методов   обучения (АМО). Приведена классификация АМО, даны конспекты по применению АМО на уроках математики...

Методические рекомендации по развитию эмпатии у младших школьников

Работу по совершенствованию коммуникативного поведения и формированию эмпатии необходимо проводить комплексно.В данной статье представлены игры,упражнения для развития трех основных компонетов эмпатии...

Методические рекомендации по развитию творческих способностей младших школьников на уроках литературного чтения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

С целью развития познавательных интересов младших школьников с трудностями в обучении на уроках литературного чтения посредством занимательного материала, нами были разработаны методические рекомендац...