Открытый урок по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс)

Юсупова Гульчачак Сагмановна

4 класс. «Склонение имен прилагательных мужского и среднего  рода в единственном числе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06.12.docx722.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок в 4 А классе по теме:

 «Склонение имен прилагательных мужского и среднего  рода в единственном числе».

Учитель высшей категории

 Юсупова Г. С.

Тема: «Склонение имен прилагательных мужского и среднего  рода в единственном числе».

Цель: Формирование умений склонять имена прилагательные мужского и среднего  рода, определять их падеж.

Задачи:

Образовательные:

создать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных мужского и среднего  рода в единственном числе;

 способствовать обогащению словарного запаса;

 способствовать развитию навыков составлять словосочетания с именами прилагательными, выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных.

Развивающие:

 развивать орфографическую зоркость;

 развивать речь детей;

 развивать мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать

выводы.

Воспитательные:

 содействовать воспитанию интереса к русскому языку,

 воспитывать умение работать в коллективе;

  • воспитание патриотизма;

Планируемые предметные результаты:

 познакомятся  с  падежными  окончаниями имен  прилагательных  женского

рода в единственном числе;

 научатся склонять имена прилагательные женского рода;

 научатся составлять словосочетания с данными именами прилагательными,

выделять окончания, указывать падеж имен прилагательных.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

 самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

 поиск и выделение необходимой информации;

 преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;

 анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;

 синтез.

Коммуникативные УУД:

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Регулятивные УУД:

 постановка учебной задачи;

 оценивание качества и уровня усвоения материала.

Личностные УУД:

 нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и  личностных ценностей.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс  II часть.

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкийи др.,  компьютер, экран, презентация,  карточки.

Этап урока

Методы и приемы

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

I. Этап самоопределения к деятельности

Итак, друзья, внимание.

Ведь прозвенел звонок

Садитесь поудобнее

-Начнем скорей урок!

- Сегодня у нас необычный урок, к нам пришли гости. Посмотрели на гостей, поздоровались, посмотрели на меня, улыбнулись друг-другу, сели на свои места.

К: настраиваться на урок.

II. Актуализация знаний и мотивация

Фронтальная форма работы

-Ребята, сегодня мы с вами будем работать по особому плану, у вас лежат «Маршрутные листы», после каждого этапа не забываем себя оценивать.

- Начнем мы наш урок с чистописания. Но сначала откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число и классная работа.

Посмотрите на экран, какие условные обозначения вы видите? Значит, о чем будем говорить? (О падежах)

- Молодцы!

Прочитайте стихотворение, о какой части речи будем говорить? (Об именах прилагательных)

- Что мы знаем об именах прилагательных?

 - Кто сможет определить тему урока?

Что мы знаем об именах прилагательных сейчас?

Встают 8 чел., отвечают на вопросы

Блиц-опрос.

  1. Что такое имя прилагательное?
  2. На какой вопрос отвечают имена прилагательные мужского рода?
  3. На какой вопрос отвечают имена прилагательные среднего рода?
  4. На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода?
  5. Что они обозначают?
  6. Как изменяются имена прилагательные?
  7. Как определить род, число, падеж имени прилагательного.
  8. Чем являются в предложении?

Значит, сегодня мы будем склонять имена прилагательные, а какие имена прилагательные?

Словарный диктант (взаимопроверка). Правописание словарных слов где можно посмотреть? Смысл слов?

  • Берёза, сорока, деревня, заря, снег.
  • Горизонт, инженер, вагон, портрет, молоко.

-    Сегодня разделим словарные слова на 2 группы. Пишем первую группу, найдите лишнее слово, подчеркните. Пишем вторую группу, найдите лишнее слово, подчеркните.

Что вы можете рассказать об этих словах? (Устный морфологический разбор)

- Подберите имена прилагательные к этим словам по вариантам. Дети выходят и пишут прилагательные

1 вариант                  2 вариант

Снег                          молоко

- Определите род, число имен прилагательных

П:классификация объектов по выделенным признакам.

П:поиск и выделение необходимой информации.

III. Постановка учебной задачи

- Кто готов сказать полное название темы урока? (склонение имен прилагательных  среднего и мужского родов).

Какие цели ставим? Чему научимся? (Узнаем вопросы, окончания, схожесть  и различие окончаний)

-Вот мы и поставили цель! Молодцы! А теперь начнем работать, чтобы достичь поставленных целей.

- Сначала вспомним падежи и вопросы имен прилагательных (Фронтальная работа около доски)

6 человек (падежи) выбирают вопросы и прикрепляют на доске

- Ребята, если у вас есть вопрос падежа, поднимите руки.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

П: самостоятельное формулирование познавательной цели.

Р:постановка учебной задачи.

IV. Изучение новой темы.

Групповая форма работы

-Каждый представитель выбирает себе словосочетание, пожалуйста, выходите.

(Дети работают в группе, склоняют словосочетания) 

-Расскажите об именах прилагательных мужского рода? (Проверка окончаний)

-На какой вопрос они отвечают?

-Какие окончания имеют имена прилагательные?

Расскажите об именах прилагательных среднего рода? (Проверка окончаний)

-Хорошо! Нам нужно закрепить полученные знания и для этого мы приступим к выполнению упражнений.

Стр. 14 учебника. Вспомним про вопрос В.п., посмотрите на доску

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Физминутка

Рано утром в парк ходили ,

Там снеговика лепили,

А потом с горы катились,

Веселились и резвились.

В Таню кинули снежком,

В Вову кинули снежком,

В Мишу кинули снежком -

Получился снежный ком!

Холодно гулять зимой -

            Побежали мы домой! (Воспитательный момент)

V.Первичное закрепление во внешней речи

Фронтальная работа

-Найдите упр.18 в РТ. Ребята, прочитайте задание! Послушайте, что вам нужно будет сделать с этими предложениями. Вам нужно подчеркнуть главные члены предложения и указать, чем они выражены в предложении, указать падеж имен прилагательных и выделить окончания имен прилагательных,  списать словосочетания в тетрадь. Работаем по вариантам.

-Поднимите руку, кто не запомнил, что нужно сделать? Кто еще раз повторит?

Первый вариант списывает первое предложение.

 

Второй вариант списывает второе предложение.

Проверка:

-Поднимите руки, кто справился с заданием? Проверим устно. Прочитайте предложение, которое вы списали, назовите главные члены и чем они выражены в предложении, назвать падеж имен прилагательных из этого предложения и окончания, которые вы выделили.

П:поиск и выделение необходимой информации.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой (По учебнику)

Парная форма работы

-Теперь я хочу проверить, как вы научились писать окончания имен прилагательных. Для этого вы получите задание в учебнике, которое  будете выполнять в парах. Прочитайте задание.

Дети объясняют смысл пословиц. (Воспитательный момент).

Дети предполагают как проверить окончания имен прилагательных. Читают правило, объясняют правило на стр. 16 учебника

Самопроверка:

-На экране вы видите правильные ответы. Сравните с тем, что получилось у вас.

-Поднимите руки те, кто допустил ошибки? Что не получилось?

-На какие вопросы отвечают имена прилагательные? Как проверить безударные окончания имен прилагательных?

П:умение ориентироваться в любой системе знаний; находить ответы на вопросы.

К:умение слышать и слушать.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VII.Включение в систему знаний, повторение

Индивидуальная форма работы

-Теперь поработаем с упр.19 в РТ. Это задание вы будете выполнять самостоятельно. Прочитайте задание .Что нужно сделать? Хорошо, и еще вам обязательно нужно вставить слова, выделить окончания у имен прилагательных, падеж.

-Выполняя это упражнение, мы с вами будем играть в игру. Как только вы услышите сигнал «стоп» вы должны закончить работу над упражнением. Т.е сколько сделали.

-Приступайте к работе. Каждый выполняет задание самостоятельно.

Фронтальная форма работы

Проверка:

-Один ученик читает предложение и комментирует, что он сделал, остальные внимательно слушают и   проверяют, как справился одноклассник. (По одному предложению)

-Как  вы определили, какое окончание у имени прилагательного?

-Ребята, мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Запишите домашнее задание.

Соревнование по рядам (дополнительно!)

П:поиск и выделение необходимой информации.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Р:сличение способа действия и его результата с эталоном.

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Домашнее задание

-Наш урок подходит к концу. Скажите, какая тема урока у нас сегодня была?

-Какие цели мы ставили на урок?

-Хорошо, молодцы!

-На доске вы видите  Д.З. стр.15упр.25

-Ребята, посмотрите на доску, перед вами снеговики. Выберите себе снеговика.

Спасибо за урок!

Р:оценивание  качества и уровня усвоения материала.

Р:оценка результата работы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект открытого урока по русскому языку. Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык: Учебник: 3 класс: В 2 ч.

Конспект открытого урока по русскому языку в 3 классе. Тема: Закрепление .Падежи.Урок - конференция по русскому языку. 3 класс....

открытый урок по русскому языку на тему "Происхождение русских фамилий"

урок- исследование составлен с учётом требований ФГОС по учебнику Канакиной...

Методическая разработка по русскому языку. Открытый урок по русскому языку. Повторение раздела «О главном…». Главная мысль в тексте (обобщение, углубление)

Тип урока: повторение изученного   Цель урока: создать условия на уроке для организации деятельности по закреплению знаний  через решение поставленной проблемы; формирование каллиг...

Конспект открытого урока по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс. Учебник.Русский язык. Л. Ф. Климанова, Т. В. Бабушкина.

Тема урока. Итоговый урок по теме "Глагол". Рефлексия. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками.Цели: провести работу над ошибками, допущенными в тексте диктанта и грамматических заданиях; закре...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Презентация к открытому уроку по русскому языку на тему «Путешествие по стране «Русский язык»

Презентация позволит провести урок в форме путешествия, расширит знания учащихся о русском языке....