Справочные материалы по русскому языку для учащихся начальной школы
учебно-методический материал по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Морозова Ирина Викторовна

Справочные материалы по русскому языку для учащихся начальных классов включают в себя таблицы, схемы, памятки, алгоритмы на все орфографические правила русского языка в объёме начальной школы. Весь теоретический материал  по фонетике, морфологии, синтасисе  пополнялся в порядке изучения программного материала от 1-ого до 4-ого класса. Данный справочник поможет ученикам систематизировать свои знания по русскому языку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл spravochnik_po_russkomu_yazyku_dlya_1-4_klass.docx323.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                             

https://zabavnik.club/wp-content/uploads/2018/02/lenta_bukv_i_zvukov_dlya_1_klassa_30_02124717.jpg

                                                                               (парные-непарные)  

                                                                            (парные-непарные)                                                                    

Гласных букв -10,  звуков - 6 

Согласных букв -21, звуков -36    

Буквы  ь  и  ъ  звуков не обозначают.                                                                        

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/202366/053023d3-2f87-4e96-af36-33f0890f9b36/s1200?webp=falseАлфави́т-это буквы, расположенные  в строгом порядке. В русском алфавите:

Всего-33 буквы.

 Гласных букв-10, согласных букв-21,

буквы  ь  и  ъ  звуков не обозначают.                                                                        

                                 

                  Звуко-буквенный разбор слова

(фонетический разбор)

Заря́-[зар´а] – 2 сл., 4 б., 4 зв.

[з] - согл., твёрд., зв. парн. [с]

[а] - гл., безуд.

[р´] – согл., мяг., зв. непарн.

[а] – гл., ударн.

День – 1 сл., 4 б., 3 зв.

[д´] – согл., мяг., зв.парн. [т´]

[э]  - гл., ударн.

[н´]- согл., мяг., зв. непарн.

Ю́ ля- 2 сл., 3б., 4 зв.

[й´] –согл., мяг., зв. непарн.

[у]  - гл., ударн.

[л´] –согл., мяг., зв. непарн.

[а] –гл., безуд.

Ь, обозначающий мягкость согласных          

лосЬ, малЬчик, понеделЬник

НО:     ЧК   ЧН   НЧ   НЩ   РЧ  РЩ  ЩН

БЕЗ    Ь

пеЧКа,  сквореЧНик, птеНЧик, барабаНЩик, лаРЧик, сваРЩик моЩНый

разделительный Ь пишется

не после приставок

после согласной перед гласными

Е, Ё, И, Ю, Я

платЬе, серЬёзный, соловЬи, деревЬя,

вЬюн, пЬёт, бЬёт, шЬёт, лЬёт,вЬёт

разделительный Ъ пишется

после приставок, оканчивающихся на согласную, перед  гласными Е, Ё, Ю, Я

сЪезд, подЪём, адЪютант, обЪяснение

переносят так: подъ-ём

Ъ не пишется перед

а,о,у,э

контрудар

Виды предложений

                                                                                                                               

                                                                                     

В  конце  восклицательного  повествовательного предложения  ставится !

В  конце  восклицательного  побудительного предложения  ставится !

В  конце  восклицательного  вопросительного предложения  ставится ?!

Орфограммы

Безударные гласные в корне слов   а, о, е, и, я

проверяй так: трава́ – тра́вы

                     полете́ли – полё́т

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова:    б    в    г    д    ж    з

               п    ф   к    т    ш   с

проверяй так:

город-города, городок, пригородный

узкий- узенький, робкий -робок, лев -львы

Непроизносимые согласные в корне слова:    

Л   Д   Т   В

Честный -честь,       звёздный -звезда

Запомни:  лестница, праздник, чувство

Запомни:   СН без Т

чудеСНый -чудесен,             опаСНый - опасен

прекраСНый  - прекрасен,    вкуСНый - вкусен

напраСНый -  напрасен,      ужаСНый - ужасен

интереСНый -интересен

Части речи

Что обозначает

Отвечает на вопросы

самостоятельные

Имя существительное

предмет

Кто? Что?

Имя прилагательное

признак предмета

Какой? Какая? Какое? Какие?

Глагол

действие предмета

Что делать? Что  сделать?

Местоимение

не называет предмет, а только указывает на него

Кто? Что?

и другие

Имя числительное

количество предметов или их порядок при счёте

Сколько? (Семь) Который?

     (седьмой)

Наречие

признак действия

Где? Куда? Откуда? Как? Когда? Зачем?

служебные

Предлоги

Союзы

Частицы Междометия

служат для связи слов

Нельзя задать вопрос

мест.      нареч.    союз      нар.          глаг.          предл.          прил.                

Я     быстро     и     тихо  поднялся   на    верхний

     числ.          сущ.

девятый   этаж.

 

                                                                                                     

   прил.             сущ.         глаг.     предл.    сущ.

Солнечный   луч     заглянул     в       окно.

   

                                                                                                                         ,              

Части  сложного  предложения   связаны  по смыслу  и  могут  быть  соединены:

  • или  интонацией (без союзов)
  • или  интонацией  и  союзами  и, а, но

Части  сложного предложения разделяются запятой.

[     =]‚и [     =]     [     =]‚а [     =]    [     =]‚но [     =]

                                                                           

Словосочетание – это 2 слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически.

 

                               Какая?         Х

Фарворовая     чашка (прил.+ сущ.)

         Х               Что?

Читать       книгу  (глаг. + сущ.)

        Х                         чем?

Пирог  с  яблоками (сущ.+ сущ.)

Внимание!   Подлежащее и сказуемое

                       не   образуют словосочетание.

Это нераспространённое предложение.

                  Какие?      Х                             Х                          где?

Жёлтые листья закружились в воздухе.

листья (какие?) жёлтые

закружились (где?) в воздухе

Приставки пишутся всегда одинаково. Приставки пиши слитно!

с гласной

 о

с гласной а

с гласной е

с гласной и

другие

о-

на -

пред -

из -

в -

об-/обо-

над -

пере -

ис -

с -

от -/ото-

за -

пре -

при -

у -

по -

рас -

без -

вс -

под/подо-

раз -

бес -

вы-

про -

чрез -

во-

со -

до -

взо -

Предлоги пиши отдельно!

о

на

без

из

к

об

над

перед

в

от

за

для

по

с

под

у

про

между

со

до

около

 Друзья добрались  до  опушки.

вокруг

Друзья добрались  до (чего?) опушки.

                Друзья добрались  до лесной опушки.

Основа слова - это часть слова без окончания. 

     Такие слова, как метро, пальто, радио, шоссе, такси, кафе употребляются только в одной форме. Их основа совпадает с самим словом.

C:\Users\User\Desktop\SHutka.jpg

Запомни!

Чёрный кофе, вкусное какао, сладкое желе, широкое шоссе, интересное кино, ехал в метро, увидел в кино, пришёл в пальто.

Слова с двумя безударными гласными в корне слова с сочетаниями:

-оло-                 -оро-            -еле-                 -ере-

полоса             борода        зеленеть      деревянный

молоко            корова         пелена         берега

голова             сторож        белена         середина

голоса             сторона                           чередование

соловей          здоровье     трепетать     жеребьёвка

молодой         коротать     гребешок     чересчур

полотно          оборона     лепетать  привередливый

В русском языке существует 4 пары  полногласных и неполногласных сочетаний:

-оро-/-ра-, -оло-/-ла-, -ере-/-ре-, -еле-/-ле-.

Слова с такими сочетаниями имеют исконно славянские корни.

Здоровье -здравие, здравый

голова-глава,  главный, заглавие

берег-брег, безбрежный,

молодой - младой, младший

Вставьте безударные гласные, подберите проверчные слова.

Пол…скать  ребёнка,  пол…скать  бельё,

пос…деть от  старости, пос…деть  на  скамейке, зап…вать  лекарство, зап…вать в хоре,

 прож…вать  в  доме, прож…вать  мясо,

отв…рить дверь, отв…рить  картофель,

сл…зать  с  крыши, сл…зать  сметану.

Род имён существительных

мужской

женский

средний

(он, мой)

(она, моя)

(оно, моё)

салат

земля

яблоко

гусь

степь

окно

дядя

собака

платье

Существительные общего рода могут обозначать лиц как    мужского рода, так и женского рода:

плакса, неряха, обжора,  грязнуля, задира, разиня, простофиля, растрёпа, рёва, лакомка., Женя, Валя, Саша.

Род таких существительных определяется по контексту.

       ж.р.                        ж.р.                      м.р.                            м.р.

Девочка такая неряха!       Мальчик такой неряха!

Чтобы  определить род  имени существительного, которое  стоит  во    мн.ч.    или    в    ед.ч.,

но не в начальной форме, надо поставить это имя существительное в начальную форму.

птицы - птица (ж.р.), (на) окне – окно (с.р)

Число имён существительных

единственное число

множественное число

огород

огороды

растение

растения

яблоко

яблоки

имена сущ., употребляемые

только в ед. ч.

имена сущ., употребляемые

только в мн. ч.

молоко, соль, сыр, масло, мясо; одежда, посуда, мебель; охота, плавание, борьба; любовь, здоровье; картофель, лук, малина; радио, кино, метро, пальто.

ножницы, часы,  перила, санки, брюки, духи, весы, консервы, деньги, чернила, ворота, сутки, сливки, джинсы, шорты, ботинки, макароны, каникулы,  очки

                               

Признаки падежей

название падежа

вопросы

предлоги

Именительный

Кто? Что? (есть)

--- ---

Родительный

Кого? Чего? (нет)

без, у, до, от, с, около, из, возле, после, для, вокруг

Дательный

Кому? Чему? (дам)

        к, по

Винительный

Кого? Что? (вижу)

в,во, за, на, про, через, под

Творительный

Кем? Чем? (горжусь)

за, над, под, перед, с, со, между

Предложный

О ком? О чём? (думаю)

в, во, на, о, об, обо, при

Именительный падеж единственного числа - это начальная   форма имени существительного.

Все падежи, кроме именительного,  называются косвенными  падежами.

Изменение имён существительных по падежам называется склонением.                 3 склонения

1 скл.

м.р.

ж.р.

- а, - я

дедушка

земля

2 скл.

м.р.

с.р.

-

-  о ,- е

конь

окно

3 скл.

ж.р.

…ь

степь

                                                                                                                                                               

                                                         Значимые                                                                                                                                                                                      

                                                         части

                                                            слова                 изменяемая

                                                    (образуют новые       часть слова

                               слова)

 

    подсвечник                           свеча- свечи

   пришкольный                          школа- школой

Порядок разбора слова по составу

1.Окончание (изменить форму слова)

2. Основа (часть слова без окончания)

3. Корень (общая часть однокоренных слов)

4. Приставка (отдели приставку или подбери другую, стоит перед корнем)

5.Суффикс (после корня, образует новое однокоренное слово)

Суффиксы

Уменьшительно-ласкательное значение

Увеличит. значение

Род

занятий, профессия

Образуют отчества

Другие суффиксы

-ушк-/-юшк-      

-ин-

-ист-

-евн-

-оват-

 -оньк-/еньк-

-ищ-

-щик-      

-евич-

-еват-

-очк- /-ечк-        

-ущ-

-ёр-

-ич-

-ск-            

-онок-/-ёнок-

-ющ-

-ник-

-ичн-

-ов- /-ев-          

-ат-/-ят-

-чик-

-овн-

-н-              

       -ек-/ -ик-          

-тель-

-ович-

-ость-

-чик-        

-арь-

-изн-

-к-            

-ир-

-ун-

-ышк- /-ишк-        

-ниц-

-от-

 -ок- /  -ёк-        

-их-

-их-

-иц-/-ец -            

-ин-

-як-

     -инк-        

-ач-

-лив-

У глаголов встречаются суффиксы:

-а-, -я-, -е-, -и-, -ыва-, -ива-, -ова, -ева,

-ну-,-л-, -ть,-ти, -сь, -ся

Чтобы правильно написать слова с суффиксами  

 -ек-, -ик-, -ец-, -иц-, нужно изменить слово.

Если гласная не выпадает, то в суффиксе нужно писать букву  И  

(кораблик -кораблики, кожица -кожицы)

Если выпадает, то в суффиксе нужно писать букву е (замочек - замочки, братец -братцы).

Обращение-это слово, которое …

  1. Называет того, к кому (чему) обращаются с речью.
  2. Не является членами предложения,  значит никак не подчёркивается.
  3. Выделяются особой интонацией и запятыми.

В начале предложения

В середине предложения

В конце предложения

О, …

… , О,  …

…, О.

О! …

…, О!

…, О?

     О – знак обращения.

                  

   Обращение  может  быть  выражено  одним  или несколькими  словами, т.е. оно бывает нераспространённым  и  распространённым.

Поздравляю тебя, человек!

Поздравляю тебя, Земля!

Балдушка, погоди ты морщить море!

Что ты клонишь над водами, ива, макушку свою?

Куда ты, светлый ручеёк, стремишься?

Здравствуйте, лёгкие звёзды пушистого первого снега!

Удвоенная согласная встречается в корне слова

ПП: группа,   грипп, аппарат, аппликация, аппетит, Филипп

РР: территория, терраса, террор, коррекция, перрон

КК: хоккей, аккуратный, аккорд

ММ: сумма, килограмм, грамм, программа, Эмма, Римма телеграмма, симметрия

ЛЛ: коллектив, миллион, балл, коллекция, артиллерия, интеллигент, баллада, аллея, троллейбус, металл, Кирилл кристалл,  Алла, иллюстрация, иллюминация

СС: масса,  пресс, касса,  шоссе, класс,  кросс,  процесс,  Одесса комиссия, пассажир, бассейн,  Россия, компресс, профессия, режиссёр,  

НН: тонна, ванна, Анна, Сюзанна, Геннадий, Инна, теннис, колонна, юннаты

ЖЖ: дрожжи, вожжи, жужжать

ББ: суббота

фф: суффикс

Удвоенная  согласная встречается на стыке приставки и корня: поддержка, рассказ, оттепель, ссора, рассориться, рассвет,  рассчитать, подделка, оттенок, рассадить, рассмотреть, рассердился.

Удвоенная согласная встречается  на стыке корня и суффикса: русский,  малинник, утренний, ранний, осенний, весенний, каменный, лимонный, лунный, одиннадцать, конник, пустынный, искусство.

Мягкий  знак  в  конце существительных  после  шипящих (ж, ш, ч, щ)

мужской род

женский род

ь не пишется

ь  пишется

ёж           малыш        мяч  

рожь            мышь      речь  

чиж         ландыш      сыч

ложь            сушь       ночь  

нож         шалаш        меч

дрожь          тишь       течь  

корж       камыш          луч

молодёжь    брешь     печь

пляж        ёрш            плач  

упряжь        пустошь  дочь

сторож     плюш        грач

                  брошь       дичь

пейзаж     ковш         врач

                    гуашь   полночь

стриж       финиш       ключ

                    глушь    мелочь

морж        фарш          кулич

                    фальшь  горечь

муж           туш           смерч

         роскошь    

багаж        душ          кирпич

       ветошь

этаж          ералаш     циркач

вещь

чертёж       мякиш      силач

мощь

страж       приёмыш    матч

помощь

репортаж    гуляш     трубач

 манеж                          богач

экипаж        лещ            ткач

                    плащ         калач

                    клещ    царевич

                    борщ         завуч

             товарищ     москвич

                                 скрипач

Не ошибись!

Чёрная тушь, но громкий туш.

Склонение имён существителльных  

в единственном числе

падежи

1 скл.

2 скл.

3 скл.

ж.р.

м.р.

м.р.

с.р.

ж.р.

И.п.

вода

земля

армия

Юра

дядя

стол

конь

Юрий

окно

море

здание

степь

Р.п.

воды

земли

армии

Юры

дяди

стола

коня

Юрия

окна

моря

здания

степи

Д.п.

воде

земле

армии

Юре

дяде

столу

коню

Юрию

окну

морю

зданию

степи

В.п.

воду

землю

армию

Юру

дядю

стол

коня

Юрия

окно

море

здание

степь

Т.п.

водой

землёй

армией

Юрой

дядей

столом

конём

Юрием

окном

морем

зданием

степью

П.п.

о воде

о земле

об армии

о Юре

о дяде

о столе

о коне

о Юрии

об окне

о море

о здании

о степи

Род имён прилагательных

определяется по роду имени существительного

м.р.

ж.р.

с.р.

какой?

какая?

какое?

-ой/ -ый/ -ий

-ая/ -яя

-ое/ -ее

лесной (зверь)

добрый (день)

дальний (путь)

лесная (тишь)

добрая (весть)

дальняя (роща)

лесное (эхо)

доброе (дело)

дальнее (поле)

У имён прилагательных мужского рода, отвечающих на вопрос какой?, окончание -ой всегда ударное, а окончания -ый, -ий всегда безударные.

Имя прилагательное изменяется по числам.

                      ед.ч.                               мн.ч.

какой? какая? какое?                    какие?

  м.р.    сильный дождь              сильные дожди

  ж.р.       летняя ночь                 летние ночи

  с.р.     высокое дерево              высокие деревья

Имена прилагательные во множественном числе по родам не изменяются.

Безударные окончания имён прилагательных проверяй по вопросу

полями (какими? -ыми, -ими) чистыми, дальними

реке (какой? -ой,-ей) широкой, синей

на дубе  (каком? -ом, -ем)высоком, могучем

         Склонение имён прилагательных

во множественном числе

падеж

вопросы

склонение имён прилагательных

окончания

И.п.

какие?

быстрые, маленькие

 (реки, кони)

-ые, -ие

Р.п.

каких?

быстрых, маленьких

(рек, коней)

-ых, -их

Д.п.

каким?

быстрым, маленьким

(рекам, коням)

-ым, -им

В.п.

какие? (неодуш.)

каких?  (одуш.)

быстрые, маленькие (реки)  

быстрых, маленьких (коней)

-ые, -ие

-ых, их

Т.п.

какими?

быстрыми, маленькими

(реками, конями)

-ыми,

 -ими

П.п.

о каких?

быстрых, маленьких

(о реках, конях)

-ых, -их

Имена  прилагательные во множественном числе изменяются только по падежам, по родам они 

не изменяются.

Падеж имени прилагательного во множественном числе, как и в единственном определяется по падежу имени существительного, с которым оно связано.

Различие безударных окончаний имён прилагательных  мужского и женского рода

-ой

И.п.

какой?

Р.п.

ж.р.

-ой

-ый

м.р.

Д.п.

-ий

  В.п.

Т.п.

-ей

П.п.

В мужском роде не бывает окончания  -ей.

В женском роде не бывает окончания -ий.

Морфологический разбор

 имени прилагательного

(разбор как часть речи)

I. Часть речи

     1. Вопрос к слову.

     2. Начальная форма (И.п., ед.ч., м.р.- какой?)

II. Изменяемые признаки:

      1. Число

      2. Род (только в ед.ч.)

      3. Падеж.

III. Роль в предложении (глав.  или  втор. чл.  предл.)

Образец:

(В) зимнем (лесу) – прил., (каком?) Н.ф.- (какой?) зимний,  в ед.ч.,  в м.р., в П.п., втор.чл.

(По) глубоким (рекам) – прил., (каким?)  Н.ф. – (какой?) глубокий, во мн.ч., в Д.п., втор.чл.

Склонение имён прилагательных в ед.ч.

м.р.

с.р.

ж.р.

И.п.

какой?

родной (брат), соседний (дом)

какое?

родное,

 соседнее (село)

какая?

родная,

соседняя (река)

-ой/ -ый/ -ий

-ое/ -ее

-ая/ -яя

Р.п.

какого?

родного (брата), соседнего (дома)

какого?

родного, соседнего (села)

какой?

родной,

соседней (река)

-ого/-его

-ой/-ей

Д.п.

какому?

родному (брату), соседнему (дому)

какому?

родному,  соседнему(селу)

какой?

родной,

соседней (реке)

-ому/ -ему

-ой/-ей

В.п.

какого?

родного, старшего (брата)

какой?

родной, соседний (дом)

какое?

родное,

соседнее (село)

какую?

родную,

соседнюю

(реку)

-ого/-его,

-ой/ -ый/ -ий,

-ое/ -ее

-ую/-юю

Т.п.

каким?

родным (братом), соседним (домом)

каким?

родным, соседним (селом)

какой?

родной,

соседней (рекой)

-ым/ -им

-ой/-ей

П.п.

о каком?

родном (брате), соседнем (доме)

о каком?

родном,

 соседнем (селе)

о какой?

родной,

соседней (реке)

-ом/ -ем

-ой/-ей

Падеж имени прилагательного определяется по падежу

имени существительного. 

Морфологический разбор имени существительного

(разбор как часть речи)

I. Часть речи

     1. Вопрос к слову.

     2. Начальная форма (И.п., ед.ч.- кто? что?)

II. Неизменяемые признаки:

     1. Собственное или нарицательное.

     2. Одушевлённое или неодушевлённое.

     3. Род.

     4. Склонение.

III. Изменяемые признаки:

      1. Падеж.

      2. Число.

IV. Роль в предложении (глав.  или  втор. чл.  предл.)

Образец:

(В) лесу - сущ. (в чём?), н.ф. – (что?) лес, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., в П.п., в ед.ч., втор.чл.

(У) Марины - сущ. (у кого?), н.ф. – (кто?) Марина, собств., одуш., ж.р., 1 скл.,  в Р.п., в ед.ч.,  втор. чл.      

Морфологический разбор

 глагола

(разбор как часть речи)

I. Часть речи

     1. Вопрос к слову.

     2. Начальная форма (неопределённая форма)-

          что делать? что сделать?

II. Неизменяемые признаки:

     1. Вид (совершенный и несовершенный)

     2. Спряжение  

III. Изменяемые признаки:

      1. Время

      2. Число

      3. Лицо (наст. и буд.вр.)

      4.  Род (прош.вр., ед.ч.)

 IV. Роль в предложении (глав.  или  втор. чл.  предл.)

Образец разбора:

Обжигали – глаг. (что делали?), н.ф.- (что делать?) обжигать, несов.в., I спр., в. прош.вр., во мн.ч., , главн.чл.

Увидит- глаг.(что сделает?), н.ф.- (что сделать?) увидеть, сов.в., II спр. (искл.), в. буд.вр., в ед.ч.,в 3 л. , главн. чл.

Засияло - глаг.(что сделало?), н.ф.- (что сделать?) засиять, сов.в., II спр., в. прош.вр., в ед.ч.,в с.р., главн. чл.

Местоимение – это часть речи.

Местоимения указывают на предметы, но не называют их.

                          Личные местоимения

число

1 лицо

2 лицо

3 лицо

   ед.ч.

     я

     ты

он  (м.р.),  она (ж.р.), оно (с.р.)

мн.ч.

мы

вы

они

Местоимения 3-его лица ед.ч. изменяются по родам,

во мн.ч. не изменяются по родам.

Склонение личных местоимений

ед.ч.

мн.ч.

падеж

1 лицо

2 лицо

1 лицо

2 лицо

И.п. кто?

Р.п. кого?

Д.п. кому?

В.п. кого?

Т.п. кем?

П.п. о ком?

я

меня

мне

меня

мной

обо мне

ты

тебя

тебе

тебя

тобой

о тебе

мы

нас

нам

нас

нами

о нас

вы

вас

вам

вас

вами

о вас

3 л.  ед. ч.

3 л.  мн.ч.

м.р.

с.р.

ж.р.

И.п. кто? что?

Р.п. кого? чего?

Д.п. кому? чему?

В.п. кого? что?

Т.п. кем? чем?

П.п. о ком? о чём?

он

его

ему

его

им

о нём

оно

его

ему

его

им

о нём

она

её

ей

её

ею

о ней

они

их

им

их

ими

о них

Предлоги  с  местоимениями  пишутся  отдельно.

У  местоимений  не  бывает  приставок: ко мне, у  нас,

 с  тобой, передо  мной.

После  предлогов  у  местоимений  3-его лица  пишется буква н: сказал  ему,   но подошёл   к  нему; встретил  его, но спросил   у  него.

Местоимение ИХ не изменяется.

Формы ихний, ихняя, ихнее являются неправильными.

Для  выражения  вежливости  вместо  местоимения ТЫ употребляется  местоимение ВЫ.

При  обращении  к  одному лицу это местоимение пишется  с  большой  буквы: ВЫ, ВАС, ВАМ, ВАМИ, о ВАС.

Морфологический разбор местоимения.

(разбор как часть речи)

I. Часть речи

     1. Вопрос к слову.

     2. Начальная форма (И.п., ед.ч.)

II. Неизменяемые признаки:

     1. Лицо

III. Изменяемые признаки:

      1. Число

      2. Род (для местоимений 3 л.  ед.ч.)

      3. Падеж

IV. Роль в предложении (глав.  или  втор. чл.  предл.)

Глина  идёт  на  постройку, из  неё  делают  кирпич.

(ИЗ)  неё – мест., (из чего?), н.ф. - (что?) она, 3 л., в ед.ч., в ж.р., в Р.п., втор.чл.

Неопределённая     форма    глагола – это  начальная форма   глагола.

Глаголы  в  неопределённой  форме  оканчиваются  на

 -ть, -ти, -чь

что делать?

решать

нести

печь

что сделать?

решить

унести

испечь

Время глагола

неопред форма

настоящее действие происходит в момент речи

прошедшее

действие происходило до момента речи

будущее

действие

произойдёт после момента действия

соверш.вид

что делать?

читать

что

делает?

читает

что

делал?

читал

что

будет делать?

будет читать

несоверш. вид

что сделать?

прочитать

____

что

сделал?

прочитал

что

сделает?

прочитает

Глаголы    прошедшего    времени  в  ед.ч.  изменяются по родам.    Род глагола зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.

м.р.

жил

ждал

взял

брал

звал

на́чал

ж.р.

жила́

ждала́́

взяла́

брала́

звала́

начала́

с.р.

жи́́ло

жда́ло

взя́ло

бра́ло

зва́ло

на́чало

НЕ   с   глаголами   пиши   отдельно!(Не мог, не хотел)

Правописание Ь в глаголах

1) в неопред.форме: (что делать?) заботитЬся, беречЬ

2) во 2-ом лице ед.ч.  в наст.  и  буд. вр.:решаешЬ, решишЬ

Чтобы  найти основу  глагола,  который  стоит  в  неопределённой форме,  нужно  отбросить  суффикс

 -ть  или  -ти:  говорить,  принести.

Изменение глагола по лицам и числам (спряжение)

лицо

местоиме-ние

ед.ч.

местоиме-ние

мн.ч.

1

я

говорю

мы

говорим

2

ты

говоришь

вы

говорите

3

он

говорит

они

говорят

она

оно

I и II спряжения глаголов

Окончания глаголов в настоящем и будущем времени - это личные окончания.

I спряжение

II спряжение

лицо

ед.ч.

мн.ч.

ед.ч.

мн.ч.

1

-у(ю)

-ем

-у(ю)

-им

2

-ешь

-ете

-ишь

-ите

3

-ет

-ут(ют)

-ит

-ат(ят)

Чтобы правильно написать безударное окончание глагола, нужно определить его спряжение.

Глаголы, которые  в  неопред. форме  оканчиваются  

   на -ить, относятся ко  II спряжению: строить, клеить.

   Большинство  глаголов, оканчивающихся в  неопред.    

   форме    на     -ать, -ять, -еть, -ыть, -оть, -уть,

   относятся к  I спряжению:  думать, сеять, зеленеть,    

   рыть, полоть, тянуть.

Глаголы-исключения (относятся ко II спряжению)

Слышать, видеть и обидеть,

гнать, держать и ненавидеть,

и дышать, смотреть, вертеть,

и зависеть и терпеть.

Глаголы-исключения: брить, стелить (относятся к I спр.)

Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же слову.

Старый дуб часто навещали синицы, поползни и пищухи.

            ×                                синицы

   навещали (кто?)                 поползни    и

                                                пищухи

                      ,          и

Скачут в ветвях дуба нарядные сойки, лакомятся желудями.         ×

                      сойки (что делают?)                   скачут

                                                                           лакомятся

                     ,

Густая зелёная крона укрывает  птиц, жуков, бабочек, ос и паучков.                                  

                                                птиц

           ×                                   жуков

    укрывает (кого?)               бабочек

                                               ос      и

                                               паучков

                                                                                             

            ,          ,         ,           и            

Однородными могут быть и главные  и второстепенные члены предложения.

                                                                                                                       

Однородные члены предложения - это... (25 примеров)

Однородные члены предложения связаны

  • интонацией     перечисления    или
  • союзами и,а,но, да (= но), зато, однако

Знаки препинания в предложениях с однородными членами

запятая ставится

запятая НЕ ставится

1. Если однородные члены связаны только интонацией перечисления, без союзов.

Звуки росли, крепли, ширились.

1. Однородные члены с одним союзом    и, или, либо, да (и).

В саду растут яблони, сливы  и груши.

В лесу пахнет прелыми листьями  или нагретой корой.

Белка песенки поёт  да орешки всё грызёт.

2. Между однородными членами с союзами

а, но, да (= но), зато, однако

Солнце светит, но не греет.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Коля рано пришёл из школы, однако не успел выполнить задание.

2. Внутри группы однородных членов, соединённых попарно.

Мы собирали  травы  и  ягоды, грибы  и  орехи.

3. Однородные члены с повторяющимися союзами

и-и, да-да, ни-ни, или-или, либо-либо, то-то

И берег, и море молчали.

Не то север, не то восток.

3. В цельных выражениях

ни то ни сё

ни свет ни заря

и так и сяк

ни туда ни сюда

ни рыба ни мясо

ни жив ни мёртв

      При распознавании  Р.п.  и   В.п.  одушевлённых 

имён существительных 2 склонения используют приём замены именами существительными  1 склонения 

в этих же падежах.

Например:

нет (кого?) волка (2 скл.) , нет (кого?) лисы,

окончание -И, значит Р.п.

вижу (кого?) волка (2 скл.), вижу (кого?) лису,  

окончание -У, значит В.п.

После  шипящих и Ц под ударением 

в окончаниях имён существительных в Т.п. пишется буква  О, а без ударения - буква Е

Например: врачо́м- зада́чей, птенцо́м- пти́цей

Предлог ОБ употребляется с именами существительными, которые начинаются с букв а,о,у,э,и

Например: об арене, об отце, об учителе

Имена существительные мать и дочь в единственном числе имеют во всех падежах, кроме И.п. и В.п. суффикс -ЕР-

матери, дочери

                                                                   

Орфограммы

Примеры

1

Безударные гласные в корне слов   а, о, е, и, я, проверяемые ударением.

трава́ – тра́вы

полете́ли – полё́т

2

Непроверяемые гласные и согласные буквы в корне слова (словарные слова)

вокзал, класс, чувство

3

Парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

город-города,

узкий- узенький

4

Непроизносимые согласные в корне слова.

честный -честь,       звёздный -звезда

5

Буквы  И, У, А после шипящих.

жизнь, чудо, площадь

6

Разделительный Ь,   Ъ

платЬе,  сЪезд, семЬя

переносят так:

подъ-ём, се-мья

7

Разделительное написание предлогов с другими словами и слитное написание приставок

добрались до опушки, вбежал в комнату

8

Мягкий знак  после шипящих в конце существительных.

 рожь (ж.р.), грач (м.р)

9

Ь, обозначающий мягкость согласных          

лосЬ, малЬчик, понеделЬник

10

Безударная гласная и согласная  в приставках и в суффиксах (запомнить)

 сделать,   осмотреть, побежать смелость, девочка, беловатый

11

Буквы З и С на конце приставок.

разбудить, расписание

Двойные согласные лл,  мм,  нн,  рр,  жж, сс, дд, тт, кк, пп, бб в корне.

группа,  коллектив переноси так: груп-па

13

Буквы А, О в корнях –лаг, -лож-

полагать, положение

Падежные окончания имён существительных

во множественном числе

1 скл.

2 скл.

3 скл.

И.п.

кто?

что?

сёстры

юноши басни

раки, доктора журавли 

краны, края, сапоги 

лошади

ночи

Р.п.

кого?

чего?

сестёр

юношей басен

раков, докторов

журавлей 

кранов, краёв, сапог

лошадей

ночей

Д.п.

кому?

чему?

сёстрам

юношам

басням

ракам, докторам журавлям 

кранам, краям,сапогам

лошадям

ночам

В.п.

кого?

что?

сестёр

юношей

басни

раков, докторов журавлей

кранов, краёв, сапоги

лошадей

ночи

Т.п.

кем?

чем?

сёстрами юношами

баснями

раками, докторами журавлями

 кранами, краями, сапогами

лошадями

ночами

П.п.

о ком?

о чём?

о сёстрах 

о юношах

о баснях

о раках, о докторах

 о журавлях 

о кранах, краях, сапогах

о лошадях

о ночах

Падежные окончания имён существительных  во мн.ч.

падежи

окончания

И.п.

-ы, -и , -а, -я

Р.п.

        (нулевое),  -ов, -ев, -ей

Д.п.

-ам, -ям

В.п.

одуш.-как в Р.п.        (нулевое),  -ов, -ев, -ей

неодуш.-как в И.п       -ы, -и , -а, -я

Т.п.

-ами, -ями

П.п.

-ах, -ях

Двойные согласные ннсс на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

ранний, длинный, рассказhttps://fsd.multiurok.ru/html/2017/02/26/s_58b321b13b5a6/573911_7.png

15

Буквы И-Ы после Ц.

цифра, цыган (искл.), лекция (на –ция), с улицы, сестрицын

16

Заглавная буква в именах собственных

сестра Аня, деревня Дубки, река Волга

17

Безударные падежные окончания имён существительных (ед. число).

на опушке (на земле, 1 скл., П.п)

18

Буквы  О и Е после шипящих и Ц в окончаниях сущ-ых и прил-ых.

врачом, товарищем (под ударением О, без ударения Е)

19

Безударные гласные в окончаниях  прилагательных.

к лесу (какому?) дальнему – м.р., ед.ч., Д.п.).

Безударное окончание глаголов прошедшего времени.

Луна светила (ж.р.).

Солнце светило (с.р.)

21

Не с глаголами пишется отдельно.

не  выучил,  не  знал.

22

Мягкий знак после шипящих в глаголах.

беречь (что делать?) решаешь (2 л., ед.ч.)

23

–ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах.

гнаться (что делать?)  учится (что делает?)

24

Буквы  Е, И в корнях с чередованием.

расстилать, расстелить (не перед а)

25

Безударные личные окончания глаголов.

пишет - писать, I спр. учим – учить,  II спр.

Перед союзами а, но всегда ставится запятая.

Солнце светит, но не греет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы

Работу над ошибками учащиеся выполняют  по памятке. Памятка составлена для учащихся 4-го класса. Можно её использовать начиная с первого года обучения....

Памятка по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"

Данная публикация представляет собой  памятку по русскому языку для учащихся начальной школы по теме " Склонение существительных и прилагательных"....

Памятка работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы.

В памятке подробно описан алгоритм выполнения работы над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы....

Работа над ошибками по русскому языку для учащихся начальной школы (памятка)

Данная памятка поможет ученикам правильно выполнить работу над ошибками....

Подсказки по русскому языку для учащихся начальной школы

В презентации собраны подсказки-памятки  по русскому языку. Цель помочь учащимся и родителям повторить и запомнить  орфограммы по русскому языку....

Тетрадь-справочник по русскому языку для учащихся начальной школы (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова)

Тетрадь-справочник предназначен для учителей и учащихся 1-4 классов и их родителей, изучающих русский язык по программе развивающего обучения (система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) по учебникам русс...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 4 класс "Начальная школа XXI века"

Данный материал содержит полный комплект диктантов, изложений, тестов и диагностичеких работ по русскому языку по программе "Начальная школа XXI века". Тесты и проверочные работы даны для дв...