Глагол как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Семерикова Евгения Ивановна

Конспект урока по русскому языку ( 3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semerikova_e.i_russkiy_yazyk_konspekt_uroka.docx126.01 КБ

Предварительный просмотр:

Урок : русский язык

Класс : 3

Тема урока : Глагол как часть речи.

Тип урока : урок повторения и закрепления изученного.

Цель : обобщение изученных сведений о глаголе, развитие умений определять значение глаголов, задавать к ним вопросы, находить глаголы в тексте,, выявлять их роль.

Оборудование :  компьютер; мультимедиа проектор; интерактивная доска; презентация PowerPoint ,сигнальные  карточки, листы  с заданиями для работы в группах.

Этапы урока

Ход урока

УУД

Организационный момент

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!

Актуализация знаний

Детям предлагается вспомнить то, что они знают об изученных ранее частях речи.

«Собери конструктор»

Часть речи

Что обозначает

На какие вопросы отвечает

Как изменяется

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

 

ЛичностныеУУД:

-формировать учебно-познавательный интерес  к части речи- глагол;

-проводить самооценку на основе критерия успешности;

-прислушиваться к чужому мнению, не бояться  собственных ошибок;

 1 группа – имя существительное (Находят признаки этой части речи и наклеивают в общую таблицу)

2 группа-имя прилагательное (Находят признаки этой части речи и наклеивают в общую таблицу)

3 группа - местоимение (Находят признаки этой части речи и наклеивают в общую таблицу)

Представитель от каждой группы защищает свою работу.

РегулятивныеУУД:

-определять и формулировать тему и цель урока;

- умение принимать  , планировать  и сохранять учебную задачу;

- оценивать правильность выполнения  своих и чужих действий;

Словарная работа

Формулирование темы урока

Прочитай слова, вставь пропущенные буквы:

(работа с сигнальными карточками разного цвета )

Вет..р, обл…чная, веч…р,ин…й,р…ботать, сев…рный, м…розный,с…ребряный, м…чтают,п…года.

- Составьте словосочетания.

 -Распределите слова на группы в составленную вами таблицу.

-Какие слова вы не смогли никуда записать? Почему?

-Что это за слова?

-Сформулируйте тему урока и вопросы, которые нам предстоит рассмотреть.

(Глагол. Что обозначает глагол? На какие вопросы отвечает? Зачем глаголы нужны в речи?)

На доску вывешиваются таблички с темой урока и с основными вопросами урока.

Историческая справка.

-Ребята, а вам хотелось бы узнать, откуда взялось слово «глагол»?

Слово глагол в старославянском языке означало слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений.

Давайте попробуем подобрать однокоренные слова к слову глагол.

Глагол - глаголить, разлагольствовать.

Может быть, кто -то  слышал лексическое значение этих слов?

Какой словарь разъясняет нам лексическое значение слов? (Толковый).

Работа с толковым словарем  В. И. Даля.

Глаголить – говорить.

Глаголица – одна из первых славянских азбук.

Глаголица - одна из первых славянских азбук. Предполагается, что именно глаголицу создал святой Кирилл Философ для записи церковных текстов на славянском языке. Первое упоминание о глаголице относится к 863 году.

Глаголица являлась, в основном, азбукой для передачи церковных текстов и тайнописи до Крещения Руси. После Крещения Руси стали использовать кириллицу.

ПознавательныеУУД:

-ориентироваться в системе знаний;

- проводить сравнение и классификацию, устанавливать причинно-следственные связи;

-строить рассуждения в форме  простых суждений;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы;

Обобщение сведений о глаголе.

(развитие умений)      

Физкультминутка

Применение знаний на практике                                    

Каждый ученик получает лист с текстом:

Как зимуют лесные жители

С наступлением холодов жизнь в зимнем лесу замирает. У многих птиц и зверей к зиме отрастают новые перья и шерсть. Тетерев обзаводится тёплыми перьевыми «штанишками», а у белых куропаток они вырастают даже на лапах. Волки, лисы, еноты, медведи, зайцы обрастают плотным мехом, согревающим в зимнюю стужу.Большинство животных, зимой светлеют, что помогает им маскироваться. Так маскируются под цвет снега горностай и ласка, у горностая кончик хвоста остаётся чёрным, а ласка становится совершенно белой. Белочка меняет шубку – на голубовато-серую, заяц-беляк рыжевато-серую окраску – на белую. Серый волк к зиме становится таким светлым, что в сумерках, когда он начинает свою охоту, его невозможно разглядеть.

Нередко лесные обитатели спасаются от холода… в снегу. Оказывается, в рыхлом снегу, между снежинками, находится воздух, а воздух плохо нагревается и плохо охлаждается. Морозный воздух под снег пробраться не может. И к середине зимы уже такое толстое снеговое одеяло накроет землю, что многие животные выкапывают норы, чтоб пережить в них морозы и метели. Тёплая лёжка в снегу в дополнении к тёплой шубе вполне защищает от ветра и холода.Некоторые животные укладываются в спячку, главным образом не потому, что холодно, а потому что голодно. Пищи зимой гораздо меньше, чем летом,вот и остаётся одно – спать. В спячку впадают медведи, ежи, сурки, летучие мыши.

Но самое большое удивление вызывает птица клёст. Только у него в зимние холода появляются птенцы. Кругом снег, мороз, температура воздуха доходит порой до минус 20-25 градусов, а клесту всё нипочём. Он всё заранее предусмотрел: выбрал ёлочку с самыми густыми ветвями, построил глубокое гнездо, да такое добротное, тепло в нём сохраняется даже в самые трескучие морозы.

Вот так природа мудро устроила жизнь лесных обитателей зимой. Одни улетают на юг, другие проводят во сне, а третьи продолжают жить и даже обзаводятся потомством.

-Составьте и задайте вопросы по содержанию текст(дети работают в группах)

-Найдите и подчеркните в тексте глаголы (1 группа работает с 1 абзацем; 2 группа – с 2 абзацем; 3 группа – с 3 и 4 абзацами)

-На какие вопросы отвечают найденные вами глаголы?

-Что обозначают глаголы?

 

Физкультминутка

Хомка - хомка хомячок (надуваем щёки)

Полосатенький бочок

(делать движения по тексту)

Хомка рано встаёт, щёчки моет, ушки трёт

Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку,

Раз, два, три, четыре, пять,

Хомка сильным хочет стать.

 - Какие действия вы совершали?

  -Какие глаголы услышали?

 -На какие вопросы отвечают эти глаголы?

1.Найди закономерность и заполни таблицу.

Имя сущ.

Имя прил.

Глагол

зима

зимовать

светлый

светлеть

голод

голодный

холодать

-Какие слова в каждой строчке у вас получились?

-Выдели корень в каждой группе однокоренных слов.

2.Вставь подходящие по смыслу глаголы :

Всякая птица свое гнездо …..  .

Лиса и во сне кур …  .

Каждый кулик свое болото  ……  .

Зайца ноги …  ,волка зубы …  ,лису хвост …..  .

Слова для справок : защищает, бережет, кормят, считает, хвалит, носят.

-Действие какого существительного обозначает каждый глагол?

-Задайте вопросы к глаголам?

- Объясните, как вы понимаете смысл каждой пословицы?

3.Объясни, найти слова с переносным значением

Идет мальчик  - идет кино

Бежит спортсмен -  бежит время

Солнышко садится – собака садится

- Что можете сказать об этих глаголах? Одинаковы ли они?

-Как могут употребляться глаголы (В каких смыслах?)

4.А теперь узнаем, кто же из вас самый внимательный ! (Дети находят спрятанные глаголы, выходят и отмечают их на доске)

Молодцы!

КоммуникативныеУУД:

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме;

-стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

-использовать речевые средства для решения коммуникативных задач: строить монолог и диалог.

Итог урока

Вернемся к нашей таблице

Часть речи

Что обозначают

На какие вопросы отвечают

Как изменяются

Имя существительное

Имя прилагательное

Местоимение

Глагол

-Мы многое вспомнили о глаголе, узнали новое, обобщите наши знания, составьте устный рассказ о глаголе по опорным вопросам( вывешены на доске с начала урока)

  О словах какой части речи говорили сегодня на уроке?

  Что обозначает глагол?

  На какие вопросы отвечает?

  Зачем глаголы нужны в речи?

  Чем глаголы отличаются от других частей речи?

-Заполните пропуски в таблице

-Что мы пока не знаем?( не знаем как изменяются глаголы)

-А об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Рефлексия

Просигнальте.

В начале урока вы сформулировали вопросы.

Кто может ответить на все вопросы? (оценить ответ ученика)

У вас на парте листок с утверждениями. Заполните его.

На уроке я работал :

активно/пассивно

Своей работой на уроке я:

доволен/не доволен

Урок для меня показался:

коротким/длинным

За урок я:

устал/не устал

Моё настроение стало:

лучше/хуже

Материал урока был:

понятен/не понятен

полезен/бесполезен

интересен/скучен

Домашнее задание

Разноуровневое домашнее задание:

 1.Напишите лингвистическую сказку “Жил-был Глагол”

 2.Придумайте небольшой рассказ, состоящий из одних глаголов. Напишите, как много дел вы успеваете сделать за день?

 3.Нарисуйте портрет глагола;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Глагол: "Анализ глагола как части речи", 3 класс, УМК "Гармония".

Презентация выполнена к теме "Глагол" к уроку русского языка в 3 классе по УМК "Гармония"....

Урок русского языка по теме "Понятие о глаголе. Глагол как часть речи"

Урок  для 4 класса по программе " Перспективной начальной школы"  по теме " Понятие о глаголе.Глагол как часть речи".Урок содержит индивидуальную, групповую работу с элементами игры....

«Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Цели и задачи урока, развернутый конспект урока по теме, презентация...

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи».

Урок на тему: «Глагол как часть речи. Употребление глаголов в речи»....

Конспект урока по русскому языку "Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах" (4 класс, УМК "ПНШ")

Цели деятельности учителя: совершенствование навыка правописания глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; актуализация знаний о глаголе.Планируемые результатыПредметные:...