Технологическая карта урока русского языка
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс)

Юдина Алёна Вячеславовна

Технологическая карта урока и презентация по  русскому языку. Тема "Фразеологизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkij1_01.10.18.doc86 КБ
Файл frazeologizmy.pptx1.12 МБ

Предварительный просмотр:

        Технологическая карта урока русского языка в 3 классе. УМК «Школа России»

Тема:Лексическое значение слова. Фразеологизмы.

 Тип: Изучение нового материала.

Задачи:

  • развивать умение находить фразеологизмы в тексте и в предложении, наблюдать за значениями фразеологизмов и объяснять их;
  • учить работать с фразеологическим словарём;
  • развивать умение употреблять фразеологизмы в речи.

Основное содержание темы, термины и понятия: фразеологизм (устойчивое сочетание слов), фразеологический словарь, лексическое значение ,синоним, антоним. 

Планируемые результаты:

Предметные:

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью словаря;

• работать с рубрикой «Странички для любознательных»: «О фразеологизмах бить баклуши, спустя рукава»;

• находить в тексте и в предложении фразеологизмы, объяснять их значение;

• работать с лингвистическим словарём фразеологизмов, находить в нём нужную информацию о слове;

• составлять предложение по рисунку и данному фразеологизму

Метапредметные:

• понимать и сохранять в памяти  учебную задачу урока;

 • находить информацию в словаре;

 • вести диалог в процессе решения поставленных задач;

 • оценивать результаты своей деятельности

Личностные:

• осознавать богатство и образность русского языка;

• осознавать важность различных форм учебного сотрудничества

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

 Чтение (обогащение словарного запаса)

Фронтальная, в малых группах (парах), индивидуальная.

Учебник Русский язык. 3 класс. Ч. 1./Канакина В. П., Горецкий В. Г.- М: Просвещение, 2014;

Слайды презентации с фразеологизмами для оценки своей деятельности на уроке ,проектор, ноутбук.

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Мотивация (самоопределение к деятельности)

Приветствует детей.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок!

Встаньте прямо, улыбнитесь!

И за парты тихонько садитесь!

- Откройте тетради и запишите число и классная работа. Сегодня Первое октября (учитель пишет на доске).

Приветствуют учителя.

Садятся за парты.

- Пишут в тетради число и классная работа.

Регулятивные:

Использовать  речь для регу-ляции своего действия.

2. Выявление места и причины затруднения

- (Слайд 2) Ребята, посмотрите на экран и прочитайте слова:

Синонимы

Омонимы

Фразеологизмы

Антонимы

- Какое слово лишнее?

- Почему?

- А что такое синонимы?

- Что такое антонимы?

- Читают слова.

- Фразеологизмы.

- Потомучто мы его не знаем.

- Синонимы – это слова, кото-рые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу  одинако-вы и очень близки (метель, вьюга, пурга…).

- Антонимы – это слова, проти-воположные по смыслу (холод-но – жарко, добрый – злой).

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

Решать проблемы;

Передавать информацию устным и письменным спо-собом;

Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

3. Построение проекта выхода из затруднения

(Сообщение темы и цели урока)

- Скажите, как вы думаете, какая тема урока?

- Верно

- Какую цель урока мы поставим?

- Фразеологизмы.

- Мы должны изучить, что такое фразеологизмы и нау-читься находить их в тексте.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

Познавательные:

Передавать информацию устным и письменным спо-собом.

4. Реализация построенного проекта.

- Откройте учебники на странице 49-ойи посмотрим упражнение 83. Прочитайте.

- Кто из вас знает, кого называют словом Тапир?

 – Тапир это млекопитающее с вытянутыми в хобот губами и носом. Этим он чем-то напоминает слона. Длина его тела может достигать 2х метров.(Слайд 4)

- Скажите, а что обозначает выражение «Повесил нос»?

- Верно. Это выражение имеет переносное значение «Расстроился».

- Оно употреблено в прямом или в переносном значении?

- Почему?

- Такие сочетания слов, как «Повесил нос», «Ни свет не заря» и так далее, называются устойчивыми выражениями или фразеологизмами . Их очень много.

А теперь

найдите оранжевую рамочку и прочитайте про себя, что же такое фразеологизмы.

- Что такое фразеологизмы?(Спрашивает одного ученика).

Работа со словарём:

(Слайд 3 )

- Как вы думаете, что обозначает фразеологизм «Брать на буксир»?

- А что обозначает фразеологизм «Висеть на телефоне»?

- А вот давайте откроем фразеологический словарь на стр. 157-ой и найдём толкование этихвыражений и посмотрим, правильно ли вы сказали), слова на экране:

Брать на буксир,  

Висеть на телефоне.

- Найдите их и прочитайте про себя. Кто прочитает, сядьте правильно, чтобы я видела, что вы готовы ответить.

- Что значит «Брать на буксир»?

- Что значит «Висеть на телефоне»?

. Выпишите эти фразеологизмы и их значения в тетрадь.

- Молодцы.

ФИЗМИНУТКА.

.Читает один ученик:

Тапир навек повесил нос,

Грустит он об одном:

Он собирался стать слоном.

Да так и не дорос…

Высказывают предположения.

- Расстроился, приуныл…

- В переносном.

- Потому что это фразеологизм.

читают определение.

Читает один ученик:

- …Это устойчивые сочетания слов, в которых нельзя заме-нить или пропустить какое либо слово, иначе изменится весь смысл. Например «ни свет ни заря означает -  рано, до рассвета».

Высказывают предположения.

Высказывают предположения.

Открывают словарь в конце учебника и ищут толкование фразеологизмовЧитают про себя.

- …Это означает – помогать отстающему.

- …Это означает – Часто и долго говорить по телефону.

Пишут в тетради.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу;

использовать речь для регу-ляции своего действия;

выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкциями;

ставить, формулировать и решать проблемы;

передавать информацию устным и письменным спо-собом;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

Обращаться за помощью, формулировать свои затруд-нения;

Адекватно оценивать собст-венное поведение.

5. Первичное закрепление

- Переверните страницу и найдите упр. 86-ое. Нужно прочитать и объяснить значение выделенных устойчивых сочетаний слов. А как по-другому называют эти сочетания?

- Прочитайте предложение под номером 1.

- Что значит «Во весь дух»?

- Второе предложение.

- Что значит «Душа в пятки»?

- Следующее предложение.

- Что значит «Вверх тормашками»?

- И последнее предложение.

- Что значит «Куда глаза глядят»?

- Выпишите любые два предложения в тетрадь.

- Фразеологизмы.

Читает вслух ученик.

- Быстро.

Читает вслух ученик.

- Сильно испугался, испугался до смерти.

Читает вслух ученик.

- Вверх ногами.

Читает вслух ученик.

- Идти, куда видишь, идти впе-ред.

Пишут 2 предложения на выбор в тетрадь.

Регулятивные:

Использовать речь для регу-ляции своего действия;

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми;

ставить, формулировать и решать проблемы;

развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

6.        Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Найдите упр. 85-ое. Прочитайте фразеологизмы про себя.

Гладить по голове                 унывать

Падать духом                         быстро

Надуть губы                          хвалить    

Во все лопатки                      мало

Ломать голову                       думать

Рукой подать                         обидеться

Капля в море                         близко  

- Как вы думаете, какое слово из правого столбика объясняет фразеологизм «Гладить по голове»?

- Верно. Выберите из правого столбика слова, которые объясняют эти фразеологизмы и выпишите их парами, как на образце. Нашли образец?

- Выражение «Падать духом» писать не нужно. Оно уже разобрано в учебнике. Приступайте.

Проверка по эталону:

- Посмотрите на доску (Слайд 5) – у вас получилось так же как у меня?

- Посмотрите на рисунок рядом со столбиками. Что там изображено?

- Что делает мальчик?

- Какому фразеологизму соответствует рисунок?

- Верно, она подходит к нескольким выражениям. Кажется, что мальчик думает, но может он обиделся на кого-то, или, возможно, он расстроился.

- А теперь самостоятельно в тетради составьте любое предложение с одним из этих фразеологизмов.

Самостоятельная работа на оценку:

- Сейчас мы выполним небольшую самостоятельную работу. На столах у вас карточки с заданием. Подпишите свою фамилию вверху карточки. Вам нужно среди этих фраз найти фразеологизмы и подчеркнуть их одной линией. Всем понятно? Приступайте.

Собирает карточки для проверки.

Читают фразеологизмы.

- Хвалить.

- Нашли.

Выполняют упр. в тетради.

Сравнивают свою работу.

Смотрят на рисунок.

- Мальчик изображен.

- Думает, грустит…

- «Ломать голову», «Надуть губы», «Падать духом».

Составляют предложение самостоятельно в тетради.

.

Несколько учеников читают свои предложения.

Слушают задание.

- Да.(Выполняют см. работу.)

Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми;

Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

7.        Подведение итогов. Рефлексия

- Скажите, какая была тема урока?

- Что такое фразеологизмы?

- Как вы думаете, какое значение имеют фразеологизмы – прямое или переносное?

- Почему?

- Например?

- На столах у вас сигнальные карточки. -  

1. Поднимите зелёную карточку, если вам было всё понятно и вы теперь самостоятельно можете разбираться с фразеологизмами;

2. Поднимите жёлтую карточку, если вы не до конца поняли, и нуждаетесь в помощи;

3. Поднимите красную карточку, если вам было ничего не понятно.

- Фразеологизмы.

- Устойчивые сочетания слов.

- Переносное.

- Потому что иногда фразеоло-гизмы не понятные, а их прямое значение простое и понятное.

- Ломать голову – думать.

Поднимают сигнальные карточ-ки.

Регулятивные:

формировать и удерживать учебную задачу.

Познавательные:

Применять правила и пользоваться инструкция-ми;

Развивать следующие мыс-лительные процессы: срав-нение, обобщение, анализ.

Коммуникативные:

адекватно оценивать собст-венное поведение.

8. Домашнее задание

- Ребята, открываем дневники и записываем домашнее задание.. Стр. 50, упр. 87-ое.  Вам нужно будет вставить пропущенные буквы в слова и найди и подчеркнуть устойчивые словосочетания – что такое устойчивые словосочетания?

- Верно. Спасибо за урок.

- Фразеологизмы.

Регулятивные:

Выбирать действия в соот-ветствии с поставленной задачей и способами её реализации.

                                     

        

\


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Синонимы Фразеологизмы Антонимы Омонимы

Слайд 2

Брать на буксир. Висеть на телефоне.

Слайд 3

Брать на буксир – помогать отстающему. Висеть на телефоне – часто и долго говорить по телефону.

Слайд 4

Тапир

Слайд 5

Гладить по голове – хвалить; Падать духом – унывать; Надуть губы – обидеться; Во все лопатки – быстро; Ломать голову – думать; Рукой подать – близко; Капля в море – мало.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока русского языка. Урок - игра "Знатоки русского языка" (VIII вид)

Урок - игра "Знатоки русского языка" проводился в рамках методической недели Русского языка в 3Г классе для детей с лёгкими интеллектуальными нарушениями,в ГБОУ школа 487 Выборгского ра...

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка "Составление текста по сюжетным картинкам" (3 класс), УМК "Школа России"

Тип урока: рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления умений составлять текст с опорой на сюжетные рисунки.Задачи урокаДидактические:Повторить типы текстов, и их основные части;Совершенство...

Технологическая карта урока русского языка «Сравнение как одно из выразительных средств русского языка» (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования представлений о сравнении, как о средстве выразительности речи.Задачи урока Дидактические:1.Дать представление о средствах сравнения в речи;2.Научить составлять пред...

Технологическая карта урока русского языка «Делу время, потехе час» (Родной русский язык, 2 класс).

Цель урока: создание условий для формирования знаний обучающихся о игрушках прошлого.Задачи урокаДидактические:1. Актуализировать знания о связи между предложениями в тексте посредством индивидуальной...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...