Имя существительное в дательном падеже
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чистякова Валентина Николаевна

открытый урок по теме "Имя существительное в дательном падеже" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_2022.docx27.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Сухобезводненская средняя школа»

Выполнил: Учитель 4 «б» класса

Чистякова Валентина Николаевна

ХОД УРОКА.

  1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

 

- Какое нужно настроение, чтобы урок получился интересным и полезным?

- Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Посмотрите и улыбнитесь друг другу. Улыбнитесь и гостям тоже.

- Молодцы! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности.

2.Актуализация знаний 

Чтобы буквы ложились на строку красиво мы сделаем пальчиковую гимнастику.

Упражнения:

1.     Солнышко – тучка (4 раза)

2.     А теперь возьмите ручку и покатайте ее между ладонями.

3.     –Откроем тетради  запишем число,  классная работа.

- Хочу напомнить вам правило письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит». Проверьте свою посадку.

-Начнем урок с орфографической минутки.

-Сегодня поработаем над буквой, которую вы сможете узнать, если найдёте одинаковый звук в словах. Внимание слова: мир, ива, слива, диво (и).

Спишите, продолжив закономерность:

ииИиииИииИиииИ

На доске три слова. Буквы в них рассыпались.

Ребёказ               берёзка

Водечка              девочка        

Угрд                    друг              

1.Составьте первое слово (Один ученик работает у доски)

2. Запишите, какие орфограммы есть, подчеркните.

(Записываем слова на доске и в тетради с проговариванием орфограммы)

- Рядом со словом «друг» запишите имя своего лучшего друга .

-Вспомните, как пишутся имена?    

3. Повторение ранее изученного материала об имени существительном

Что общего у этих слов? Докажите.                                                       

 

-Что мы уже знаем  об имени существительном?

(В результате чего появляется кластер)

  1. Имя существительное
  2. Обозначает предмет
  3. Отвечает на вопросы: кто? Что? И вопросы падежей
  4. Изменяется по родам
  5. Изменяется по числам

- Сколько падежей в русском языке?  (6). Назовите их.

-С какими 2 падежами мы уже познакомились? (И.п., Р. п.)

- В каком падеже стоят записанные существительные? Как вы узнали?

- На какие вопросы отвечают существительные в родительном падеже?

-С какими предлогами употребляются существительные в родительном падеже? (из, до, с, у, около, без, от, для, после, вокруг)

-Поставьте данные существительные в форму родительного падежа .

берёзка                      без березки                      

девочка                     для  девочки

друг…                       у друга

- Запишите предложение под диктовку:

Капли дождя застучали по крышам.

- Какие орфограммы встретились?

- Определите падеж существительных.

- В каком слове вы испытали затруднения при определении падежа? (  Д.п)

3.Актуализация учебной задачи

- Определите тему урока? (Д.п. имён сущ.)

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?) вывешиваю на доску Д.п. и вопросы

- Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

- Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

4.Открытие нового знания (работа в парах)

-Сейчас поработаем в парах.

- Возьмите карточку №1.  Вставьте пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.

Слайд

(самопроверка) - Проверьте с эталоном на доске. Если есть ошибки, исправьте.  Чья пара допустила ошибки? Поднимите руки.

- На какую орфограмму встретились слова? (Непроверяемая гласная, удвоенная согласная)

- Найдите имена существительные и определите падеж, но сначала давайте вспомним алгоритм определения падежей имён существительных  Алгоритм на доске)

  • Найду в словосочетании главное слово;
  • Поставлю от главного слова к существительному вопрос;
  • По вопросу определю падеж

( 1 уч. объясняет)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по.) Вывешиваю на доску предлоги

- Сравним наш вывод с выводом в учебнике на с. 47.

- Выполним упражнение 83 на странице 46.

- Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит(«Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Кто автор этих басен?  (Андрей Андреевич Крылов)

Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- На доске эталон. Проверим.

- Кто допустил ошибки? ( 1 уч. объясняет, если есть ошибка)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

В упражнении  у слова подходит стоит цифра 2. Какое задание она обозначает? (разбор слова по составу)

- Это задание вы выполните в парах.  Возьмите карточку с этим словом и разберите его по составу.

 Проверим.

- Сегодня мы изучили особенности какого падежа ?

- На какой вопрос отвечают имена сущ. в Д.п.?

- С какими предлогами употребляются в речи?

Физкультминутка.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти лёгкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрите, и под ноги,

Вправо, влево – побыстрей!

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

6. Включение знаний в систему (работа на карточках)

- Сейчас вы будете работать на карточках  самостоятельно. Сначала подпишите карточку, затем  прочитайте и выполните задание.

(Подготовленные дети получают карточку №1, остальные учащиеся получают карточку №2)

Карточка № 1.

Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

От дуба, по тропинке, до дороги, по небу, из дома, вокруг леса, к бабушке, у окна.

Карточка № 2.

Подчеркните предлоги и выделите окончания имён существительных, определите падеж имён существительных.

(От чего?) от дуба, (по чему?) по тропинке, (до чего?) до дороги, (по чему?) по небу, (из чего?) из дома, (вокруг чего?) вокруг леса, (к кому?) к бабушке, (у чего?) у окна.

- Встретились ли вам имена существительные в дательном падеже? (По тропинке, по небу, к бабушке)

- Какие вопросы вы ставили? С каким предлогом употреблялись имена сущ – е?

- В каком еще падеже встретились имена существительные? (В родительном падеже. От дуба, до дороги, из дома, вокруг леса, у окна.)

- Выберите любое слово и составьте с ним предложение. Запишите его и подчеркните грамматическую основу.

- Прочитайте свое предложение и назовите его грамматическую основу. (2 человека)

После урока карточки сдайте, я проверю и оценю работы.

6. Итог урока.

Рефлексия.

-Ребята! Представьте себе, что я корреспондент познавательного журнала. Прошу вас ответить на мои вопросы. (подхожу к детям)

- Что узнали об именах существительных в дательном падеже? (Отвечают на вопросы кому? чему?, употребляются с предлогами к, по.)

- Чему научились? (Научились находить имена существительные в дательном падеже, определять падеж имен существительных.)

- Достигли ли мы цели, поставленной в начале урока?

-Оценим свою работу.

-Кто считает, что у него всё получилось,  всё было понятно и интересно на уроке поднимите карточку с  (! )

-Если кто – то сомневается, что всё выполнил правильно, если до не до конца освоил тему -    поднимите (?)

7. Оценка

8. Домашнее задание:

- Открываем дневник, записываем  домашнее задание

        

Страница 47, упражнение 85.

8. Ребята! Вы сегодня хорошо поработали! Молодцы! Урок окончен.


Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.



Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.



Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.




Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.


Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Пришёл к т..варищу, иду по д..роге, подошёл к з..воду, идти по шо..е, подъехал к гор..ду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: " Правописание безударных окончаний существительных в дательном падеже".

Класс:4Программа: " Школа России", соответствует ФГОСТип урока: урок изучения нового материала.Проведен в классе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.Задания,представленные в уроке, орие...

Урок "Безударные окончания имён существительных в дательном падеже всех склонений"

Урок русского языка проводится в 4 классе по программе "Школа России". Учебно- методический комплекс В.П.Канакина. Тема "Безударные падежные окончания имён существительных в дательном падеже всех скло...

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже.

В уматериале к уроку представлены разноуровневые задания. Используются  современные образовательные технологии....

4класс РУССКИЙ ЯЗЫК Тема урока: Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже

Цели: развивать умение распознавать имена существительные в дательном падеже; познакомить с окончаниями имён существительных в дательном падеже; совершенствовать умение списывать текст; развивать о...

Технологическая карта урока по русскому языку 4 класс на тему" Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже". Школа России

Познакомить с правилом написания окончаний имён существительных в дательном падеже, научить правильно писать безударные окончания существительных в дательном падеже, определять склонение существительн...