Имя существительное
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс)

Задачи

Предметные:

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные:

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushchshch.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя существительное

Задачи

Предметные:

  • Познакомить с обобщённым лексическим значением имён существительных.
  • Познакомить с признаками имени существительного.
  • Развивать орфографическую зоркость.

Метапредметные:

  • Формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.
  • Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Расширять словарный запас.

Личностные:

  • Воспитывать понимание важности изучения русского языка.
  • Воспитывать любовь, уважение к русскому языку.

Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления.

Оборудование: учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык» 3 класс, часть 2; мультимедийный проектор;

II. Проверка домашнего задания.

– Прочитайте второе предложение.

– Какие части речи в этом предложении?

– Назовите главные члены предложения.

III. Минутка чистописания.

На доске запись:

мороз – ед.ч

окна – мн.ч.

узоры – ?

– Какую букву нужно поставить вместо вопросительного знака? Обоснуйте свой ответ(Приведите свои примеры по образцу)

IV. Наблюдение над ролью имен существительных в предложении.

А)На доске запись: к м а ь о в р о з е л я н и а х о д г с б у с ч ы

– Эта запись – бессмысленный набор букв. Какие виды заданий вы предложите для данного набора букв? (вычеркнуть буквы гласных, вычеркнуть буквы согласных, составить слова и т. д.)

Б) Составьте предложения, в которых будут все три данных слова.

Г)Дети составляют предложения устно. Самое лучшее (1–2) записывают под диктовку учителя в тетради.

Мороз разукрасил окна сказочными узорами.

– Разберите предложение по частям речи.

– Подчеркните главные члены предложения.

– Можно ли понять, о чем говорится в предложении, если убрать существительное?

– Какими членами предложения являются здесь существительные? (Подлежащим – мороз и второстепенными членами предложения – окна, узорами.)

V. Наблюдение над ролью имен существительных в нашем языке.

Работа над упражнением ...

– Как вы отличаете имена существительные от других частей речи? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? или что?)

– Что обозначают имена существительные?

Дети отвечают на этот вопрос под руководством учителя.

Имена существительные обозначают:

1. Конкретные предметы (пенал, стол).

2. Живые существа (собака, курица, девочка).

3. Явления природы (ветер, дождь).

4. События (война, революция).

5. Процесс, название действий (стрельба, рост).

6. Абстрактные понятия (дружба, честность).

VI. Письмо по памяти. (Упр. ...)

VII. Упражнение в классификации существительных. (Упр. ...)

– Какие группы слов вы написали?

– Чем сходны между собой все эти слова?

– Подчеркните безударные гласные в корнях слов.

VIII. Наблюдение над многозначностью имен существительных.

На доске записаны стихотворения:

Я сегодня сбилась с ног –

У меня пропал щенок.

Два часа его звала,

Два часа его ждала.

За уроки не садилась

И обедать не могла.

С. Михалков

Он проснулся ночью тёмной,

Было только три часа.

Он ужасно испугался,

Что урок уж начался.

А. Барто

– Прочитайте стихи.

– Какой смысл имеет существительное урок в этих стихах? (В первом стихотворении слово урок употребляется в значении «домашнее задание», во втором – в значении «учебный час».)

– Многие существительные в русском языке имеют несколько значений: коса у девушки и коса как сельскохозяйственное орудие труда, овсянка – каша и овсянка – птица, лисички – животные и лисички – грибы и т. д.

VI. Итог урока.

– Что вы знаете об имени существительном?

– Каким членом предложения чаще всего бывает существительное?

Домашнее задание. Упражнение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку "Имя существительное и его роль в речи.Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? и что?

Знакомить с обобщенным лексическим значением имен существительных, отрабатывать понятие "имя существительное", формировать умение различать слова, отвечающие на вопросы кто? и что?...

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Урок русского языка. 4 класс Тема: Одушевлённость и неодушевлённость имён существительных как особое грамматическое значение имён существительных.

На этом уроке русского языка ребята получат возможность разобраться с таким грамматическим значением имён существительных как одушевлённость и неодушевлённость....

Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные

Урок русского языка в 3 классе для национальных школ....

Дидактический материал по русскому языку по теме "Склонение имён существительных", "Падежные окончания имён существительных"

Позволяет проверить индивидуальные знания учеников по теме "Склонение имён существительных", "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"...

Образование имён существительных от основ существительных и глаголов (конспект урока)

Целью урока является рассмотрение способов словообразования существительных с разными значениями от основ имён существительных и глаголов при помощи суффиксов, стимулирование мотивации к учению....