Урок по русскому языку в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Чистякова Валентина Николаевна

урок по русскому языку в 4 классе на тему "Глагол"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_glagol.docx36.72 КБ
Файл otkrytyy_urok_lagol.pptx1.19 МБ

Предварительный просмотр:

№______ Дата __________ Класс 4-А                 Учитель

ТЕМА: РОЛЬ ГЛАГОЛОВ В ЯЗЫКЕ.

Тип урока

Урок усвоения новых знаний

Цели урока

Создать условия для повторения роли глаголов  в языке; совершенствовать умения находить в тексте глаголы и указывать их грамматические признаки; способствовать развитию навыка классификации глаголов по значению; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.

Планируемые   результаты

Предметные

Уметь распознавать части речи, рассказывать о глаголе как части речи , различать глаголы среди слов других частей речи, а также среди омонимичных слов. Определять лексическое значение глаголов и роль глаголов в предложении. Определять тематическую группу глаголов.

Метапредметные УУД

познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;регулятивные: постановка учебной задачи; оценивание качества и уровня усвоения материала

Личностные

Установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом

Оборудование

Учебник В.П. Канакиной,В.Г.Горецкого. Мультимедийная презентация к уроку.. Электронное приложение к учебнику«Русский язык». Карточки для учащихся.

Ход урока

Этапы  урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые
способы деятельности учащихся

I.Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята! Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, улыбнитесь и пожелайте доброго дня.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Проявляют эмоциональную отзывчивость
на слова учителя

II. Актуализации знаний.

1.Подготовка к повторению темы.

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает определить тему  урока.

Сегодня мы повторим часть речи , с которой вы уже знакомы. А скакой,  вы узнаете, выполнив задание на слайде.

 (Глагол)

–Это первый  урок по данной теме, освежим в памяти знания о гл.  (работа в парах)

У вас на партах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о глаголе.

Подводится итог, выполненной работы.

Сравним ваши ответы с научным определением  гл. и его морфологических признаков на слайде.

- Странно, я все печатала, в этом лучике была указана тема.

Выполним задание, которое поможет определить тему урока.

 Организует работу в парах.

– Сравните два текста.

Текст 1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Величественные громады пароходов с множеством труб, разноцветных флагов. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками.

Текст 2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Дымят трубы. Хлопают на ветру разноцветные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики.

- Чем отличаются эти тексты?. Какая ч.р. придает динамики во втором тексте?

Как вы думаете  какая у нас тема урока?

- тема урока названа (повт.).

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы.

Участвуют в составлении кластера.

Решают проблему в парах.

Проявление  внутренней потребности к построению учебных действий.

Анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков.

Осуществляют контроль, самоконтроль
для установления правильности выполнения заданий

III.Целеполагание

Сформулируйте цель урока.

– Сегодня на уроке будем определять роль глаголов в языке. Нам придется провести исследование, а значит, мы должны учиться излагать свои мысли, выражать свою точку зрения, доказывать, защищать ее.

Для того, чтобы реализовать наши цели мы построим урок помаршрутному листу

Маршрутный лист урока

1.Разминка.

2.Наблюдения надглаголами.

3.Тренировочные упражнения.

5. Разгадка словарного слова

6. Подводим итоги

Работа по карте успешности

Оцените своизнания  по этой теме. В конце ур мы посмотрим на том же уровне ост ваши зн или произошли изменения

– Сегодня мы будем говорить о глаголах с точки зрения их значимости в речи. Повторим, какую роль играют глаголы в языке.

Определяют уровень своих знаний по карте успешности

Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем.

IV.Применение знаний и умений в новой ситуации.

1.Наблюдение над языковым материалом

Разминкаглагол

-Как вы думаете, есть ли вопросы о глаголе, на которые мы не знаем, как ответить?

-Тогда  у меня вопрос!

– Как можно назвать глаголы, которые передают движение?

1.– А что еще могут передавать глаголы?

- Какие тематические группы глаголов существуют?

Ответ на этот вопрос вы найдете сами , выполнив задание в группах.

Делимся на 5 групп. Вспомните правила работы.

 Проверка.  Вывод. -Оцените свою работу в группе.

- С какой целью выполняли это задание? (расширили свои знания о значении глаголов в речи).

Выдвигают гипотезы.

– Глаголы, которые создают движение, называют глаголами движения.

Отвечают на вопросы.

Каждая группа выполняет задание –определяет тематическую группу, приводит свои примеры.

Делают выводы.

Высказывают  своё предположение относительно способов решения учебной задачи.

делают
выводы; осуществляют классификацию.

Проявляют уважительное отношение к иному мнению.

V.Физкультминутка

Выполняют движения

Осуществляют профилактику утомления.

2.Трениро-вочные упражнения

(электрон.приложение к учебнику)

2. Организует устную работу учащихся.

–-С какой целью выполняли это задание? (повторили признаки глагола).        

Выполняют работу.

Отвечают на вопросы.

Комментируют выполненные задания.

Самостоятельно формулируют задание: определяют его цель, планируют алгоритм его выполнения,

самостоятельно оценивают.

VI.Обобщение и систематизация знаний.

1.Самостоятельная работа – упражнение 141.

2.Знакомство со словарными словами

3.Контроль

1.– Прочитайте. Найдите глаголы. Какие из них являются омонимами? Что они обозначают?

– Спишите первое предложение.

-Разберите по членам, дайте характеристику предложению.

-Каким членом предложения является глагол?

2.Предлагает угадать словарные слова по их значению.

Сверкать- 1. сиять ярким, искристым, прерывистым   светом.

  2. блестеть, выражая сильные чувства (обычно о глазах)

       Гореть     - 1.поддаваться действию огня; уничтожаться огнём. 

 (из словаря Ожегова)

Организует дифференцированную работу

1. Подумай и запиши фразеологизм, соответствующий данному значению.

Кто-либо очень быстро убегает, удирает.  ________________________

Дело спорится, идет быстро.

1. Подумай и запиши фразеологизм, соответствующий данному значению.

Кто-либо очень быстро убегает, удирает.  ________________________

Дело спорится, идет быстро.

3.Работа с индивидуальной карточкой.

Определи к какой тематической группе относится глагол.  Обозначь значком + в нужной строке таблицы.

движения

зву-чания

тру-да

ре чи, мысли

чувства

Щебечут

Думал

Едут

Печалится

Убирает

Говорила

Самопроверка по эталону.

Самооценивание.

Выполняют работу самостоятельно.

Осуществляют самопроверку и самооценку .

Отвечают на вопросы.

Выполняют синтаксический  разбор предложения.

Выбирают задание по уровню

3.Заполняют индивидуальную карточку

Согласовывают  усилия по решению учебной задачи, Договариваются и приходят  к общему мнению в групповой работе.Учитывают  мнение товарищей.Строят логические рассуждения, обосновывают свой выбор,комментируют.Проявляют самостоятельность и личную ответственность на основе представлений о нравственных нормах.

Анализируют, сравнивают, делают выводы.

Проявляют уважение и внимание к родному языку, осознают  личностный смысл учения.

Оценивают результат своих действий.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(итог).

1.Работа с рефлексивным экраном

-Теперь я знаю как…

- Я понял, что…

-Было интересно…

2. выставление оценок

Отвечают на вопросы.

выбирают фразы, характеризующие работу каждого ученика на уроке.

Осмысливают
и оценивают свою деятельность на уроке.

Планируют дальнейший образовательный маршрут

осознанно готовиться

к урокам русского языка, выполнять задания,формулировать свои вопросы и задания для одноклассников; пользоваться формами самооценивания на уроке.

VIII.Домашнее задание.

Слайд 5.

Дает комментарий к домашнему заданию.

Предлагает на выбор задания

  1. Записать  по 3 глагола из любых трех тематических групп  
  2. №143

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи

Принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего
развития


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка в 4 классе

Слайд 2

морозить грустить жужжать рисовать они

Слайд 3

Глагол Часть речи В предложении является сказуемым Изменяются по временам , числам Изменяются по лицам- в н.в . и б..в р одам –в прш.вр Что делать? Что сде-лать ? Обозначчает действие предмета

Слайд 4

Текст 1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Сре-диземного моря. Ве-личественные гро-мады пароходов с множеством труб, разноцветных фла-гов . Толпы пассажи-ров , пестрота одежд, носильщики с тележками. Текст 2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средизем-ного моря величест-венно замерли гро-мады пароходов. Ды -мят трубы, хлопают на ветру разноцвет- ные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики.

Слайд 5

Текст 1. Жаркое южное утро. Порт на берегу Сре-диземного моря. Ве-личественные гро-мады пароходов с множеством труб, разноцветных фла-гов . Толпы пассажи-ров , пестрота одежд, носильщики с тележками. Текст 2. Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средизем-ного моря величест-венно замерли гро-мады пароходов. Ды -мят трубы, хлопают на ветру разноцвет- ные флаги. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики.

Слайд 7

Цели урока Исследовать роль глаголов в языке Научиться классифицировать глаголы по значению Для чего? Где эти знания нам пригодятся в жизни?

Слайд 8

Учебные задачи умение находить глаголы различать в тексте глаголы-омонимы учиться излагать свои мысли, выражать свою точку зрения

Слайд 9

Разминка Минутка каллиграфии Исследование Наблюдения над глаголами Тренировочные упражнения Разгадка словарных слов Маршрутный лист урока

Слайд 10

Карта успешности МОГУ ОБЪЯСНИТЬ И НАУЧИТЬ ДРУГОГО ЗНАЮ И ПОНИМАЮ НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ЗНАЮ И УМЕЮ

Слайд 11

Разминка

Слайд 12

И сследование ( работа в группах) М яукать, свистеть, жужжать Мыть, резать, копать Уговорить, отвечать, рассказывать Радоваться , грустить, страдать Ж елтеть, зеленеть, белеть Группы глаголов со значением: з вучания т руда р ечи п роявления чувств цвета

Слайд 13

Местоимение – присядьте Глагол – хлопните в ладоши Физкультминутка

Слайд 14

Тренировочные упражнения

Слайд 15

С в е ркать - 1. с иять ярким, искристым, прерывистым светом. 2. б лестеть , выражая сильные чувства (обычно о глазах ) Г о реть - 1.поддаваться действию огня; уничтожаться огнём. (из словаря Ожегова) Словарная работа

Слайд 16

Задание на выбор 1. Подумай и запиши фразеологизм, соответствующий данному значению. Кто-либо очень быстро убегает, удирает. ________________________ Дело спорится, идет быстро. ________________________ 2.Вставь пропущенные буквы. Св.ркнул гл.зами , сг.рел на р.боте . Св.рчок д.машний , силь-ное г.рение

Слайд 17

Задание на выбор 1. Подумай и запиши фразеологизм, соответствующий данному значению. Кто-либо очень быстро убегает, удирает. Сверкае т пятками. Дело спорится, идет быстро. Работа горит. 2.Вставь пропущенные буквы. Св е ркнул гл а зами , сг о рел на р а боте . Св е рчок д о машний , сильное г о рение.

Слайд 18

Глаголы со значением движе ния звуча ния труда речи, мысли чувства щебечут думал едут печалится убирает говорила

Слайд 19

Глаголы со значением движе ния звуча ния труда речи, мысли чувства щебечут + убирает + думал + печалится + едут + говорила +

Слайд 20

Самооценка + - работа выполнена без ошибок. Молодец ! - допустил 1-2 ошибки . Хорошо ? – более 3 ошибок . Надо еще поработать над такими заданиями

Слайд 21

Карта успешности МОГУ ОБЪЯСНИТЬ И НАУЧИТЬ ДРУГОГО ЗНАЮ И ПОНИМАЮ НЕ УВЕРЕН, ЧТО ВСЕ ЗНАЮ И УМЕЮ

Слайд 22

Теперь я знаю как … Я понял, что… Было интересно… Рефлексия

Слайд 23

1гр – придумать по 3 глагола из любых трех тематических групп 2 гр – упр.143 Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку. 4 класс. Учебник "К тайнам русского языка" М.С. Соловейчик

Тема урока:"Склонение существительных". На уроке разрешаются проблемные ситуации, составляется алгоритм рассуждения, решаются орфографические задачи....

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

Урок по русскому языку, 2 класс "Упражнение в написании имён прилагательных" (обобщение) (учебник "Русский язык," 2 класс. Программа " Школа - России")

Цели урока: - формировать умение применять  и точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи, находить их в тексте, определять их род и число, формировать навыки правописания...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или Азбука" (2 урок)...

Русский язык Конспект урока по русскому языку (3 класс) "Правописание слов с безударными гласными в корне слова"

Методическая разработка открытого урока по русскому языку для 3 класса, к учебнику Канакиной В.П., УМК «Школа России», с применением приёма технологии динамического оценивания.Тема: «...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Методическая разработка урока по русскому языку 1 класс "Русский алфавит, или азбука"

Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской области Технологическая карта урока по русскому языкуТема: Русский алфавит, или азбукаЦели Познакомить детей с алф...