Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка в условиях раеализации ФГОС
учебно-методический материал по русскому языку

Непогодьева Мария Анатольевна

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая задача поставлена в новом образовательном стандарте.[18].

Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова [8].

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования универсальных учебных действий, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования»[22].

Поэтому, выбранная мною тема, актуальна и значима.

В связи с работой по Федеральному государственному  образовательному стандарту мне пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции нового стандарта. Формированию универсальных учебных действий у детей уделяю внимание на всех уроках. Уроки русского языка имеют большие возможности для формирования познавательных УУД.

Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.

Задачи работы:

1) Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия», выделить характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

2) Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

3) Показать эффективность проделанной работы.

Данная работа может представлять интерес для педагогов начальной школы.

ГЛАВА 1.  Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД)  в педагогической и методической литературе

Термин универсальные учебные действия принадлежит Асмолову А. Г. До него этим вопросом занимался Гальперин П. Я. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

•Личностные универсальные учебные действия

•Регулятивные универсальные учебные

•Коммуникативные универсальные учебные действия

•Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий

Остановимся поподробнее на составе познавательных УУД.

          Познавательные универсальные учебные действия включают

  1. Общеучебные.

К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.     

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область[8].

  1. Логическими УУД являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков( существенных, несущественных);

• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование [9].

  1. Действия постановки и решения проблем

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [5].

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал[15].

1.3  Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных универсальных учебных действий

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,) [1].   

Для успешного обучения немалое значение имеет  формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе. С первых уроков отрабатываются  умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.

 

 

 

Глава 2 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

В начале 2019 года мной было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня  сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.

Исследование состояло из двух этапов:

1 этап – Стартовая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (начало учебного года);

2 этап – Повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (конец первого года обучения).

Для определения уровня сформированности  познавательных УУД  на старте использовала различные методики (приложение 1).

В процессе отбора методик для диагностики предпочтение отдавалось тем, которые удобны для проведения и обработки, не требуют большого количества стимульного материала, могут проводиться фронтально не только психологом, но и любым учителем начальных классов.

Цель проводимой диагностики: выявление развития познавательных учебных действий.

Оцениваемые УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, моделирование;

логические –обобщение и классификация, синтез, сравнение;

способ решения проблемы.

Диагностика оценки сформированности познавательных  УУД  у обучающихся

 

 

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития познавательных УУД  на достаточно низком уровне. Среди общеучебных действий на низком уровне  поиск и выделение необходимой информации, среди логических действий на низком уровне обобщение и классификация, синтез, сравнение. Достаточно низкий уровень формулирования проблемы.

Проанализировав данные, я пришла к выводу, что сформированность познавательных учебных действий в начале учебного года находится на низком уровне.  В возрасте 9-10 лет дети легко создают  чувственные и визуальные модели, тяжело знаково - символические, словесно- логическое мышление только формируется. Дети способны называть несколько источников информации, но самостоятельно пользоваться не могут ещё. Дети проблему видят вербально, но не формулируют её.

Система работы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета « Русский язык»

Поставила для себя задачу подобрать приемы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета  «Русский язык».

Проанализируем приемы и типы заданий  учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  « Русский язык» 4  класса . Само содержание учебника, его методический аппарат позволяет работать над формированием познавательных УУД. Условные обозначения учебника помогают детям ориентироваться в содержании и искать нужную информацию в учебнике. При работе с условными обозначениями формируются знаково- символические УУД и умение искать информацию. В учебнике дети встречаются с героями, некоторые помогают создать проблемные ситуации. Таким образом формируется умение формулировать проблему и создавать пути выхода из проблемных ситуаций.

Использование занимательных элементов как средство формирования познавательных УУД

Задания учебника достаточно разнообразны, многофункциональны, но чтобы у детей вызвать интерес и мотивацию к изучению данной темы, подбираем упражнения, которые тоже направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использую на уроке занимательные элементы. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами,  творческие словари,  творческие задания на дом, игры, которые кроме определенной обучающей функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету и помогают формировать познавательные УУД.

Решать задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами

Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия. Работа с ребусами , кроссвордами помогает анализировать, преобразовывать информацию, формировать знаково- символические действия, синтез. Кроссворды можно использовать на разных этапах урока ( для проверки знаний, для актуализации знаний)

Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать работу с анаграммами. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «ОРКЕЬН, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Корень, нота, калькулятор, слух. Корень- это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.».

 При выполнении таких заданий учащиеся формируют умение анализировать, синтезировать.

Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык»

Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

В.А. Сухомлинский, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д. Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс[3].

Атмосфера творчества на уроках русского языка способствует не только формированию познавательных универсальных учебных  действий , но и положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости

учеников и учителя.

Данная работа помогает развитию орфографической зоркости и запоминанию словарных слов.

  «Картинный словарь» ( способствует формированию  поиска информации, знаково – символических действий, сравнение)

Ребята рисуют сюжетную картинку, подбирают такие предметы, которые бы ассоциировались с той буквой, которая является ошибкоопасным местом в слове.

             

   

 

 При работе со словарными словами использую разные игры.

 «Толковый словарик» (способствует формированию анализировать, сравнивать, классифицировать).

 Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова.  Дети угадывают и  записывают с проговариванием.

«Схемы- угадайки» (способствуют формированию знаково- символических действий)

О___О___ (воробей, молоко…)

_______СС__ ( касса, масса…)

___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

«Лишнее слово» (способствуют формированию логических действий: сравнение , классификация, построение логической цепочки)

ВОРОНА

ПЕТУХ

КОРОВА

СОРОКА

ДОРОГА

Нужно подбирать слова так , чтобы можно было выделить не одно .

Игра « Дополни до целого слова ». (способствуют формированию логических действий: синтез)

Детям даётся ряд слогов и они дополняют их, образуя слова.

                  ка , ко, ку , ки.  Дети не только учатся читать сло - ги, но и подбирают слова, в которых есть данные слоги ( карандаш, картина, яблоко, курица, кукушка.) 

Все выше описанные упражнения, задания и приёмы способствуют формированию познавательных УУД, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики, которая была проведена в конце первого года обучения.

Диагностика оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса

 

 

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. На 15% улучшились показатели по действию моделирования, на 10% обобщение и классификация, значительное улучшение логического действия- синтез на 20% .

              

Заключение

В данной работе решался ряд задач.

Решая первую задачу, были рассмотрены сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников. В результате в сфере познавательных универсальных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Решая вторую задачу, я постаралась обосновать возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников познавательных УУД, навыков и способов деятельности:

•  интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

•  познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

•  организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Решая третью задачу, в работе был представлен мой педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка. Я пришла к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий.

Творческий подход к детям поможет решить эти задачи, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.

 

 

 

Информационные ресурсы

1.      Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] c.

2.      Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. - 307с.

3.      Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996. - 462 с.

4. Горленко Н М.  и др. «Структура УУД и условия их формирования» -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

5.. Дидактическая система  деятельностного  подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.

6. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. - М., 1993.

7. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6

8.      Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010г.

9.  Коточигова Е. В. Научу учиться. Формирование универсальных учебных действий у учеников начальной школы. Методические рекомендации-Ярославль: ГОАУ ИРО, 2011. – с.68

10. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.

11. «Начальная школа» №7-2010г. Е.М. Тихомирова  «Занимательный материал по русскому языку», с.29-33.

12. Осмоловская,  И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.

13.  Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

14.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010. – (Стандарты второго поколения.)

15.  Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А. Иванова. Волгоград: Учитель, 2011г.

16. “Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения”. Под ред. М. С. Соловейчик. Москва, 2000, с. 23.

17. Степанова Е. Ю.  «Оценка метапредметных и личностных результатов обучающихся 1-х и 2-х классов в условиях реализации ФГОС»  г. Переславль-Залесский, 2012  Под общ. редакцией Н. А. Кук.  Рецензент: Е. В. Коточигова — заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО Институт развития образования, доцент, кандидат психологических наук.

18.  Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.

19.  Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Формирование познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

Работа выполнена

Непогодьевой Марией Анатольевной,

учителем начальных классов

МАОУ «Кичменгско-Городецкая СШ»

 

с. Кичменгский Городок

2023 г

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

 1.1. Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД)  в педагогической и методической литературе

1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий

1.3. Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных универсальных учебных действий

ГЛАВА 2 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ        


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно такая задача поставлена в новом образовательном стандарте.[18].

Концепция развития УУД разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова [8].

Логические линии, направленные на решение вопроса формирования универсальных учебных действий, четко выстроены в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения. Значимость развития личности учащегося, его познавательных и созидательных способностей, формирования у него целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности также подчеркивается в «Концепции федеральных государственных стандартов общего образования»[22].

Поэтому, выбранная мною тема, актуальна и значима.

В связи с работой по Федеральному государственному  образовательному стандарту мне пришлось переосмыслить цели и ценности современного начального образования с позиции нового стандарта. Формированию универсальных учебных действий у детей уделяю внимание на всех уроках. Уроки русского языка имеют большие возможности для формирования познавательных УУД.

Цель работы: Обобщить опыт работы по формированию познавательных УУД на уроках русского языка.

Задачи работы:

1) Рассмотреть понятие «универсальные учебные действия», выделить характеристики познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

2) Описать собственный педагогический опыт по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка.

3) Показать эффективность проделанной работы.

Данная работа может представлять интерес для педагогов начальной школы.


ГЛАВА 1.  Теоретические основы познавательных универсальных учебных действий младших школьников.

1.1 Понятие познавательных универсальных учебных действий (УУД)  в педагогической и методической литературе

Термин универсальные учебные действия принадлежит Асмолову А. Г. До него этим вопросом занимался Гальперин П. Я. В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:

•Личностные универсальные учебные действия

•Регулятивные универсальные учебные

•Коммуникативные универсальные учебные действия

•Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

1.2 Виды познавательных универсальных учебных действий

Остановимся поподробнее на составе познавательных УУД.

          Познавательные универсальные учебные действия включают

  1. Общеучебные.

К общеучебным универсальным действиям относятся: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств (; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально – делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.    

Важно отметить такое общеучебное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

• моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

• преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область[8].

  1. Логическими УУД являются:

• анализ объектов с целью выделения признаков( существенных, несущественных);

• синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно - следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование [9].

  1. Действия постановки и решения проблем

Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [5].

Следует помнить, что при формировании познавательных УУД необходимо обращать внимание на установление связей между вводимыми учителем понятиями и прошлым опытом детей, в этом случае ученику легче увидеть, воспринять и осмыслить учебный материал[15].

1.3  Возможности уроков русского языка в начальной школе по развитию познавательных универсальных учебных действий

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных УУД. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв обеспечивает развитие знаково-символических действий — замещения (например, звука буквой), моделирования (например, состава слова путем составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщенные способы действий (В.В. Давыдов, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин,) [1].    

Для успешного обучения немалое значение имеет  формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе. С первых уроков отрабатываются  умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий.


Глава 2 Описание педагогического опыта по формированию познавательных универсальных учебных действий младших школьников на уроках русского языка

В начале 2019 года мной было проведено исследование, целью которого являлось определение уровня  сформированности познавательных универсальных учебных действий у учащихся 4 класса.

Исследование состояло из двух этапов:

1 этап – Стартовая диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (начало учебного года);

2 этап – Повторная диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий (конец первого года обучения).

Для определения уровня сформированности  познавательных УУД  на старте использовала различные методики (приложение 1).

В процессе отбора методик для диагностики предпочтение отдавалось тем, которые удобны для проведения и обработки, не требуют большого количества стимульного материала, могут проводиться фронтально не только психологом, но и любым учителем начальных классов.

Цель проводимой диагностики: выявление развития познавательных учебных действий.

Оцениваемые УУД: общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, моделирование;

логические –обобщение и классификация, синтез, сравнение;

способ решения проблемы.

Диагностика оценки сформированности познавательных  УУД  у обучающихся

Таким образом, можно сделать вывод, что уровень развития познавательных УУД  на достаточно низком уровне. Среди общеучебных действий на низком уровне  поиск и выделение необходимой информации, среди логических действий на низком уровне обобщение и классификация, синтез, сравнение. Достаточно низкий уровень формулирования проблемы.

Проанализировав данные, я пришла к выводу, что сформированность познавательных учебных действий в начале учебного года находится на низком уровне.  В возрасте 9-10 лет дети легко создают  чувственные и визуальные модели, тяжело знаково - символические, словесно- логическое мышление только формируется. Дети способны называть несколько источников информации, но самостоятельно пользоваться не могут ещё. Дети проблему видят вербально, но не формулируют её.

Система работы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета « Русский язык»

Поставила для себя задачу подобрать приемы по формированию познавательных УУД средствами учебного предмета  «Русский язык».

Проанализируем приемы и типы заданий  учебника Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева  « Русский язык» 4  класса . Само содержание учебника, его методический аппарат позволяет работать над формированием познавательных УУД. Условные обозначения учебника помогают детям ориентироваться в содержании и искать нужную информацию в учебнике. При работе с условными обозначениями формируются знаково- символические УУД и умение искать информацию. В учебнике дети встречаются с героями, некоторые помогают создать проблемные ситуации. Таким образом формируется умение формулировать проблему и создавать пути выхода из проблемных ситуаций.

Использование занимательных элементов как средство формирования познавательных УУД

Задания учебника достаточно разнообразны, многофункциональны, но чтобы у детей вызвать интерес и мотивацию к изучению данной темы, подбираем упражнения, которые тоже направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий.

Наряду с традиционными формами организации учебной деятельности эффективно использую на уроке занимательные элементы. К ним можно отнести ребусы, кроссворды, карточки с анаграммами,  творческие словари,  творческие задания на дом, игры, которые кроме определенной обучающей функции непосредственно стимулируют интерес обучаемых к изучаемому предмету и помогают формировать познавательные УУД.

Решать задачу усвоения предметной терминологии помогает работа с ребусами и кроссвордами

Польза ребусов заключается в необычном представлении терминов русского языка. Их можно решать в начале изучения новой темы: заинтриговать новым словом, а затем объяснить его смысл. Появившиеся таким необычным способом термины, как правило, запоминаются лучше. Ребусы можно расшифровывать и при повторении, когда учащиеся сами объясняют смысл предложенного понятия. Работа с ребусами , кроссвордами помогает анализировать, преобразовывать информацию, формировать знаково- символические действия, синтез. Кроссворды можно использовать на разных этапах урока ( для проверки знаний, для актуализации знаний)

Наряду с элементами по решению кроссвордов и ребусов, можно использовать работу с анаграммами. Путем перестановки букв нужно составить слова и определить слово, относящееся к русскому языку. Все буквы должны быть использованы. Объяснить смысл этого понятия, с точки зрения лингвистики (русского языка). Например: «ОРКЕЬН, АОИТ, ТОРЛЯКУКАЛЬ, УХЛС. Корень, нота, калькулятор, слух. Корень- это главная часть слова и общая часть однокоренных слов.».

 При выполнении таких заданий учащиеся формируют умение анализировать, синтезировать.

Такие серии заданий позволяют активно включатся учащимся в учебный процесс предмета «Русский язык»

Учащимся нравится работать с анаграммами, это повышает уровень творческого труда. Их можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

В.А. Сухомлинский, что творческий подход учителя к учебному процессу способно пробудить в ребёнке скрытые способности и таланты.

Больше всего мне близка точка зрения К.Д. Ушинского. Он утверждал, что самостоятельность учащихся в добывании знаний принесёт больше плодов, чем готовый материал, предоставленный наставником. И задача учителя заключается в том, чтобы грамотно организовать учебный процесс[3]. 

Атмосфера творчества на уроках русского языка способствует не только формированию познавательных универсальных учебных  действий , но и положительной мотивации процесса обучения, эмоциональной близости

учеников и учителя.

Данная работа помогает развитию орфографической зоркости и запоминанию словарных слов.

  «Картинный словарь» ( способствует формированию  поиска информации, знаково – символических действий, сравнение)

Ребята рисуют сюжетную картинку, подбирают такие предметы, которые бы ассоциировались с той буквой, которая является ошибкоопасным местом в слове.

            

   

 При работе со словарными словами использую разные игры.

 «Толковый словарик» (способствует формированию анализировать, сравнивать, классифицировать).

 Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова.  Дети угадывают и  записывают с проговариванием.

«Схемы- угадайки» (способствуют формированию знаково- символических действий)

О___О___ (воробей, молоко…)

_______СС__ ( касса, масса…)

___Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

«Лишнее слово» (способствуют формированию логических действий: сравнение , классификация, построение логической цепочки)

ВОРОНА

ПЕТУХ

КОРОВА

СОРОКА

ДОРОГА

Нужно подбирать слова так , чтобы можно было выделить не одно .

Игра « Дополни до целого слова ». (способствуют формированию логических действий: синтез)

Детям даётся ряд слогов и они дополняют их, образуя слова.

                  ка , ко, ку , ки.  Дети не только учатся читать сло - ги, но и подбирают слова, в которых есть данные слоги ( карандаш, картина, яблоко, курица, кукушка.)  

Все выше описанные упражнения, задания и приёмы способствуют формированию познавательных УУД, о чем свидетельствуют результаты повторной диагностики, которая была проведена в конце первого года обучения.

Диагностика оценки сформированности познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 4 класса

Полученные данные свидетельствуют о положительной динамике формирования познавательных универсальных учебных действий у младших школьников. На 15% улучшились показатели по действию моделирования, на 10% обобщение и классификация, значительное улучшение логического действия- синтез на 20% .

        

Заключение

В данной работе решался ряд задач.

Решая первую задачу, были рассмотрены сущностные характеристики развития познавательных универсальных действий младших школьников. В результате в сфере познавательных универсальных действий выпускники научатся использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Решая вторую задачу, я постаралась обосновать возможности уроков русского языка по формированию познавательных универсальных действий средствами заданий творческого характера и пришла к выводу, что важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников познавательных УУД, навыков и способов деятельности:

•        интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);

•        познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);

•        организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).

Решая третью задачу, в работе был представлен мой педагогический опыт по формированию познавательных универсальных действий младших школьников на уроках русского языка. Я пришла к выводу, что очень важно проводить планомерную, целенаправленную работу по формированию познавательных универсальных действий.

Творческий подход к детям поможет решить эти задачи, а именно: развить самостоятельное мышление, воображение, речь, поможет установить доверительные отношения между обучающим и обучающимся, позволит ребятам свободно общаться друг с другом, проявлять критичность и самокритичность, свободно выражать своё мнение.


Информационные ресурсы

1.        Антонова, Е. С. Методика преподавания русского языка: (начальные классы): учебник / Е. С. Антонова, С. В. Боброва. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2010. - 447, [1] c.

2.         Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М.: Академия, 2001. - 307с.

3.         Волина, В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах / В. В. Волина. - М.: АСТ, 1996. - 462 с.

4. Горленко Н М.  и др. «Структура УУД и условия их формирования» -  журнал «Народное образование» № 4/2012 г., с.153.

5.. Дидактическая система  деятельностного  подхода. Разработана авторским коллективом Ассоциации «Школа 2000…» и апробированная на базе Департамента образования г. Москвы в 1998-2006.

6. Зак А.З. Диагностика мышления детей 6-10 лет. - М., 1993.

7. Зайцева, И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. - Пилотный выпуск. - С. 4-6

8.         Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли/ Под ред. А.Г. Асмолова. М., 2010г.

9.  Коточигова Е. В. Научу учиться. Формирование универсальных учебных действий у учеников начальной школы. Методические рекомендации-Ярославль: ГОАУ ИРО, 2011. – с.68

10. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. – 2011. - № 11. – С. 59.

11. «Начальная школа» №7-2010г. Е.М. Тихомирова  «Занимательный материал по русскому языку», с.29-33.

12. Осмоловская,  И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. – 2012. - № 10. – С. 6.

13.  Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

14.  Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. – М., 2010. – (Стандарты второго поколения.)

15.  Развитие мышления и познавательных способностей младших школьников. Конспекты занятий, упражнения и задания. / Авт.-составители Л.А. Абъятанова, Т.А. Иванова. Волгоград: Учитель, 2011г.

16. “Русский язык в начальных классах: теория и практика обучения”. Под ред. М. С. Соловейчик. Москва, 2000, с. 23.

17. Степанова Е. Ю.  «Оценка метапредметных и личностных результатов обучающихся 1-х и 2-х классов в условиях реализации ФГОС»  г. Переславль-Залесский, 2012  Под общ. редакцией Н. А. Кук.  Рецензент: Е. В. Коточигова — заведующая кафедрой дошкольного и начального образования ГОАУ ЯО Институт развития образования, доцент, кандидат психологических наук.

18.  Федеральный государственный  образовательный стандарт начального общего образования второго поколения. М., 2011г.

19.  Фундаментальное ядро содержания общего образования: проект / Под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»

« Использование информационно-коммуникационных технологий для формирования познавательной деятельности младших школьников на уроках русского языка»...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС....

Формирование познавательных интересов младших школьников на уроках русского языка.

Аттестационная работа по профессиональной переподготовке содержит теоретический и практический материал....

Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка

Формирование познавательной деятельности младшего школьника на уроках русского языка...

Формирование орфографической зоркости у младших школьников на уроках русского языка в условиях ФГОС

        Многие годы не одно поколение ученых, родителей, учителей мучают вопросы: как научить детей грамотно писать, как соединить науку о законах русской орфографии с детьм...

НЕСТАНДАРТНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Урок является основной организационной формой обучения в школе. Это не только важная организационная единица процесса обучения и воспитательного процесса, но, прежде всего, педагогическая. Каждый урок...

Развитие орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка в условиях реализации ФГОС.

Актуальность и перспективность опыта.     Главным в своей работе с учениками считаю создание ситуации успеха, комфортных условий для оптимального развития каждого ребёнка....