План-конспект урока. ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ
план-конспект по русскому языку

Шевцова Каролина Евгеньевна

Тема урока: Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bukvosochetaniya_chk_chn_cht_shchn_nch.docx28.31 КБ

Предварительный просмотр:

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу

 У.: Ребята, посмотрите на доску, постарайтесь собрать из слов предложение:

нас, всё, получится, у!

О.:У нас сегодня всё получится!

У.: Молодцы, ребята. Внимательно посмотрите на слайд и скажите, какими вы должны быть, чтобы  у вас на уроке все получилось?

О.: Любознательными, трудолюбивыми, аккуратными и т.д.

У.:  Да,если мы с вами  будем с вами усердно трудиться  у нас обязательно все получится . Начнем же!

III. Открытие новой темы. Целеполагание.

У.: Ребята, когда я готовилась к сегодняшнему уроку на компьютере произошел сбой и слова, с которыми я хотела вас познакомить стали неправильными. Как вы видите некоторые буквы в словах подчеркунты, интересно,что же это значит?

О.: Что там есть ошибка

У.:Да, Но так как мы еще не знаем тему урока и правило мы не можем их исправить, поэтому на помощь я позвала буквы Ч, Щ, которые помогут узнать, что мы будем изучать и как правильно написать слова

(собачька, телефоньчик, коричьневый, мощьный, чьтец)

У: (На доске Ч  Щ ) Ребята, какие  звуки обозначают эти буквы?

О.: Ч Щ

У.:Правильно, дайте характеристику этим звукам

О.: согласные, шипящие, всегда мягкие

У.: К буквам Ч , Щ пришли в гости  подружки  буквы Н К Т. 

Как вы думаете, какие пары можно составить, используя эти буквы?

О.: ЧК ЧН ЧТ НЧ ЩН

( выложить пары букв на доске)

У: Молодцы, об этих буквосочетаниях мы и будем разговаривать сегодня на уроке. Попробуйте сформулировать тему.

О: Тема урока – Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч.

У: Правильно! Как вы думаете, что нужно узнать сегодня на уроке?

О: Сегодня на уроке нужно узнать, как правильно писать эти буквосочетания.

У: Чему нужно учиться?

О: Нужно будет учиться правильно писать эти  орфограммы и находить их в словах.

IV. Открытие новых умений, знаний

Восприятие новых умений и знаний

У: Замечательно! Мы определили, какие буквосочетания мы с вами будем сегодня изучать, а теперь нам нужно выполнить одну очень важную задачу. Нам нужно узнать, как выглядят слова с этими буквосочетаниями. Как вы думаете, зачем нам нужно это знать?

О.: Чтобы знать, как правильно пишутся эти буквосочетания в словах

У.: Правильно, ещё раз посмотрите на доску и прочитайте стихотворение. Оно не завершено, его вам нужно закончить, используя приведённые слова, но их нужно будет изменить так, чтобы сохранилась рифма. (Поставьте слова в ласкательной форме)

Здесь хорошее местечко, протекает мимо (река).

Дождик вылился из тучки и собачке вымыл (руки).

 Подарила мама дочке разноцветные (носки).

О: Здесь хорошее местечко, протекает мимо речка. Дождик вылился из тучки и собачке вымыл ручки. Подарила мама дочке разноцветные носочки.

У: Верно. Какое буквосочетание мы можем выделить в этих словах?

 О.: ЧК

У.: Правильно, прочитайте следующие строки.

О: Моя главная мечта – стать хорошим чтецом.

У: Вы знаете, кто такой чтец?

О: Чтец – это человек, который читает, по-другому его можно назвать читатель.

У: Замечательно! Какое буквосочетание мы выделим в этом слове?

О.: ЧТ

У.: Отлично, ребята, скажите, как можно назвать ученика, у которого в дневнике стоят одни пятёрки?

О: Это отличник.

У: Верно!

О.: Сочетание ЧН

У.: Как можно назвать зверя, который охотится по ночам?

О.: Хищник

У.: Какое буквосочетание мы выделим в этом слове?

О.: ЩН

У: Ребята, на доске есть два слова, в которых перемешались буквы. Попробуйте собрать из этих букв слова.

О: Получились слова клянчить и нянчиться.

У: Верно. (Вы знаете, что значат эти слова? Обучающиеся выскажут предположения, учитель говорит правильное значение). Клянчить – это значит выпрашивать, а нянчиться – это значит присматривать за кем-либо или ухаживать.

О.: Сочетание НЧ

У.: Ребята, посмотрите на эти слова и буквосочетания ещё раз. Есть ли в них мягкий знак?

О: В этих буквосочетаниях нет мягкого знака.

У.: Что обозначает мягкий знак в слове?

О.: Мягкий знак обозначает мягкость

У.: Как вы думаете, нужен ли в этих буквосочетаниях мягкий знак?

О.: нет

У.: Почему

О.: мягкий знак здесь не нужен, потому что буквы Ч, Щ мягкие

Осмысление новых умений и знаний

У.:Молодцы ребята, мы с вами определили, какие буквосочетания мы будем изучать и увидели, как выглядят слова с этими буквосочетаниями, теперь мы попробуем сами создать такие слова. У вас на столах лежат карточки. Что вы видите на них?

О.: Мы видим слова и буквосочетания

У.: Правильно, вам нужно изменить эти слова так, чтобы в них оказались эти буквосочетания. Приступайте.

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

У: А у Олеси будет индивидуальное задание. Посмотрите на карточку, на ней перечислены все слова, которые мы с вами проговорили. Олеся, распредели их в пять групп в зависимости от того, какая в них орфограмма.

О.: Выполняют задание.

У.: Проверим. На доске вы видите правильный ответ. Оцените свою деятельность на этапе работа в карточке. Критерии в таблице на доске.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

А теперь, проверьте, как Олеся  справилась с заданием. Ее задачей было распределить слова на группы. Прочитай, что у тебя получилось. Если вы согласны с ответом Олеси, поднимите руку.

О: ЧК: местечко, речка, тучки, ручки, собачке, дочке, носочки. ЧН: отличник. ЧТ: чтец, мечта. ЩН: хищник. НЧ: нянчиться, клянчить.

У: Замечательно, я тоже согласна с ответом Олеси.

Запоминание новых умений, знаний (Работа с правилом и упражнениями из учебника)

У:Верно. Откройте свои учебники на странице 5 и прочитайте правило в рамочке. Можно ли это правило сделать выводом проделанной работы?

О: Да, в правиле сказано, что все буквосочетания, с которыми работали, являются орфограммами и что в них не нужно писать мягкий знак.

У.: Чтобы нам было проще запомнить правило, буквы-подружки принесли нам стихотворение запоминалку. Арина, прочитай его

О.: Читает

У: Верно, но сегодня мы будем работать не только с правилом и запоминалкой, чтобы нам было проще выполнять задания, которые встретятся на уроке, мы будем использовать алгоритм, но его тоже нужно составить. Вспомним, что мы делали сначала?

О.: Отвечают

У.: Молодцы,проверим. Читаем алгоритм цепочкой

О.:Читают

У.: Замечательно. Ребята, теперь посмотрите на упражнение 5. Что нужно сделать?

Алгоритм выполнения упражнений по русскому языку

  1. Откройте учебник на странице 50, упражнение 85.
  2. Прочитайте задание
  3. Как вы поняли задание?
  4. Выполните задание устно
  5. Выполните задание письменно в тетради самостоятельно (выполнение упражнения обучающимися)
  6. Проверьте, как вы справились с заданием (самопроверка, взаимопроверка, самоанализ, анализ, проверка учителем)
  7. Оценка учителя (отметочная или безотметочная, комментирование)

О:Нужно прочитать слова, списать их и подчеркнуть лишнее слово с объяснением.

У:Прочитайте слова цепочкой и постарайтесь назвать буквосочетания, с которыми мы знакомимся на уроке.

О: - Мачта, почта, мечта, чтение. В этой строке сочетание ЧТ.

- Яблочко, корочка, тапочки, пончик. В этой строке сочетания ЧК и НЧ.

У: Вы правы. В первой строке  вы не назвали слово матч. Почему?

О: В этом слове нет буквосочетания, которое мы изучаем.

У: Какой вывод вы можете сделать?

О: Значит, в первой строке слово «матч» будет лишним.

У: Как вы думаете, какое слово будет лишним во второй строке?

О: Во второй строке слово «пончик» будет лишним, потому что остальные слова с орфограммой ЧК.

У: Правильно. Мы с вами обсудили, как правильно выполнять задание, теперь выполните его, используя алгоритм, который вы видите на доске.

У.: Теперь откройте страницу 6 и прочитайте упражнение 7. Что вам нужно сделать?

О: Нам нужно прочитать отрывки из сказок и назвать сказки.

У: Как называются сказки, из которых приведены отрывки?

О: Первая сказка называется «Курочка Ряба», вторая сказка «Снегурочка», а третья сказка «Лисичка со скалочкой».

У: Скажите, все эти сказки будут русскими народными?

О: Нет, не все сказки русские народные, только «Курочка Ряба» и «Снегурочка», а сказка про лисичку со скалочкой будет авторской, потому что у неё есть автор.

У: Правильно. Ребята, Теперь выпишите из упражнения слова, в которых есть орфограмма ,выполните задание, используя алгоритм, который вы видите на доске.

У.: Обменяйтесь со своим соседом по парте тетрадями, посмотрите на доску и проверьте, все ли слова ваш сосед написал, правильно ли он их списал, выделил ли орфограммы.

Слова: Курочка, яичко, дочка, лисичка, скалочку. Обменяйтесь тетрадями снова.

 Посмотрите на упражнение 8. Что нужно сделать?

О: Нужно произнести слова и проверить, правильно ли мы их произносим, в орфоэпическом словаре.

У: Какой вывод можно сделать после того, как вы произнесли слова?

О:Нам не нужно произносить эти буквосочетания чётко, они произносятся как [шн] и [шт].

У: Верно. Составьте предложение с любым из этих слов устно.

О: - Я играю в волейбол, когда мне скучно.

- Мама убирается, чтобы дома было чисто.

- Я люблю говорить слово «конечно».

У: Молодцы. Оцените свою деятельность на этапе «Задания учебника» и поставьте себе баллы в оценочные листы, проверьте в тетради правильность выполнения всех заданий.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла

VI. Закрепление открытых умений, знаний

(Выполнение упражнения, творческое задание)

У: Вот теперь, когда мы узнали правило и потренировались выполнять упражнения, мы можем изменить слова. В тетрадях вам нужно будет записать слова, правильно.

собачька, телефоньчик, коричьневый, мощьный, чьтец

У.: Проверим, как вы выполнили задания. Арина, прочитай слова и объясни почему ты написала их именно так

собачка телефончик коричневый мощный чтец

У.: Оцените свою деятельность на этапе «Закрепление», поставьте баллы.

Нет ошибок

5 баллов

1-2 ошибки

4 балла

3 ошибки

3 балла


VII. Итог урока. Рефлексия

У: Ребята, время подводить итоги. Какую тему мы сегодня изучали?

О: Мы изучали тему «Буквосочетания чк, чн, чт, щн, нч».

У: Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

О: Мы узнали, как правильно писать эти орфограммы.

У: Чему учились?

О: Мы учились находить орфограммы в словах, а ещё правильно их писать

У:  Вспомним, какой у нас был девиз урока?

О.: У нас все поучится

У.: Посмотрите на доску. Посмотрите руку те, кто считает, что у них все получилось отлично

О.: ….

У.: Теперь, поднимите руку те, кто считает, что у них все получилось неудачно

О.:….

У.: Я вижу, что всех вас получилось отлично. Скажите, а кто заметил, что это за слова?

О.: Это слова с той орфограммой, над которой мы сегодня работали.

У.: Молодцы, ребята, мне очень понравился наш урок. До свидания

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

Молоко

ЧН

Цветок

Внук

ЧК

Ночь

Мощь

ЩН

Овощ

Птенец

НЧ

Телефон

ЧК

ЧН

ЩН

ЧТ

НЧ

Местечко,речка, тучки, ручки, собачке, дочке, носочки, отличник, солнечный, ночной, чтец, мечта, хищник, нянчиться, клянчить

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов

Оцени себя

Работа в карточке

Работа в учебнике

Закрепление

Кол-во баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

План-конспект интегрированного урока чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "СКазка-ложь,да в ней намёк, добрым молодцам урок" (2 класс)

Интегрированный урок чтения и письма по теме "Наблюдения над парными согласными в конце слова" или "Сказка-ложь,да в ей намёк, добрым молодцам урок" даёт возможность на конкретном материале сказки "Ли...

План-конспект интегрированного урока музыки и живого мира в 1 классе для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития. Тема урока: "Весенняя капель"

Тема: «Весенняя капель».Цели: развитие слухового восприятия, слуховой памяти, закрепление понятия «весна».Задачи: - повторение времён года (зима, весна), повторение признаков весны- развитие умения сл...

План - конспект открытого урока по физической культуре в 1 классе Тема урока: Баскетбол.

Тема урока: Баскетбол.Задачи:   1. Формировать у учащихся понятия: «строй», «шеренга», «колонна»,                    развивать внимание, монологи...

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе. Тема урока: «Правописание ударных и безударных окончаний имён прилагательных».

План-конспект открытого урока русского языка в 4 классе.Тема урока:«Правописание ударных и безударных  окончаний имён прилагательных»....